microbik.ru
1
Выступление на республиканском научно – методическом семинаре

учителей географии на тему:

«Самостоятельная работа учащихся на уроке географии»
Хамзина Светлана Адельзяновна

учитель географии

Стародрожжановская СОШ №1

Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить.

Позволь мне сделать это и это станет моим навсегда.

П. П Блонский
Самостоятельная работа учащихся является одним из компонентов обучения в современной школе. Она приобретает все большее значение как эффективное средство решения образовательно-воспитательных задач. Это необходимое звено процесса усвоения знаний. Ее эффективность доказана практикой и многочисленными экспериментальными и опытными исследованиями. Она значительно повышает качество и объем усваиваемых знаний, прочность и готовность их практического использования, сокращает время изучения учебного материала дома, учит школьников самим добывать знания из разных источников. Правильно организованная учителем на уроках самостоятельная работа помогает преодолеть формализм в знаниях.

Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от их навыков работать с текстом учебника, картами, картинами, схемами и диаграммами, а также от методического мастерства учителя, его умения правильно отбирать необходимый материал, давать целенаправленные задания. Самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению.

Признаками самостоятельной работы являются:

- наличие цели самостоятельной работы;

- наличие конкретного задания;

- четкое определение формы выражения результата (устная, письменная);

- определение формы проверки результата самостоятельной работы;

-обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Самостоятельная работа над поставленным учителем вопросом, заданием побуждает учащихся систематизировать факты выделять главное, оценивать события. Т. о. самостоятельная работа как форма организации учебной деятельности школьников является не самоцелью, а действительно необходимым, одним из ведущих компонентов изучения курсов географии.

Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. Задание предлагается учителем или программированным пособием.

С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил ребенка. Следовательно, внешняя форма самостоятельной работы - это задание, а её внутреннее содержание - познавательное или интеллектуальное задание, любая задача должна иметь в себе конфликтную ситуацию, противоречие между данным и искомым, осознание, что и является источником мысли.

Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

-в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче.

-формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.

-вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач.

Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Они включают не только самостоятельно выполняемые практические работы, предусмотренные программой, но и работы с учебником, дополнительной литературой, с различными иллюстрациями, подготовку выступлений и др.

Самостоятельные работы имеют и воспитательное значение:

-приучают детей к обязательному выполнению всех заданий;

-поддерживают на должном уровне активность;

-формируют самостоятельность и активность;

Примеры самостоятельных работ в 7 классе на уроках географии по курсу «Материки и океаны».

Классифицировать самостоятельные работы можно с разных точек зрения. С точки зрения содержания и структуры курса можно выделить виды самостоятельных работ по определенным разделам и темам: например, «Рельеф», «Климаты Земли».Важно учитывать классификацию самостоятельных работ по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности. В связи с этим выделяются три вида задания:


  1. задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний, т.е. в том виде, как они излагались учителем.

Это первый уровень знаний.

После знакомства с понятиями «воздушная масса» и влиянием ее на погоду можно организовать самостоятельную работу с учебником по изучению типов воздушных масс.

Задание 1. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и заполнить таблицу. (Первый уровень)

Типы воздушных масс

Их особенности

Температура воздуха

Влажность

2) Задание на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации.

Задание 2.На основе анализа и сопоставления различных карт составить характеристику природных условий стран Западной Европы, затем сверить свой ответ с текстом учебника. (Второй уровень)

Для самоконтроля можно дать задания-тесты.

После выполнения заданий учитель пишет на доске ответы и нормы оценок. Учащиеся сами проверяют и ставят оценки в тетрадь.

3) Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности. (Третий уровень знаний)

Задание 3. Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой выписать названия платформ, затем поясов новой складчатости. В правой колонке указать, какие формы поверхности земли соответствуют каждому из этих участков земной коры.

Платформы и области новой складчатости

Рельеф

Проанализировав выполненную работу, сделать вывод о том, какие равнины соответствуют платформам, какие горные системы – областям новой складчатости. Какая закономерность подтверждается этими примерами в размещении крупных форм поверхности на Земле.

Почему в этот список не вошли Уральские горы, чем они отличаются от других гор по высоте, строению, по форме вершин. Чем можно объяснить это различие?

С точки зрения развития логического мышления, необходимо различать самостоятельные работы по преобладанию того или иного приема умственной деятельности.

1) На проведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного. При изучении климата внутренних вод Австралии продолжается формирование общих понятий «субэкваториальный», «тропический», «субтропический климат».

Можно выполнить задания по карте.

Пользуясь климатическими картами, сравнить субтропические климатические пояса Австралии и Южной Африки. Указать, по каким признакам будете сравнивать? В чем состоит сходство? Чем отличаются пояса? Каковы причины различий? Для самоконтроля и самопроверки можно дать диктант «Климатические пояса Австралии»

2) На проведение анализа с последующими выводами по карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а также на юге Евразии. По климатической карте определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняется сезонное изменение ветров. Что общего в климате юга и востока (умеренного и субтропического пояса) Евразии? В чем различие климата этих территорий?

3) На раскрытие причинно-следственных связей определить черты (следствия) климата, вытекающие из этих особенностей (причин материка).

  1. Гималаи и высокие горы преграждают путь муссонам внутрь материка.

  2. Зимой большая часть поверхности материка сильно охлаждается, а летом сильно нагревается.

  3. Островная часть Евразии находится близ экватора.

4) На формирование приемов обобщений с последующими выводами учащимся предлагается дать характеристику двух карт по следующему плану:

а) масштаб, б) где находятся линии (точки) нулевых искажений, в) в каких частях карты нет искажений, в каких - искажения небольшие, в каких наибольшие, г) сравнить изображения Северной и Южной Америки, Гренландии, Африки на левой, правой картах и глобусе, д) какие из указанных материков искажены меньше, чем это объясняется, е) чем отличается изображение Северной Америки и Гренландии на этих картах, чем объясняется это различие, какие выводы из этого сравнения можно сделать.

При рассмотрении искажений на картах материков важно, чтобы учащиеся, проведя самостоятельные измерения, убедились в том, что эти искажения невелики и зависят от размера материков.

Поскольку любая самостоятельная работа учеников проводится на основе какого-либо учебного пособия (карты, учебника, раздаточного учебного материала), необходимо иметь ввиду классификацию самостоятельных работ по источникам знаний.

Задания по учебнику:

а) пересказ текста учебника по вопросам, усваиваются готовые знания.
б) составление плана текста по параграфу. Сначала простого, затем сложного, усвоение существенных признаков понятий.
в) заполнение таблиц (природные зоны).
г) выписывание из текста географических явлений.
д) определение по цифровым показателям, диаграммам типа климата.
е) поиски ответов объяснений.
ж) сравнение различных географических объектов.
з) выбор объектов, относящихся к той или иной группе явлений и процессов

Разнообразны задания по карте:

характеристика карты; чтение тематических карт; наложение карт; составление географических характеристик отдельных территорий;

Каждая из указанных классификаций важна в образовательном и воспитательном отношении. Для разработки системы заданий важно знать формы заданий. От формы задания зависит не только характер умственной деятельности школьников, но и время, отводимое для выполнения работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация самопроверки.
Таким образом, самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельности учащихся, которая должна включать и предмет и метод научного познания.