microbik.ru
  1 2 3 4 ... 15 16

Литература

1. Предпринимательство: учебное пособие / Под ред. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б. – 5 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 687 с.

2. Ушаков, И.И. Бизнес-план. – М.: Питер, 2008. – 222с.

3. Черняк, В.З. Бизнес-планирование: электрон. учеб. – М.: КноРус, 2008.


РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ
Ильницкая О.В., гр. 6282, ЮГУ.

Научный руководитель: к. э. н., доцент кафедры

«Экономика организаций и предпринимательства» Левченя М.К.
Инновационное предпринимательство модель предпринимательской деятельности, связанная с такой важной функцией в деятельности предпринимателя, как новаторство. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, продуктов, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики (труда, земли и капитала), путём нового их сочетания. [2]

Экономический потенциал Ханты-Мансийского автономного округа основан на добывающих отраслях - добыча нефти, газа, в меньшей степени-других полезных ископаемых. На всех уровнях власти и управления региона ставится задача по снижению зависимости роста ВВП и бюджетных поступлений от сырьевой составляющей и развитию сферы услуг, в которой занята большая часть малого и среднего бизнеса. Решение этой задачи видится в переходе на инновационный путь развития экономики. Поэтому целью исследования является выявление тенденций развития инновационного предпринимательства в экономике сырьевого региона на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

При анализе основных показателей инновационной деятельности в Югре можно заметить, что рост числа организаций, выполнявших исследования и разработки наблюдается до 2005 года, в 2006 году наблюдается резкое сокращение. Аналогично происходит снижение отдачи от затрат на исследования и разработки. Причины такой динамики развития заключаются в недостаточной развитости собственной научно-исследовательской базы и в массовом привлечении исследователей из-за пределов округа. Процессы внедрения инноваций неустойчивы: объём инновационной продукции меняется по годам в 10-15 раз (таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели инновационной деятельности в Югре

Показатель

Год

2006 г. к 2001 г., %

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Число организаций, выполнявших исследования и разработки

14

13

16

15

17

11

78,6

Затраты на исследования и разработки, млн. руб.

510,6

650

846,5

1005,9

1254,2

1457,5

285,4

Число созданных передовых производственных технологий

29

10

18

5

11

9

31,0

Число организаций, осуществлявших технологические инновации

22

27

18

18

18

34

154,5

Число использованных передовых производственных технологий

844

874

976

947

1209

1027

121,7

Затраты на технологические инновации

510,6

3712,8

4392,5

6299,9

811,1

17414,5

3410,6

Объём инновационной продукции

1121,2

1850,4

261,1

5338,2

267,3

9937,1

886,3


При переходе экономики региона на инновационный путь развития необходимо создание благоприятных условий для разработки и внедрения новых технологий. В процессе внедрения технологий основная роль должна принадлежать предпринимательским способностям руководителей.

Решение задач инновационного развития автономного округа требует создания функционально полной и эффективно действующей инфраструктуры, которая позволяла бы решать основные задачи: инвестирование инновационных проектов, подготовка специалистов, материальная поддержка, создание условий для выхода инновационной продукции на рынок.

На сегодня инфраструктура инновационного предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре включает в себя 4 составляющие: Фонд поддержки предпринимательства, Бизнес-инкубатор, Технопарк и Центр трансфера технологий, на каждом из которых хотелось бы остановиться более детально.

Фонд поддержки предпринимательства оказывает содействие магазинам бизнес-идей, а также Бизнес-инкубаторам для развития инновационного предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры; обеспечивает малый бизнес автономного округа комплексом высокопрофессиональных услуг, направленных на финансирование проектов, основанных на инновациях, ноу-хау, использовании высоких технологий. В рамках реализации данного направления в 2006 году профинансировано 9 бизнес-проектов на сумму 45 877 тыс. руб. Средняя сумма кредита составила 4 886 тыс. рублей. Но 2007 году было профинансировано только 4 бизнес-проекта на сумму 19 558,4 тыс. рублей.

Созданию благоприятного предпринимательского климата для ведения инновационного предпринимательства способствует ООО «Окружной бизнес-инкубатор» (БИН) с филиалами и представительствами на территории округа. Основным направлением деятельности БИНа является предоставление субъектам предпринимательства нежилых помещений в аренду на льготных условиях.

Инновационная деятельность субъектов малого предпринимательства в полном объёме реализуется в новом проекте - Молодёжный бизнес-инкубатор. Данный проект стартовал в октябре 2005 года. «Молодежный бизнес-инкубатор» – это место, где формируются предпринимательские способности студентов. Здесь осуществляется организация дополнительного образования для молодежи и студентов в целях формирования «предпринимательского дела», привлечение новаторского, инновационного потенциала молодежи, решение проблем занятости на базе учебных заведений автономного округа (учебно-производственные комбинаты (УПК).

Поддержку инновационному предпринимательству оказывает и созданный в 2008 году «Технопарк высоких технологий». Технопарк — специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности.

Технопарк является связующим звеном между предложенными проектами, технологиями и спросом на инновации. При этом спрос на инновации осуществляют компании автономного круга, Правительство Югры и компании за пределами автономного округа. Различные предложения (проекты, технологии) поступают от высших учебных заведений, изобретателей, научно-исследовательских институтов. Чтобы Технопарк стал центром предпринимательства в сфере высоких технологий, инфраструктура поддержки инновационных бизнесов должна быть максимально широка. Это подготовленные офисные и жилые помещения, полевые испытательные полигоны, центры сертификации, сервисные службы и другое. В перспективе развития технопарка с2009 по 2020 гг. планируется создать около 400 компаний, количество созданных рабочих средств будет составлять 4800 и многое др.[5]

И еще одним звеном структуры инновационного предпринимательства является Центр трансфера технологий, основной целью которого является объединение возможностей и усилий государства, науки и бизнеса по распространению инноваций, а так же продвижению на рынок научных разработок.

Итак, значительный инновационный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа-Югры определяется наличием успешно действующих инновационно-ориентированных организаций, включая промышленные, малые предприятия и организации, государственные научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, научные общественные организации. С другой стороны многие инновационные структуры слабо взаимодействуют друг с другом, низок уровень инвестиций в человеческий капитал, в НИОКР и новые технологии, что отрицательно сказывается на эффективности использования интеллектуальных ресурсов автономного округа, и в целом научно-технического потенциала. Для дальнейшего развития Югры целесообразно активное взаимодействие субъектов инновационной предпринимательской деятельности, а так же создание полноценной инфраструктуры инновационной деятельности, включая финансовую и технико-технологическую её составляющие.
Литература

  1. Кушникова, Т.А. Малый бизнес Югры. Информационно аналитический ежегодник – Ханты-Мансийск. 2007.

  2. Лапуста, М.Г. Предпринимательство. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  3. Наука и инновации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (2002-2006): Стат. Сб./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. – Ханты-Мансийск, 2007.

  4. Суворинов, А.В. О развитии инновационной деятельности в регионах России // Инновации, 2006.

  5. http://www.admhmao.ru/ Официальный сайт администрации ХМАО-Югры

  6. http://www.sb-ugra.ru/ Официальный сайт Фонда поддержки предпринимательства Югры

РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ
Андреева А.И., гр. 6282, ЮГУ.

Научный руководитель: преподаватель кафедры

«Экономики организаций и предпринимательства» Шумейко А.Б.
На территории ХМАО-Югры, как и по России в целом, экономическая обстановка способствует развитию предприятий малого бизнеса. Формирование среднего класса стало стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности в обществе.

Малому предпринимательству в Югре отводится значительная роль в развитии территории. Оно призвано стать своеобразной « точкой роста» в сфере производства товаров, оказания услуг и формирования среднего класса в автономном округе.

Для поддержки малого и среднего бизнеса на территории ХМАО-Югры приняты и действуют два Закона окружного значения:

- «О программе государственной поддержки малого предпринимательства в ХМАО на 2004-2010 годы» от 30.12.2003 года № 82-оз

- «О развитии малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югре» от 29.12.2007 года №213-оз

Сегодня Программа государственной поддержки малого предпринимательства в ХМАО-Югре на 2004-2010 годы предлагает следующие виды поддержки:

- инвестиционная и финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Развитие семейного бизнеса.

- развитие информационно-косультационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

- подготовка квалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства.

- развитие предпринимательской инициативы, формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве.

Главным приоритетом экономической стратегии развития округа определена диверсификация экономики в направлении перерабатывающей промышленности, производство товаров народного потребления и услуг, ускоренное развитие объектов инфраструктуры, гостиничного и туристического бизнеса, развитие которых немыслимо без малого предпринимательства, которое призвано сыграть главную роль в развитии ХМАО-Югры.

Статистические данные о состоянии малого предпринимательства в ХМАО-Югре представлены на рисунке 1. По данным графикам видно, что количество малых предприятий увеличилось с 2003 г по 2007 года на 3744 предприятий. А численность работников за этот же период увеличилась на 21574 человек.



Рисунок 1 – Сведения о состоянии малого бизнеса в ХМАО-Югре
Позитивные темпы роста малого предпринимательства в значительной степени обусловлены успешной реализацией механизмов поддержки малого бизнеса. В автономном округе действуют организации, формирующие инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, среди них Фонд поддержки предпринимательства Югры его филиалы и представительства, Торгово-промышленные палаты, Окружной бизнес-инкубатор его филиалы и  представительства, Лизинговые компании, Консалтинговый центр.

В 2006 году действующую шестую Программу государственной поддержки малого предпринимательства в ХМАО-Югре на 2004-2010 годы были внесены изменения, одним из которых стало «Развитие семейного бизнеса».

Целями реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства по развитию семейного бизнеса в автономном округе являются:

- пропаганда семейных традиций в бизнесе, преемственность поколений, сохранение семейных традиций и ценностей в бизнесе;

- создание не менее 50 субъектов семейного бизнеса на территории автономного округа;

- самозанятость населения, создание новых рабочих мест;

- привлечение в ведении семейного бизнеса не менее двух поколений;

- повышение качества предоставляемых услуг на территории округа.

Под семейным бизнесом понимается деятельность субъектов малого предпринимательства в качестве индивидуального предпринимателя с привлечением по трудовым договорам членов своей семьи или в качестве юридического лица, участником которого является (являются) исключительно член (члены) семьи субъекта малого предпринимательства, возглавляемого одним из членов семьи.

Во всем мире семейные компании представляют до 70% от делового сообщества, включая всемирно известных производителей и владельцев знаменитых брендов. Несмотря на наличие не менее известных русских фамильных марок, феномен семейного бизнеса является для России относительно новым. Тем не менее, появилось уже достаточно много семейных предприятий, так по официальным оценкам, доля семейных компаний составляет до 70% от общего числа малых и средних предприятий.

В 2006 году было профинансировано 11 проектов субъектов малого предпринимательства по мероприятию «Развитие «Семейного бизнеса», на сумму 19 млн. рублей. Средства были направлены на формирование материальной базы субъектов семейного бизнеса. Пока семейный бизнес на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры представлен слабо, но уже можно отметить первые ростки, к которым можно отнести сеть салонов красоты в городе Сургуте, фермерские хозяйства в Чеускино, Сургуте, Горноправдинске, Советском и Пойковском.

В настоящий момент поддержка субъектов семейного бизнеса осуществляется посредством предоставления грантов:

- на обучение (по профилю бизнеса, ремесла). Учебные заведения определяются путем запроса котировок и должны иметь лицензии и обучающие программы по профилю проекта семейного бизнеса;

- на оплату информационно-консультативного обслуживания в консалтинговых организациях, где получают услуги субъекты семейного бизнеса.

Поддерживая развитие семейного бизнеса на территории автономного округа, можно планировать развитие действующих и создание новых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере предоставления услуг населению, обеспечивающих самозанятость населения, создание новых рабочих мест.

<< предыдущая страница   следующая страница >>