microbik.ru
  1 ... 4 5 6 7 8
-5,1
Экспорт
6,2
5,1
5,4
3,5
10,8
-1,9
0,6
*-прогноз МВФ
Правительство также предпринимало шаги по решению проблем с
ликвидностью в банковской сфере и по доступности банковских кредитов.
После официального признания несостоятельности нескольких
крупнейших институтов в конце 1997 года Банк Японии принял решение
обеспечить своими средствами их ликвидность для поддержания
стабильности в финансовом секторе. В январе 1999 г. правительство
Японии объявило о дополнительных мерах по увеличению
государственных расходов и налоговые льготы на сумму 66 млрд.
долларов.
4.3 Финансирование, кредитование и страхование
внешнеэкономической деятельности
Отношения, связанные с иностранными инвестициями в Республике
Казахстан, регулируются Законом " Об иностранных инвестициях", а
также другим законодательством Республики Казахстан.
Отношения, связанные с предоставлением займов, кредитов, целевых
банковских и финансовых вкладов, а также связанные с инвестициями
национальных инвесторов за рубежом, регулируются специальным
законодательством. До принятия законодательных актов, регулирующих
данные отношения, к ним могут применяться нормы настоящего Закона,
если это не противоречит существу отношений.
Если международным договором, ратифицированным Республикой
Казахстан, установлены иные положения, чем те, которые предусмотрены
Законом, то применяются положения международного договора (внесены
изменения - Законом РК от 16 июля 1997 г. N 165).
Внешнеэкономическая деятельность и страхование тесно
взаимосвязанные категории рыночного хозяйства. Страхование
направлено на защиту как его конечных результатов, так и различных
факторов, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Целью предпринимательской деятельности является получение
прибыли, увеличение вложенного в предприятие (дело) капитала. Поэтому
важное значение приобретает страхование на случай возможной потери
ожидаемой прибыли или неполучение предполагавшегося дохода.
Основные причины, вызывающие потери (неполучение прибыли)
обуславливаются двумя группами причин:
нарушение процесса производства при наступлении стихийных
бедствий, аварий, других аналогичных событий;
изменение рыночной конъюктуры, ухудшением и нарушением
контрактов со стороны поставщиков или потребителей продукции (услуг)
и т.п.
Обе эти группы факторов находятся в сфере страхования.
Инвестиционные споры разрешаются, по возможности, путем
переговоров. Если такие споры не могут быть разрешены путем
переговоров в течение трех месяцев с даты письменного обращения любой
из сторон в споре к другой стороне, то спор, по выбору любой из его
сторон, может передаваться для разрешения, при наличии письменного
согласия иностранного инвестора:
1) в судебные органы Республики Казахстан;
2) в соответствии с согласованной процедурой разрешения споров, в
том числе установленной в контракте или любом ином соглашении между
сторонами в споре, в один из следующих арбитражных органов:
а) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
(далее - Центр), созданный в соответствии с Конвенцией по
урегулированию инвестиционных споров между государствами и
гражданами других государств, открытый для подписания в Вашингтоне
18 марта 1965 года (Конвенция ИКСИД);
б) Дополнительный орган Центра (функционирующий по Правилам
Дополнительного органа), если государство инвестора не является
участником Конвенции ИКСИД;
в) арбитражные органы, учреждаемые в соответствии с
Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций
по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ);
г) на арбитражное рассмотрение в Арбитражный институт Торговой
Палаты в Стокгольме;
д) Арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате
Республики Казахстан.
Закон об инвестициях даёт гарантии от изменения законодательства,
так в случае ухудшения положения иностранного инвестора, в течение 10
лет применяется законодательство, действовавшее в момент
осуществления инвестиций, а по инвестициям, осуществляемым по
долгосрочным (свыше 10 лет) контрактам с уполномоченными
государством органами, - до окончания срока действия контракта, если
контрактом не предусмотрено иное.
При осуществлении инвестиционной деятельности на основании
лицензии гарантия, предусмотренная пунктом первым настоящей статьи,
сохраняется в пределах сроков, установленных пунктом первым, до
прекращения действия лицензии, а в случае ее продления - до окончания
срока, на который продлена лицензия.
Необходимо создание системы привлечения и активного вложения
свободных капиталов населения, предприятий и организаций в
реализацию инвестиционных проектов с высоким уровнем надежности
возврата средств через национальную банковскую систему. Для этого
требуется высокоэффективная работа казахстанских банков на уровне
международных стандартов, улучшение банковского менеджмента и
качества оказываемых услуг, в особенности в области инвестиций, отказ от
финансирования заведомо слабых проектов, поиск новых методов и
способов стимулирования инвестиционных накопления на банковских
счетах. Без улучшения работы банков невозможно обеспечить высокий
уровень доверия к банкам, а значит крупномасштабную мобилизацию
внутренних инвестиционных ресурсов страны.
В условиях низкой капитализации казахстанских банков одним из
приемлемых путей развития проектного финансирования является
предоставление кредитных ресурсов на синдицированной основе с
разделением рисков с другими банками, включая зарубежные. Это
позволит не только мобилизовать необходимый для реализации проекта
объем инвестиционных ресурсов, но и обмениваться опытом и
информацией.
Предстоит обеспечить развитие инвестиционных банков, фондов и
компаний; пенсионных фондов; страховых компаний в качестве
финансовых институтов, аккумулирующих временно свободные денежные
средства для последующего инвестирования их в развитие национальной
экономики на гарантированных принципах возврата и получения.
Переливу временно свободных финансовых ресурсов в
инвестирование быстрорастущих предприятий и их проектов будет
способствовать развитие рынка корпоративных ценных бумаг с учетом
международных требований.
Для повышения уровня доверия населения к банкам второго уровня,
стимулирования роста банковских вкладов и увеличения кредитных
ресурсов, предназначенных для реализации инвестиционных проектов,
представляется целесообразным разработка механизмов и способов
организации страхования депозитов частных лиц, а также поднять планку,
когда требуется предоставление банку налоговой декларации в случае
размещения денег на банковском депозите.
В 1999-2005 гг. предстоит продолжить работу по заключению
двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций,
рассматривая их в качестве важного инструмента привлечения
иностранного капитала в казахстанскую экономику. Такие соглашения в
первую очередь будут заключаться со странами, обладающими высокими
инвестиционными возможностями и активно вкладывающими прямые
инвестиции в Республике Казахстан. В частности, в 1999 году предстоит
направить в Парламент страны на ратификацию соглашения с Бельгийско-
Люксембургским экономическим союзом, Кувейтом, Францией, а также
Конвенцию о защите прав инвестора, заключенную в рамках СНГ.
Гарантия политического и регулятивного рисков могут
предоставляться для всех видов инвестиций, за исключением операций по
покупке акций предприятий и других видов инвестиций в капитал. Однако,
инвестиции в капитал могут быть прогарантированы Международным
агентством по гарантированию инвестиций (MIGA). С другой стороны,
финансирование может быть структурировано таким образом, что
определенная часть гарантируется Всемирным банком и эта гарантия, по
существу, распространяется на все финансирование инвестиционного
проекта.
Агентству Республики Казахстан по инвестициям совместно с
Всемирным банком и MIGA предстоит активизировать работу по
открытию в 1999 году линии по гарантированию рисков, рассматривая ее в
качестве реального способа привлечения иностранных частных капиталов
в развитие казахстанской экономики. Предстоит также разработать
необходимые законодательные и нормативные правовые акты по вопросам
предоставления гарантий политического и суверенного риска.
Произошедшие изменения в практике инвестирования, а также
существенные перемены в мировой экономике обусловливают
необходимость формирования и развития системы страхования
инвестиционных рисков. В частности, предполагается включить в Закон
"О государственной поддержке прямых инвестиций" законодательное
обеспечение выдачи гарантий политического и суверенного риска и
определение уполномоченного органа, ответственного за выдачу таких
гарантий.
Большое значение приобретает развитие рынка страховых услуг,
оказание поддержки казахстанским страховым организациям в развитии
международного сотрудничества и заключении соглашений о
предоставлении страховых покрытий с ведущими зарубежными
страховыми компаниями. Необходимо также содействие движению
прямых иностранных инвестиций между странами путем страхования
инвестиций от некоммерческого (политического) риска и предоставления
необходимых консультативных услуг. Целью страхования инвестиций от
политических рисков является устранение опасения иностранных
инвесторов в отношении экспроприации, национализации инвестиций и
других подобных "катастроф".
Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона,
"О страховании" от 3 октября 1995 года, в котором определены различные
аспекты деятельности страховых организаций, в том числе и по
размещению страховых резервов, им разрешено инвестировать только в
государственные ценные бумаги ( не более 80% страховых резервов) и в
ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте ( не более 50%
страховых резервов). По состоянию на 1 января 1999 года из общего
объема активов 71 страховой организации, составляющего лишь 5.868
миллиона тенге, в ценные бумаги (государственные ценные бумаги,
долговые негосударственные ценные бумаги, акции и паи других
юридических лиц) было вложено только 8,6%. При этом необходимо
отметить, что активы страховых организаций включают в себя как
страховые резервы, так и их собственные активы.
4.4 Иностранная предпринимательская деятельность в стране
С момента создания в соответствии с Указом Президента Республики
Казахстан от 8 ноября 1996 года Государственного комитета Республики
Казахстан по инвестициям (с 22 января 1999 г.- Агентство Республики
Казахстан по инвестициям) инвестиционный климат в стране, по общим
оценкам, претерпел изменения в положительную сторону, чему
способствовали активная деятельность главы государства, его внимание к
вопросам совершенствования деловой Среды, сохранение благоприятной
макроэкономической и социально- политической ситуации, структурные
реформы в экономике, последовательное обновление законодательства и
т.д. Особое значение имело продолжение административной реформы, в
рамках которой был создан специализированный орган, отвечающий за
привлечение прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики.
Закон Республики Казахстан " Об иностранных инвестициях"
определяет основные правовые и экономические основы привлечения
иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан, закрепляет
государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, определяет
организационные формы их осуществления, порядок разрешения споров с
участием иностранных инвесторов.
"Инвестиции"- все виды имущественных и интеллектуальных
ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в
целях получения дохода, в том числе:
- движимое и недвижимое имущество и имущественные права, право
удержания и другие, кроме товаров, импортируемых и предназначенных
для реализации без переработки;
- акции и иные формы участия в коммерческих организациях;
- облигации и другие долговые обязательства и т.п.
Немаловажную роль в повышении инвестиционной
привлекательности страны имеют информационно- презентационные
мероприятия, а также создание механизмов интерактивного диалога между
государством и инвесторами (Совет иностранных инвесторов при
Президенте Республике Казахстан, образован в июне 1998г.; регулярные
встречи главы государства с ведущими инвесторами; круглые столы
инвесторов, Алматинский инвестиционный саммит и т.д.). В Совет
иностранных инвесторов вошли руководители крупнейших иностранных
компаний, банков и международных консалдинговых организаций,
действующих на территории Республики Казахстан. С учётом его
предложений и рекомендаций по улучшению инвестиционного климата в
Республике Казахстан создано 4 совместных рабочих группы по вопросам
законодательства; налогооблажения; текущей деятельности инвесторов и
повышения инвестиционного имиджа Республики Казахстан.
Очевидно, что позитивные тенденции могут быть сохранены и
упрочены лишь при последовательном продолжении избранного курса.
При этом следует учитывать, что общемировые инвестиционные процессы
приобретают неблагоприятную динамику и сопровождаются ростом
недоверия среди инвесторов к развивающимся рынкам, к которым
относится также финансовый рынок Республики Казахстан. Кроме того,
сохраняется негативная тенденция ухудшения ценовой конъюктуры на
мировом рынке по основным экспортным позициям Казахстана.
Последовательное осуществление одного из главных долгосрочных
приоритетов Стратегии развития Казахстана до 2030 года,
предусматривающего экономический рост на основе иностранных
инвестиций и внутренних сбережений, диктуется в первую очередь
факторами внутреннего развития, Но для ускоренного развития
национальной экономики необходим рост притока прямых иностранных
инвестиций (ПИИ).
С привлечением ПИИ связаны определённые выгоды для
казахстанской экономики, которые заключаются в организации новых
производств; создании дополнительных или поддержании действующих
рабочих мест и снижении уровня безработицы в стране; приобретении
новых технических и управленческих навыков; увеличении инвестиций в
основной капитал и развитие инфраструктуры.
Приток ПИИ в ранее не столь привлекательные среди инвесторов
отрасли национальной экономики несколько активизировался благодаря
новой инвестиционной политике, направленной на привлечений прямых
инвестиций и оказание им государственной поддержки. В то же время
подписаны крупные контракты в нефтегазовом секторе, которому
инвесторы традиционно отдают предпочтение для вложения инвестиций.
В 1998 году, по данным Национального Банка, в Казахстан
поступила 1,2 млрд. долл. валовых ПИИ, что заметно меньше, чем в 1997
году, когда было привлечено 2,1 млрд. долл. ПИИ, но больше
среднегодового уровня за последние пять лет.
В целом за период 1993-1998гг. валовой и чистый притоки ПИИ
достигли соответственно 7,9 млрд. и 6,5 млрд.долл.
По объему притока ПИИ в 1998 году можно выделить три группы
стран- инвесторов:
с объёмом инвестиций свыше 100,0 млн.долл.,
от 50,0 млн. до 100,0 млн.долл.,
менее 50,0 млн.долл.
В первую группу по итогам 1998 года по-прежнему входят США
(397,8 млн.долл.), а также впервые вошла Япония (227,4 млн.долл.), что
свидетельствует о появлении интереса японских компаний к
инвестиционным возможностям в Казахстане. В совокупности на первую


<< предыдущая страница   следующая страница >>