microbik.ru
1 2 3


Фареник Сергей Анатольевич
Родился в 1960 г.

Служил в армии

Закончил философский факультет Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко, преподавал там же.

Аспирант, докторант Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины.

С 1999 г. доцент, преподаватель в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и в Академии СБУ Украины.

В 2003 году защитил докторскую диссертацию «Управление, как форма связи теоретических моделей и практических решений».

На основе диссертационных исследований и материалов, полученных в результате практической деятельности, издана монография «Нефтегазовый комплекс Украины. Теория и практика управления». В монографии исследуются рынки углеводородов стран СНГ и механизмы их интеграции в транснациональную среду.

Автор ряда публикаций в специализированных академических изданиях и ряда публикаций в СМИ. Исследуются теория и практика управления, вопросы трансформации и интеграции нефтегазового комплекса стран СНГ в транснациональную нефтегазовую систему, разработки и реализации механизма проектного финансирования, реализации фьючерсных, спотовых, своповых контрактов.

Автор 4-х индивидуальных монографий:

«Логика и методология научных исследований», 2000г., 340с.,

«Управление как форма связи теоретических моделей и практических решений», 2003г., 368с.,

«Нефтегазовый комплекс Украины. Теория и практика управления», 2003г., 568с.,

«Анализ зарубежного опыта управления социально-экономическими процессами», 2005г., 264с.

Посвящены проблемам теории и практики управления, международному сотрудничеству, логике и методологии научных исследований, подготовке и реализации геополитических проектов, анализу зарубежного опыта управления социально-экономическими процессами.

С 2005 г. Член правления, научный консультант группы компанией, занятой разработкой и внедрением наукоемких и энергосберегающих технологий в нефтегазовой сфере.

С 2008 г. Профессор кафедры «Государственного управления и права» МГИМО (У) МИД России.

Подготовлены учебные курсы:

«Методы, методология исследования управленческих процессов»,

«Искусство управления крупной компанией»,

«Нефтегазовый комплекс Российской Федерации в энергетическом сегменте геополитической среды»,

«Организация работы экономического блока в дипломатическом представительстве».

Государственное образовательное учреждение

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ


«Утверждаю»

Директор МИУ МГИМО (У) МИД России

проф. Р.В. Егибарян

“…” сентября 200… года

ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ КРУПНОЙ КОМПАНИЕЙ

программа учебного курса

магистратуры по направлению 521500 «Менеджмент», программа 521502 «Государственное и муниципальное управление»

Фареник Сергей Анатольевич

доктор философских наук

профессор кафедры государственного управления и права








Общее количество часов 18

Лекции 10




Семинары (практические занятия) 8




Форма контроля – зачет




2 курс магистратуры, 1 семестр





Москва 2008

Программу курса разработал

Заместитель генерального директора

ОАО «Корпорация «Монтажспецстрой»

доктор философских наук,

профессор кафедры

«Государственного управления и права»

Фареник Сергей Анатольевич
© МГИМО (У) МИД России

© Фареник С.А.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


    1. Цель курса

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов-магистрантов системы знаний теоретического материала курса и способностей к практическому применению полученных знаний в последующей научной и практической деятельности в различных сегментах профессиональной среды.

Цель курса сформулирована на основе стратегической карты компетенций МГИМО – интеграции ценностей, знаний и аналитических, системных, коммуникационных компетенций.

Курс входит в число дисциплин направления специализированной подготовки магистров по программе «Государственное и муниципальное управление», определенной действующим ГОСТом высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент», что определяет его место в учебном плане, объем часов, содержание.

Форма изучения курса - лекционная работа с применением ТСО, практическая работа в аудитории с использованием методики подготовки и реализации ролевых игр по заранее определенным сценариям, интерактивное общение с преподавателем, друг с другом на созданном на базе общего сайта МГИМО(У) специализированного сайта по тематики преподаваемого курса.

Структурно материалы учебного курса разделены на две части.

Краткое содержание данных, сообщаемых преподавателем на занятии, излагается в разделе «Содержание курса».

Информация о практических работах и заданиях, выполняемых студентами-магистрантами, задаваемых им вопросах на лекционных, практических занятиях, по результатам общения на форуме сайта, посвященного тематике курса - излагаются в разделе «План и вопросы к практическим занятиям».
1.2. Задачи курса

Основная задача преподавания курса - организовать структуру изложения материала (по форме и содержанию) таким образом, чтобы у студентов-магистрантов непосредственно в процессе изучения материала была сформирована осознанная потребность усвоить материал курса, сформировано понимание необходимости применения полученных знаний и практических навыков в научной и профессиональной деятельности.

Задачами курса являются:

1. Адекватное, в соответствии с уровнем и структурой интеллекта слушателей изложение и усвоение материала;

2. Имплементация теоретических ресурсов курса в процессы практического применения, использования;

3. Анализ реально функционирующих форм и способов организации и реализации управленческих процессов в крупных компаниях на предмет эффективности их создания и функционирования;

4. Формирование у слушателей электронной информационной базы по предмету;

5. Поддержание в интерактивном формате обратной связи со слушателями после окончания курса с целью обмена информацией для принятия ими оптимальных решений в контексте решения научных и профессиональных проблем по сути изложенного в учебном материале.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Данный учебный курс посвящен изложению законов, правил и принципов подготовки и реализации комплекса мероприятий по управлению крупными компаниями для использования в научной и профессиональной деятельности студентов-магистрантов. Курс имеет междисциплинарный характер и связан с общими целями и задачами подготовки специалистов в сфере управления с учетом специфических задач, обусловленных профилем МГИМО(У)..

В процессе изучения курса структурируются и систематизируются навыки и знания сведения, полученные при изучении теории и практики управления в процессе обучения в МИУ. Курс важен также в контексте его практического применения.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Требования к уровню освоения содержания курса определены с учетом положений нормативных документов в области высшего профессионального образования и на основе университетских принципов1.

На основе опубликованной «Перспективной модели компетенций МГИМО» сформулированы следующие компетенции, которые призвано совершенствовать изучение курса:

  1. Способность к оценке и классификации информации об объекте управления крупной компании.

  2. Способность к анализу полученной информации.

  3. Способность к разработке управленческих механизмов на основе данных анализа полученной информации.

  4. Применение подготовленных управленческих механизмов для разработки и реализации системных проектов в различных сегментах управленческой среды.

  5. Применение подготовленных управленческих механизмов для оптимизации и повышения эффективности действующих системных проектов в различных сегментах управленческой среды.

  6. Умение презентовать комплекс управленческих процедур организациям, иным субъектам, принимающим решения на предмет их применения.

Слушатели курса должны знать:

Основные законы, принципы, правила и определения курса;

Порядок организации имплементации управленческих процедур в процессы функционирования системных проектов в различных сегментах управленческой среды;

Слушатели курса должны иметь представления:

Об основных концепциях подготовки и реализации проектов для системообразующих компаний;

О порядке, условиях, специфике функционирования крупных компаний в контексте геополитического пространства;

О современных способах презентации управленческих процедур

Слушатели курса должны уметь:

эффективно работать со специальными программами подготовки управленческих проектов, иными источниками получения необходимой информации, в т.ч. электронными базами;

использовать полученные знания для решения профессиональных научных и прикладных задач;
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Темы курса
Тема 1. Определение понятия «крупная компания», специфика организации и функционирования (ауд. занятия 2 ч.)

Под крупной компанией, в контексте данного курса лекций, понимается не только и не столько предприятие, как хозяйствующий субъект, но и любой другой социальный объект, социальное образование, социальный процесс, существующий в той или иной социальной сфере общества.

Крупная компания – социальный управленческий объект, который имеет свою специфику.

Эта специфика состоит не в определении количества и качества сотрудников, товарооборота, денег, занятии сегмента рынка. Она состоит в определении особых форм и способов ее существования в обществе, социуме.

Специфическим является следующее: наиболее существенным, наиболее важным фактором для оценки существования является объективная, субъективная составляющая наличия противоречий, как внутри компании, так и компании с внешней средой.

Противоречие - это не просто антагонизм, не только несостыковка, несогласование каких-либо действий.

Противоречие - это понятие, которое характеризует такую степень взаимного влияния между объектами, при котором без учета данных противоречий происходит исчезновение как минимум одного из объектов, а, как правило, обоих объектов.

Поэтому единственная возможность обеспечить управление крупной компанией - зафиксировать противоречия, которые будут с необходимостью возникать в процессе развития функционирования, как внутри компании, так и вне ее.

Для планирования и организации управленческих процессов касательно крупной компании с учетом указанной выше специфики, существует специальная наука - «Теоретическая логика».

Основная литература

  1. Социальная сфера общества сегодня, завтра, послезавтра. Взгляд из Центра и регионов России. — М.: Институт социологии РАН, 2008.— 71 с.

  2. Христенко В. Б. Из рабочих тетрадей заместителя председателя правительства РФ. Рельсы, трубы, провода: Опыт управления инфраструктурными комплексами. - М.: Дело, 2004. - 123 с

  3. Фареник С.А. «Логика и методология научных исследований», 2000г., 340с.,

Дополнительная литература

  1. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социального анализа. - М., 1996; Социальная сфера (Н.И. Исаев, Т.Ю. Коршунова и др.). — М., 2000;

  2. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях: Сб. научн. трудов Под ред. Козловой И.В., Платоновой Н.А. - М.: ГАСБУ, 1996;

  3. Шавель С.А. Социальная сфера общества и личность. - М., 1998.

  4. Бабич A.M., Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. - М.: РАУ, 1993;

  5. Дмитриев М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопросы экономики. -1999.-№2.

  6. Нарский И. С., Проблема противоречия в диалектической логике, М., 1969;

  7. Абалкин Л.И. Сущность, структура и актуальные проблемы совершенствования хозяйственного механизма // Экономические науки.1978. №8. С. 33.

Основные ресурсы Интернет

  1. Сергей Дацюк, журнал "Ї" http://www.uis.kiev.ua/~_xyz/outside_management.html, 2003г.

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Противоречие


Тема 2. Теоретическая логика, как основа разработки и реализации управленческих процессов в крупной компании (ауд. занятия 4 ч.)

Теоретическая логика является универсальным инструментом для исследования социальных процессов, социальных объектов, в том числе, естественно, исследования управления крупной компанией.

Коль скоро противоречия внутри компании и с объектами внешней социальной среды достигают такого уровня, что без их учета невозможно обеспечить не только нормальное функционирование, но и существование компании, следует организовать процесс фиксации данных противоречий, их учета и разрешения в процессе управления компанией.

Как всякая наука, теоретическая логика имеет:

- Законы,

- Правила,

- Принципы

В дальнейшем изложение курса «Искусство управления крупной компанией» будет осуществляться в соответствии с законами, правилами, принципами теоретической логики.

В соответствии с правилами теоретической логики исследовательский процесс следует представить в виде субъект-объектного взаимодействия,

Процесс управления - это всегда процесс исследования.

Исследование всегда взаимодействие субъекта с объектом.

Субъект исследования - определенная социальная группа исследователей и/или управленцев.

Объект исследования, соответственно управления - определенные процессы, происходящие в той или иной социальной среде.

Субъект-объектное взаимодействие в процессах управления осуществляется посредством использования инструментария, который в теоретической логике определяется, как звено опосредования между субъектом и объектом.

Для начала процесса исследования, соответственно управления, необходимо также зафиксировать потребность субъекта в исследовании объекта.

Для этого, относительно субъекта исследователь/управленец фиксирует:

- цели исследования/управления,

- задачи исследования/управления,

- механизм реализации поставленных задач,

- планируемые результаты.

Для этого, относительно объекта исследователь/управленец фиксирует:

- предмет исследования/управления,

- объект исследования/управления,

- механизм влияния субъекта на объект в процессе реализации поставленных задач,

- полученные результаты.

При этом:

- в соответствии с правилами теоретической логики анализ субъекта в процессе субъект-объектного взаимодействия определяется исследователем, как тезис (понятие в системе логики),

- в соответствии с правилами теоретической логики анализ объекта в процессе субъект-объектного взаимодействия определяется исследователем, как антитезис (понятие в системе логики),

- анализ, как сравнение (сравнительный анализ) планируемых и полученных результатов определяется исследователем, как синтез (понятие в системе логики).

В процессе сравнения (сравнительного анализа) планируемых и полученных результатов исследования управленческого процесса, как субъект-объектного взаимодействия исследователь субъективно фиксирует несоответствие между планируемыми и полученными результатами как объективно существующее противоречие управленческого процесса.

Таким образом, задача управленца фиксировать не противоречия в объекте исследования/управления и не противоречия в субъекте исследования/управления, а противоречия между субъективным знанием (управленца) механизмов и процессов управления и полученными в процессе управления объективными результатами.

Более того, такая фиксация противоречий в процессе управления крупной компанией, с позиции наблюдателя невозможна.

Фиксировать в данном случае возможно лишь, то, что сознательно сформировано управленцем.

Следовательно, задача управленца любого уровня состоит не в фиксации проблем, не-состыковок, ошибочно определяемых, как противоречия процесса управления, а в сознательной организации противоречивого характера управления, как процесса субъект-объектного взаимодействия.

Для управленческого процесса вообще реализация данного требования является условием крайне желательным, но не имеющим статуса необходимого (управленческий процесс может быть организован, как совокупность проб и ошибок, деформирующих, но не элиминирующих объект и субъект управленческого процесса).

Для процесса управления крупной компанией реализация данного требования имеет характер необходимости.

Это означает:

Без реализации данного требования управленческий процесс не осуществим, т.к. приведет к элиминации (исчезновению) как объекта, так и субъекта управления.
Основная литература

1. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. Учебное пособие. М.: Логос, 2001.;

2. Олег Шабров, Политическое управление (проблема стабильности и развития), М.: Интеллект, 1997.;

3. Щедровицкий Г.П. «Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления. Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого»: Дело; Москва; 2003;

4. Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация. Л., ЛГУ, 1988;

5. Гривцова И. Н. Логика, как теоретическая и практическая дисциплина, Москва, 2002.;

6. Э.В.Ильенков Диалектическая логика. Очерки теории и истории. Второе издание, дополненное М.: "Политиздат", 1984.

Дополнительная литература

  1. Д. Гильберт, В. Аккерман, Основы теоретической логики, Grundzuge der theoretischen logic, Издательство: Издательство иностранной литературы, 1947 г. (http://lib.mexmat.ru/books/1373). Репринтное издание: Гильберт Д., Аккерман В., Основы теоретической логики, 2000.

  2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 1994. 2 изд. -М., 1997-2002.

  3. Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики. - М., 1960.

  4. Социальная идентификация личности - 2. Книга 1.- М.: Институт социологии РАН, 1994. - 154 с.

  5. Моделирование социальных процессов, Ред.: Э.П.Андреев, Ю.Н.Гаврилец, Москва: Наука, 1970

  6. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2004;

  7. Субъектно-объектные взаимодействия в структуре муниципального управления, С.М.Киричук, Вестник РУДН. 2005. № 8. С. 108-113.

Основные ресурсы Интернет

    1. Виды социологического исследования: общая характеристика, классификация, характеристика одной из групп методов, http://www.xserver.ru/user/vsioh/index.shtml;




следующая страница >>