microbik.ru
1
Финансовая конкурентоспособность компании

В.С. Салтанов МФПА 2010

Введение.

В настоящее время слово «конкурентоспособность» стало модным; его можно услышать из уст политиков, бизнесменов, руководителей международных организаций, чиновников, глав государств и т. д. Однако, несмотря на массовость употребления, термин «конкурентоспособность» не является однозначно определённым как в мировом масштабе, так и в масштабе Российской Федерации.

Что касается нашей страны, рейтинг или, что более корректно, ранг её конкурентоспособности по международным оценкам за последние годы понизился и имеет тенденции к дальнейшему снижению. Это особенно интересно потому, что первые лица нашего государства постоянно декларируют обратное – «страна держит курс на повышение конкурентоспособности». Вероятно, их мнение по этому вопросу отлично от международного.

Поскольку проблема повышения конкурентоспособности затрагивает все отрасли экономической жизни страны, а сам термин не закреплён ни в одном нормативном акте, изучение конкурентоспособности более чем актуально в данных реалиях.

Особенный интерес, на мой взгляд, представляет изучение финансовой конкурентоспособности, поскольку на нынешнюю экономическую ситуацию в мире оказал серьёзное влияние Мировой финансовый кризис.

  1. Понятие конкурентоспособности организации.

Рассмотрением термина «конкурентоспособность» в той или иной степени в разное время занималось множество ученых, однако, по моему мнению, на данный момент нет определения, которое бы полностью описывало конкурентоспособность.

Р. А. Фатхутдинов в своём учебнике «Управление конкурентоспособностью организации» исследует позиции ряда авторов и предлагает свой вариант определения термина «конкурентоспособность».

М. Портер определяет конкурентоспособность как эффективность, производительность.

Ю.Б. Рубин понимает конкурентоспособность как способность применять свой совокупный конкурентный потенциал.

Н.К. Моисеева предлагает рассчитывать конкурентоспособность как произведение индекса конкурентоспособности по товарной массе на относительный показатель эффективности производства.

Ж.Ж. Ламбен трактует конкурентоспособность как способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают конкуренты.

Е.Г. Ясин и А.А. Яковлев под конкурентоспособностью товаров и услуг понимают способность организации продавать их с нормальной прибылью и по нормальной цене.

И.М. Лифиц утверждает, что конкурентоспособность продукции – способность отвечать требованиям рынка в данный период времени.

Э.В. Минько и М.Л. Кричевский пишут, что конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она была продана в определённый момент времени по сопоставимым ценам на конкретном рынке.

Л.Н. Качалина отмечает, что конкурентоспособность организации определяется тремя факторами: Конкурентоспособностью страны и отрасли, собственным потенциалом и местом организации на мировом рынке.

Коллектив учёных под руководством А.А. Дынкина предлагает конкурентоспособность определять как соотношение его цены и качества.

Е.И. Мазилкина и Т.Г. Паничкина считают, что конкурентоспособность это относительная и обобщённая характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и затрат на её удовлетворение.

Ю.М. Осипов считает, что конкурентоспособность товара – совокупность конкретных свойств товара для конкретного потребителя.

Т.Г. Философова и В.А. Быков под конкурентоспособностью понимают способность конкурировать на рынках товаров и услуг.

А.А. Чурсин определяет конкурентоспособность товара как соотношение цены и качества товара в сравнении с аналогичными и взаимозаменяемыми товарами, а конкурентоспособность организации как способность поддерживать высокие темпы экономического роста в долгосрочной перспективе.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под конкурентоспособностью понимают способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

А.С Галушко определяет конкурентоспособность как признанную рынком эффективность, т. е. эффективность востребованную.

М.И. Гельвановский полагает, что конкурентоспособность – это эффективность компании плюс её безопасность на рынке, поскольку конкурировать можно, повышая свою эффективность или ослабляя эффективность конкурента.

Р.А. Фатхутдинов считает, что конкурентоспособность – это состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта со своим объектом быть лидером, успешно конкурировать со своими конкурентами на конкретном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели. По мнению автора, термин следует оценивать с позиции системного, комплексного, динамического и логического научных подходов. Ни одно из перечисленных определений кроме определения Фатхутдинова не отвечает перечисленным требованиям, однако определение Раиса Ахметовича также нуждается в корректировке.

На мой взгляд, конкурентоспособность - способность (или состояние – в статике) организации достигать поставленных целей, превосходя на рынке компании со схожими целями, определяемые данной организацией как «конкуренты», за счёт имеющихся реальных возможностей (общего потенциала компании) или косвенных (возможности ограничить или нейтрализовать потенциал «конкурентов») на конкретном рынке в конкретное время.

  1. Понятие финансовой конкурентоспособности организации. Связь финансовой конкурентоспособности и финансового потенциала компании.

Поскольку проблемами конкурентоспособности в мире начали заниматься только в 80-е года XX века, эта тематика находится ещё на начальном этапе изучения. Соответственно термин «финансовая конкурентоспособность» практически не представлен в научной литературе.

Г.П. Кузнецов в своей кандидатской диссертации определяет финансовую конкурентоспособность как «способность предприятия финансировать свое устойчивое развитие, обеспечивая при этом нормальную для данной сферы окупаемость вложений, рентабельность и увеличение цены бизнеса»

Специалисты B2B Media Agency не дают чёткого определения финансовой конкурентоспособности, однако признают существование финансовых факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия в целом, к которым относят:

  • ликвидность

  • платежеспособность

  • наличие собственных оборотных средств

  • рентабельность

А.М. Литовских в учебнике «Финансовый менеджмент» пишет: «Финансовое состояние хозяйствующего субъекта — это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами».

На мой взгляд, эти определения также несостоятельны, поскольку в них упоминаются лишь финансовые показатели, но нет ни слова о конкурентных действиях и целях.

По моему мнению, термин «финансовая конкурентоспособность» может трактоваться двояко:

  • Финансовая конкурентоспособность – конкурентоспособность финансов компании - качество финансовых ресурсов организации по сравнению с конкурентами.

  • Финансовая конкурентоспособность – способность организации создавать, наращивать, реализовывать и воспроизводить свой финансовый потенциал.

Исходя из сгенерированного мной определения, чтобы понять сущность финансовой конкурентоспособности, необходимо определить – что есть финансовый потенциал.

Анализ публикаций по формированию и оценке потенциала на уровне отрасли, компании показывает слабую проработку этой проблемы в научной литературе.

Основываясь на исследовании, сделанном сотрудниками Орловского государственного технического университета д. э. н. Л.В.Давыдовой и Н.Н.Соколовой можно привести две точки зрения на понятие «финансовый потенциал»:

Г.С. Мерзликина и Л.С. Шаховская предлагают считать финансовым потенциалом потенциальные финансовые показатели производства (прибыльности, ликвидности, платежеспособности), потенциальные инвестиционные возможности.

Л.В.Давыдова и Н.Н.Соколова несколько расширяют данное понимание термина. Финансовый потенциал промышленного предприятия, по их мнению — это максимально возможный объем финансовых ресурсов, который рационально сформирован и эффективно используется для получения доходов и обеспечения его устойчивого развития. Возможность реализации финансового потенциала может быть достигнута при определенных условиях:

  • наличия собственного капитала, достаточного для выполнения условий ликвидности и финансовой устойчивости;

  • возможности привлечения капитала в объеме, необходимом для реализации эффективных инвестиционных проектов;

  • рентабельности вложенного капитала;

  • наличия эффективной системы управления финансами, обеспечивающей прозрачность текущего и будущего финансового состояния.

Обобщив эти два понимания финансового потенциала, я вывел собственное определение.

Финансовый потенциал – совокупность имеющихся финансовых ресурсов компании, возможности привлечения дополнительных ресурсов и эффективной системы управления ими, использование которых приведёт к максимизации финансовых результатов организации.

Следует добавить, что во многих источниках смешиваются понятия: финансовая конкурентоспособность, финансовая устойчивость, платежеспособность компании, финансовый потенциал. На мой взгляд, эти понятия следует чётко структурировать по взаимным связям.

Платежеспособность организации – способность компании погасить своими активами текущие обязательства. Платежеспособность – элемент финансовой устойчивости компании.

Финансовая устойчивость – наличие финансовых ресурсов, сбалансированность денежных потоков, позволяющих компании поддерживать свою деятельность (быть платежеспособной) в долгосрочной перспективе.

Финансовая устойчивость, как правило, выражается в соотношении активов и пассивов компании, а также соотношении её денежных потоков.

Коэффициенты анализа финансовой устойчивости не показывают зависимость величины финансов организации от качества управленческих решений, перспектив увеличения финансовых ресурсов компании (указывают лишь возможные направления действий). Поэтому, справедливо предположить, что показатели финансовой устойчивости – отражают ресурсную часть финансового потенциала. В свою очередь, система управления (создание, наращивание, реализация и воспроизводство) финансовым потенциалом составляет финансовую конкурентоспособность организации.

Итак, хотелось бы подытожить вышесказанное:

  1. Изучение конкурентоспособности, безусловно, актуально, поскольку осознание структуры и механизмов конкурентоспособности помогает самоактуализации компании в рыночной среде и, соответственно повышает эффективность её деятельности.

  2. Финансовая конкурентоспособность – как элемент совокупной конкурентоспособности организации, отражает активность её финансовой деятельности, перспективы развития в финансовой сфере, качество управления финансами организации.

  3. Основой финансовой конкурентоспособности компании является её финансовый потенциал – основной фактор, служащий индикатором описанных выше процессов.

  4. Исследование конкурентоспособности – очень интересная и малоизученная область науки, которая при дальнейшей разработке может серьёзно обогатить экономическую теорию, поэтому дальнейшее изучение этой области я считаю целесообразным продолжить.