microbik.ru
1
Приложение № 5
ОБОБЩЕННЫЕ ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕСКА, ЩЕБНЯ И ГРАВИЯ
В рамках обзора рынка нерудных строительных материалов, ФАС России было проведено анкетирование потребителей песка, щебня и гравия. Ниже приведены результаты опроса.


    1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ


Песок

По видам деятельности и производимой продукции респондентов можно разделить на следующие группы:

- производство железобетонных и бетонных изделий для строительства – 37%

- производство силикатного кирпича – 4%

- производство строительных материалов – 11%

- строительство – 15%

- дорожное строительство – 33%

96% опрошенных предприятий используют песок для дальнейшей переработки и производства собственной продукции.

4% – для внутрихозяйственных нужд
При замене песка одного российского производителя на другого опрашиваемые респонденты отмечают возможность такой замены, при этом цена на собственную продукцию потребителей увеличится от 1 до 15%. Некоторые потребители указывают на невозможность смены производителя из-за несоответствия качественным характеристикам добываемого песка.

Необходимо отметить, что при выборе поставщика продукции потребители в основном руководствуются качеством, ценой и территориальным расположением поставщика, а также сроками поставок.

Опыт работы с поставщиками оценили как положительный около 90% респондентов, из них хотели бы внести изменения 10% такие как: повышение качества производимого песка; изменение ценовой политики.

58% опрошенных потребителей отмечают, что сроки поставки продукции соблюдаются, остальные потребители отмечают задержки в поставке продукции связанные с отсутствием ж/д составов.

Анализ ответов респондентов, желающих внести изменения во взаимоотношения с поставщиками показал, что наиболее актуальными для них являются вопросы необоснованности повышения цен (26% опрошенных) и как уже отмечалось выше несоблюдение сроков поставки, из-за необеспеченности поставщика песка ж/д составом (40%).

Для одного из респондентов оказался актуальным вопрос о заключение договора на условиях отсрочки платежа.

Остальные потребителя песка отмечают, что проблем во взаимоотношениях с поставщиками песка у них не было.

Степень конкуренции рынка потребители песка оценили как:

Конкурентный – 27%, не конкурентный – 32%, умеренно конкурентный – 41%.

Щебень
По видам деятельности и производимой продукции респондентов можно разделить на следующие группы:

- производство железобетонных и бетонных изделий для строительства – 37%

- производство силикатного кирпича – 4%

- производство строительных материалов – 11%

- строительство – 15%

- дорожное строительство – 33%

96% опрошенных предприятий используют щебень для дальнейшей переработки и производства собственной продукции.

4% – для внутрихозяйственных нужд
Следует отметить, что при производстве строительных материалов и строительстве автомобильных дорог используются различные фракции щебня. В связи с этим, ответы потребителей были разделены на 2 группы:

1) ответы организаций, осуществляющие дорожное строительство;

2) ответы организаций, осуществляющие производство строительных материалов.

Ниже приведены ответы организаций, осуществляющих дорожное строительство.

Следует отметить, что многие организации, осуществляющие дорожное строительство закупают щебень у посредников.

При замене щебня одного российского производителя на другого большинство опрашиваемых респондентов (около 66%) отмечают возможность такой замены, при этом цена на собственную продукцию потребителей увеличится от 5 до 10%, у остальных от 20 до 50%. Рост цены на производимую продукцию опрашиваемые потребители связывают в основном с увеличением транспортных расходов.

При выборе поставщика продукции потребители в основном руководствуются качеством, ценой и территориальным расположение поставщика, а также сроками поставок.

Опыт работы с поставщиками оценили как положительный практически все респонденты.

75% опрошенных потребителей отмечают, что сроки поставки продукции соблюдаются, остальные потребители отмечают задержки в поставке продукции связанные с отсутствием ж/д составов.

Анализ ответов респондентов, желающих внести изменения во взаимоотношения с поставщиками показал, что наиболее актуальными для них являются вопросы необоснованности повышения цен (25% опрошенных) и как уже отмечалось ранее несоблюдение сроков поставки, из-за необеспеченности поставщика песка ж/д составом .

Степень конкуренции рынка организации, осуществляющие дорожное строительство оценили как:

Конкурентный – 15% опрошенных, остальные - умеренно конкурентный.
Ответы организаций, осуществляющих производство строительных материалов.

При замене щебня одного российского производителя на другого большинство опрашиваемых респондентов (55%) указывают на невозможность смены производителя из-за несоответствия качественным характеристикам добываемого щебня, а также удаленностью территории. Остальные потребители отмечают возможность такой замены, при этом цена увеличивается менее чем на 5% у 25% респондентов, от 5 до 10% у 25% опрашиваемых, от 10 до 30 у 50% опрашиваемых. Рост цены на производимую продукцию опрашиваемые потребители связывают в основном с увеличением транспортных расходов.

При выборе поставщика продукции потребители в основном руководствуются качеством, ценой и территориальным расположение поставщика, а также сроками поставок.

Опыт работы с поставщиками оценили как положительный практически все респонденты, из них хотели бы внести изменения около 30% такие как: ритмичность летних поставок, поставки в соответствии с графиками.

50% опрошенных потребителей отмечают, что сроки поставки продукции соблюдаются, 40% потребителей щебня отмечают задержки в поставке продукции связанные с отсутствием ж/д составов, остальные - отсутствие продукции требуемого качества и количества.

Анализ ответов респондентов, желающих внести изменения во взаимоотношения с поставщиками показал, что наиболее актуальными для них являются вопросы необоснованности повышения цен (около 30% опрошенных) и как уже отмечалось выше несоблюдение сроков поставки, из-за необеспеченности поставщика песка ж/д составом .

Остальные потребителя щебня отмечают, что проблем во взаимоотношениях с поставщиками щебня у них не было.

Степень конкуренции рынка организации, осуществляющие производство строительных материалов оценили как:

15% - не конкурентный, 35% - конкурентный, остальные респонденты - умеренно конкурентный.


    1. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ


Песок
По видам деятельности и производимой продукции респондентов можно разделить на следующие группы:

- производство железобетонных и бетонных изделий для строительства – 34%

- производство кирпича – 10%

- строительство – 33%

- дорожное строительство – 22%

Все опрошенные предприятий используют песок для дальнейшей переработки и производства собственной продукции.

При замене песка одного российского производителя на другого около половины опрашиваемых респондентов отмечают возможность такой замены, при этом цена на собственную продукцию потребителей увеличится от 1 до 15%. Некоторые потребители указывают на невозможность смены производителя из-за несоответствия качественным характеристикам добываемого песка.

Необходимо отметить, что при выборе поставщика продукции половина потребителей в основном руководствуются качеством, ценой и территориальным расположением поставщика, другие опрашиваемые респонденты качеством, территориальным расположением и ценой.

Опыт работы с поставщиками оценили как положительный практически все респонденты.

80% опрошенных потребителей отмечают, что сроки поставки продукции соблюдаются, остальные потребители отмечают задержки в поставке продукции связанные с форс-мажорными обстоятельствами (природные условия).

Анализ ответов респондентов, желающих внести изменения во взаимоотношения с поставщиками показал, что наиболее актуальными для них являются вопросы необоснованности повышения цен (около 15% опрошенных) и несоблюдение сроков поставки (10%).

Остальные потребителя песка отмечают, что проблем во взаимоотношениях с поставщиками песка у них не было.

Степень конкуренции рынка потребители песка оценили как:

Конкурентный – 20%, не конкурентный – 10%, умеренно конкурентный – 70%.

Щебень
По видам деятельности и производимой продукции респондентов можно разделить на следующие группы:

- производство железобетонных и бетонных изделий для строительства – 34%

- производство кирпича – 10%

- строительство – 33%

- дорожное строительство – 22%

Все опрошенные предприятия используют щебень для дальнейшей переработки и производства собственной продукции.
При выборе поставщика продукции потребители в основном руководствуются качеством, ценой и территориальным расположение поставщика.

Опыт работы с поставщиками оценили как положительный практически все респонденты.

Большинство опрошенных потребителей отмечают, что сроки поставки продукции соблюдаются, 5% потребителей щебня отмечают задержки в поставке продукции связанные с отсутствием ж/д составов.

Все ответившие респонденты отмечают, что проблем во взаимоотношениях с производителями щебня нет.

Степень конкуренции рынка потребители щебня оценили как:

Умеренно конкурентный – 50%, конкурентный – 40%, не конкурентный – 10%.

1.4. ГРАВИЙ ПО ВСЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ
По видам деятельности и производимой продукции респондентов можно разделить на следующие группы:

- производство железобетонных и бетонных изделий для строительства – 50%;

- строительство – 33%;

- дорожное строительство – 17%.

Все опрошенные предприятия используют гравий для дальнейшей переработки и производства собственной продукции.
При замене гравия одного российского производителя на другого большинство опрашиваемых респондентов (66%) указывают на невозможность смены производителя из-за несоответствия качества продукции других производителей требованиям технологического процесса. Остальные потребители отмечают возможность такой замены, при этом цена увеличивается от 5 до 20%. Рост цены на производимую продукцию опрашиваемые потребители связывают в основном с увеличением транспортных расходов.

При выборе поставщика продукции потребители в основном руководствуются качеством, ценой и территориальным расположение поставщика.

Опыт работы с поставщиками оценили как положительный все респонденты.

Анализ ответов респондентов, желающих внести изменения во взаимоотношения с поставщиками показал, что наиболее актуальным для них является вопрос несоблюдения сроков поставки продукции (около 50% опрошенных потребителей).

Остальные потребителя гравия отмечают, что проблем во взаимоотношениях с поставщиками гравия у них не было.

Степень конкуренции потребители гравия оценили как:

50% - конкурентный, 50% - умеренно конкурентный.

1.5. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Песок
По видам деятельности и производимой продукции респондентов можно разделить на следующие группы:

- производство железобетонных и бетонных изделий для строительства – 60%;

- производство кирпича – 20%;

- дорожное строительство – 20%.

Все опрошенные предприятия используют песок для дальнейшей переработки и производства собственной продукции.
При замене песка одного российского производителя на другого опрашиваемые респонденты отмечают возможность такой замены, при этом цена на собственную продукцию потребителей увеличится от 1 до 15%. Некоторые потребители указывают на невозможность смены производителя из-за несоответствия качественным характеристикам добываемого песка.

Необходимо отметить, что при выборе поставщика продукции потребители в основном руководствуются качеством, территориальным расположением поставщика и ценой продукции.

Опыт работы с поставщиками оценили как положительный около 80% респондентов, из них хотели бы внести изменения 20% такие как: повышение качества производимого песка.

60% опрошенных потребителей отмечают, что сроки поставки продукции соблюдаются, остальные потребители отмечают задержки в поставке продукции связанные с отсутствием ж/д составов.

Степень конкуренции рынка потребители песка оценили как:

Конкурентный – 15%, не конкурентный – 25%, умеренно конкурентный – 60%.
Щебень
По видам деятельности и производимой продукции респондентов можно разделить на следующие группы:

- производство железобетонных и бетонных изделий для строительства – 90%;

- дорожное строительство – 10%.

Все опрошенные предприятия используют щебень для дальнейшей переработки и производства собственной продукции.

В 2005, 2006 гг. рост цен на щебень производителей (поставщиков) составил 10-15%.

При замене щебня одного российского производителя на другого опрашиваемые респонденты отмечают возможность такой замены, при этом цена на собственную продукцию потребителей увеличится от 1 до 15%.

Необходимо отметить, что при выборе поставщика продукции потребители в основном руководствуются качеством, территориальным расположением поставщика и ценой продукции.

Опыт работы с поставщиками оценили как положительный практически все опрашиваемые потребители щебня.

Анализ ответов респондентов, желающих внести изменения во взаимоотношения с поставщиками показал, что наиболее актуальным для них является вопрос несоблюдения сроков поставки, из-за необеспеченности поставщика песка ж/д составом (60%).

Степень конкуренции рынка потребители щебня оценили как:

Конкурентный – 70%, остальные респонденты - умеренно конкурентный.
ВЫВОДЫ:

Результат опроса потребителей в рамках обзора нерудных строительных материалов показал, что цены на песок растут интенсивнее, чем на другие нерудные строительные материалы, несмотря на то, что рынок песка, рассматриваемый в границах трех федеральных округов, менее концентрирован.

Практически все из опрошенных потребителей щебня и песка имеют возможность заменить поставщика продукции. 66% опрошенных потребителей гравия указывают на невозможность смены поставщиков из-за несоответствия качества продукции других производителей требованиям технологического процесса.

При выборе поставщика нерудных строительных материалов потребители руководствуются в первую очередь качеством приобретаемой продукции.

Из числа ответивших респондентов ни один не может заменить используемые для изготовления собственной продукции нерудные строительные материалы на другие НСМ (виды, фракции).

Опыт работы с производителя щебня и гравия респонденты оценили как положительный, нет необходимости что-либо менять; с производителя песка 10% хотели бы внести изменения.

В последние 2 года практически 50% опрошенных потребителей сталкивалось с такими проблемами как несоблюдение сроков поставки продукции из-за отсутствия ж/д составов, у остальных респондентов проблем с поставщиками нерудных строительных материалов не было.

50%-60% опрошенных считают рынки нерудных строительных материалов умеренно-конкурентыми.