microbik.ru
1


ШАНГИНА

ЛЮБОВЬ

НИКОЛАЕВНА

МБДОУ № 63 «Лесная полянка»,

г.Белово, Кемеровской обл.




ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Как сказал немецкий философ Альберт Шопенгауэр: « Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый

нищий счастливее больного короля».

Видеть своего ребенка жизнерадостным, активным, инициативным и

обязательно здоровым – естественное желание родителей.

О проблемах здоровья говорят все больше, а здоровых детей с каждым годом все меньше. Как мы, взрослые, можем помочь нашим

детям стать действительно здоровыми. Найти ответы на эти вопросы

помогут методы и приемы здоровьесбережения, которые успешно

применяются в нашем ДОУ.

Мы выстроили модель здоровьесберегающего пространства по

основным направлениям:

- организация санитарно-эпидемиологического режима;

- обеспечение психологической безопасности детей;

- организация лечебно-профилактической работы;

- организация физкультурно-оздоровительной работы;

- создание предметно-развивающей среды;

- формирование у детей осознанного отношения к здоровью;

- организация работы по просвещению родителей.

Каждый педагог оказался задействованным в работе по формированию собственной здоровьесберегающей компетентности. Для большинства педагогов такая деятельность стала нормой. Об этом свидетельствуют: своевременное проведение физминуток, переключение видов деятельности, многообразие дидактического обеспечения, оптимальный подбор методов, приемов и средств здоровьесбережения воспитанников.

Ученые, в результате исследований подобрали надежный ключ

к формированию здоровья ребенка, его умственной активности, умения

действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движение! Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших – это фундамент настоящего и будущего здоровья. Именно на моих занятиях это прослеживается как ни где.

В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание

детей ориентируется на « условного ребенка». Оно чаще всего практически

не имеет различий для девочек и мальчиков. Одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей.

Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил: «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать». Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики, отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности, восприятие пространства практически не ограничено. Тогда как, у девочек пространство

не велико, но оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.

В центре внимания девочек находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы

потребления, привлекают домашние дела.

Гендер – социальный пол, психологический пол, полоролевые

отношения. В настоящее время гендерные исследования остаются актуальными. Это нашло отражение в проекте концепции Российской

академии образования /«Половое воспитание российских школьников»

1998 года и « Гендерной стратегии Российской Федерации» 2003 года.

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса

с учетом половой идентичности, особенностей развития детей. Учет гендерных особенностей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.


КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

сила, смелость

слабость, робость

необидчивость, нетерпеливость

обидчивость,ранимость терпеливость, терпимость

познавательные процессы

предпочтение движений

предпочтение покоя

умение мыслить глобально

умение разбираться в деталях

завышенная самооценка

заниженная самооценка

физические различия

большая мышечная

масса к трем годам

большее присутствие

жировой ткани по сравнению с мышцами к трем годам

на игровой площадке занимают

больше места, чаще бегают одиночку

собираются в группки на

меньшей площади, часто толпятся

игры активные и энергичные

соревновательные и агрессивные

игры на игровой площадке

спокойнее, менее активные

игры связаны с физическим контактом, кувырканием

в играх большую часть времени более коллективные

непрерывным действием

занимают поочередные действия и скрытая конкуренция

в качестве друзей выбирают детей своего пола

качестве друзей выбирают детей своего пола

эмоции выражают через действие

эмоции выражают словами

По словам кандидата педагогических наук Татьяны Николаевны

Дороновой именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола,

и начинает понимать, кто он – мальчик или девочка. С четырех до семи

лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Наблюдая за детьми старших групп, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, заботливости, женственности), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы. В мальчиках так же нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование по данному вопросу показали, что знания родителей минимальны, дети часто воспитываются по принципу: « Так, как воспитывали меня». В результате было установлено, что 82% родителей положительно относятся к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, но при этом только 5% знают, как это делать.

В программно-методическом обеспечении дошкольных учреждений России учитываются возрастные и психологические особенности детей, а не гендерные. Воспитывают детей чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду женщины-воспитатели. По мнению ученых женщины не могут правильно воспитывать мальчиков, так как у них другой тип мышления. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей реализации дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам.

Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерного воспитания дошкольников. Таким образом, деятельность детского сада по данному вопросу выстроилась в четырех направлениях:

- знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях девочек и мальчиков, об особенностях их воспитания и обучения;

- пропаганда педагогических знаний по этому вопросу;

- построение развивающей среды;

- построение модели процесса.

1. На начальном этапе главной целью было изучение теоретического материала по данной теме. В помощь педагогам я провела консультацию

« Дифференцированный подход к физическому воспитанию дошкольников»

Совместно с педагогом – психологом мною был проведен семинар-практикум « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста». Подытожил коллективную деятельность – педсовет в форме круглого стола.
2. С целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в родительских уголках оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях производился обмен опытом, специалистами предоставлялись индивидуальные консультации. Данная тема освящалась на одном из заседаний клуба «Здоровый малыш» для детей раннего дошкольного возраста. Совместно с родителями проводились культурно-досуговые мероприятия: «Рыцарский турнир», «День матери».



3. В группах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда,

которая соответствует психофизическим особенностям, возможностям, интересам и потребностям мальчиков и девочек. Она не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой их самостоятельной деятельности с учетом гендерных различий.

Модель педагогического процесса выстроена таким образом, что используется дифференцированный подход: девочкам даются типовые, шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность. Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о профессиональной принадлежности мужчин и женщин, семейно – бытовой и нравственно – этической культуре.

Я убеждена, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет этих особенностей позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Уверенна, что внедрению здоровьесбережения способствует использование комплекса методов и приемов дифференцированного подхода с учетом гендерных различий в физическом воспитании дошкольников.

В своей работе я использую методы и приемы , имеющие различия:

- в подборе упражнений, их дозировке;

- по продолжительности выполнения задания;

- в подборе оборудования;

- в обучении сложным движениям;

- в пространственных границах;

- в требованиях к качеству выполнения заданий;

- в расстановке и уборке снарядов;

- в оценке деятельности.

Для организации и проведения физкультурных занятий я разработала варианты двигательной деятельности:

- занятия физическими упражнениями одновременно всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют различия;

- занятия по подгруппам;

- «интегрированный вариант». когда дети другого пола демонстрируют свое мастерство.

Педагогический процесс при таком подходе имеет различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Специфика такой деятельности в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе идет углубленное понимание половой принадлежности «Я- мальчик», « Я- девочка».

Гендерно- ориентированная организация игровой деятельности предполагает в первую очередь соответствие методов руководства и определение содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов. Мальчикам – удовлетворять потребность их в соревновательности:

большое количество участников, чёткость иерархии, «доминирование-подчинение», корпоративность, конкурентность, применение физической

силы в борьбе за лидерство. Девочки характеризуются меньшим количеством участников, спокойствием, невысокой корпоративностью. НО половая принадлежность НЕ ДОЛЖНА использоваться в качестве довода, против какой – либо деятельности ребенка.

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих

гендерному воспитанию детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого – педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повторная диагностика детей показала, что расширился их кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения в общении детей: мальчики стали более внимательны по отношению к девочкам, а девочки доброжелательны по отношению к мальчикам. Многие родители высказали мнение ,что «стали лучше понимать своего ребенка».

Наработанный опыт педагогического коллектива мы будем углублять и совершенствовать в дальнейшем.

н а с т а в л е н и я д л я д е в о ч е к, будущих мам:

Будь очагом – и твое жилище станет домом.

Будь солнцем – и семья не испытает страха ночи.

Будь фонарем – и твои дети не споткнутся на дороге жизни.

н а с т а в л е н и я д л я м а л ь ч и к о в, будущих пап:

Будь щитом – твой дом не разрушит ураган жизни.

Будь посохом – ты самая надежная опора семьи.

Будь светом – ты пробудишь в детях тягу к знаниям.

из слов народного учителя г. Ульяновска

Ю. И. Латышева.


ПОЛЁТ НА ЛУНУ

ЦЕЛЬ: Совершенствование ОВД с использованием тендерного подхода. ЗАДАЧИ: - закрепить умение лазать на различных снарядах;

  • познакомить детей с работой по картам-схемам;

  • повторить прыжки в разных заданиях;

  • развивать в мальчиках - силу, выносливость, в девочках -
    гибкость и пластику;

  • формировать правильную осанку;

  • обогащать словарный запас детей;

  • воспитывать смелость, ловкость, быстроту реакции,
    доброжелательность.

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро — улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера!

(И.Красильников)

Сегодня, ребята, мы отправимся в космическое путешествие. Но вначале нам нужно с вами познакомиться.

ИГРА: «.Познакомимся получше».

Разомкнитесь, приготовьтесь ловить мяч. Я говорю вам своё имя, а вы отвечаете своё и бросаете мне мяч.

Чтобы стать настоящим космонавтом нужно, чтобы осанка была в порядке.

ИГРА-РАЗМИНКА: «Я позвоночник берегу».

Я позвоночник берегу, наклоны вправо, влево.

И сам себе я помогу.

Всё выполню я по порядку подъём и опускание плеч.

Сначала сделаю зарядку.

Нагнусь, прогнусь наклоны вперёд, назад.

И выпрямлюсь

И вправо, влево, наклонюсь.

С друзьями поиграю в мяч бег на месте.

Он весело помчится вскачь прыжки.

И за столом я посижу полуприсяд, руки перед грудью.

И телевизор погляжу

Но буду помнить я всегда правой за плечо достать левую руку.

Должна прямою быть спина.

А девочки могут стать космонавтами? Да! И Валентина Терешкова тому доказательство. Сначала разогреем свои мышцы.

Космонавтом, чтобы стать, Надо многое узнать;

Быть проворным и умелым, Очень ловким, очень смелым.-

(Д. Чибисов).

Мальчики и девочки должны встать вокруг обручей.

1. Ходьба вокруг обруча на носках, на внешнее стороне стопы, в
приседе, в полуприсяде, по обручу серединой стопы.

2. Лёгкий бег вокруг обруча:
Девочки - выбрасывая носочки вперёд;

Мальчики - захлёстывая голени назад, туловище чуть наклонить, бег с обручем правой и левой рукой. На космодроме проходят разминку.

ОРУ под музыку: мальчики - гантели;

Девочки - султанчики.

  1. Стоя , руки вперёд, в стороны, вверх, опустить.

  2. Стоя на коленях повороты туловища.

  3. Сидя, руки у груди - разводят ноги и руки в стороны
    одновременно.

  4. Невесомость - лёжа на животе подъём рук и ног одновременно.

  5. Велосипед из положения лёжа с отдыхом.

6. Прыжки на двух ногах, в чередовании с прыжками на одной.
Под спокойную музыку сделаем гимнастику для глаз.

ГИМНАСТИКА: «Посмотри не шевелясь».

Начинаем серьёзную подготовку.

Все планеты, все планеты

Непременно облетим,

Разгадаем все секреты,

Если только захотим.

(Е.Аксельрод)

Разделить зал на две части.

Мальчики по картам-схемам

Девочки по картам-схемам

Прыжки с мячом, зажатым между коленей.

Прыжки через резинку: - перепрыгнуть два раза; - прыгнуть в середину, выпрыгнуть; - прыгнуть наступив на резинку.

Лазание на шведскую стенку с переходом на другой пролёт, спуск на руках, без помощи ног

Проползание по гимнастической скамейке, хват руками на четвереньках, с мешочком на спине

Равновесие на узкой стороне скамейки, ходьба, руки в стороны, носок тянуть.


С тренировкой справились? Как себя чувствуете, хорошо? ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЫХАНИЯ: «Хо-ро-шо!»

Глаза закрыли - взлёт на луну. За руки в кругу.

-5-4-3-2-1-0 - на планету мы летим.

Мы подружимся, ребята, с инопланетянами.

И сегодня приглашаем поиграть с землянами. {Карта-схема: человек-^инопланетянин).

Девочки - земляне в ракете.

Мальчики - инопланетяне в пещере.

Играет музыка, все веселятся. По окончании поднимается карта. Дети должны вернуться в свои дома.

Возвращаемся на Землю.

-5-4-3-2-1-0 - мы на Землю все летим.

ПАЛЬЧИКОВ АЯ ГИМНАСТИКА:

Во вселенной есть планеты,

Очень разные они,

Но такую вот, как эта показать глобус

Во вселенной не найти.

Здесь леса, моря и горы

Люди разные живут

На других же на планетах

Жизнь, пока что не найдут!

Сбережём планету эту

Под названием Земля,

Ведь планета эта - дом наш,

Обижать её нельзя! РЕЛАКСАЦИЯ: «Спейс» (космос)

Мы, словно цветы, на поляне лесной

Согретые солнцем, умыты весной.

Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,

И ласковый ветер нас тихо качает.

И нежные песни нам птицы поют.

И соки земные нам силы дают.

http://www.zavuch.info/methodlib/85/66468/