microbik.ru
1

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Безопасность ребенка в природе»

Продолжительность проекта

Долгосрочный, продолжительность 2 год.

Участники проекта 

Дети   6-го, 7 года жизни, воспитатели, родители.

Актуальность проблемы

Основная задача в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой с опасными жизненными ситуациями. На основе проведенной диагностики в нашем ДОУ с детьми старшего возраста было выявлено, что дети не могут предвидеть опасные ситуации в природе, не знают элементарных правил поведения. Поэтому вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать в соответствии с ними очень актуальны. Исходя из этого возникла необходимость в реализации педагогического проекта, в основе которого лежит формирование у детей навыков безопасного поведения в природе.

Главная цель проекта

Развитие у детей безопасных правил поведения в природе посредством внедрения в работу тематического планирования.

Задачи проекта:

  • Обучать детей элементарным правилам поведения в природе.

  • Развивать умение предвидеть опасные ситуации.

  • Воспитывать навыки личной безопасности.

Методы проекта:

экскурсии; наблюдения;

целевые прогулки;

беседы;

эксперименты;

моделирование;

дидактические игры;

сюжетно-ролевые игры;

часть непосредственно-образовательной деятельности (ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, аппликация, конструирование);

досуги и развлечения;

выставки;

анкетирование, опросники;

чтение художественной литературы;

ситуативно-имитационное моделирование.

Предполагаемые результаты:

  • У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с природой на 15%

  • Дети будут владеть информацией об основных правилах безопасного поведения в природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

  • Дети овладеют навыками безопасного поведения  в различных опасных ситуациях в природе.

  • Воспитанники будут проявлять способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества и принимать активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах.

  • Степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе повысится на 25%.

Содержание:

Этапы проекта

1 этап. Диагностический.

Задачи:

  • Выявить уровень знаний детей об источниках опасности, о правилах безопасного поведения в природе.

  • Формировать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь.

  • Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта по воспитанию навыков безопасного поведения в природе


Диагностика знаний и умений безопасного поведения детей

дошкольного возраста в природе

Диагностика составлена с использованием литературы авторов Т.Г Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», Т.П.Гарнышевой «ОБЖ для дошкольников»

Цель диагностики – определить уровень знаний детей об источниках опасности в природе, о возможных угрожающих ситуациях, о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами в природе, о способах элементарной помощи при ранах и действиях в некоторых опасных ситуациях; а также возможность скорректировать дальнейшую работу по воспитанию безопасного поведения детей в природе.
Также в ходе второго направления диагностики изучалась роль семьи в формировании у ребенка опыта безопасного поведения в природе. Для этого провели анкетирование родителей и анализировали полученные данные.
Вывод: В результате проделанной работы выявили, что родители недостаточно осознают необходимость специального ознакомления своих детей с правилами безопасного поведения в природе, им необходима помощь со стороны специалистов детского сада.

Анализ педагогической диагностики дошкольников и анкетирование родителей направил нас на создание тематического планирования в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе и эффективных форм работы с ними, а также активных форм сотрудничества с родителями в организации процесса накопления дошкольниками знаний и умений основ безопасного поведения в природе.

2 этап. Практический.

Цель: создание тематического планирования «Обучение детей безопасному поведению в природе» через подбор наиболее эффективных методов работы с дошкольниками и разнообразных форм взаимодействия с родителями.

Задачи:

  • Стимулировать развитие наблюдательности, интерес к познанию окружающей среды, к проблеме возникновения опасных ситуаций.

  • Формировать навыки безопасного поведения в природе, через проведение развивающих, дидактических и подвижных игр, ситуативно-имитационного моделирования, умение вести себя в сложных ситуациях, стремление прийти на помощь, оказывать первую медицинскую помощь.

  • Способствовать активности и заинтересованности родителей в воспитании безопасного поведения детей дошкольного возраста.


3 этап. Результативный.

Цель: внести корректировки в тематическое планирование по «Безопасному поведению детей в природе»

Задачи:

  • Обобщить результаты работы  по проекту " Безопасность ребенка в природе".

  • Определить степень освоения детьми знаний о безопасном поведении в природе.

  • Обеспечение методического сопровождения для воспитателей и родителей.

Поэтапная работа по проекту реализовывалась по трем направлениям

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

  1. Знания об источниках опасности в природе

  2. Знания о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами в природе

  3. Знания о приемах оказания первой помощи при ранах и действиях в некоторых опасных ситуациях

  Продукты проекта:

  • Перспективное тематическое планирование «Безопасное поведение ребенка в природе

  • Уголок безопасного поведения в природе: инструкции о безопасном поведении в природе для дошкольников, памятки для детей и родителей, подборка настольно-печатные игры, дидактические игры, модели занятий, стенды, фотографии, рисунки, выставки, видеоматериалы с познавательным материалом о безопасном поведении в природе.



Используемая литература:

  1. В.А.Новицкая, Л.С.Римашевская, Т.Г.Хромцева «Правила поведения в природе для дошкольников» Москва 2011

  2. Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» С-П, Детсво-Пресс

3. Основы безопасного поведения дошкольников Автор –составитель

О.В.Чермашенцева Издательство «Учитель» Волгоград 2008г.

4. Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» Безопасность для

малышей М.Прометей Книголюб 2002