microbik.ru
1

Философские проблемы естествознания



Цели и задачи курса
Целью преподавания дисциплины «Философские проблемы естествознания» является формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя, целостного мировоззрения на основе выявления глубинных связей философии и естественных наук. Философские проблемы естествознания – это комплексные проблемы современной науки, имеющие и философские, и естественнонаучные аспекты. Это проблемы, носящие мировоззренческий характер и потому нуждающиеся в философском анализе, в интерпретации с позиций философского знания. К таким проблемам, прежде всего, следует отнести проблемы единства и целостности мира, самоорганизации и развития материи, возникновения жизни и разума во Вселенной, статуса человека в системе природы, места человеческого сознания в структуре мира, познавательных возможностей человека. К ним относятся также проблемы взаимодействия человека и общества с природой, социального и научно-технического прогресса, перспектив развития человеческой цивилизации, глобальные проблемы современности.


Содержание лекционного курса

ТЕМА 1. Философия и наука в системе культуры

Специфика и предмет философии. Структура философского знания. Фундаментальное и прикладное философское знание. Статус философии в системе культуры. Философия и наука. Фундаментальные проблемы современного научно-философского знания.

Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая и эвристическая. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений: обыденное, религиозное, научное. Философский материализм как теоретическая основа научного мировоззрения.

Философия как методология познания. Понятие метода. Общенаучные методы. Всеобщий философский метод. Диалектика и метафизика. Диалектическая и формальная логика. Основные законы правильного мышления.

ТЕМА 2. Возникновение и развитие научно-философской картины мира

Возникновение философии. Мифология и научное знание как источники философии. Основные идеи древней философии: идея единства мира, идея движения и развития мира. Взаимосвязь древней философии и науки.

Философия и научная картина мира. Смена научных картин мира в истории культуры. Классическая (механистическая) картина мира и ее особенности. Переход от классической к неклассической картине мира: философские проблемы.

Современная (постнеклассическая) картина мира. Глобальный эволюционизм и универсализм. Принципы системности, структурности и самоорганизации в научно-философском познании. Антропный принцип и его философские аспекты.
РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ

Проблема единства мира: философский и естественнонаучный аспекты. Обоснование единства мира в философской онтологии. Онтологический аспект основного вопроса философии. Поиски объединительных теорий в физике и космологии. Системология о социальных и природных объектах как целостных системах. Принцип системности.

Понятие материи и его эволюция в философии и естествознании. Единство материи как субстанции и ее атрибутов. Представления о взаимосвязи материи, движения, пространства-времени и информации в современной НКМ.

Мир как связное целое. Диалектический принцип связи и выражающие его категории: вещь, свойство, отношение; причина, необходимость, возможность. Принцип детерминизма. Категории связи и независимости в философии и естествознании.

Мир как развивающееся целое. Диалектический принцип развития и выражающие его категории: развитие и саморазвитие, прогресс и регресс. Проблема возникновения жизни и разума во Вселенной. Синергетика о законах развития сложных систем.
РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ КАК ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Проблема определения природы человека в философии. Онтологический и антропологический подходы к исследованию человека. Идея микрокосмичности человеческого бытия и ее обоснование в современном научно-философском знании. Синергийная концепция природы человека.

Проблема соотношения духовного и телесного в человеке. Понятия духа, души и тела в философии и естествознании. Аспекты телесности: органический, неорганический и социальный. Проблема единства духовного и телесного в человеке в историко-философском контексте.

Духовный мир человека. Дух, сознание, разум, психика: соотношение понятий. Формы и содержание психики и ее биогенетические корни. Потребности и ценности. Этология и социобиология о природных основаниях человеческих ценностей. Детерминизм и проблема свободы воли.

Онтология сознания. Сознание и мозг: философские и естественнонаучные аспекты проблемы. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Роль бессознательного в человеческой жизнедеятельности.
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА В ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
Сознание как предмет гносеологии. Гносеологический аспект основного вопроса философии. Познание и его границы: философский и естественнонаучный аспекты проблемы. Путь познания. Рациональное и внерациональное в познании. Эволюционнная эпистемология о внерациональных элементах процесса познания.

Проблема истины в философии. Субъективно-объективная природа истины. Абсолютная и относительная истина. Концепция дополнительности Н. Бора и представления о многомерности истины в философии. Объективная истина в философии и науке. Критерии истины.

Научное познание и его специфика. Критерии научности знания. Формы и методы научного познания. «Философия науки» о научном познании и его особенностях. Квазинаучное знание и его взаимоотношения с наукой.

Гуманитарное, естественнонаучное и техническое знание. Особенности гуманитарного познания. Проблема методов гуманитарного познания. Объяснение и понимание. Философская герменевтика о проблеме понимания. Единство всех видов человеческого познания.
РАЗДЕЛ 4. ПРОБЛЕМА СОЦИОПРИРОДНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ АСПЕКТЫ

Понятие общества. Современная социальная онтология о структуре общества. Общественное бытие и общественное сознание, их взаимосвязь и взаимозависимость. Формы общественного сознания.

Детерминации социальной деятельности человека. Роль биологических потребностей человека в становлении и развитии социума. Географическая среда и ее влияние на процессы общественной жизни.

Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы общественного развития. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество, их специфические особенности.

Постиндустриальное общество и проблемы научно-технического развития. НТР и ее негативные последствия. Эволюция критериев научно-технического прогресса.

Цивилизация и культура. Функции культуры. Философский смысл культуры. Наука как феномен культуры. Современный кризис культуры: причины и проявления.

Глобальные проблемы современности. Экологический кризис: естественнонаучный и ценностный аспекты. Автотрофно-ноосферная концепция В.И. Вернадского. Основные принципы «устойчивой цивилизации» третьего тысячелетия.
Тематика и планы семинарских занятий

ЗАНЯТИЕ 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

(Дискуссия)

Вопросы для обсуждения: Какова природа философского знания? Можно ли рассматривать философию как науку? Каковы критерии научности знания? В чем состоит специфика философии и специфика естествознания? Какую роль играет философия в развитии научного знания?
ЗАНЯТИЕ 2. СПЕЦИФИКА НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

  1. Понятие мировоззрения. Особенности научного мировоззрения.

  2. Философское мировоззрение. Материализм и идеализм, их взаимоотношения с научным мировоззрением.


ЗАНЯТИЕ 3. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

  1. Диалектическая логика как метод научно-философского познания.

  2. Формальная логика и ее роль в научном познании.

  3. Общенаучные методы познания.


ЗАНЯТИЕ 4. ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  1. Наглядная и натурфилософская картины мира.

  2. Научно-философские идеи древних греков (Милетская школа, Пифагор, Демокрит).

  3. Философская система Аристотеля.


ЗАНЯТИЕ 5. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ

  1. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

  2. Эмпирические и рационалистические концепции познания Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).


ЗАНЯТИЕ 6. НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ 19-20 в.в. И ИХ ФИЛОСОФСКОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

  1. Научные открытия 19 в. и их обобщение в философии марксизма.

  2. Современная парадигма естествознания: философские аспекты.


ЗАНЯТИЕ 7. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА: ФИЛОСОФСКИЙ

И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ АСПЕКТЫ (Дискуссия)

Вопросы для обсуждения: Как формулируется проблема единства мира в философии, и какие категории при этом используются? Что собой представляет «основной вопрос философии» в его онтологическом аспекте? Можно ли говорить о мире как о едином целом с точки зрения современной науки? Какова специфика различных наук – космологии, физики, химии – в постановке и решении этой проблемы? Что собой представляет принцип системности как общенаучный принцип?
ЗАНЯТИЕ 8. СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

О МАТЕРИИ И ЕЕ СВОЙСТВАХ

1. Понятие материи в философии и науке. Материя как субстанция.

2. Субстанция и ее атрибуты. Представления о движении, пространстве-времени и информации в современной науке.
ЗАНЯТИЕ 9. ДИАЛЕКТИКА В ФИЛОСОФСКОМ И НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

  1. Исторические формы диалектики.

  2. Диалектический принцип связи в современной философии и науке.


ЗАНЯТИЕ 10. ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА

  1. Диалектический принцип развития в философии и естествознании.

  2. Синергетика о самоорганизации сложных систем.


ЗАНЯТИЕ 11. НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

(Дискуссия)

Вопросы для обсуждения: Какое место занимает человек в научно-философской картине мира? Каково содержание понятий «природа» и «сущность» человека? Существует ли общая природа человека, или человек индивидуален? Каковы атрибуты человеческого в человеке? Можно ли определить «главное», специфическое свойство человека, его «сущность»? В чем проявляется микрокосмичность человеческого бытия?
ЗАНЯТИЕ 12. СИНЕРГИЙНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

  1. Проблема соотношения биологического и социального в человеке: философский и естественнонаучный аспекты.

  2. Человек как природно-технологическое существо. Проблема соотношения естественного и искусственного в человеке.


ЗАНЯТИЕ 13. ДЕТЕРМИНИЗМ И СВОБОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛИ

(Дискуссия)

Вопросы для обсуждения: Что собой представляет духовный мир человека? Что такое воля? Какая воля свободна? Как соотносится понятие свободы с принципом детерминизма, формулируемым научно-философским знанием? Каковы детерминации человеческой природы с точки зрения философии и естествознания? Абсолютна ли свобода? Как соотносятся свобода и ответственность? Противоречит ли свобода человека законам мирового бытия?
ЗАНЯТИЕ 14. ПРИРОДА СОЗНАНИЯ

1. Философия и естествознание о природе сознания.

2. Структура сознания. Сознание как знание и как переживание.

  1. Сознание и бессознательное.


ЗАНЯТИЕ 15. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Сознание как предмет гносеологии. Теория отражения.

  2. Соотношение рационального и иррационального в познании: философский и естественнонаучный аспекты проблемы.

  3. Интуиция и научное творчество.


ЗАНЯТИЕ 16. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

  1. Философская и научная истина: сходство и различие.

  2. Ценностные аспекты истинного знания. Наука и нравственность.


ЗАНЯТИЕ 17. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  1. Научное и философское познание. «Философия науки» о специфике научного знания.

  2. Формы и методы научного познания.

  3. Научное и ненаучное знание.


ЗАНЯТИЕ 18. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ

И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

  1. Специфика различных видов научного знания. Философская герменевтика о проблеме понимания.

  2. Проблема интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания.


ЗАНЯТИЕ 19. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

1. Философские основания теоретической модели общества: натурализм,

материализм, идеализм.

2. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
ЗАНЯТИЕ 20. РОЛЬ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

  1. Биологические потребности человека как основа общественной жизни.

  2. Географическая среда и ее роль в общественном производстве.

  3. Планетарные и космические факторы развития общества.


ЗАНЯТИЕ 21. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

  1. Общество как развивающаяся система. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к пониманию истории.

  2. Общественный прогресс и его критерии.


ЗАНЯТИЕ 22. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

  1. Понятие культуры. Философский смысл культуры.

  2. Культура и современное постиндустриальное общество.

  3. Причины современного цивилизационного кризиса.


ЗАНЯТИЕ 23. ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА

1. Человек и техника. «Философия техники» о гуманитарных аспектах техники и технологии.

2. Проблемы современного научно-технического творчества.
ЗАНЯТИЕ 24. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ И ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТЫ

  1. Сущность экологического кризиса.

  2. Биосфера и ноосфера.

  3. Природа как ценность в философской и религиозной мысли. Экологическая этика.



Самостоятельная работа

В программе представлено несколько вариантов организации самостоятельной работы студентов по каждой теме. Преподаватель может выбрать форму организации самостоятельной работы и форму контроля в зависимости от уровня подготовки студентов. К таким формам относятся тестирование, коллоквиум, рефераты, доклады, устное собеседование. Рефераты и доклады могут быть представлены как в форме устного сообщения, так и письменно.
Тема 1. Философия в системе культуры

Философское мировоззрение. Монизм, дуализм и плюрализм в современной философии. Философский метод. Разнообразие философских методов: диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика, деконструкция и другие.

Тема 2. Типология философского знания

Восточный и западный типы философствования. Древневосточная философия. Западная философия: классическая и неклассическая. Специфика и основные проблемы западной философии ХХ века. Особенности русской религиозной философии к. Х1Х – н. ХХ века. Марксизм и его развитие в современной отечественной философии.

Тема 3. Философия и естествознание

Этапы становления и развития естествознания. Общие проблемы естествознания на пути познания мира. Естественнонаучный и философский подходы к объяснению природы. Смена естественнонаучных парадигм в истории культуры. Идеология современного естествознания.
Тема 4. Философские проблемы физики

От физики Аристотеля к физике Галилея – Ньютона. Непрерывность и дискретность. Пространство и время как физические сущности. Движение как способ существования материи. Физические модели движения. Законы динамики и детерминизм Лапласа. Механическая картина мира. Физика полей. Концепция Максвелла. Синтез дискретного и полевого объяснения природы. Электромагнитная картина мира.
Тема 5. Релятивистская физика

Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Преобразования Галилея и Лоренца как выражение в физике основных характеристик пространства и времени. Принцип относительности и постулаты Эйнштейна. Физическая сущность общей теории относительности (ОТО). Философские выводы из теории относительности.
Тема 6. Вероятностный подход: квантовая механика

«Гносеологический урок» (Н. Бор), преподанный развитием квантовой механики и проблемы физической реальности. Боровская концепция дополнительности и ее философский анализ. Индетерминизм в квантовой механике и проблема причинности. Поиски объединительных теорий (теория Великого объединения, теория супергравитации) и их философское значение.
Тема 7. Философские проблемы космологии

Статус релятивистской космологии. Проблемы конечности-бесконечности пространственно-временных моделей Вселенной. Фундаментальные взаимодействия и их мировые константы. Антропный принцип и философские дискуссии вокруг него. Самоорганизация Вселенной. Динамический хаос и жизнь во Вселенной. Разум и информационное поле.
Тема 8. Науки о сложных системах: кибернетика

Понятие сложной системы. Сложная система и обратные связи. Понятие цели и целесообразности. Специфика и взаимосвязь целесообразности и целенаправленности: философский анализ. Кибернетика, ЭВМ и персональные компьютеры. Сознание и искусственный интеллект. Компьютерные технологии и общество. Философские проблемы взаимодействия человека и техники.

Тема 9. Синергетика как новое мировидение

Соотношение порядка и беспорядка в природе. Термодинамический подход и методы нелинейной механики для описания самоорганизующихся систем. Диссипативные структуры и синергетический метод их описания. Динамический хаос и динамика неустойчивых структур. Бифуркации и теория катастроф. Аттракторы. Примеры описания устойчивых и неустойчивых структур в природе и обществе. Философское значение синергетики.
Тема 10. Философские проблемы химии

Специфика химической формы движения материи. Место и роль химизма в современной научной картине мира. Органическая взаимосвязь философских и химических знаний в истории культуры, в развитии мировоззренческих представлений. Роль современных химических технологий в оптимизации взаимодействия человека и природы.
Тема 11. Философские проблемы биологии

Переход от неживой природы к живым организмам. Макромолекулы. Принцип молекулярной самоорганизации Эйгена. Биологические структуры и особенности биологической организации материи. Упорядоченность живого организма и энтропия. Информационные и физические поля излучений биологических объектов. Онтогенез и филогенез. Популяции живых организмов.
Тема 12. Биосфера и цивилизация

Популяции, сообщества, экосистемы. Понятие биосферы. Биохимические принципы Вернадского. Круговорот вещества и энергии в природе. Структурная организованность биосферы по Тимофееву-Ресовскому. Биосфера и экология. Антропогенное воздействие на природу. Социальная экология. Экологический кризис и принципы рационального природопользования.
Тема 13. Происхождение и эволюция человека

Человек как предмет естественнонаучного анализа. Эволюционная теория Дарвина. Системная организация человека. Основные физиологические системы и строение мозга. Биологическое и социальное в человеке. Сходство и отличие человека от животных. Естественнонаучная антропология и проблема эволюции человеческой культуры.
Тема 14. Мозг и психика

Формы отражения в живой и неживой природе. Раздражимость и нервная система. Рефлексы и бихевиоризм. Высшая нервная деятельность и сознание. Сознание, поведение, гены. Сознание и бессознательное. Психоанализ Фрейда. Аналитическая психология Юнга. Парапсихология. Особенности психологии мужчин и женщин.

Тема 15. Планетаризация сознания

Классическая и холотропная модели сознания. «Глубинная» психология Ст. Грофа. Сознание и нравственность. Естественнонаучное обоснование нравственности: этология и социобиология. Синергетика, кооперация и этика. Концепция Н.Н. Моисеева. Биосфера, ноосфера и нравственность.
Тема 16. Общество как предмет научно-философского анализа

Общество как открытая, термодинамически неравновесная система. Влияние космических факторов на поведение человеческих масс и на течение исторического процесса. Концепция Чижевского. Космические циклы исторического развития. Жизненные циклы локальных цивилизаций. Синергетика этносов. Пассионарность по Гумилеву. Принцип дополнительности в этногенезе.
Тема 17. Философские проблемы технических наук

Эволюция взаимоотношений между наукой и техникой: исторический анализ. Тенденция «онаучивания» технологии и «технологизации» науки. Статус техникознания в динамике развития современной цивилизации. Эволюция критериев научно-технического прогресса. Человек и техника. «Философия техники» о гуманитарных аспектах техники и технологии.
Тема 18. Современная наука и будущее цивилизации

Различие между наукой и метафизикой. Основные идеи классического позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма. Наука как эволюционный процесс. Трудности и парадоксы в развитии современной науки. Наука как феномен культуры. Западная и восточная наука: тенденции к сближению. Роль естествознания в преодолении современного цивилизационного кризиса.
Рекомендуемая литература по дисциплине
Основная литература



  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М., 1997.

  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Для вузов. – М., 2000.

  3. Спиркин А.Г. Философия. Учебное пособие. – М., 1999.

  4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2000.

  5. Барулин В.С. Социальная философия. Учебное пособие для вузов. Ч. 1, 2. – М.: МГУ, 1993.

  6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебное пособие. – М., 1999.

  7. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

  8. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

  9. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.

  10. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

  11. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. – М.: МГУ, 2000.

  12. Хрестоматия по истории философии. В 3-х т. – М.: Владос, 1997.

Дополнительная литература и источники

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цицилизации. – М., 1994.

Акимов Р.А. Эволюция идеи времени в философии и научном познании. – Махачкала, 1994.

Акулов В.Л. Диалектический материализм как система. – Минск, 1986.

Амосов Н.М. Природа человека. – Киев, 1983.

Антропный принцип в структуре научной картины мира: История и современность. Материалы Всесоюзн.семинара. – Л., 1989.

Астрономия и современная картина мира. – М., 1996.

Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. – М., 1986.

Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1994.

Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2. – М., 1997.

Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994.

Бляхер Е.Д., Волынская Л.Н. «Картина мира» и механизмы познания. – Киев, 1983.

Богданов А.А. Тектология. – М., 1989.

Булычев И.И. Человек как интегративная философская проблема. – М., 1991.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Избр. произведения. – М., 1990.

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. Ч. 1. Наука. – М., 1981.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М., 1991.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. – М., 1997.

Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская философия. – М., 1989.

Глобальный эволюционизм. Философский анализ. /Карпинская Р.С. и др. – М., 1994.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сб. статей. – М., 1990.

Глядков В.А. Бытие. – Пущино, 1993.

Голубев В.С. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. – М., 1992.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1997.

Горелов А.А. Расщепленный человек в расщепленном мире. – М., 1991.

Горохов В.Г., Розов Н.С. Введение в философию техники. – М., 1998.

Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М., 1977.

Готт В.С., Урсул А.Д. Союз философии и естествознания. – М., 1973.

Грант В. Эволюционный процесс. – М., 1991.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – М., 1998.

Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.

Демин В.Н., Селезнев В.П. Мирозданье постигая: Несколько диалогов между философом и естествоиспытателем о современной научной картине мира. – М., 1989.

Диалектическая культура мышления. История и современность. Сборник. – СПб, 1992.

Диалектика в науках о природе и человеке. – М., 1989.

Диалектический материализм и естественнонаучная картина мира. – Киев, 1976.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.

Дубровский В. Концепции пространства-времени: физические и философские аспекты. – М., 1991.

Ерахтин А.В. Проблемы мышления и сознания в философии и научном познании. – Иваново, 1990.

Железов Е.А. Сущностные силы человека. – Казань, 1989.

Жуков Н.И. Проблема сознания: философские и специально-научные аспекты. – Минск, 1987.

Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. – М., 1990.

Зведенюк А.В. Становление научного знания. Гносеологический аспект. – Ташкент, 1989.

Зеленцова М.Г. Монистическая парадигма философского понимания мира и человека. – Иваново, 2001.

Знание за пределами науки. – М., 1990.

Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. – М., 1989.

Ивин А.А. Умение правильно мыслить. – М., 1990.

Ивлев Ю.В. Логика. – М., 1994.

Ильенков И.В. Диалектическая логика. – М., 1984.

История как предмет философского знания. Сб. статей. – М., 1990.

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. – Тбилиси, 1985.

Карпинская Р.С. Диалектическое единство общественных и естественных наук. – М., 1981.

Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. – М., 1985.

Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. – М., 1987.

Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки. – М., 1990.

Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. – М., 1989.

Келасьев В.И. Интегративная концепция человека. – СПб, 1992.

Кивенко В.Д. Становление научного представления о структуре материи. – Ростов н/Дону, 1969.

Ключарев Г.А. Эволюция понятий в едином человековедении. – М., 1992.

Козин Н.Г. Бескончность. Прогресс. Человек: статус человека в объективной реальности. – Саратов, 1988.

Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

Кондрашин И.И. Диалектика материи. Системный подход к основам философии. – М., 1996.

Конкин М.И. Биологические предпосылки мыслящего духа. – М., 1998.

Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. – М., 1996.

Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. – М., 1990.

Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. – Свердловск, 1992.

Купцов В.И. Роль философии в научном познании. – М., 1976.

Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. – Н.Новгород, 1994.

Кутырев В.А. Разум против человека: (Философия выживания в эпоху постмодернизма). – М., 1999.

Кууси П. Этот человеческий мир. – М., 1988.

Кучевский В.Б. Философское учение о бытии и субстанции. – М., 1993.

Лем С. Сумма технологии. – М., 1968.

Лейбин В.Н. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М., 1990.

Лобанов С.Д. Бытие и реальность. – М., 1999.

Любутин К.Н. Человек в философском измерении. – Свердловск, 1991.

Мельникова Н.А. Образ мира. – М., 1998.

Мелюхин С.Т. Материальное единство мира в свете современной науки. – М., 1967

Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. – М., 1981.

Митчем К. Что такое философия техники? – М., 1995.

Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. – М., 1993.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

Момджян К.Х. Социум. Общество. История. – М., 1991.

Назаретян А.Н. Интеллект во вселенной. – М., 1991.

Налимов В.В. В поисках иных смыслов. – М., 1993.

Нарский И.С. Современные проблемы теории познания. – М., 1989.

Наука и ценности: Проблема интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания. – Л., 1990.

Научная картина мира. Логико-гносеологический аспект. – Киев, 1983.

Общественное сознание и его формы. – М., 1986.

Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. – М., 1985.

Орынбеков М.С. Проблема субстанции в философии и науке. – А.-А., 1975.

О человеческом в человеке. Сб. статей. – М., 1991.

Перспективы научного познания. Философские очерки о новых тенденциях современной науки. – Казань, 1988.

Перцев А.В. Типы методологий историко-философского исследования. – Свердловск, 1991.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Природа научного познания. – М., 1986.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания. – М., 1986.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. – Красноярск, 1989.

Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. – М., 1994.

Самченко В.Н. Связь и свобода: эволюция связи в природе и обществе. – Красноярск, 1995.

Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л., 1990.

Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. – М., 1989.

Скибицкий М. Мировоззрение, естествознание, теология. М., 1986.

Слемнев М.А. Диалектика спора. – Минск, 1990.

Смысл человеческой жизни: Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума. – М., 1992.

Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973.

Современная аналитическая философия. – М., 1988-1991. Вып. 1-3.

Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. Сб. статей. – М., 1997.

Современная наука: познание человека. Сб. статей. – М., 1988.

Соловьев В.С. Несколько слов о настоящей задаче философии// Соч. в 2-х т. Т. 1. – М., 1989.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Социальная философия в конце ХХ века. Сб. статей. – М., 1991.

Степин В.С. Теоретическое знание: структура и эволюция. – М., 2001.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов Н.С. Философия науки и техники. – М., 1996.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

Сумерки богов. – М., 1989.

Теория познания. – М., 1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

Тоффлер Э Футурошок. – СПб, 1997.

Традиции и революции в развитии науки. – М., 1991.

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – М., 1997.

Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция. Космос. Человек. – Кишинев, 1986.

Урсул А.Д. Путь в ноосферу. – М., 1993.

Уэллер Э. Очерки истории греческой философии. – СПб, 1996.

Федоров Ю.М. Сумма антропологии. – Новосибирск, 1995.

Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М., 1989.

Философия не кончается… Из истории отечественной философии: ХХ век. В 2-х кн. – М., 1998.

Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

Философия и методология науки. Ч. 1-2. – М., 1994.

Франкл В. В поисках смысла. – М., 1990.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

Хакен Г. Принципы работы головного мозга. – М., 2001.

Хомич И.И. Человек – живая система. – Минск, 1989.

Человек в системе наук. Сб. статей. – М., 1989.

Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 1977.

Швырев В.С. Анализ научного знания: основные направления, формы, проблемы. – М., 1988.

Щелкунов М.Д. Мировоззрение и научное знание. – Казань, 1990.

Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. – М., 1989.

Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.

Эволюция, культура, познание. – М., 1996.

Энерго-информационные процессы в природе и обществе. Тезисы докладов. – Краснодар, 1990.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


    1. Специфика, предмет и структура философии.

    2. Философия и наука: сходство и различие.

    3. Специфика научно-философского мировоззрения.

    4. Философский метод и научное познание.

    5. Возникновение научно-философского знания. Натурфилософская картина мира.

    6. Наука и философия Нового времени.

    7. Классическая и неклассическая НКМ: сравнительный анализ.

    8. Проблема единства мира в философской онтологии.

    9. Онтология и современная НКМ. Принцип системности.

    10. Мир как связное, развивающееся целое. Основные принципы диалектики.

    11. Синергетика как новое мировидение. Синергетика и диалектика.

    12. Проблема определения природы человека в философии.

    13. Идея микрокосмичности человеческого бытия в философии и естествознании.

    14. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

    15. Научно-философское знание о единстве телесного и духовного в человеке.

    16. Человеческая субъективность: психика, сознание, разум. Структура сознания.

    17. Сознание и бессознательное. Роль бессознательного в жизнедеятельности человека.

    18. Сознание и кибернетика. Проблема искусственного интеллекта.

    19. Проблема познаваемости мира в философии и естествознании.

    20. Рациональное и внерациональное в познании. Интуиция и логика в науке.

    21. Проблема истины в философии и науке.

    22. Специфика научной рациональности.

    23. Формы и методы научного познания.

    24. Проблема интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания.

    25. Общество как система. Общественное бытие и общественное сознание.

    26. Роль природных факторов в функционировании общества.

    27. Формационная и цивилизационная парадигмы общественного развития.

    28. Современное постиндустриальное общество. Проблемы научно-технического развития.

    29. Цивилизация и культура. Кризис культуры и его причины.

    30. Глобальные проблемы современности.

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ


    1. Специфика научного мировоззрения.

    2. История естествознания.

    3. Роль философии в научном познании.

    4. Строение и эволюция Вселенной: научно-философские аспекты.

    5. Синергетика как новое мировидение.

    6. Развитие философской идеи самоорганизации материи.

    7. Диалектика и системология: философские аспекты проблемы.

    8. Принцип системности в философии и науке.

    9. Принципы неопределенности и дополнительности в естествознании.

    10. Понятия порядка и хаоса в философии и естествознании.

    11. Проблема конечности и бесконечности человека и мира.

    12. Понятие информационного поля Вселенной в современной физике.

    13. Вселенная, Жизнь, Разум.

    14. Теория относительности и ее роль в эволюции знаний о природе.

    15. Теории Великого объединения физических полей.

    16. Философские основания физики.

    17. Фундаментальные физические постоянные и физическая КМ.

    18. Уровни организации материи.

    19. Понятие жизни в философии и биологии.

    20. Биосфера и ноосфера.

    21. Понятие коэволюции в философии и естествознании.

    22. Статус человека в системе природы.

    23. Антропный принцип и современная НКМ.

    24. Единство человека и природы.

    25. Принцип неопределенности Бора в физике и гуманитарных науках.

    26. Проблемы социальной экологии.

    27. Философские аспекты теории эволюции.

    28. Концепция ноосферы: В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден.

    29. Гуманитарные аспекты информатизации общества.

    30. Культура мышления и искусство аргументации.

    31. Проблема природы человека в истории философии.

    32. Проблема сознания в философии и современной науке.

    33. Проблема бессознательного в истории философии.

    34. Соотношение рационального и внерационального в познании.

    35. Мышление человека и искусственный интеллект.

    36. Интуиция и ее роль в научном творчестве.

    37. Философские основания вненаучных и паранаучных зна­ний.

    38. Теория антропогенеза: философские проблемы.

    39. Философские проблемы биоэтики.

    40. Кризис цивилизации: нравственно-мировоззренческие аспекты.

    41. Космогонические теории и их философское значение.

    42. Проблема критериев истины.

    43. Взаимодействие философии и естественных наук.

    44. Наука и религия.

    45. Проблема соотношения телесного и духовного в человеке.

    46. Развитие научно-философских представлений о пространстве и времени.

    47. Наука как творчество: методология, структура, механизм.

    48. Наука и гуманизм.

    49. Современная философия науки.

    50. Философия техники.

    51. Философские проблемы взаимоотношения науки, техники и культуры.

    52. Проблема понимания в философии и науке.

    53. Логика научного познания.

    54. Основные теории постпозитивизма.

    55. Теория и практика модернизма.

    56. Современные тенденции в антропологической филосо­фии.

    57. Культура и наука в XX веке.

58. Эволюция понятия «природа» в науке и философии.