microbik.ru
1


ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА КОММЕРЦИИ

Направление: 080300.62 «Коммерция», 080100.62 «Экономика».

Дисциплина: Природопользование.

Общая трудоемкость дисциплины: 60 и 75 часов соответственно, в т.ч. лекции - 24 ч., семинары – 8 ч., самостоятельная работа – 28 и 43 часа соответственно.

Статус дисциплины: дисциплина относится к дисциплинам по выбору естественно- научного цикла.

Семестр: третий семестр.

Преподаватель: доктор философских наук, профессор Астафьев Анатолий Константинович

Часы консультаций: еженедельно, четверг с 11.00 до 12.45, Лермонтовский пр. 44, ауд. 413г.

Телефон: (812) 575-03-19

e-mail: commerce_ame@mail.ru
ОПИСАНИЕ КУРСА «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

1. Цель курса: формирование у студентов разумного отношения к использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, а также приобретение современных представлений о фундаментальной экологии и научных основах природопользования.

  1. Организационно-методическое построение курса

Структурно курс состоит из 3 разделов и 8 тем.

Раздел I. Предмет природопользования.

Тема 1. Основные понятия природопользования.

Тема 2. Развитие представлений о строении природной среды.

Раздел II. Пути взаимодействия природы и общества.

Тема 3. Социальные аспекты взаимодействия природы и общества.

Тема 4. Устойчивое развитие и рациональное природопользование.

Тема 5. Экологический мониторинг.

Раздел III. Правовые и экономические основы рационального природопользования.

Тема 6. Правовые основы природопользования.

Тема 7. Экономический механизм природопользования.

Тема 8. Управление природопользованием.

Виды занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа.

Контроль успеваемости включает: текущий контроль, рубежный контроль и промежуточную аттестацию (зачет).

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по темам учебной дисциплины.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета и контрольной работы у студентов заочной формы обучения.
3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3.1. Основная литература:

  1. Воронов А.П. Рациональное природопользование.- Учебник-М.: Высшая школа. 2000.- 290 с.

  2. Дрогомирецкий И.И., Кантор Е.Л., Маховикова Г.А. Экономика природопользования. Учебное пособие- СПб.: Вектор. 2005. -160 с.

  3. Кондратьев К.Я. и др. Экодинамика и экологический мониторинг Санкт- Петербургского региона в контексте глобальных изменений. СПб.: Наука, 1996.

  4. Разумовский В.М. Природопользование. Учебник- СПб.: С. Петербупгский Университет. 2003.- 294 с.

  5. Шимова О.С., Соколовский М.К. Экономика природопользования. Учебное пособие.- М.-Мн.: ИНФРА-М. 2005.- 378 с.

  6. Природопользование: Учебник / под Ред. Э.А. Арустамова, 2000 – 284 с.

  7. Основные нормативно-правовые акты Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. СПб.: 2001.

  8. Сборник рекомендаций Хельсинской комиссии. РОО «Экология и бизнес». СПб.: 2001.

  9. Руководящие указания по экологическому аудиту. Межд. Стандарты (ГОСТ Р ИСО 14010-98, ГОСТ Р ИСО 14011-98, ГОСТ Р ИСО 14012-98).

  10. ГОСТ Р ИСО 14001. Система управления окружающей средой. Требования и руководство к применению.

  11. ГОСТ Р ИСО 14004. Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

  12. ГОСТ Р ИСО 14050 Система управления окружающей средой. Термины и определения.

  13. Оценка воздействия на окружающую среду: Учебное пособие.

  14. ГОСТ Р ИСО 14031-2001. Система управления окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования.

  15. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы.

  16. Земельный кодекс РФ.- М.: Экзамен. 2005.- 95 с.

  17. Водный кодекс РФ.-М.: Омега-Л. 2006.-60 с.

  18. Лесной кодекс РФ.- М.: Омега-Л. 2006.-64 с.

  19. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды».- М.: Омега-Л. 2006.-64 с.

3.2. Дополнительная литература:

  1. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата: Наука. 1998.

  2. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс. 1996

  3. Соколовский Н.К. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов. Текст лекций- Мн.: БГЭУ. 2000


4. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости

4.1. Условия и показатели оценки успеваемости

Успешность изучения дисциплины студентом оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания.

При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составлящие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам экзамена (до 30 баллов).

Элементами оценивания работы студента в ходе семестра являются:

  • посещаемость аудиторных занятий;

  • активность студента и качество его ответов (выступлений);

  • результаты выполнение домашних заданий;

  • результаты выполнения контрольных работ;

  • результаты рубежного контроля, внутрисеместровой и семестровой (курсовой) аттестации;

количество и качество выполняемых дополнительных заданий преподавателя.

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п.

Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов. Если результат промежуточной аттестации (зачет) не превышает 25 баллов, все премиальные баллы аннулируются.

Если к моменту проведения промежуточной аттестации с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения «зачтено», они могут быть поставлены ему по результатам текущей успеваемости без проведения зачета. Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.

Для студентов первого курса обучения прохождение промежуточной аттестации является обязательным.
4.2. Балльная структура оценки

Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:

1. Посещение лекционных занятий с предоставлением конспекта – 1 балл за одно занятие, максимально 12 балл из расчета 12-ти лекций.

2. Посещение семинарских занятий - 1 балл за одно занятие, максимально 4 баллов из расчета 4-х семинаров.

4. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - до 3 баллов за одно занятие, максимально 12 баллов.

5. Выполнение домашних заданий (проводится на каждом семинарском занятии) - до 5 баллов за одно задание, максимально 20 баллов из расчета 4 занятий.

6. Прохождение первого рубежного контроля (по темам 1-4), проводится в форме письменной контрольной работы, - максимально 10 баллов.

7. Прохождение второго рубежного контроля (по темам 5-8), проводится в форме письменной контрольной работы, максимально 12 баллов.

Итого максимально: 70 баллов.

Прохождение промежуточной аттестации (зачет) – максимально 30 баллов.

Всего: 100 баллов.



4.3. Шкала оценок (изучение дисциплины завершается зачетом)

Набранные баллы

<50

51-60

61-67

68-84

85-93

94-100

Зачет\незачет

Незачет

Зачет

Оценка по шкале ECTS

F Fx

Д

С

В

А


5. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел I. Предмет природопользования

Тема 1. Основные понятия природопользования

План:

  1. Предмет курса. Цели и задачи курса.

  2. Основные понятия природопользования: экологическая система, природная среда, природные условия и природные ресурсы, рациональное природопользование.

  3. Основные принципы охраны окружающей среды

Тема 2. Развитие представлений о строении природной среды

План:

  1. Природные типы экосистем: экологические ниши, биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы и биосфера Земли.

  2. Концепция биосферы В.И.Вернадского, ее функционирования и развития.

  3. Глобальная эволюция биосферы и влияние экосистем человека на природные процессы.


Раздел II. Пути взаимодействия природы и общества

Тема 3. Социальные аспекты взаимодействия природы и общества

План:

1. Современные проблемы, тенденции и закономерности в сфере взаимодействия общества и природы.

2. Национальные и международные программы рационального природопользования.

3. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Тема 4. Устойчивое развитие и рациональное природопользование

План:

  1. Понятие устойчивого развития, учет интересов будущих поколений, экстерналий между поколениями.

2. Концепция мирового развития с учетом экологических ограничений. 3. Программа экономического и социального развития «Повестка дня на ХХI век». Критерии устойчивого развития.

Тема 5. Экологический мониторинг

План:

1. Определение и содержание мониторинга. Объекты мониторинга: природные, антропогенные и природноантропогенные экосистемы.

2. Пространственные и временные масштабы мониторинга. Методическое и информационно – техническое обеспечение систем мониторинга.

3. Химическое, физическое и биологическое загрязнение природной среды. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды.

4. Принципы экологического нормирования. Нормативные показатели воздействия на окружающую среду. Экологический риск.
Раздел III. Правовые и экономические основы рационального природопользования.

Тема 6. Правовые основы природопользования.

План:

1. Законы России об охране окружающей среды, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира.

2. Эколого-правовая ответственность – административная, дисциплинарная, уголовная и гражданско-правовая. Проступки и преступления. Экологический терроризм.

3. Международное экологическое право. Принципы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды и международные организации в области охраны окружающей среды.

Тема 7. Экономический механизм природопользования

План:

  1. Недооценка природных ресурсов в экономических системах. Рентный и затратный подходы к оценке.

  2. Система платежей за использование природных ресурсов.

3. Инвестирование природоохранной деятельности. Особенности инвестиций в отрасли народного хозяйства, связанные с использованием природных ресурсов.

4. Эффективность природоохранных мероприятий. Экологические издержки: экологический ущерб, затраты на предотвращение ущерба (предотвращенный ущерб).

Тема 8. Управление природопользованием

План:

  1. Государственное регулирование природоохранной деятельности. Органы управления окружающей средой.

  2. Государственный и ведомственный контроль. Порядок разработки природоохранных мероприятий.

  3. Управление природопользованием на предприятиях, в отраслях промышленности и на территориях (территориальные образования, муниципальные образования, закрытые территориальные образования).


6. ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

План семинарского занятия №1 по теме 2 «Развитие представлений о строении природной среды»

Темы докладов и реферативных сообщений:

  1. Основные понятия природопользования: экосистема, природная среда.

  2. Концепция учения В.И.Вернадского о биосфере.

  3. Глобальная эволюция биосферы и влияние экосистем человека на природные процессы.

Методические указания к работе над докладами

Рассматривая на семинаре эту тему, следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Раскрыть понятие «природопользование», термина «экология» его происхождение.

  2. Осветить современные представления о фундаментальной экологии и научных основах природопользования.

  3. Изложить основные положения концепции В.И.Вернадского о биосфере и об эволюции биосферы.

Следует обратить особое внимание на концепцию В.И.Вернадского и проблемы глобальной эволюции биосферы.

План семинарского занятия №2 по теме 4 «Устойчивое развитие и рациональное природопользование»

Темы докладов и реферативных сообщений:

  1. Экономическая оценка природных ресурсов: сущность, функции и задачи.

  2. Теоретико-методологические подходы к экономической оценке природных ресурсов.

  3. Условия перехода экономики на устойчивый тип развития.

Методические указания к работе над докладами

Семинарское занятие №2 позволяет раскрыть тему «Устойчивое развитие и рациональное природопользование».

Первый доклад должен раскрыть проблему экономической (денежной) оценки природных ресурсов, одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной науке, а также оценить значимость экономической оценки природных ресурсов для устойчивого развития народного хозяйства.

Во втором докладе следует рассмотреть противоречие, заключенное в смешении оценки ресурса с его стоимостью, что приводит к тому, что вне оценки остаются значительные еще не освоенные природные богатства. (Например, Сибири). Обратить внимание на то, общественно-необходимый труд, воплощенный в ресурсах является мерилом их стоимости, но не оценки.

В третьем докладе следует раскрыть понятие «устойчивое развитие экономики», показать необходимость учета интересов будущих поколений, а также учет потребностей и ограничений в устойчивом развитии.

Обратить внимание на рассмотрение ограничений техногенного развития.

План семинарского занятия №3 по теме 7 «Экономический механизм природопользования»

Темы докладов и реферативных сообщений:

  1. Экономический механизм природопользования.

  2. Инструменты эколого-экономического регулирования.

  3. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности.

  4. Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий.

Методические указания к работе над докладами

При рассмотрении темы семинара №3 следует обратить особое внимание на экономический механизм, который охватывает все виды экономического стимулирования рационального природопользования, существо методов позитивной и ограничивающей мотивации хозяйствующих субъектов, особенности инвестирования природоохранных мероприятий, финансовое и налоговое регулирование.

В первом докладе студент должен рассмотреть экономический механизм природопользования как совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Во втором докладе должна быть возможно более полно представлена существующая в российской хозяйственной практике структура инструментов эколого-экономического регулирования, включающая в себя набор поощрительных налоговых и неналоговых мер, принудительные экономические инструменты в форме различных платежей, штрафов, ограничительных инвестиционных мер, а также компенсационных мер.

В третьем докладе студент должен дать анализ публикаций, содержащих изложение современного зарубежного опыта в создании системы эколого-экономического регулирования, обратить внимание на использование наиболее распространенных экономических методов экологического регулирования.

Четвертый доклад должен содержать характеристику основных источников финансирования природоохранных мероприятий, значение и эффективность использования целевых фондов охраны природы.

План семинарского занятия №4 по теме 8 «Управление природопользованием»

Темы докладов и реферативных сообщений:

  1. Государственное регулирование природоохранной деятельности.

  2. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.

  3. Административное управление природопользованием.

Методические указания к работе над докладами

При рассмотрении темы семинара №4 студенты должны сформировать представление о существующей системе государственного регулирования природоохранной деятельностью, структуре органов, функций и методов государственного контроля, изучить действующую нормативную и правовую базу управления природоохранной деятельностью.

Первый доклад должен содержать анализ системы управления природопользованием, характеризующий деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

Второй доклад должен исходить из предпосылки о том, что основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды.

В докладе должно содержаться описание эволюции правовой базы охраны окружающей среды в Российской Федерации с начала 1990-х годов по настоящее время.

В третьем докладе должны быть освещены общесистемные функции административного управления, их структура и виды деятельности. Студент в контексте данного доклада должен продемонстрировать знание таких инструментов административного регулирования как стандарты, нормы, нормативы, лимиты. В докладе следует охарактеризовать институциональную структуру административного управления природопользованием.