microbik.ru
1


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 1267

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА




ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

В ГОУ СОШ № 1267




Москва

2011

Содержит нормативный локальный акт ГОУ СОШ № 1267 – Положение об едином орфографическом режиме (единые требования к письменной речи учащихся и педагогических работников средней школы № 1267). Представлены общие требования по выполнению единого орфографического режима, требования к ведению дневников, тетрадей учащимися, к оформлению рефератов, а также требования к педагогическим работникам по соблюдению единого орфографического режима в ОУ.

Издание предназначено для педагогических работников инновационных образовательных учреждений, для учащихся ОУ и для родителей обучающихся в ГОУ СОШ № 1267.
ВСТУПЛЕНИЕ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 № 833 утверждена Федеральная целевая программа «Русский язык (2006 - 2010 годы)». Разработка Федеральной целевой программы «Русский язык (2006 - 2010 годы)» обусловлена следующими факторами:

необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России и национальной безопасности;

потребность страны в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;

актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих объединения российского гражданского общества;

необходимость укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами.

Все вышеуказанные проблемы должны быть решены в процессе реализации Федеральной целевой программы «Русский язык (2006 - 2010 годы)», являющейся своеобразным инструментом государственной политики в сфере русского языка.

Цель Федеральной целевой программы «Русский язык (2006 - 2010 годы)» - создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка для укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, для полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространства.

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности Федеральной целевой программы «Русский язык (2006 - 2010 годы)»: увеличение количества выпускников системы общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком, увеличение количества образовательных учреждений общего образования, реализующих образовательные программы по культуре речи и риторике, увеличение количества просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России.

Придавая особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества Президент России В.В. Путин Указом от 31 декабря 2006 года № 1488 «О проведении Года русского языка» объявил 2007 год Годом русского языка в России.

ГОУ СОШ № 1267 в соответствии с целями, определёнными Уставом ОУ, формирует общую культуру учащихся, потребность к самообразованию, самореализации; воспитывает у учащихся гражданственность, патриотизм, любовь к Родине; готовит учащихся к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности; формирует интеллектуальный потенциал города и региона. В соответствии с Моделью выпускника, а – это человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности; патриот; достойный представитель региона, умелый хранитель, пользователь и создатель его социокультурных ценностей и традиций.

Педагогическим советом определена миссия ОУ в образовательном пространстве города:

ГОУ СОШ № 1267 всесторонне поддерживает государственную политику в сфере образования;

ГОУ СОШ № 1267 стремится находиться на передовой педагогической науки;

ГОУ СОШ № 1267 в постоянном режиме осуществляет инновационную деятельность с целью повышения качества образования;

ГОУ СОШ № 1267 осуществляет деятельность в соответствии с единой методической темой, чётко поставленными перед всеми участниками целостного педагогического процесса конкретными целями и задачами на учебный и (или) календарный год;

ГОУ СОШ № 1267 целенаправленно воспитывает в обучающихся патриотизм, чувство гордости за честь учиться в ОУ, веру в то, что обучающиеся своей хорошей учёбой прославляют родную школу, родной город, Россию;

ГОУ СОШ № 1267 обладает высокопрофессиональными работниками с близкой жизненной позицией: гордость за ОУ, самоотверженное служение людям, преданность своему делу, общественная активность, энтузиазм, оптимизм, бодрость духа, вера в свои силы и умение поддержать других.

Всесторонне поддерживая политику государства в сфере образования, учителя ОУ изучили Федеральную целевую программу «Русский язык (2006 - 2010 годы

Для достижения поставленной цели были определены стратегические задачи:

  • помочь учащимся в осознании роли русского языка как средства сближения и взаимопонимания между людьми, утверждения принципов согласия и толерантности;

  • повысить орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность учащихся средней школы № 1267;

  • привить любовь к чтению, к родному слову, расширить читательский кругозор учащихся, воспитать художественный вкус, научить чувствовать красоту родной речи;

  • осуществить художественное и эстетическое воспитание учащихся средствами языка, воспитать эстетический вкус;

  • вызвать интерес к национально-культурным традициям, воспитать уважение к культурному многообразию и народному творчеству, обогатить знаниями об истории и художественной культуре Русского Севера;

  • развить творческие способности учащихся;

  • сформировать морально-этические нормы поведения учащихся через овладение ими культурой речи.


Положение

об едином орфографическом режиме в ГОУ СОШ № 1267



  1. Общие положения


1.1. Положение об едином орфографическом режиме в ГОУ СОШ № 1267 разработано с целью формирования общей культуры учащихся и педагогических работников ОУ, подготовки учащихся к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.

    1. Единый орфографический режим в ОУ – это единые требования к письменной речи учащихся и педагогических работников ОУ.

    2. Цели введения единого орфографического режима в ОУ:

  • создание условий для воспитания у учащихся ОУ бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию народов России;

  • повышение качества гимназического воспитания.

1.4. Задачи введения единого орфографического режима:

  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и педагогических работников ОУ;

  • воспитание речевой культуры обучающихся общими усилиями педагогических работников ОУ;

  • эстетическое воспитание обучающихся, привитие эстетического вкуса;

  • формирование морально-этических норм поведения обучающихся через овладение ими культурой речи.

1.5. Настоящее Положение распространяется на всех учащихся и педагогических работников ОУ.


  1. Общие требования по выполнению

единого орфографического режима в ОУ
2.1. Администрация ОУ должна направлять, координировать работу по внедрению единого орфографического режима в ОУ, осуществлять плановый и внеплановый инспекционный контроль с целью соблюдения единого орфографического режима учащимися и педагогическими работниками ОУ.

    1. Каждый педагогический работник несёт ответственность за ведение любой документации в соответствии с требованиями единого орфографического режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного языка.

    2. Каждый педагогический работник несёт ответственность за соответствие всех вывешенных на всеобщее обозрение материалов (объявления, стенды, газеты, сайты в социальных сетях и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка.

    3. Каждый учитель особое внимание должен уделять словарной работе с учащимися. Необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по каждому разделу учебной программы.

    4. Каждый учитель должен прививать учащимся навыки работы с книгой, включая справочную литературу, словари.

    5. Учитель-предметник несёт ответственность за правильное, грамотное оформление классной доски к уроку и во время урока. Записи на доске необходимо делать чётко, аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Домашнее задание записывается учителем в обязательном порядке до урока на правой стороне доски по образцу, например:

«Дома: § 15, упр. № 57.», «Д.З.: стр. 64, отв. на вопр. 1-5.», «Дом. задание: написать сочинение.», «Дома: составить план.» т.д.

  1. Ведение дневников учащимися




    1. Учащиеся обязаны иметь дневники на каждом уроке.

    2. Записи в дневнике необходимо делать только синей пастой, синими чернилами, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком.

    3. Запрещается использовать корректор.

    4. Дневник должен иметь эстетический вид, не должен содержать рисунки, записи, наклейки, аппликации, не относящиеся к учебному процессу.

    5. Обложка дневника должна быть подписана согласно образцу.

    6. В начале учебного года должны быть заполнены первые страницы дневника: «Сведения о обучающийсяе», «Сведения об учителях», «Расписание занятий», «Расписание уроков», «Расписание факультативов, дополнительных занятий, занятий кружков, секций».

    7. Расписание уроков должно быть заполнено на текущую и следующую учебные недели.

    8. Названия учебных предметов на страницах дневника должны быть написаны с большой буквы, названия месяцев – с маленькой.

    9. Сокращения слов необходимо делать на последней согласной букве и ставить точку, согласно образцу.

    10. Домашние задания должны записываться учащимися на каждом уроке, своевременно, по требованию учителя, в полном объёме и по всем предметам.

    11. Запись домашнего задания необходимо оформлять согласно образцу.

    12. Запрещается выставление отметок в дневники самими учащимися, включая учебный сектор.


Учащиеся обязаны иметь дневник на каждом уроке.

  1. Требования к педагогическим работникам

по работе с дневниками учащихся


    1. Классный руководитель обязан:

  • проверять дневники учащихся один раз в две недели;

  • исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • контролировать ведение дневников учащимися;

  • выставлять своевременно текущие, четвертные и полугодовые, годовые отметки;

  • контролировать наличие подписи родителей учащихся за каждую учебную неделю, за четвертные, полугодовые и годовые отметки.

    1. Отметка за ведение дневника, в средней и старшей школе, не ставится.

    2. Классным руководителям и учителям – предметникам записи в дневниках учащихся, включая отметки, необходимо делать только синей пастой, синими чернилами, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком.

    3. Учителя-предметники обязаны сами выставлять отметки учащимся за устные ответы на уроке.

    4. Замечания учащимся для сведения родителей должны быть написаны обязательно кратко, в корректной форме.

    5. Запрещается делать записи в дневнике о необходимости сдать деньги на какие-либо нужды класса, ОУ.




  1. Ведение тетрадей учащимися




    1. Ведение тетрадей по всем предметам является обязательным (кроме физической культуры и изобразительного искусства).

    2. Разрешаются тетради на печатной основе.

    3. Учащиеся должны использовать стандартные тетради, состоящие из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться с 6-го класса.

    4. Количество тетрадей для всех видов работ определяет учитель-предметник.

    5. Для контрольных работ, самостоятельных, лабораторных и практических работ заводятся отдельные тетради, которые находятся у учителя в кабинете и выдаются учащимся только для выполнения соответствующей работы и работы над ошибками.

    6. Записи в тетрадях необходимо делать синей пастой, синими чернилами, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком. Разрешается по требованию учителя делать записи цветным карандашом, цветной ручкой.

    7. Тетради должны иметь эстетический вид. Тетради не должны содержать рисунки, записи, наклейки, аппликации, не относящиеся к предмету.

    8. Обложка тетради должна быть подписана согласно образцу.

    9. В тетрадях в обязательном порядке указываются: дата; где выполняется работа; вид работы; тема урока; номер упражнения, задачи, вопроса согласно образцу.

    10. В тетрадях по русскому языку (1-е - 9-е классы):

  • число и месяц выполнения работы записываются словами в именительном падеже;

  • на отдельной строке указывается, где выполняется работа;

  • на отдельной строке указывается вид работы;

  • в классной работе указывается тема урока;

  • пропускать строчки в работе запрещается;

  • необходимо пропускать 2 строчки между разными работами для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу.

    1. В тетрадях по математике (5-е - 11-е классы):

  • дата выполнения работы записывается арабскими цифрами в правом верхнем углу; на первой строке указывается, где выполняется работа;

  • на второй строке указывается вид работы, тема урока;

  • на третьей строке указывается номер задачи, упражнения, задания;

  • записи необходимо начинать с самой верхней полной клетки;

  • между заголовком работы и работой необходимо пропускать 2 клетки;

  • между разными заданиями необходимо пропускать 2 клетки;

  • между разными работами для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу необходимо пропускать 4 клетки.

    1. В тетрадях по любому предмету обязательны поля с внешней стороны. Запрещается на полях делать записи без указания учителя.

    2. Текст в тетрадях должен быть разделён на смысловые абзацы. В начале абзаца необходимо соблюдать «красную строку».

    3. Схемы, рисунки, подчёркивания необходимо выполнять только по указанию учителя. Обязательно аккуратно, с помощью линейки, простым карандашом; по указанию учителя ручкой любого цвета, кроме красного.

    4. Исправлять орфографическую ошибку необходимо следующим образом: неверно написанную букву зачёркивать косой линией сверху вниз справа налево; часть слова, слово (а), предложение (я) зачёркивать тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого написать наверху над строчкой верную букву (ы), слово (а), предложение (я).

    5. Исправлять пунктуационную ошибку необходимо следующим образом: неверно написанный пунктуационный знак зачёркивать косой линией сверху вниз справа налево, вместо зачёркнутого написать верный знак.

    6. Запрещается заключать неверные написания в скобки.

    7. Запрещается для исправления использовать корректор.

    8. Запрещается делать записи, подчёркивания, рисунки, графики и т.д. красной ручкой.

    9. Запрещается записывать домашние задания в тетрадях (только в дневниках).

    10. Работа над ошибками с целью предупреждения повторения аналогичных ошибок обязательна во всех тетрадях по всем предметам после каждой работы. Порядок работы над ошибками определяет учитель.


  1. Требования к учителям

по работе с тетрадями учащихся

    1. Каждый учитель обязан проверять тетради учащихся, исправляя орфографические и пунктуационные ошибки или указывая на них (контрольные работы).

    2. Подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой или красными чернилами.

    3. Запрещается при проверке использовать ручку с синей пастой, карандаш, корректор.

    4. При проверке контрольных работ учитель только подчёркивает ошибки.

    5. Каждый учитель обязан требовать от учащихся выполнения работы над ошибками после каждой работы. Отметки за работу над ошибками выставляются в классный журнал по усмотрению учителя с учётом значимости и объёма работы. Отметки «2» за работу над ошибками в классный журнал не выставляются.

    6. Все контрольные работы обязательно оцениваются. Все отметки за контрольную работу, контрольное изложение, контрольное сочинение, включая отметки «2», выставляются в классный журнал.

    7. Все самостоятельные, проверочные работы обязательно проверяются и оцениваются. По усмотрению учителя отметки «2» могут быть не выставлены в классный журнал.

    8. Классные и домашние письменные работы оцениваются. Отметки в классный журнал ставятся за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

    9. При оценивании работ учитель руководствуется нормами оценки учебных достижений учащихся по предмету.




  1. Периодичность и сроки проверки

тетрадей учащихся


    1. Периодичность и сроки проверки тетрадей должны быть оптимальными для эффективной организации процесса обучения.

    2. Начальные классы: тетради проверяются ежедневно у всех учащихся по всем предметам.

    3. Русский язык, математика, иностранные языки:

в 5-х классах и в 6-х классах (I-е полугодие) после каждого урока у всех учащихся;

в 5-х классах и в 6-х классах (II-е полугодие) два раза в неделю у всех учащихся;

в 7-х классах два раза в неделю у всех учащихся;

в 8-х и 9-х классах после каждого урока выборочно, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся были проверены, наиболее значимые работы по своей важности проверяются у всех учеников;

в 10-х, 11-х классах после каждого урока выборочно, но с таким расчётом, чтобы два раза в месяц тетради всех учащихся были проверены, наиболее значимые работы по своей важности проверяются у всех учащихся.

    1. Остальные предметы: не реже одного раза в месяц.

    2. Тетради для контрольных, творческих работ (5-е – 11-е классы):

  • контрольные работы, диктанты – проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

  • изложения и сочинения - проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через семь - десять дней.




  1. Требования к педагогическим работникам

по заполнению классных журналов


    1. Классный журнал должен быть подписан согласно образцу.

    2. Журнал должен заполняться классным руководителем и учителями-предметниками в строгом соответствии с Указаниями к ведению классного журнала (стр.1 классного журнала).

    3. Все записи должны вестись шариковой черной ручкой, чётко, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком.

    4. Запрещается использовать карандаш и корректор.

    5. Запрещается заклеивать информацию.

    6. В Оглавлении записываются названия учебных предметов, изучающихся в данном классе, в соответствии с учебным планом ОУ с указанием начальных страниц. Дополнительно делаются записи: «Основы безопасности жизнедеятельности» (5 е – 11-е классы), «Классный час с указанием Правил Дорожного Движения» (5-е – 11-е классы).

    7. Названия предметов в Оглавлении пишутся с большой буквы.

    8. Фамилия, имя, отчество учителя пишутся полностью.

    9. В графе «Список учащихся» в алфавитном порядке указываются фамилии и полные имена учащихся.

    10. Учителя-предметники обязаны заполнять журнал своевременно, в строгом соответствии с календарно-тематическим планированием на текущий учебный год.

    11. Запрещается делать исправления.

    12. На левой стороне журнала записываются месяц и число проведённого урока. Если в один день проведено два, три урока, число прописывается соответственно два, три раза.

    13. На правой стороне журнала прописывается дата (например: 09.09.09.) и тема урока в соответствии с календарно-тематическим планированием. Для записи одного урока отводится одна строка.

    14. Числа и даты на правой и на левой сторонах журнала должны совпадать.

    15. В графе «Что пройдено на уроке» запрещается делать записи общего характера: «Повторение», «Итоговое повторение», «Обобщение», фамилия писателя, поэта и название произведения и т.д.

    16. Необходимо грамотно делать сокращения: на последней согласной, ставить точку, например: «Сам. раб.», «Лаб. раб.», «Пров. дикт.», «Мат. дикт.», «Разв. р.», «Вн. чт.», «Контр. диктант с грамм. зад.» и т.д.

    17. Необходимо указывать тему контрольной работы, диктанта, зачёта.

    18. Учителям русского языка необходимо указывать вид работы по развитию речи, например: изложение контрольное или обучающее, подробное или сжатое и т.д.

    19. Учителям иностранного языка запрещается делать записи на иностранном языке.

    20. Графу «Домашнее задание» необходимо заполнять после каждого урока, например: «§ 15, упр. № 57.», « Стр. 64, отв. на вопр. 1-5.», « Стр. 75, № 45,46,47.», «Написать дом. сочин.», «Дописать сочин.», «Сост. план.» и т.д.

    21. Отметки за домашнее сочинение выставляются в колонку записи числа, когда было задано домашнее сочинение.

    22. Необходимо указывать виды работ, за которые всем учащимся класса выставлены отметки в журнал.

    23. Запрещается записывать вид работы на левой стороне журнала под колонкой отметок.

    24. Учителя обязаны в системе осуществлять текущий контроль.

    25. Отметки за контрольные работы, срезы, зачёты выставляются своевременно, всем учащимся, в колонку записи числа проведения работы.

    26. Запрещается выставлять отметки дробью, через запятую.

    27. Учителям по русскому языку и литературе:

отметки за контрольный диктант с грамматическим заданием, изложение, сочинение ставить в одной клетке, например: 55, 45, 54, 43, 32 и т.п.;

обе отметки за сочинение по литературе выставлять на странице по литературе; при этом отметку за грамотность учитывать при выставлении итоговой отметки по русскому языку.

    1. Запрещается использовать для оценивания учащихся «минусы» и «плюсы».

    2. Запрещается ставить точки вместо отметок.

    3. Необходимо на каждом уроке отмечать буквой «н» отсутствующих на уроке учащихся.

    4. Запрещается в одной клетке ставить «н» (отсутствие на уроке) и отметку.

    5. Опоздания учеников на урок в журнале не отмечаются.

    6. Запрещается пропускать свободную клетку перед отметками за четверть, полугодие, за год.

    7. Запрещается исправлять отметки.

    8. В случае допущения исправления, исправленные отметки должны быть заверены учителем-предметником, классным руководителем (в Сводной ведомости учёта успеваемости) и директором ОУ (печать обязательна). В случае исправления четвертной, полугодовой, годовой, экзаменационной, итоговой отметки учитель-предметник, классный руководитель обязан зачеркнуть ошибочно поставленную отметку чертой сверху вниз справа налево, затем рядом записать верную отметку с расшифровкой (отл., хор., удовл., неудовл.) и заверить исправленную отметку, сделав запись на этой странице после всех имеющихся записей, например: «Иванова Ирина – отметка 4 («хорошо») за II четверть», поставить подпись и дату.

    9. В конце четверти (2-е – 9-е классы), полугодия (10-е, 11-е классы), года учителя-предметники обязаны подвести итог учебной работы по образцу, например: «За I-ю четверть по плану – часов (уроков), дано – уроков.».

    10. В случае замены основного учителя (больничный лист, командировка, др.) другим учителем записи урока(ов) в классный журнал делает учитель, производящий замену урока(ов), в соответствии с календарно-тематическим планированием основного учителя.




  1. Требования к классным руководителям

по заполнению личных дел учащихся


    1. Личные дела учащихся ведутся классными руководителями.

    2. Записи необходимо делать в соответствии с Указаниями по ведению личных дел обучающегося, синей пастой, синими чернилами, чётко, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком.

    3. Все записи должны быть достоверны: полные фамилия, имя, отчество ребёнка; дата рождения; номер свидетельства о рождении; полные фамилии, имена, отчества родителей ребёнка; где воспитывался до поступления в 1-й класс; домашний адрес ребёнка; сведения об успеваемости, изучении факультативных курсов; награды и поощрения.

    4. Сведения о домашнем адресе записываются по образцу, например: г. Москва, ул. Тёплый Стан, дом 48, кв. 55. Необходимо указать домашний телефон ребёнка. В случае изменения домашнего адреса, телефона, классный руководитель обязан своевременно сделать новую запись, зачеркнув одной горизонтальной чертой предыдущую.

    5. Названия учебных предметов должны соответствовать учебному плану ОУ на текущий учебный год.

    6. Все исправленные отметки должны быть заверены классным руководителем и директором ОУ (печать обязательна). Ошибочно поставленная отметка должна быть зачёркнута чертой сверху вниз справа налево, затем рядом записана верная отметка с расшифровкой, сделана запись на этой странице после всех имеющихся записей, например: «2006 г. За 8-й класс отметка по географии - 4 («хорошо»)», подпись классного руководителя и дата.

    7. В личном деле учащегося должны быть подшиты следующие документы: заявления родителей ребёнка о принятии в ОУ, о принятии в !0-й класс, о перемещениях из одного класса в другой класс, о принятии в 10-й класс; заверенная копия свидетельства о рождении ребёнка (копия паспорта).

    8. В личных делах должны находиться договоры об отношениях ОУ с родителями учащихся, которые подписываются директором ОУ и родителями ежегодно.




  1. Требования к рефератам учащихся




    1. Реферат – это творческая работа, самостоятельное исследование учащегося по конкретной теме, по определенной проблеме на основе глубокого изучения научной, научно-популярной литературы, других видов источников.

    2. Научное руководство работой учащегося над рефератом осуществляется педагогическим работником в соответствии с Положением о научном руководителе.

    3. Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист; оглавление с указанием названия и начальных страниц глав (разделов); введение; основная часть; заключение; список использованных источников и литературы; приложения (документы, иллюстрации, таблицы, схемы и др.).

    4. Введение должно содержать обоснование выбора темы, её актуальность, значимость в настоящем и будущем, подходы к решению проблемы, наличие противоречивых точек зрения на проблему, личные мотивы и обстоятельства интереса к теме, цели и задачи работы.

    5. Основная часть - это изложение материала по главам, (разделам), каждая из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждая глава (раздел) должна быть озаглавлена. Основная часть должна содержать критический обзор источников; собственные версии, оценки автора реферата.

    6. Заключение - это выводы по результатам исследования. Заключение должно быть чётким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Должно содержать собственную позицию автора работы и значимость работы для автора, практическую значимость реферата. Заключение не должно по объёму превышать введения.

    7. Объём реферата, как правило, не должен превышать 20 страниц компьютерного набора. Приложения в расчёт страниц не входят.

    8. Текст реферата должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman, 14 размера, через одинарный междустрочный интервал. Напечатан на бумаге стандартной формы: лист А 4. Поля страницы: левое – 3 см, правое - 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 cм. Абзац должен равняться четырём знакам (1,25 см).

    9. Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой литературы и все приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом нижнем углу или сверху в центре листа без точки. Первой страницей является титульный лист, но на нём номер страницы не ставится.

    10. Титульный лист должен быть оформлен согласно образцу и содержать следующие сведения: полное название ОУ; название учебного предмета; тема реферата; фамилия, имя, отчество, класс автора реферата; фамилия, имя, отчество (инициалы) научного руководителя или учителя, который проверил реферат (экзаменационный реферат); место и год написания реферата.

    11. Оглавление должно быть оформлено согласно образцу.

    12. Заголовки глав (разделов) основной части реферата пишутся с большой буквы, располагаются в середине строки, не подчёркиваются. Допускается выделение жирным шрифтом. Точки в конце не ставятся. Если заголовок включает несколько предложений, они разделяются точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

    13. Каждая структурная часть реферата (введение, основная часть, заключение и т.д.) должна начинаться с новой страницы. Каждое приложение помещается на новой странице.

    14. Расстояние между названием главы (раздела) и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам.

    15. В тексте реферата инициалы авторов указываются перед фамилиями.

    16. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. При оформлении таблиц слово таблица пишется слева, указывается порядковый номер таблицы без значка № перед цифрой, точка не ставится. Если в тексте одна таблица, то номер не ставится и слово таблица не пишется. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

    17. Все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки и т.д.) должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной. Если иллюстрация единственная, то она не нумеруется. Иллюстрация должна иметь название, которое помещается под иллюстрацией. При оформлении рисунков и схем слова рисунок и схема пишутся под ними и выделяются курсивом.

    18. Цитаты обязательно заключаются в кавычки и приводятся в грамматической форме источника с сохранением особенностей авторского написания, включая авторские знаки. При цитировании текста с опусканием одного или нескольких слов или предложений вместо изъятых (упущенных) слов, предложений ставится многоточие.

    19. Цитаты, факты, иллюстрации, приведённые в тексте, должны сопровождаться сносками (ссылками) на источник. Сноски (ссылки) оформляются согласно образцу. Ссылка может быть в нижней части страницы под основным текстом под соответствующим порядковым номером (выходные данные источника, номер тома, части и т.п., страницы) или в тексте работы после приведённой цитаты в скобках. Если делается ссылка на произведение из библиографического списка, в квадратных скобках указывается номер ссылки, соответствующий номеру произведения из библиографического списка, и страница(ы).

    20. Список использованных источников и литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по заглавиям книг согласно образцу. При оформлении списка рекомендуется придерживаться следующего порядка: источники (нормативно-правовые акты, например: законы, указы, манифесты, другие правительственные акты, постановления, приказы, международные договоры, меморандумы; архивные материалы), литература (монографии, книги, брошюры, периодические издания), интернет-сайты. Сначала источники и литература на русском языке, затем – на иностранных языках. Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трёх. Если книга написана четырьмя и более авторами, описание книги даётся на заглавие (монографии, сборники статей и др.). При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.

    21. Каждое приложение к реферату начинается с нового листа, нумеруется. Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объём реферата не включаются.

    22. Листы реферата должны быть скреплены. Допускается брошюровка, скрепление скоросшивателем, использование папок с файлами.




  1. Требования к календарно - тематическому планированию

учителей-предметников


    1. Каждый учитель обязан составлять календарно-тематическое планирование на четверть, полугодие, учебный год.

    2. Календарно-тематическое планирование учителей рассматривается на соответствующей предметной кафедре, методическом объединении учителей, согласовывается с руководителем методического объединения, проверяется и утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной работе, затем утверждается директором ОУ (печать обязательна).

    3. Календарно-тематическое планирование составляется и оформляется согласно образцу.

    4. Календарно-тематическое планирование должно быть выполнено в компьютерном наборе.

    5. Календарно-тематическое планирование, как правило, состоит из следующих разделов: пояснительная записка; номер урока по порядку; дата проведения урока; раздел программы с указанием часов; тема каждого урока; вид, тип урока; наглядность, оборудование; основные понятия, термины. По желанию учителя и по решению методического объединения учителей в календарно-тематическом планировании могут быть другие дополнительные разделы.

    6. Пояснительная записка содержит следующие сведения:

учебная программа по предмету с указанием автора, названия, выходных данных, на сколько часов рассчитана;

количество часов по учебному плану, количество часов в неделю; количество часов за I-ю четверть, количество часов за II-ю четверть, количество часов за III-ю четверть, количество часов за IV-ю четверть;

  • учебно-методический комплект: учебник, рабочая(ие) тетрадь(и), атлас(ы), карта(ы), дидактический(ие) материал(ы) для учащихся, сборник(и) задач, заданий, методическое пособие для учителя и др. с обязательным указанием автора, названия, всех выходных данных;

  • общее количество контрольных работ, диктантов, изложений, сочинений за учебный год;

  • общее количество практических и лабораторных работ за учебный год;

  • общее количество работ по развитию речи за учебный год (с указанием количества обучающих изложений, сочинений).

    1. Учителя обязаны записывать тему урока в классный журнал в строгом соответствии с записями в календарно-тематическом планировании.


Образец оформления подписи обложки дневника

Дневник

ученицы 8 «А» класса

средней общеобразовательной школы № 1267

г. Москвы

Ивановой Татьяны.

Образец заполнения дневника (учебные предметы)

Русск. яз. Франц. яз. Информ. Обществ. ОБЖ

Литер. Немецк. яз. Геометр. Геогр. МХК

Англ. яз. История Матем. Физ. культ. Изобр. иск.

Образец заполнения дневника

(запись домашнего задания)

§ 15, упр. № 57. Стр. 64, отв. на вопр. Стр. 75, № 45, 46, 47.

Образец оформления подписи обложки тетради

Тетрадь

для работ по русскому языку

ученицы 8 «А» класса

средней школы № 1267

Ивановой Татьяны.
Тетрадь

для контрольных работ

по русскому языку

средней школы № 1267

Сидорова Ивана.

Образец оформления работы в тетради

Пятое сентября. Двадцатое сентября.

Домашняя работа. Классная работа.

Упражнение № 135. Простые предложения.


Седьмое сентября. Двадцатое сентября.

Классная работа. Классная работа.

Повторение. Сочинение – миниатюра.

Упражнение № 75. Как я провёл лето.
Образец оформления подписи обложки классного журнала


Классный журнал

8 «А» класса

Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1267 с углубленным изучением французского языка Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы.
на 2011/2012 учебный год

Образец оформления титульного листа реферата (конференция)
Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1267 с углубленным изучением французского языка Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы.

Перспективы искусственных языков

на примере эсперанто

Реферат выполнил(а)

ученица 11 «Г» класса

Опарина Дарья Анатольевна
Рруководитель:

учитель латинского языка

Коровина Т.Е.

Москва

2011

Образцы оформления оглавления реферата

Оглавление
Введение……………………………………………………..……………3

Искусственные языки от Вавилона до конца XX века…………………5

Эсперанто в качестве решения проблемы………………………….….10

Исследование. Словообразовательные элементы эсперанто………... 14

Заключение………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………...……………………20

Приложения……………………………………………………………...21
Оглавление
Введение……………………………………… …………………………3

Глава 1. Искусственные языки от Вавилона до конца XX века………5

Глава 2. Эсперанто в качестве решения проблемы………………...…10

Глава 3. Исследование. Словообразовательные элементы эсперанто.14

Заключение………………………………………………….…………...19

Список использованной литературы……………………………….......20

Приложения……………………………………………………………...21
Образец оформления сносок в реферате
Ещё в 1765 году французский лингвист и этнолог Шарль де Бросс писал: «Основа всеобщего языка реально существует. Вместо того чтобы тратить время в бесплодных устремлениях к тому, что могло бы создать искусство, лучше попытаться открыть то, что уже создано природой» (Кузнецов С.Н. Теоретические основы интерлингвистики. - М.: Высшая школа, 1987.- С. 70).

Ещё в 1765 году французский лингвист и этнолог Шарль де Бросс писал: «Основа всеобщего языка реально существует. Вместо того чтобы тратить время в бесплодных устремлениях к тому, что могло бы создать искусство, лучше попытаться открыть то, что уже создано природой» [6. С. 70.].
Ещё в 1765 году французский лингвист и этнолог Шарль де Бросс писал: «Основа всеобщего языка реально существует. Вместо того чтобы тратить время в бесплодных устремлениях к тому, что могло бы создать искусство, лучше попытаться открыть то, что уже создано природой».¹
¹ Кузнецов С.Н. Теоретические основы интерлингвистики. М.: Высшая школа,1987. - С.70.

Образец оформления списка

использованной литературы в реферате
1. Дрезен Э. За всеобщим языком. - М.: Русский язык, 2004. – 236 с.

2. Дуличенко А.Д. Международные вспомогательные языки. - Таллинн: Мери, 1990. – 129 с.

3. Исаев М.И. Столетие планового вспомогательного языка эсперанто: Проблемы международного вспомогательного языка. - М.: Наука, 1991.-250 с.

4. Колкер Б.Г. Учебник языка эсперанто: Основной курс. - М.: Наука, 1992 .- 244 с.

5. Королевич А.И. Книга об эсперанто. – Киев: Век, 1989. – 160 с.

6. Кузнецов С.Н. Теоретические основы интерлингвистики. - М.: Высшая школа, 1987.- 199 с.

7. Левин В.К. Отечественные суперкомпьютеры семейства МВС: [http://parallel.ru/mvs/levin.html], 27.05.2001.
Образец оформления календарно - тематического планирования учителя
Согласовано Утверждаю

Руководитель МС Директор ГОУ СОШ № 1267

__________________/________________/ _______________О.Ю. Зайцева

( подпись) (расшифровка подписи) (подпись)

«____»_______________2011 г. «____»______________2011 г.

Утверждаю

Заместитель директора по УВР

________________ М.Д. Сидорова

( подпись)

«____»___________________2011 г.

Календарно – тематическое планирование

на 2011 – 2012 учебный год
по ___________________________

предмет

для_____________________________

класс(ы)

учителя_____________________________________

ФИО (полностью)

_____________________________________________квалификационная категория