microbik.ru
1
«Вся наша жизнь кажется нам … одним прекрасным мгновением …

Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем

участвовать в новых открытиях»

Ю.А. Гагарин


«Дороги в Космос – дороги без конца»
(сценарий мероприятия, посвящённого

50-летию первого полёта человека в Космос)

для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ,

лицеев, гимназий

Учитель музыки Гбоу гимназии №1577

Пименова Н.С.
Москва

2011

Пояснительная записка

Из всех инновационных областей самой сложной является космонавтика. Причин много – это и большой риск космических полётов и техническая сложность, и дороговизна, и необходимость увязки многих технологических цепочек и отраслей промышленности. Тем не менее, наша страна первой вышла в Космос и до сих пор по ряду ключевых позиций удерживает лидерство в мировой космонавтике, которая остаётся областью, где находят применение самые сложные технологии и самые последние достижения науки.

Целенаправленное исследование космического пространства привело к крупнейшим научным открытиям в области фундаментальных наук, в познании Вселенной, её строения, процессов, протекающих в Космосе, оказывающих исключительно важное влияние на нашу жизнь.

Материал данного мероприятия выстроен в определённой последовательности, подобран таким образом, чтобы подвести учащихся к видам деятельности, формирующим творческое мышление. Предполагается предварительная подготовка, как организаторов, так и учащихся. В развитии творческих умений и креативных способностей, решении проблем социализации школьников – немало важную роль в этом играет создание ритма совместной деятельности (одно из условий творческого самовыражения), выработка общих правил совместной деятельности (одно из условий социализации).
Цель


  1. Акцентировать внимание учащихся на работе с материалами по теме

«Вселенная и Космос».

  1. Актуализировать проблему через апелляцию к личному опыту.

  2. Организовать поисковую активность учащихся, ориентированную на

«Решение ситуаций».
Задачи


  1. Создание эстетических ситуаций как условия для возникновения эмоционально-творческого переживания событий.

  2. Моделирование состояния вдохновения, воодушевления, оживления. Создание атмосферы комфорта, заинтересованности, непринуждённости.

  3. Активизация творческого воображения, ассоциативного мышления.

  4. Воспитание патриотического чувства школьников.


Формирование УУД

Регулятивные УУД:

  1. Решить компетентностную задачу: применять знания в реальной ситуации.

  2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:

  1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

  2. Выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

  3. Располагать в логической последовательности (слова, объекты, рисунки).

Коммуникативные УУД:

  1. Формулировать собственное мнение и позицию.

  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные УУД:

  1. Быть готовым к сотрудничеству для достижения совместного результата, принятию иной точки зрения, оказанию помощи тем. Кто в ней нуждается.

  2. Креативность, способность мыслить критически.


Оборудование и материал

Компьютер, проектор, экран, набор творческих заданий по количеству команд-участников, синтезатор (набор шумовых инструментов), бумага для акварели, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, оборудование для подвижных игр и танцевальных упражнений (канат, скамейка).
Методические рекомендации

Материалы творческого конкурса (викторины) подобраны таким образом, что позволяют организовать мероприятие так, чтобы оно сочетало познавательную творческую активность, эмоциональные переживания и нравственное развитие школьников. Учащимся достаточно в начале организационного периода объяснить, почему избраны те или иные задания, и далее пояснять нюансы. При подготовке к конкурсу, задания могут предлагаться учащимся по выбору, задаваться индивидуально или распределяться на группу.

При организации поисковой деятельности «Решение ситуаций», поиск и подбор материала по теме может не ограничиваться только работой с энциклопедиями, справочниками. Проконсультироваться, обсудить содержание, сделать выводы можно с помощью педагога. Учащиеся изучат литературу по теме, разрабатывают варианты решений, готовят ответы на вопросы заранее.

Викторина «Открой Космос в себе и Вселенную вокруг» составлена из классических произведений (музыка Л. Бетховена, В. Моцарта, Р. Вагнера, Р. Шумана, К. Орфа, К. Дебюсси). Предварительное слушание и обсуждение позволит установить как закономерности, так и особенности восприятия различных музыкальных тем.

При подготовке к конкурсу «Танец планет и звёзд» необходимо проконсультировать участников, предлагая «погрузиться» в образы и представить, как танцуют те или иные «объекты». Можно предложить написать сценарий танца звёзд или планет, а затем разучить его.

Инструментальный конкурс «Музыка Вселенной» предполагает предварительно потренироваться воспроизводить музыку Космоса, используя синтезатор, шумовые инструменты.
***
«Счастливы души, заботою коих

Было познать и подняться в высокие сферы»

Долго и тщательно готовился человек сделать первый шаг в Космос. И вот в середине 20 века, в октябре 1957 года искусственный спутник Земли положил начало Космический эре. Вскоре по просторам Вселенной помчались к Луне, к планетам Венера, Марс, к самому Солнцу межпланетные станции.

12 апреля 1961 года впервые в истории человек осуществил полёт в Космос. Это – беспримерная победа человека над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, торжество человеческого разума.

Огромный вклад внесла наша отечественная космонавтика в мировой научно-технический прогресс. Со времени 108 гагаринских минут прошло полвека. Как тут не вспомнить слова астронавта Нейла Армстронга о Гагарине: «Он всех нас позвал в Космос …». Наш соотечественник действительно, как бы позвал всё человечество изучать и осваивать Вселенную.



Демонстрация видеоролика о полёте Юрия Гагарина.
Открой Космос в себе и Вселенную вокруг
Космос огромен и бесконечен. Если мы встретим инопланетянина во Вселенной, то он не поймёт наших слов. Можно ли говорить с ним при помощи музыки?

Вспомни музыку, которая поможет представителям иных цивилизаций понять красоту и неповторимость нашей планеты.



Музыка Вселенной

Название музыкального произведения

Композитор

«Космическая Вселенная»







«Ждите нас, звёзды!»







«Луны серебряное скерцо…»







«Путь на Амальтею»







«Космические дали»







«Перекрёстки звёздных дорог»







«Твоим лучам весь мир подвластен»








Перечень музыкальных произведений:

Л. Бетховен Симфония № 9 «Ода радости»

Г. Свиридов «Время, вперед!»

К. Дебюсси «Лунный свет»

В.А. Моцарт симфония № 41 «Юпитер»

Р. Вагнер «Полет Валькирии»

Р. Шуман «Грезы»

К. Орф «Кармина Бурана»

Отражённые в небе мифы Земли

Звёздное небо – Великая Книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются неместные сокровища окружающего нас Космоса.
Задание: прочти звёздные узоры неба
Прикоснуться к звёздам
«Моя музыка — не земная, она космическая, она раскрывает философскую схожесть всего живого. И если многое в симфонии для человека трудно — не беда, может, именно это придётся по вкусу иным мыслящим существам. Кое-что вам понравилось, что-то понравится обитателям Веги, нечто третье порадует пришельцев с Фомальгаута, четвертое придётся по вкусу жителям Плеяд».

Сергей Снегов «Люди как боги»

Писатели-фантасты, рассказывая о жителях отдалённых планет, нередко описывают их музыку. Так, Станислав Лем в «Звёздных дневниках Иона Тихого» рассказывает о жителях планеты, которые представляют собой звуковые приборы и в разговоре между собой переливаются цветами радуги. Вполне возможно, что иные живые разумные существа (если они имеются) общаются между собой благодаря звукам, сигналам

Представь, какие звуки, шепоты, вздохи издают космические пространства. Подбери и исполни музыку Космоса на синтезаторе или на шумовых инструментах.


На пороге космической реальности

Космические путешествия и взаимоотношения космонавтов между собой являются наилучшей проверкой на дружбу, так как во время полётов в неосвоенном и опасном космическом пространстве может случиться всякое. Пусть каждый проверит себя, насколько он способен остаться верным другом в экстремальных условиях космического полёта.

Проводится игра «Вестибюлярный аппарат».
Все участники проходят через испытание «Вестибюлярный аппарат». Перед выстроившимися в ряд «космонавтами» прокладывают на полу канат или длинную скамейку. Каждого участника команды основательно «раскручивают» на месте. Его задача – пройти по канату или по скамейке, не соскочив в сторону. В случае «срыва» он подвергается испытанию до тех пор, пока не пройдёт испытание успешно.




Задание: «Решение ситуаций»
Ситуации можно предложить следующие:


  • Метеорит пробил обшивку корабля, герметичность нарушена, воздух с катастрофической скоростью выходит наружу. Ваши действия?;

  • На одной из планет вы встречаетесь с инопланетянами, настроенными агрессивно. Как вы будете с ними общаться, не зная языка?;

  • Вы попали в сверхмощное гравитационное поле черной дыры. Ваш корабль туда затягивается, а мощности двигателей вырваться из опасного притяжения не хватает. Что предпримете?;

  • Жестко приземлившись на необитаемой планете, вы повредили двигатель и не можете его запустить. Что будете делать?

  • Экипаж команды поразил неизвестный инопланетный вирус, от которого люди впадают в оцепенение. Как спастись?


Задание: Экспертное «Решение ситуаций»
Предварительно каждая команда, посовещавшись, должна дать роли всем членам экипажа. Набор ролей следующий:


  • командир космического корабля (функции понятны);

  • бортинженер (в эго заведовании находятся все технические средства корабля);

  • планетолог (специалист по инопланетным системам и биоценозам);

  • уфолог (специалист по НЛО и контактам с внеземным разумом);

  • доктор (функции понятны);

  • психолог


В дальнейшей организации дела хорошо бы предусмотреть некий экспертный совет, который будет оценивать степень обоснованности принятия решения каждым специалистом. Идеальный вариант — если это будут учителя, чьи предметы близки по тематике. Но это идеал, в крайнем случае, роль эксперта придется взять на себя самому ведущему.

Суть процедуры заключается в следующем. Ведущий приглашает во внутренний круг тех или иных специалистов и предлагает им для решения соответствующую ситуацию. Если специалист готов и чувствует себя достаточно компетентным для самостоятельного решения, он отвечает сам. Однако он может и обратиться за помощью к команде. Тогда в случае правильного ответа вместо одного балла он получит только 0,5.

После того как все специалисты самостоятельно или с помощью своих команд ответили на поставленный вопрос, совещается экспертный совет и выносит решение: чей ответ (или ответы) признать самым адекватным для разрешения данной ситуации. Эти команды получают по баллу (или его половине).

После этого в круг приглашаются другие специалисты для решения подобранной для них ситуации. Вот эти ситуации:
Для командиров:
«Стремясь вырваться из мощнейшего притяжения черной дыры, вы включили сверхмощный термоядерный ускоритель, и вскоре команда заметила на себе его непредвиденное побочное действие — все стали очень быстро стареть. Что вы станете делать?»




Для бортинженеров:
«Сильный звездный ветер от вспышки сверхновой звезды вырубил электромагнитную защиту корабля. Уровень радиации внутри растет на глазах. Ваши действия?»




Для уфологов:
«К кораблю приближается огромный светлый шар, не отвечающий ни на какие попытки войти с ним в контакт.
При ближайшем рассмотрении вы видите в иллюминаторе лицо, напоминающее человеческое, которое делает какие-то знаки, возможно, просит о помощи. Что предпримете?»
Для докторов:
«От долгого потребления искусственных продуктов у части команды появились симптомы куриной слепоты — плохое зрение в затемненных местах. НЗ с витаминами и биодобавками давно исчерпан. Ваши действия?»
Для планетологов:
«Войдя в атмосферу одной из планет, вы заметили, что серебряный дымок, покрывавший нижние слои атмосферы, неожиданно легко проникает сквозь обшивку корабля. Но никакого видимого вреда от него нет. Что будете делать?»
Для психологов:
«У большинства членов экипажа стал наблюдаться странный феномен абсолютного прояснения сознания, когда все стали читать мысли друг друга и узнали скрываемые друг от друга тайны. Это уже стало приводить к выяснению отношений и росту агрессивности. С какими словами вы обратитесь к членам экипажа? Произнесите им небольшую лекцию».

Понятно, что довольно трудно оценить степень адекватности представленных на поставленные проблемы ответов. Поэтому лучше сразу договориться о том, что решения экспертного совета могут подвергнуться критике только по завершении мероприятия.
«Космическая катастрофа»
Космическую тематику можно завершить нравственно-развивающей игрой «Космическая катастрофа». Если вы читали первую книгу, то эта игра, надеюсь, помнится вам в общих чертах. Если нет, то вкратце поясню. Космический корабль возвращается после очень важного задания и терпит катастрофу. Происходит разгерметизация корабля, поэтому каждый член экипажа находится в капсуле-скафандре и не может передвигаться по кораблю. Запасы кислорода ограничены, и по расчетам, до земли может долететь в живых только два человека. Капитан корабля может регулировать подачу кислорода в каждую капсулу, кроме этого только у него находятся результаты исследований, от которых зависит жизнь землян и без которых человечество может прекратить свое существование. Экипаж может общаться между собой «по радио», причем, по условию игры, по истечении пяти минут кто-то должен быть отключен от подачи кислорода, иначе погибнут все и до земли не долетит никто.

Начало можно представить более экстремальным. Поставив короткие лавочки или несколько стульев, объявить, что в связи с начавшимся неконтролируемым разрушением основных кораблей всем экипажам нужно срочно занять места на спасательных капсулах. Дать старт и засечь время. Команды должны успеть разместиться, причем нужно предусмотреть, чтобы сделать это было довольно трудно. Для итогового контроля пусть споют куплет какой-либо песни.

Когда все вернутся в круг для большего «психологического погружения», перед началом «отключений» пусть каждый скажет, почему ему хотелось бы остаться в живых и вернуться на землю. Это создает особую нотку «трагической тональности», особенно после слов ведущего, что всем вернуться «живыми» на землю не удастся.

Для того чтобы все экипажи успели пройти через процедуру «отключения», целесообразно уменьшить лимит времени. На первоначальное обдумывание капитану отвести три минуты, а далее — одна минута до следующего «отключения». Если капитан не уложился в срок, весь корабль гибнет. Можно поэкспериментировать с формами в принятии решения об отключении. Один экипаж пустить только с «односторонней связью» с капитаном. То есть он может связаться с каждым членом экипажа и сообщить о своем решении, а они ничего ответить ему не могут. Другой экипаж — с «обратной связью». Когда каждый член экипажа может ответить капитану и сказать «последнее слово». Еще один вариант — с «круговой связью», когда все члены экипажа могут переговариваться и влиять на решение капитана об очередном отключении. И последний вариант — с «блокированной» капитанской связью, когда капитан не может связаться ни с кем из членов экипажа, а они с ним могут. В этом случае сама команда принимает решение об отключении любого ее члена, кроме капитана. Капитан лишь ставится в известность и утверждает принятое решение.

Не стоит, видимо, напоминать, что по завершении всех процедур требуется подробное последействие, на которое обязательно нужно предусмотреть время.

Звёздные ритмы времени
Конкурс песни о Космосе. Каждая команда исполняет песню по выбору.


  1. «Трава у дома» муз. В. Мигуля, сл. А. Поперечный

  2. «Я верю друзья» муз. О. Фельцман, сл. В. Войнович

  3. «Этот большой мир» муз. В. Чернышев, сл. Р. Рождественский

  4. «Песня о звёздах» муз. А. Рыбников, сл. Ю. Михайлов

  5. «Я - Земля» муз. В. Мурадели, сл. Е. Долматовский

  6. «Мне приснился шум дождя», муз. Е. Дога, сл. В. Лазарев


Полёт над радугой

Человек – часть Вселенной. В мыслях можно перенестись в любую точку Земли, где никогда человек не был, представить жар-птицу, которую никогда никто не видел. Мир в себе – это целая Вселенная. Представь, что ты на машине времени уносишься к другим галактикам. Что тебя окружает в Космосе? Что происходит за миллионы километров от нас?
Задание: рисунок на тему «Наш космический дом: Солнечная система»
Танец звёзд и планет

Каждая из команд представляет свой танец на заданную тему, выбрав одну из музыкальных композиций.


  1. «Перезагрузка», муз. Я. Лусенс, А. Поляков

  2. «Magic Fly» муз. Д. Маруани

  3. «Chi Mi» муз. Э. Морриконе

  4. «Avatar» муз. С. Яблонский


Дорога Вечной памяти

50 лет минуло с тех пор, как первый космический корабль, ведомый человеком, оторвался от земного причала и оставил вечный след в звёздных просторах. Первого космонавта планета запомнила обаятельным, с открытой улыбкой. Таким он навсегда останется в нашей памяти.

Впереди новые свершения. К ним готовятся космонавты – сыны голубой планеты Земля. У космической дороги нет, и не может быть конца. Она бесконечна, как сама Вселенная. Появятся новые имена в истории космонавтики, будут новые свершения, потому что, решив одни задачи в Космосе, человечество непременно поставит перед собой другие, ещё более грандиозные. И значит снова – старт!

Исполняется песня «Знаете, каким он парнем был!»,

муз. А. Пахмутовой, сл. А. Добронравова
Список литературы


  1. А. Дедушка «Психологическая работа с подростковыми группами.

Создание дружного коллектива», С-Пб, «Речь», 2008 г.

  1. А. Лопатина, М. Скребцова «600 творческих игр», Москва, «Амрита-Русь»,

2008 г.

  1. А. Романов, Л. Лебедев, Б Лукьянов «Сыны голубой планеты», Москва,

Издательство политической литературы, 1981 г.

  1. А. Яфальян «Школа самовыражения», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011 г.

  2. О. Струве, Б. Линдс, Э. Пиллане «Элементарная астрономия», Москва, «Наука», 1967 г.

  3. П. Ладыженский «Программа по музыкальной композиции и тематические

разработки», С-Пб, «Союз художников», 2005 г.

  1. П. Щеглов «Отражённые в небе мифы Земли», Москва, «Наука», 1986 г.

  2. С. Афанасьев, С. Коморин «Весёлые конкурсы для больших и маленьких»,

Москва, «АСТ-Пресс», 2009 г.

  1. С. Лесков «Живая инновация. Мышление XXI века», Москва,

«Просвещение», 2010 г.

  1. Т. Плахова, С. Николаева, Г. Попова, М. Черевичко «Год космонавтики.

Познавательно-игровая деятельность», Волгоград, «Учитель», 2011 г.

  1. Ф. Зигель «Сокровища звёздного неба», Москва, «Наука», 1986 г.


Интернет-ресурсы:

Иллюстрации к презентации подобраны с помощью поисковой интернет-системы Google:

http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&q=%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D1%8B&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.r_qf.&bpcl=39314241&biw=1440&bih=756&um=1&ie=UTF-8&tbm=isch&source=og&sa=N&tab=wi&ei=sb-5UPyPOrCM4gTf9YGADA
Использованы фрагменты фильмов и телепередач:

  1. «Русский Космос» т/к «Galaxy»

  2. Выступление ВИА «Земляне» (Гостелерадиофонд)

  3. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён», к/ф. СССР, Мосфильм, 1964 г.

  4. «Москва-Кассиопея», к/ф, Киностудия им. М. Горького, 1973 г.

  5. «Про Красную Шапочку», к/ф, Беларусьфильм, 1977 г.

  6. «Ольга Воронец – Я-Земля» из концерта ко Дню Космонавтики, т/к «Ностальгия»

  7. «Надежда Чепрага - Мне приснился шум дождя», «Песня Года 1977» т/к «Ностальгия»

  8. «Юрий Гуляев – Знайте, каким он парнем был» из цикла «Созвездие Гагарина» А. Пахмутова, т/к «Ностальгия»

Музыкальные видеоклипы:

  1. ППК – Перезагрузка

  2. Minimalistix – Magic Fly

  3. Эннио Морриконе «Chi Mai»

Классическая музыка:

  1. Л. Бетховен. Симфония №9. Ода «К радости»

  2. Г. Свиридов «Время, вперёд!»

  3. К. Дебюсси «Лунный свет»

  4. В.А. Моцарт. Симфония №41 «Юпитер»

  5. Р. Вагнер «Полёт Валькирий»

  6. Р. Шуман «Грёзы»

  7. К. Орф «Carmina Burana»

Электронная музыка:

  1. Зодиак – Серебряная мечта

  2. Зодиак – In Memoriam

  3. Зодиак – В Таинственном квадрате

  4. ППК – Русский транс

  5. ППК – Воскрешение (Wellenrausch Remix)

  6. Космонавт - Траектория