microbik.ru
1 2 3 4
Характеристика личности руководителя

Содержание

Актуальность, цели, задачи

Введение

  1. Зарубежная индустриальная социальная психология

    1. Американская классическая школа

      1. Теория Ф.У.Тейлора

      2. Теория Г.Эмерсона

    2. Американская социально-психологическая школа

      1. Теория Э.Мейо

      2. Теория Д.Мак-Грегора

      3. Теория Ф.Херцберга

    3. Японская школа

  2. Профессионально важные качества управленческих кадров

    1. Функциональный анализ работы руководителя

    2. Индивидуальный стиль деятельности руководителя

  3. Лидерство, способности к управлению, профессиональная

компетентность кадров управления

    1. Синтетическая теория лидерства (ситуационно-ролевая)

    2. Общие способности к управленческой деятельности

    3. Профессиональная компетентность руководителя

  1. Социально-психологический климат коллектива (СПК)

    1. Факторы формирования СПК

    2. Показатели СПК

  2. Список использованной литературы

Актуальность. Стиль управления руководителя во многом определяется его психическими и психологическими характеристиками и, в свою очередь, определяет успех работы и динамику развития предприятия. От личности руководителя и от выбранного им стиля зависят мотивация работников, их отношение к работе, СПК группы.

Объект. Психологические характеристики личности руководителя и СПК группы.

Предмет. Влияние личности руководителя на выбор им стиля управления, эффективность работы и СПК.

Цель. Выявить взаимосвязи личности руководителя, стиля управления и психологического климата.

Задачи:

1) Анализ проблемы на основе изученной литературы;

2) Эмпирическое исследование стилей управления;

3) Экспериментальная работа по исследованию взаимосвязи стилей лидерства и СПК в трудовом коллективе.

Введение

В современном российском обществе все более важным становится аспект повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности руководителей как частных фирм, так и государственных предприятий. Подобная тенденция к повышению требовательности к руководителю обуславливается необходимостью повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Данная ситуация более связана с экономическим положением страны, внешней и внутренней ее политикой. Внимание также уделяется психологическим факторам как кадровой политики в целом, так и конкретно личностным качествам современного руководителя, его собственным знаниям в области психологии управления, конфликтологии, менеджмента.


1.Зарубежная индустриальная социальная психология.

В зарубежной психологии и менеджменте уже давно развивается такое направление, как индустриальная социальная психология, являющаяся разделом прикладной социальной психологии. Объектом ее изучения являются: личность в социальной среде, малые группы и трудовые коллективы, большие социальные группы. Предмет индустриальной психологии – влияние процесса общения на производственную деятельность людей, и, прежде всего, на повышение производительности.

За рубежом проблематика индустриальной психологии близка к проблематики психологии менеджмента. В американских исследованиях работу по организации промышленного предприятия рассматривают как комплекс взаимосвязанных мероприятий, к которым относятся: 1) определение целей и задач предприятия; 2) разработка функциональной структуры предприятия, определение отдельных видов работ, необходимых для выполнения общей задачи; 3) координация отдельных работ и их интеграция в целях создания конечного продукта; 4) работа с персоналом – изучение мотивации работников, системы информации, контроля, стимулирования труда; 5) создание единой организационной системы для достижения внутренней согласованности и производительности предприятия.

Можно выделить три основных концептуальных подхода в зарубежной индустриальной психологии:

  1. Американская классическая школа, включающая в себя два направления: а) теорию Ф.У.Тейлора; б) теорию Г.Эмерсона.

  2. Американская социально-психологическая школа, представленная: а) теорией «человеческих отношений» Э.Мейо; б) теорией мотивации труда Д.Мак-Грегора; в) теорией «обогащения работы» Ф.Херцберга.

  3. Японская школа индустриальной психологии.

    1. Американская классическая школа.

Зародившись в США в конце ХIX – начале ХХ века, эта школа получила широкое распространение не только в Америке, но и в Европе. В рамках этой школы работали такие исследователи, как Ф.У.Тейлор, Л.Гьюлик, Д.Муни, Э.Брег, Л.Ален, Л.Урвик, М. Фоллет, К.Шелтон, Г.Эмерсон.

Основная цель их работы состояла в выявлении организационных, психологических и социально-психологических факторов повышения производительности труда.

1.1.1 Теория Ф.У.Тейлора.

Фредерик Уислоу Тейлор (1856-1915) – американский инженер и ученый, родоначальник теории научного управления, индустриальной социологии и социальной психологии. Предложенная им теория направлена на повышение эффективности производства с помощью организации труда, рационализации и интенсификации трудового процесса. Основные принципы подхода Тейлора заключаются в следующем:

    • Увеличение комфорта и благосостояния человечества является главной целью производства;

    • Предприниматели должны нести ответственность за соблюдение интересов всего общества, а не только их частного капитала;

    • Рациональная организация производства необходима для получения максимальной прибыли и возможности выстоять в конкурентной борьбе;

    • Система научного управления должна дать предпринимателям знания о рациональном ведении производства;

    • Рядовой рабочий изначально ленив, невежествен, пассивен.

Средствами стимулирования производительности его труда являются жестко стандартизованные методы, приемы, орудия. Необходимо расчленить весь трудовой процесс на отдельные операции, хронометрировать каждую из них и рабочий день в целом. Отдельные рабочие движения надо изучать специально и давать рекомендации по их рациональному построению. Процесс рационализации труда рабочих предполагает: а) строгую регламентацию всего рабочего времени; б) обработку приемов каждой операции; в) введение поточных линий и конвейера, темп движения которых должен задавать ритм труда рабочего.

Сочетание материальной заинтересованности и «разумного эгоизма». Только с помощью оплаты можно максимально заинтересовать рабочего. Люди не должны получать больше или меньше того, что они заработали. Оплата предпринимателя и рабочего должна соответствовать их вкладу в производство, стимулировать индивидуальную ответственность. Одновременно нужно использовать принцип «разумного эгоизма» - т.е. вкладывать определенные финансовые средства в развитие производства, создание новой техники и технологий.

Непрерывный контроль за работой конкретного исполнителя. На производстве необходимо организовать группы «надсмотрщиков», инспекторов, осуществляющих контроль за установленной нормой выработки.

Оперативный контроль за работой цехов. Он помогает своевременно реагировать на нехватку заготовок, инструмента, сырья, следить за количеством и качеством продукции, вносить организационные изменения.

Одним из первых в индустриальной психологии именно Ф.У.Тейлор стал применять психологические тесты при приеме на работу и определении квалификации, использовать наблюдение, интервью, анкетирование. Им впервые был поставлен вопрос о связи технологического процесса с деятельностью и психикой людей. Тейлор предложил комплекс мер по повышению квалификации работников, разработал систему мероприятий по преодолению психологической инертности людей в отношении крупномасштабных нововведений. Идеи Тейлора повлияли на распространение «революции менеджеров», легли в основу научной организации труда на промышленных предприятиях.


следующая страница >>