microbik.ru
1
Модель урока по теме «Координатная плоскость»( 6 класс)

Автор: учитель математики МОУ Татарская гимназия№65 г. Уфы

Хаматшина Илюза Мутагаровна
Аннотация урока.

Данный урок ориентирован на учащихся шестого общеобразовательного класса , обучающихся по учебнику « Математика 6». Авторы: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. При изучении темы «Координатная плоскость» используется мультимедийная презентация и интерактивная доска, что позволяет сэкономить время , которое тратит учитель на выполнение построений на доске, а также показать практическую направленность темы. Красочные иллюстрации , анимации и звуковые эффекты привлекают внимание учащихся, вызывают у них живой интерес при изучении темы. При необходимости, где в изучении возникли трудности, компьютер позволяет все это повторить.

Цель урока- ввести понятия системы координат на плоскости, осей координат, координат точки; объяснить учащимся алгоритмы построения точки по заданным ее координатам и определения координат точек, отмеченных на координатной плоскости.

Задачи урока:

- обобщить и систематизировать сведения о координатной прямой;

координат объекта, предмета, места;

- ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;

- научить учащихся строить точки по заданным координатам, задавать . координаты точек, определять положение точек в координатной плоскости

по координатным четвертям ;

- развивать у учащихся творческие способности, познавательный интерес,

смекалку, внимание;

- воспитывать самостоятельность, ответственность за результаты своего

труда.

Тип урока –комбинированный(изучение нового материала, практикум)

Формы организации учебной деятельности –беседа, индивидуальная . . работа, работа с текстом слайда, работа с интерактивной доской .

Методы- информационно-развивающие, творчески- репродуктивные,

наглядные .

Оборудование:

- мультимедийный проектор:

-интерактивная доска;

-презентация «Координатная плоскость»;

-раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент(1 мин).

  2. Сообщение темы и цели урока (1-2мин) слайды1-2

  3. Повторение изученного материала, подготовка к изучению нового материала.-5 мин.

Фронтальный опрос(слайды 3-9).

    1. Что такое координатная прямая?

    2. Сколько точек соответствует числу на прямой и наоборот, сколько чисел соответствует точке на прямой? Как называется это число?

    3. Найдите координаты точек, отмеченных на координатной прямой.

    4. Какие числа называются положительными? Отрицательными?

5) Что называется координатами объекта, предмета, места?

(Описание того, где расположен тот или иной объект…)

6)Приведите примеры координат( координаты места в билетах, координаты места в классе, координаты фигур на шахматной доске, географические координаты…)


  1. Изучение нового материала (10-12 мин)

Учитель:Ваше месторасположение в классе(слайд 6) можно описать рядом и партой, за которой вы сидите, например 2 ряд , 3 парта. Обозначим это так: (2;3) .При этом места(2;3) и (3;2) различны: первое является местом за третьей партой во втором ряду, второе- местом за второй партой в третьем ряду.

Подобным образом можно определить и положение точки на плоскости(слайд 10) . Вопросы учащимся :

*Можно ли утверждать ,что на рисунке слайда изображены координатные прямые?

* Под каким углом эти прямые расположены друг к другу?

*Охарактеризуйте точку пересечения этих прямых.

* Что напоминает запись А(2;3)?

*Под каким углом из точки А проведены отрезки к прямым Ох и Оу?

* Как связаны запись А(2;3) и точки координатных прямых, на которые указывают стрелки?

Учитель: Две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета для каждой из них, образуют систему координат(слайд 10)

Точка пересечения прямых обозначается буквой О и называется началом координат. Прямые, образующие систему координат. называют координатными осями, каждая из которых имеет свое название; горизонтальная - ось абсцисс, вертикальная- ось ординат(слайд10)

Плоскость , на которой задана система координат, называется координатной плоскостью(слайд10)

Учащиеся в тетради чертят рисунок из слайда 10.

Каждая точка координатной плоскости имеет две координаты, которые можно определить опустив перпендикуляры на координатные оси и определив, какому числу на координатной оси соответствует основание перпендикуляра (слайд11). Пара чисел (-4;-3) называются координатами точки. -4-абсцисса точки, -3-ордината точки ( слайд 12).

Учащиеся строят в тетрадях точку А(-4;-3).

А.теперь разберем как построить точку по ее координатам(слайд13)

Учитель: Координатная плоскость делится на 4 координатные четверти. Определим знаки координат точек в четвертях(слайд 14).



  1. Закрепление изученного материала-(15 мин)

Учитель: Ребята, предлагаю вам применить опорные знания на практике.

Задание1.Выполняем №415(б) из учебника (на определение координат точек ) на доске и в тетрадях , самопроверка ответов (слайд 15).

Задание2.Решение №416(слайды16,17)и делаем вывод:

а) точки, имеющие одну и ту же абсциссу, расположены на прямых, параллельных оси ординат; б)точки, имеющие одну и ту же ординату, расположены на прямых, параллельных оси абсцисс. Задание3.Фронтальная работа на интерактивной доске (программа SMART Notebook) и в тетрадях.

Учитель: Начертите в тетрадях систему координат, взяв за единичный отрезок- отрезок длиной 1 см. Отметьте точки А(-1;3), В(4;-2), С(-1;-2) .Соедините точки А.В,С друг за другом. Какая фигура получилась?(∆АВС). Определите координаты точек пересечения сторон ∆АВС с осями координат. Чему равна площадь ∆АВС?(слайд18)
Физминутка. (1 мин) Учитель: Ребята, а теперь немного отдохнем.(слайд19)

6. Самостоятельная работа в двух вариантах.(5-7 мин) На листочках с изображением системы координат отметьте координаты заданных точек , которые вы видите на интерактивной доске(слайд20)и соединяя их друг за другом отрезками постройте фигуру.

Самопроверка по слайду презентации (слайд 20)

Молодцы!(слайд21)



  1. Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями. Домашнее задание. (3-5 мин) Ребята , вы видели выставку творческих работ учащихся прошлых лет по данной теме. Вам дома необходимо выполнить аналогичное задание.

1 уровень. Нарисуйте на координатной плоскости рисунок и «зашифруйте» его с помощью координат ключевых точек.

2 уровень. Оформить работу в виде презентации(слайд22)
Спасибо за урок! (слайд 23)