microbik.ru
1
Организация деятельности дополнительных профессионально-образовательных услуг в учреждениях среднего педагогического образования

Халимов Ленар Фанилевич

ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж

KhalimovLen@mail.ru

В современных условиях социально-экономического развития общества возрастает востребованность специалистов в сфере информационных технологий. Проблема подготовки специалистов в области информационных технологий является многоплановой, охватывает многие социально-организационные, образовательные, психолого-педагогические, правовые и другие аспекты и особенности социальной жизни общества. Качественная подготовка специалистов в сфере информационных технологий во многом определяется уровнем технической оснащенности учебного заведения. Современные информационные технологии требует нового подхода к профессиональной ориентации учащихся, оценке их деятельности, совместной деятельности педагога и обучающегося, разработки инновационных и экспериментальных методов обучения информатике и вычислительной технике, направленных на развитие исследовательских способностей и адаптируемости учащихся к жестким требованиям рынка труда.

Сегодня ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж готовит специалистов по семи различным специальностям по дневной и заочной форме обучения около 1300 человек.

В условиях сложившегося рынка труда для подготовки конкурентно способных выпускников большое значение имеют курсы дополнительной профессиональной подготовки. Владение дополнительными навыками, засвидетельствованными квалификационными удостоверениями, значительно облегчает трудоустройство выпускников, позволяет им быстрее адаптироваться на рабочих местах. Колледж тесно взаимодействует с муниципальными отделами образования южных районов Республики Башкортостан. Согласно подписанным договорам организовываются дополнительные подготовительные курсы для учителей сельских школ. Центр дополнительного профессионального образования проводит обучение студентов по трем основным направлениям: «Графика и дизайн», «Web дизайн», «Основы администрирования операционных систем и компьютерных сетей». Дополнительная профессиональная подготовка осуществляется на собственной материально-технической базе колледжа.

Проведя анализ деятельности по оказанию дополнительных профессионально-образовательных услуг в колледже, можно выдвинуть следующие тезисы, подготовка студентов в сфере информационных технологий будет успешной, если:

  • выявлены особенности спроса к дополнительным образовательным услугам молодёжи в сфере информационных технологий;

  • реализована модель комплектования групп, обеспечивающая формирование контингента обучающихся с учетом образовательных интересов личности обучаемого, профессиональной ориентации процесса обучения и социального заказа общества;

  • разработаны нормативно-правовая документация по организации курсов и структурировано содержание дополнительной профессиональной подготовки студентов, в сфере информационных технологий исходя из гуманистической, профессиональной и поисково-исследовательской его ориентации;

  • установлены критерии и уровни сформированности компьютерной грамотности выпускников и разработана интегральная оценка для определения степени профессиональной подготовленности.

В процессе реализации данного проекта необходимым является оформление и наличие следующей документации:

  • лицензия и приложение к лицензии с перечнем профессиональных образовательных программ, по которым образовательное учреждение имеет право ведения образовательной деятельности;

  • бизнес-план: обоснование выбора программ; оценка рынка; оценка конкурентов; план маркетинга; план предоставления образовательных услуг; организационная структура фирмы; стратегия финансирования; перспектива.

    • положение о структурном подразделении Центр дополнительного профессионального образования;

    • рабочая программа по выбранным направлениям обучения;

    • выписка из протокола заседания предметно-цикловой комиссии;

    • выписка из приказа директора о дополнительных профессиональных курсах;

    • договор об оказании платных образовательных услуг, трудовой договор с преподавателем;

    • смета расходов на проведение дополнительных профессиональных курсов;

    • акт выполненных работ;

    • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы и платёжные ведомости;

    • расписание занятий;

    • учетная книга по выдачи удостоверений.

В зависимости от объёма образовательной программы (количества часом) слушателю выдается соответствующий документ удостоверение или свидетельство. Например: «Графика и дизайн» - 72 часа - удостоверение, «Web дизайн» - 100 часов - свидетельство, «Основы администрирования операционных систем и компьютерных сетей» - 130 часов – свидетельство.

Центр дополнительного профессионального образования предоставляет платные образовательные услуги в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании», «О защите прав потребителей» и Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дополнительного образования

К дополнительным платным образовательным услугам, предоставляемым колледжем, также относятся:

  • обучение дополнительным образовательным программам, не входящих в учебный план колледжа, в том числе творческой и спортивной направленности;

  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, не входящих в учебный план колледжа;

  • занятия с обучающимися углубленным изучением предметов, не являющихся профильными предметами;

  • подготовительные курсы;

  • практикумы по решению задач различного уровня, по математике, физике, химии, информатике и др. при подготовке ЕГЭ.

Организация дополнительных профессионально-образовательных услуг в сфере информационных технологий для ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж ещё находится на стадии развития, и по полученным результатам работы за 2007-2008 год является актуальным и прибыльным.