microbik.ru
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М. А. Бонч-Бруевича»

Гуманитарный факультет

Кафедра социально-политических наук


Рабочая программа учебной радиостудии

«Радио Бонч»

Санкт-Петербург

2012
Рабочая программа учебной радиостудии «Радио Бонч» – специальный курс, подготовленный для студентов СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, предназначенный для обучения слушателей основам радиовещания, радиожурналистики, формированию практических навыков подготовки радиопрограмм.

Основными целями курса являются:

  • знакомство студентов с теорией и практикой радиовещания;

- создание уникального медиаконтента «Радио Бонч», направленного как на студентов СПбГУТ и других вузов Санкт-Петербурга, так и на широкую молодежную аудиторию

Формы организации учебного процесса:



Лекционный курс по теории техники и технологии радиовещания, программинга и особенностям формирования радиоконтента сочетается с практическими занятиями. Учебный процесс предполагает знакомство с работой программных служб радиостанций Санкт-Петербургка. Студенты анализируют структуру контента и сетки вещания различных радиоканалов, пытаются сформировать собственную модель вещания радиоканала «Радио Бонч».

Технология работы в подгруппах по подготовке радиоконтента в учебной студии «Радио Бонч»:


  1. Формирование учебных подгрупп (4-5 человек в каждой):

  • Звукорежиссер (технический специалист)

  • Ведущий

  • Руководитель /Редактор

  • Журналист-корреспондент

  • Журналист-корреспондент



  1. Организация учебно-практической работы в студии

  • Установка графика работ в подгруппах

  • Проведение консультаций (мастер-классов) по созданию аудиоконтента и звукозаписи

  • Организация выдачи оборудования, доступа в студию

  • Запись, обработка программ



  1. Формирование радиоконтента

  • Определение темы для каждой подгруппы (тема должна быть актуальной и интересной для студентов СПбГУТ)

  • Разнообразие в формах подачи материала, видах и типах программ (интервью, гость в студии, новостная лента и т.д.)т

Тематический план-программа учебной студии «Радио Бонч»


№ п/п.


Наименование разделов


Всего

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самост.работа

лекции

практич.
1.

Радио в системе современных каналов коммуникации: техника и технология радиовещания
14

4

8

2
2.

Выразительные средства радиожурналистики
6

2

-

4
3.

Типология современных радиостанций: организационные и бизнес-особенности. Специфика радиостанций и формат вещания.
10

2

4

4
4.

Формы, виды и жанры радиовещания. Специфика подготовки радиопрограмм.
12

4

4

4
5.

Особенности формирования радиоконтента
8

2

2

4
6.

Типология и структура радиопрограмм
8

4

-

4
7.

Специфика подготовки эфирных радиотекстов.
16

4

8

4
8.

Особенности поведения журналиста в эфире
24

4

16

4

9.

Радио и новые медиа

6

2

-

4

10.

Зачет

4













ИТОГО:

108










Рекомендуемая литература по курсу:

  1. Браун Дж. и Коул У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»: в 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001.

  2. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

  3. Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2002.

  4. Ведущий или ди-джей. Сборник материалов. СПб., 2002.

  5. Время работы на радио. Современная журналистика в разных жанрах. М., 2002.

  6. Ганапольский М. Кисло-сладкая журналистика. М., 2011.

  7. Гаспарян В. Работа радиожурналиста (технология творчества). М., 2000.

  8. Ильченко С. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003.

  9. Клюев Ю. Радиовещание Ленинграда – Петербурга. СПб., 2006.

  10. Любосветов Д. Акустическая природа радиовещания // Вестник СПбГУ. Сер.10. Журналистика. 1997. №3.

  11. Ляшенко Б. Как надо и как не надо говорить в эфире. М., 1999.

  12. Макарова С. Техника речи. Уч. пособие, М., 1995.

  13. Мастер радио. Библиотека фестиваля «Вместе - радио». Выпуск 7. Правовые вопросы / Под ред. А. Аллахвердова. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2010.

  14. Новикова В. Речевые ошибки в эфире. М., 2000.

  15. Олефиренко П.П. Редактирование звука в радио и телепрограммах. Учеб. пособ., М., 2007.

  16. Падейский В.В. Проектирование телепрограмм. Учебное пособие. М.:ЮНИТА-ДАНА 2004.

  17. Почкай Е.П. Технология СМИ. Выразительные средства ТВ и радио. СПб., 2000.

  18. Радиожурналистика: учебник // Под ред. А. А. Шереля. – 2-е изд. – М., МГУ, «Высшая школа», 2002.

  19. Радио: мы говорим, нас слущают?.. Программы на радио и реакция аудитории. – М., ФНР, 2004.

  20. Радио- и телеинтервью. Проблемы жанра /Под. ред. С.Н. Ильченко и В.Г. Ковтуна. СПб., 2002.

  21. Русский язык в эфире: проблемы и пути их решения. Материалы «круглого стола». М., 2001.

  22. Сенкевич М. Культура теле-и радиоречи. М., 1996.

  23. Смирнов В. Жанры радиожурналистики. М., 2002.

  24. Смирнов В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм : учеб. пособие для вузов / В. В. Смирнов. – М. : Аспект Пресс, 2002.

  25. Смирнов В. Трансформация традиционных жанров радиожурналистики под влиянием интерактивных форм массовой коммуникации / В. С. Смирнов // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере: сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. – М. : Фак. Журналистики МГУ им. Ломоносова, 2011.

  26. Сомова Е. Г. Руководство начинающему арт-джею: учеб.-метод. пособие для студентов-журналистов / Е. Г. Сомова. – Краснодар, 2004.

  27. Стрельникова Е. А. Интерактивное вещание на отечественном радио.

  28. Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ: Пер с англ. Абдуллиной М.В. /Под ред. В. Пимонова. – М.: ГИТР, 2006.

  29. Ульянов В.В. Как быть услышанным и понятым. СПб., 2011.

  30. Успешное радио. Библиотека «Корпорации радио» // Под ред. Н. Якомивской, А. Аллахвердова. – М.: Корпорация радио, 2010.

  31. Чантлер П., Стюарт П. Основы радиожурналистики / Пер. с англ. Г.В.Кочегаровой, под ред. Т.Н. Яковлевой-Нельсон. – М.:ГИТР, 2007.

  32. Человек в кадре и у микрофона. Сборник материалов. СПб., 2002.

  33. Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. – М.: Прогресс-традиция, 2004.

  34. Ярцева Н. Ради радио. Как стать популярным ведущим. М., 2009.

  35. Яременко Н.Н. Как стать радиожурналистом. Работа на радио в вопросах и ответах. М.: Этерна, 2011.