microbik.ru
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №23

Копейского городского округа

* 456654,г. Копейск Челябинская обл., ул.Коммунистическая, 27

( 8 (239) 2-18-34, E-mail: school-n23@rambler.ru


Классный час

из цикла «Воспитание толерантности»

на тему:
«МЫ – граждане великой России .»


Выполнила:

Вахмянина Е.В.

преподаватель географии

классный руководитель 5б класса

.

2010 г.
Цель:

1. Формировать гражданственность и ответственность, желание быть

полезным своей стране.

Задачи:

1.Вызвать интерес к осознанию себя частью своей страны.

2.Закрепление знаний учащихся о государственной символике.

3. Развитие творческих способностей у детей.

Оборудование.

1. Мультимедийный проектор с экраном.

2. Презентация "Мы – граждане великой России . »

3.Раздаточный материал.
Ход занятия.

1. Слайд № 1.

Тема нашего классного часа: « Мы – граждане великой России «

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о символах нашего государства.

Знаете ли вы , какую огромную роль в истории человечества играют

знаки и символы ? Знаки и символы – это различные абстрактные

изображения, которыми люди пользуются для указания направления,

для передачи информации.
Проводится деловая игра «Гражданином быть обязан »

В игре участвуют две команды. Побеждает та команда, которая

наберет больше баллов.
Слайд № 2.

Конкурс «Символ победы »

Государственный флаг

Командам выдается набор полосок цветной бумаги. Необходимо сложить из них государственный флаг России.

Время выполнения – 1 мин. За правильный ответ 1. балл.
Государственный гимн
Командам выдаются полоски бумаги , на которых напечатано по одной строчке

всех куплетов Государственного гимна Российской Федерации . Необходимо

сложить эти строчки , чтобы получился первый куплет и припев гимна .

Время выполнения задания – 2 мин. За правильный ответ – 3 балла.
Государственный герб
Команды получают изображение Государственного герба России ,

герба Челябинской области , города Копейска. Необходимо найти на каждом

из них по три ошибки. На работу отводится 5 мир. За правильное выполнение

задания команды получают 3. балла.

Слайд №.3.

Конкурс « Государственная власть»
Рассказ учителя об основном законе нашей страны – Конституции Российской

Федерации.

Команды выбирают правильные ответы из предложенных вариантов.

За правильный ответ 1 балл

Президент Российской Федерации является:

- главой государства;

-главой правительства;

- главой парламента РФ;

-Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ.
Парламент России называется:

-Советом Федерации;

-Федеральным собранием;

- Государственной думой;

- Верховным советом.

Слайд № 4.

Суды в России:

- принимают законы;

- проводят выборы в стране;

- вершат правосудие в России;

Слайд № 5.

Конкурс « Наша Родина »

Слово учителя о Родине на фоне песни Блантера « С чего начинается Родина»

Официальное название.

Команды получают карточки: Россия,

Российская Федерация , Российская

республика, Республика Россия, Российская Советская социалистическая

Республика ( РСФСР ), Содружество Независимых Государств ( СНГ).

Задача команд выбрать правильный ответ названия нашей Родины.

За правильный ответ – 2 балла.
Территория

Команды получают карту России.

Задача: выбрать из набора стран те , что граничат с Россией:

США, Япония , Китай, Казахстан, Индия, Монголия , Великобритания.

За правильно названный ответ – 6 баллов.
Конкурс « Гражданин Росси и »

Гражданство.

Командам не обходимо написать на листке бумаги основания для приобретения

российского гражданства.

Время выполнения задания российского гражданства.

за правильный ответ – 6 баллов.

Слайд №5.

Игра завершается подведением итогов, подсчетом очков и награждения

победителей.

Мы всегда должны помнить о том, что гимн, герб, флаг – это святыни нашей

Родины, к которым надо относиться с уважением, хранить их для других

поколений, приумножать их славу.

Благодарю за активное участие. Надеюсь ,что вам понравилось.

2. Слайд 2.

Рассказ учителя. "Чем отличается толерантная личность

от интолерантной."

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно

условным. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой чертой личности, что позволяет проводить различия.
Знание самого себя.

Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относятся критично к себе, они не стремятся во всех бедах обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности большой разрыв между «Я - идеальный» (каким бы Я хотел стать),и « Я- реальный » (какой я есть) ,чем у иртолерантного человека практически совпадают. Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. Потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще обвиняет окружающих.


Защищенность.

Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Он не стремится защищаться от других людей.
Отвественность.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Ему легче думать , что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от них самих .Они не перекладывают ответственность за то ,что происходит с ними и вокруг них.
Потребность в определенности.
Интолерантные люди делят мир на две части – черное и белое. Для них существуют только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «свой» и «чужой». Они не могут относится к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
Ориентация на себя.
Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе. В проблемных ситуациях толерантные люди склоны винить себя, а не окружающих. У интолерантной личности все наоборот

Приверженность к порядку.
Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. Он стремиться принадлежать партии, группировке. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.
Элементы тренинга.
3.Слайд 3. Упражнение "Черты толерантности". (дать возможность оценить степень своей толерантности)

- 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности. Сначала в колонке «А» поставьте: "+" напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;

"0" напротив тех черт, которые у вас наименее выражены;

Затем в колонке «В» поставьте:

"+" напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк остается у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно. Затем учитель заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и является ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы)

Ученики получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из класса с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе ("+" в колонке "А") с портретом толерантной личности, созданной группой.
Слайд № 4 Оценить степень своей толерантности.

- Давайте выясним, каких качеств вам не хватает для того, чтоб считаться толерантными людьми.
Упражнение" Волшебная лавка".

Давайте представим, что есть лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, Расположенность к другим , чуткость , доверие, терпимость к различиям, склонность не осуждать других, умение слушать. любознательность, умение владеть собой, доверие. учитель выступает в роли продавца , который обменивает одни качества на какие-нибудь другие .Учитель вызывает одного из учеников. Он просит приобрести одну или несколько "вещей", которых у него нет (это те качества толерантной личности , которые ,по мнению группы важны , но отмечены "0" в колонке А опросника этого ученика, т. е. слабо выражены у него.)Например , он просит у продавца "терпения", зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть "терпеливым". В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться " чувством юмора", которого у него с избытком.
1.Какие качества присущи толерантности личности?

2.Какие качества характерны для интолерантной личности?
Слайд № 5. Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства.
- Как отношение к себе связано с толерантностью к другим и как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе.
Упражнение " Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на "черный день" (развить навыки ведения внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу)

Ученики сидят в кругу. Учитель заводит разговор о том ,что у каждого из людей случаются приступы "плохого" настроения, когда кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты как-то забываются все достижения, победы, радостные события. Что не забывать, психологи рекомендуют составлять памятку, в которую заносят достоинства, достижения, способности данного человека. Во время плохого настроения памятка придает бодрости и позволяет оценивать себя. Учитель предлагает проделать подобную работу. Ученикам раздаются бланки с таблицами, в которых они самостоятельно заполняют графы.
Слайд № 6. Таблица " Мои лучшие качества".

Учитель на свое усмотрение (в зависимости от доверия в классе) предлагает зачитать свои памятки. Заполненные памятки остаются у учеников.
Слайд № 7.Упражнение "Неуверенный – уверенный - самоуверенный".
- Давайте попробуем прожить состояние неуверенности, самоуверенности и посмотрим, как можно общаться при этих состояниях.
- Давайте встанем в круг.

- " Иногда мы чувствуем свое превосходство над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда мы бываем, не уверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным, не являясь при этом высокомерным? Уверенный в себе человек всегда вызывает у окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих состояний".
Учитель разбивает учеников на пары. Один самоуверенный ,а другой-неуверенный в себе человек. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет роль самоуверенного, говорит о том, что он например , гордый. У меня прямая спина, громкий и четкий голос. Я не выношу критики в свой адрес, я привык, чтобы мне уступали дорогу и всегда смогу поставить другого на место.

В свою очередь "неуверенный" говорит о себе: я могу смотреть только в пол, мои плечи опущены, я говорю тихим голосом, я не пользуюсь популярностью. Затем ученики обмениваются ролями и повторяют вновь.
В заключение учитель задает вопросы:
1.Как вы себя чувствуете, когда вы уверены в себе?

2.Как общаться с неуверенными и самоуверенными людьми?

3. Часто вы встречали уверенных в себе людей?

4.Расскажите о своих чувствах в роли неуверенного, уверенного и самоуверенного человека.

Слайд № 8
Человек, хорошо знающий себя, положительно относится к окружающим и доброжелателен к миру, легко признает других людей.

Толерантность к другим вырастает из толерантности к себе.

«Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других. «(Сенека)