microbik.ru
1 2 ... 4 5
Сергей Ушакин

Функциональная интеллигентность



Бесспорно, каждому хотелось бы считать себя “экспертом” и претендовать на привилегии по

отношению к другим.... З. Фрейд (1.c.591)
Легко быть светилом для других, когда сам находишься в тени. Р. Дебрэ (2.c.18)
Как свидетельствует Time, в 1995 году, в период крайне неудачных для Демократической партии США промежуточных выборов в Конгресс, президент страны неоднократно срывался на крик лишь при одной мысли о своих политических консультантах. Однажды один из этих “криков” в Овальном кабинете Белого дома принял форму вопроса: ”Почему мы платим им так много, если мы добились так мало?”(3)

Почти за двести лет до Билла Клинтона Наполеона Бонапарта мучил практически тот же самый вопрос. Вернее, то же самое сомнение в практической целесообразности интеллектуалов. Связывая все неудачи Франции с деятельностью идеологов, Наполеон заметил как-то, что “эту банду тупиц, до глубины души верящих в свободу прессы, свободу слова и силу общественного мнения”, “этих паразитов, облепивших мою шею”, “...лучше всего было бы утопить болоте...”(Цит. по: 4.c.189)

Судя по всему, между этими двумя сюжетами в последние пять-шесть десятилетий и оформилась отрасль науки, получившая название социологии интеллигенции. Отрасль, ставшей ни чем иным, как профессиональной попыткой самой интеллигенции создать при помощи доступных ей академических средств свою коллективную биографию. Однако обилие подходов и теоретических методов, используемых при написании данной автобиографии, приводит к тому, что и само понятие “интеллигенция” меняет свой смысл в зависимости от той цели, которую преследует та или иная группа авторов.

Но несмотря на видимое разнообразие и несовпадение точек зрения, многочисленные исследования в области социологии интеллигенции - т.е. в области анализа взаимоотношений интеллигенции как группы с другими социальными группами и институтами - могут быть сведены к трем основным теоретическим схемам.

Одним из наиболе традиционных подходов является, безусловно, попытка определить степень автономности политических интересов интеллигенции,- попытка, наиболее четко оформившаяся в различных вариантах марксистского анализа распределения собственности и власти в обществе. В рамках структурно-функционального подхода определяющим для понимания специфики интеллигенции является не столько ее роль в распределении ресурсов в обществе, сколько особенности её участия в производстве материальных и символических ценностей. Особенности, обусловленные структурной позицией, занимаемой интеллигенцией в процессе общественного разделения труда. И наконец, сравнительно недавно сформулированная теория “нового класса” увязывает социально-политические особенности интеллигенции с характером и особенностями её дискурсивной, речевой, символической деятельности, перенося таким образом акцент со сферы социальной на сферу знаковую.

Вряд ли является случайным то, что, несмотря на принципиальные различия, все перечисленные подходы так или иначе затрагивают проблему “интеллигенции и власти”, проблему политического участия интеллигенции. Или в виде типичного марксистского анализа форм политического коллаборационизма интеллигенции. Или в виде попыток структурного функционализма обосновать претензии интеллигенции на социальный, политический и культурный элитизм высоким уровнем её профессионализма и компетенции. Или в виде стремления сторонников дискурсивного анализа обнаружить скрытый “эпистемологический империализм” и “символическое господство” интеллигенции в используемых ею формах и способах производства знания. Сходство проблематики, повторяю, вряд ли случайно и обусловлено не только стремлением интеллигенции использовать уже существующие институты и механизмы власти для распространения корпоративных ценностей. Помимо чисто технической роли, властные институты, на мой взгляд, имеют для интеллигенции онтологическое значение, выступая своего рода “нулевым меридианом”, по отношению к которому и определяется социальные координаты интеллигенции. В данной статье речь пойдет лишь об одной форме подобного рода “политической картографии” - а именно о попытках определить тенденцию политического развития интеллигенции с точки зрения структурно-функционального подхода.



следующая страница >>