microbik.ru
  1 ... 5 6 7 8
группу приходится 625,2 млн.долл. инвестиций, или 51,4% от общего
объёма притока ПИИ.
Во вторую группу стран- инвесторов в 1998 г. вошли Турция (88,8
млн.долл.), Китай (82,3 млн.долл.); Великобритания (78,5 млн.долл.),
Германия (69,3 млн.долл.) и Индонезия (55,0 млн.долл.). В сумме ПИИ
второй группы в совокупности составили 373,9 млн.долл., или 30,7%.
Третья группа стран, по данным за 1998 года, инвестировала в
совокупности 216,9 млн.долл., или 17,8%, в то время как в 1997 г. на них
приходилось 166,8 млн.долл., или 8%.
В целом, за период 1993- 1998 гг. лидирующее положение в
инвестировании казахстанской экономики по- прежнему занимают США
(29,1%), за которыми следует Республика Корея (18,5%) и Великобритания
(13,3%).
В отраслевом разрезе большая часть поступивших в 1998г. ПИИ
(820,1 млн.долл., или 67,4%) размещена в нефтегазовом комплексе.
Заметные объёмы ПИИ вложены также в финансовый сектор (7%);
энергетический комплекс (7%);
цветную металлургию (6,4%);
пищевую промышленность (2,9%);
товары народного потребления (2,5%).
В остальные отрасли казахстанской экономики поступило в совокупности
лишь 6,8% от общего объёма ПИИ.
В целом, за период 1993- 1998гг. лидерами в привлечении ПИИ по-
прежнему остаются нефтегазовый комплекс (47,5%) и цветная металлургия
(24,1%). Определённый интерес среди иностранных инвесторов вызывают
также такие отрасли казахстанской экономики, как чёрная металлургия
(4,4%), энергетический комплекс (4.3%), пищевая промышленность (3,4%),
связь (2,7%), добывающая промышленность (2,4%).
Для дальнейшей активизации привлечения ПИИ особое значение
имеет изучение мирового рынка ПИИ, основных потоков и тенденций его
развития. При этом важно рассматривать как приток, так и отток ПИИ. В
первом случае, появляется возможность выделения основных стран-
конкурентов за привлечение ПИИ, а во втором случае определить ведущие
страны- инвесторы для ведения более сконцентрированной и
целенаправленной рекламно- информационной деятельности, привлечения
внимания инвесторов из этих стран к инвестиционным возможностям в
Казахстане.
Тенденция роста притока ПИИ создаёт основу для расширения
международного производства, который в 1997 году составил 3,5
трлн.долл. Такой Объём международного производства был организован
53 тыс. ТНК и их 450 тыс. заграничными дочерними предприятиями. При
этом объём продаж у заграничных дочерних предприятий растёт
значительно быстрее, чем объём мирового экспорта товаров и услуг.
Основной приток ПИИ по- прежнему приходится на развитые
страны. В 1997 г. ими привлечено 58% общемирового притока ПИИ, или
233,1 млрд.долл., в т.ч. в Западную Европу - 114,9 млрд.долл., из них в
Европейский Союз- 108,2 млрд.долл.; в Азиатско- Тихоокеанский регион (
Япония, Австралия, Новая Зеландия)- 14,1 млрд.долл. Среди развитых
стран наибольшие объёмы ПИИ в 1997 г. привлекли США (90,8
млрд.долл.), Великобритания (36,9 млрд.долл.), Франция (18,3 млрд.долл.),
Бельгия и Люксембург (12,5 млрд.долл.).
Несмотря на рост недоверия инвесторов к развивающимся странам, к
которым ЮНКТАД относит также Казахстан, они продолжают оставаться
среди основных действующих лиц на мировом рынке ПИИ. Так, доля
развивающихся стран в общемировом притоке ПИИ выросла с 17% в
1990г. до 37% в 1997г.
В Центральной Азии (ЮНКТАД включил в её состав Армению,
Азербайджан, Грузию, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан,
Узбекистан) шесть лет подряд наблюдается рост ПИИ. В 1997г. по объёму
притока ПИИ Центральная Азия в 1,4 раза превзошла Западную Азию,
охватывающую Турцию и арабские страны Ближнего и Среднего Востока.
Казахстан и Азербайджан получили 72% всех ПИИ, поступивших в 1997 г.
в Центральную Азию, намного опередив другие страны региона.
Если приток ПИИ в страны, экспортирующие нефть, за период 1994-
1997гг. вырос в 1,3 раза, в развивающиеся страны- в 1,5 раза, в развитые
страны- в 1,6 раза, то в страны Восточной и Центральной Европы- в 3,1
раза. в 1997 году лидерами по привлечению ПИИ в этом регионе были
Россия (6,2 млрд.долл.) и Польша (5,0 млрд.долл.).
Характеризуя общемировой отток ПИИ в 1997г. следует отметить,
что на долю развитых стран приходится 85% ПИИ, размещенных за
рубежом, на долю развивающихся стран- 14%; на долю стран Восточной и
Центральной Европы- около 1%.
Работа Правительства нацелена на активизацию привлечения
прямых иностранных инвестиций в развитие казахстанской экономики,
крупные контракты подписаны в нефтегазовом секторе, которому
инвесторы отдают предпочтение.
С момента провозглашения в 1991 году государственной
независимости в Казахстане создан прочный фундамент правовой базы,
необходимой для бизнеса и инвестиций. В его основании находятся
конституционные принципы и нормы, предусматривающие равную защиту
государственной и частной собственности, право каждого на свободу
предпринимательской деятельности, свободное использование своего
имущества для любой законной предпринимательской деятельности.
Одним из основополагающих документов в области инвестиционной
политики являются Закон "Об иностранных инвестициях" и постановление
Правительства Республики Казахстан от 1 июля 1999г. № 911 "О
Программе привлечения прямых инвестиций в Республике Казахстан на
период 1999- 2000 годов и Плане мероприятий по реализации Программы
привлечения прямых инвестиций в Республике Казахстан на период 1999-
2000 годов".
В числе соновных мероприятий Программы стоит вопрос о создании
системы мониторинга инвестиционного климата страны путём развития
сотрудничества с международными рейтинговыми агентствами;
обобщения и анализа страновых рейтинговых оценок, присваивамых
Казахстану за рубежом; регулярного проведения совместно с
Международным центром по налогам и инвестициям, FIAS и другими
организациями опросов инвесторов, действующих на территории
Казахстан. Намечается формирование национальной рейтинговой системы,
адаптированной к международным требованиям. В целях активизации
привлечения прямых инвестиций будет осуществляться организаторская
работа с отобранными компаниями на внутреннем и внешнем рынках.
Большое место в этой системе занимают СП. Совместное предприятие -
предприятие с иностранным участием, созданное в соответствии с
законодательством Республики Казахстан на территории Республики
Казахстан, в котором часть имущества (акций, долей) принадлежит
иностранному инвестору.
Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме
хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также в иных
формах, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Размер, порядок и сроки формирования уставного фонда предприятия с
иностранным участием определяются в соответствии с законами. Взносы в
уставный фонд могут вноситься в виде зданий, сооружений, оборудования
и других материальных ценностей. Уставный фонд может пополняться за
счет прибыли от хозяйственной деятельности и других поступлений
предприятий, а при необходимости также за счет дополнительных вкладов
его участников.
Доли имущественных вкладов казахстанских и иностранных
участников в уставном фонде совместного предприятия определяются по
договоренности между участниками как в национальной валюте
Республики Казахстан, так и в иностранной валюте с применением цен
мирового рынка и курса, установленного Национальным Банком
Республики Казахстан на дату регистрации юридического лица. Оценка
вклада в уставный фонд производится в порядке, установленном
законодательными актами Республики Казахстан.
4.5 Таможенная система страны
Государственный таможенный комитет Республики Казахстан
является центральным исполнительным органом, возглавляющим единую
систему таможенных органов Республики Казахстан, осуществляющим
непосредственное руководство таможенным делом, проводящим единую
государственную таможенную политику и осуществляющим в этих целях
межотраслевую координацию. Комитет осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими государственными органами, организациями
и гражданами и руководствуется в своей деятельности Конституцией
Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства
Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами
Республики Казахстан.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами:
готовит предложения о совершенствовании таможенной политики
Республики Казахстан;
разрабатывает правовой, экономический и организационный
механизмы реализации таможенной политики Республики Казахстан,
обеспечивает их реализацию;
разрабатывает и реализует программы развития таможенного дела в
Республике Казахстан;
участвует в подготовке в установленном порядке проектов
законодательных и иных нормативных правовых актов о таможенном деле;
участвует в подготовке предложений о совершенствовании
механизма регулирования взаимоотношений Республики Казахстан с
мировым сообществом в сфере экономики, стимулирования экспорта и
привлечения иностранных инвестиций;
вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме
применения таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено
на таможенные органы Республики Казахстан;
участвует в разработке мер экономической политики в отношении
товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан,
включая лицензирование;
организует систему контроля за правильностью определения
таможенной стоимости товаров;
обеспечивает своевременное и полное внесение в республиканский
бюджет таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на
таможенные органы Республики Казахстан;
обеспечивает эффективное использование таможенных режимов при
перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу
Республики Казахстан ;
осуществляет экспортный контроль за вывозом стратегических и
других, жизненно важных для Республики Казахстан материалов, а также
культурных ценностей и т.д.
Комитет руководит деятельностью таможенных учреждений
Республики Казахстан, таможенных лабораторий и других
подведомственных ему организаций, а также деятельностью таможенных
представительств Республики Казахстан за границей.
5. Установление связей с фирмами страны
5.1 Сбор информации о рынке и
возможных партнерах
Рынок деловой информации в Казахстане в настоящее время
находится на начальной стадии формирования. Пока ещё недостаточно
развиты услуги по предоставлению справочных, коммерческих,
аналитических, статистических, прогнозных, социологических и иных
информационных материалов по различным аспектам экономической
деятельности на территории республики. Зачастую деловая информация
чрезмерно закрыта или наблюдается ограниченный доступ к ней.
Все эти проблемы находятся под постоянным контролем
центральных исполнительных органов Казахстана. Предпринимается ряд
мер по улучшению информационного рынка. В целях создания
эффективной и регулярно обновляемой рекламно- информационной
системы постоянного действия, доступной для отечественных и
иностранных пользователей, с учётом соблюдения требований
национальной безопасности, сохранения государственных секретов и
коммерческой тайны разработаны и утверждены Правительством
Республики Казахстан соответствующие Программы. Так, например: 27
мая 1999г. постановлением Правительства № 658 "Вопросы развития
ценных бумаг в Республике Казахстан" утверждена Программа развития
рынка ценных бумаг на 1999- 2000гг.; 1 июля 1999г. постановлением №
911 "О Программе привлечения прямых инвестиций в Республике
Казахстан на период 1999- 2000гг." утверждён План мероприятий по
реализации этой Программы, где также предусматривается создание
информационного рынка.
Из всех директивных документов можно выделить основные
источники предполагаемой информации:
- Телевидение
- Радио
- Печатные средства
- Наружные носители информации
- Электронные средства
- Общественные
- Информационный материал.
Весь подаваемый материал предполагается разделить на две
большие группы:
Социально- ориентированные информационные материалы;
Тематические ориентированные информационные материалы.
В рамках каждой группы информационный материал будет делиться на
жанры, виды и типы. Использование различных групп, информационных
каналов, жанров и типов позволит охватить все целевые группы
Казахстана.
Предстоит создать мощный информационный узел (Web-site) в
глобальной сети "Интернет", предназначенный для освещения всех
вопросов, связанных с развитием многоотраслевой экономики. По
существу, он должен стать ведущим звеном в рекламно-информационной
работе за рубежом и внутри страны. При этом намечается обеспечение
регулярного обновления информационных, рекламных, справочных,
статистических и аналитических материалов с привлечением министерств
и других государственных органов Республики Казахстан. Кроме этого
предстоит организовать адресный поиск инвесторов для создания
конкретных инвестиционных проектов с использованием новых
информационных технологий.
Будет продолжена начатая работа по созданию рекламно-
информационных продуктов, в т.ч. с использованием CD-ROM об
инвестиционных возможностях в Казахстане. Для повышения качества
рекламно-информационных продуктов в электронном виде,
предназначенных для инвесторов, предполагается провести переговоры с
международными финансовыми и экономическими организациями по
вопросам привлечения технической помощи Агентству Республики
Казахстан по инвестициям и РГП "Казинвест".
В последнее время проводится более целенаправленная и
последовательная рекламно-информационная деятельность по
представлению инвестиционных возможностей в Казахстане и
привлечения прямых иностранных инвестиций. За период 1997-1998 г.г.
бывшим Госкоминвестом проведено самостоятельно или с его
непосредственным участием свыше 30 крупных международных форумов,
конференций, семинаров, круглых столов, выставок и ярмарок по
привлечению прямых инвестиций в Казахстан, в т.ч. в Великобритании,
Турции, Германии, Японии, Египте, США, Республике Корея,
Нидерландах, Польше. На всех презентационных мероприятиях
инвесторам предоставлялись необходимые инвестиционные, рекламные и
справочные материалы. Большое внимание уделялось также
взаимодействию с зарубежными и отечественными средствами массовой
информации.
Будет продолжена практика проведения региональных семинаров,
конференций, круглых столов и брифингов по всем вопросам
внутриэкономической и внешнеэкономической деятельности. Большое
значение придается организации образовательных семинаров для
представителей регионов, а также проведению международных
презентационных мероприятий с участием регионов Казахстана, наиболее
привлекательных для вложения инвестиций.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2000 год"
от 11 ноября 1999г. № 473-1 ЗРК.
2. Закон Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг" от 5 марта 1997г.
3. Закон Республики Казахстан "Об инвестиционных фондах в Республике
Казахстан"
4. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О
ценных бумагах и фондовой бирже" от 21 апреля 1995 г.
5. "Коммерческие банки: создание и организация деятельности"
6. Жyрнал "Финансы" N 9 за 1998 год
7. Жyрнал "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию"
приложение к жyрналy "Финансы", N8,9,10 за 1997 год
8. Энциклопедия Казахской ССР
9. Сборник "Анализ чрезвычайных ситуаций на территории Республики
Казахстан ", 1999г.
10. проект постановления Правительства Республики Казахстан 1999г.
"План подготовленности Казахстана к природным катастрофам"
11. Информационно- аналитический бюллетень "Саясат- Политика" №
6,10,11 1996г.
12. Сборник "Дипломатический курьер", Алматы, МИД, № 3, 1998г.
13. " Товарная биржа", Школа бизнеса, Алматы, 1997г.
14. Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства
Республики Казахстан №№ 9, 23-24, 32-33
15. Сборник "Правительственный вестник" № 3,4 1999г.
16. Информационный бюллетень "Президентский контроль" № 1, 1999г.
17. Краткий словарь делового человека, Алматы, "Жардем", 1997г.
18. "Основы государства и права Казахстана" Г. Сапаргалиев, Алматы,
"Атамура", 1998г.
1






<< предыдущая страница