microbik.ru
1 2 ... 9 10


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Сибирский федеральный университет

Нормативно методическое обеспечение по разработке

основных образовательных программ ФГОС ВПО

Красноярск 2010

Содержание

Введение

  1. Структура и общие требования по разработке ООП магистра, бакалавра, специалиста

  2. Примерный перечень образовательных программ СФУ для разработки основных образовательных программ

  3. Структура основной образовательной программы бакалавриата

  4. Структура основной образовательной программы магистратуры

  5. Структура основной образовательной программы специалистета


Введение

Главным документом, определяющим развитие высшего профессионального образования в России, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО).

Федеральным законом «О высшем послевузовском образовании» определены назначение (обеспечение: единства образовательного пространства РФ, качества высшего профессионального образования, объективной оценки деятельности образовательных учреждений, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании) и состав (требования: к структуре основных образовательных программ (далее ООП), к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и другим условиям; к результатам освоения ООП) ФГС ВПО. Новые стандарты должны открыть новый путь для интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство и обеспечить тесную связь системы образования с рынком труда, создать условия для привлечения работодателей в образовательную деятельность. Обозначенный во ФГОС ВПО компетентностный подход дает вузам большую академическую свободу при создании учебных планов и программ дисциплин. Главная задача сформировать у обучающегося определенного набора компетенций. Учебный процесс становится ориентированным на студента и для студента. Также ФГОС ВПО предполагает обязательное использование кредитов (зачетных единиц) как меру трудоемкости образовательной программы. Кредитная система направляет преподавателя на поиск новых более эффективных методов обучения и контроля качества.

Выбор технологии обучения обуславливается необходимостью достижения поставленных целей. Кроме того кредитная система позволяет строить учебный процесс по модульной технологии, а студентам самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию.

Компетенции, кредиты, модули образуют единую кредито-рейтинговую систему подготовки специалистов. В ней четко обозначено какие дисциплины (модули) обеспечивают формирование тех или иных компетенций.

Внедрение ФГОС ВПО должно сопровождаться разработкой принципиально нового нормативно-методического обеспечения, в том числе основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).

Статья 5, п. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяет следующую структуру ООП вуза:

«…5 Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии…»».

ООП вуза, как система документов, самостоятельно разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением и регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся и выпускников.

ООП по направлению подготовки (специальности) разрабатывает выпускающая кафедра, реализующая данную образовательную программу, с привлечением кафедр ведущих дисциплины программы и работодателей, утверждается Ученым советом СФУ, подписывается ректором и устанавливается на сайте университета.

При подготовке данных методических указаний использованы разработки Московского государственного горного университета и МГУ
им. М.В. Ломоносова.

1. Структура и общие требования по разработке ООП магистра, бакалавра, специалиста

Структура ООП разработана на основании Федерального закона «О высшем послевузовском образовании», ФГОС ВПО и примерными ООП составленными базовыми вузами разработавшими федеральные стандарты. Для разработки ООП СФУ предлагается следующая структура:

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

1.2. Нормативные документы для разработки образовательной программы

1.3. Общая характеристика образовательной программы

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения образовательной программы

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника образовательной программы

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения образовательной программы

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. Фактическое ресурсное обеспечение образовательной программы

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися образовательной программы

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников образовательной программы

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Приложения

2. Примерный перечень образовательных программ СФУ для разработки основных образовательных программ

Примерный перечень составлен в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1136 от 30.12.2009г., приказом Министерства образования и науки РФ № 63 от 25.01.2010 г. и лицензией №000070 от 21.07.2010 ФГАОУ ВПО Сибирского федерального университета.

Перечень ООП для разработки указан в левых трех столбцах. В трех правых столбцах указано соответствие направлений и специальностей по ГОС ВПО - 2.

Таблица 1 – Образовательные программы подготовки бакалавров

Код

Наименования направлений подготовки

Код квалификации ( степени) бакалавр

Код

Наименования направлений подготовки

Код квалификации ( степени) бакалаври квалификации «дипламированный специалист»

010000

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ




010000

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ




010100

Математика

62

010100

Математика

62

010101

Математика

65

010200

Математика и компьютерные науки

62

010300

Математика. Компьютерные науки

62

010400

Прикладная математика и информатика

62

010500

Прикладная математика и информатика

62

010501

Прикладная математика и информатика

65

011200

Физика

62

010700

Физика

62

010701

Физика

65

010704

Физика конденсированного состояния вещества

65

010708

Биохимическая физика

65

020000

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ




020000

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ




020100

Химия

62

020100

Химия

62

020101

Химия

65

020101

Химия

65

020400

Биология

62

020200

Биология

62

020201

Биология

65

020208

Биохимия

65

020800

Экология и природопользование

62

020803

Биоэкология

65

022000

Экология и природопользование

62

020800

Экология и природопользование

62

020801

Экология

65

030000

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ




030000

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ




030100

Философия

62

030101

Философия

65

030300

Психология

62

030300

Психология

62

030301

Психология

65

030600

История

62

030400

История

62










030401

История

65

030900

Юриспруденция

62

030500

Юриспруденция

62

030501

Юриспруденция

65

031300

Журналистика

62

030600

Журналистика

62

030601

Журналистика

65

031600

Реклама и связи с общественностью

62

032401

Реклама

65

030602

Связи с общественностью

65

031900

Международные отношения

62

030700

Международные отношения

62

030701

Международные отношения

65

032700

Филология

62

031000

Филология

62

031001

Филология

65

033000

Культурология

62

031400

Культурология

62

031401

Культурология

65

034300

Физическая культура

62

032100

Физическая культура

62

032101

Физическая культура и спорт

65

032103

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

65

034700

Документоведение и архивоведение

62

032001

Историко-архивоведение

65

035300

Искусства и гуманитарные науки

62

031500

Искусствоведение (по видам)

62

031501

Искусствоведение

65

035400

История искусств

62

031500

Искусствоведение (по видам)

62

031501

Искусствоведение

65

035700

Лингвистика

62

031100

Лингвистика

62

031202

Перевод и переводоведение

65

040000

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ




040000

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ




040100

Социология

62

040201

Социология

65


следующая страница >>