microbik.ru
1
Немного об используемой мною литературе. Наряду с УМК к учебнику Никольского я в разной степени для разных учеников применяю следующие сборники:

1. Для «средних» и «слабых» учеников:

а) «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся». Математика: ЕГЭ-2009. ФИПИ. «Интеллект-центр». 2007 год. Денищева Л.О. и др.

б) «Раздаточный материал тренировочных тестов». ЕГЭ-2008, 2009. Математика. Допущено ФИПИ. «Тригон», Санкт-Петербург. Никушкина Л.С., Судавская О.И.

2. Для «сильных» учеников:

Всевозможные сборники тестов и тематических заданий под редакцией Ф.Ф. Лысенко, а также публикации журнала «Математика в школе», «Математика для школьников». Очень помогают книги периодического издания «Профессиональная библиотечка учителя математики». Например:

а) «Домашний репетитор. Математика. Решение сложных задач ЕГЭ». Москва, Айрис-пресс, 2007 г., Колесникова С.И.

б) «Домашний репетитор. Математика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ». Москва, Айрис-пресс, 2007 г., Колесникова С.И.

Дифференцированный подход к подбору литературы положительно сказывается на подготовке сильных учеников, воспринимающих математику с интересом.

Теперь о методе подготовки к ЕГЭ. В начале 10 класса знакомлю детей с ЕГЭ: его структурой, особенностями, требованиями. Обращаю внимание на слабые места, на ограниченное время экзамена, на умение его грамотно распределять. Рассказываю о принципе решения заданий группы А с выбором ответа, где применяется кроссвордное мышление, как правильно записывать ответ в группе В и С.

В течение двух лет (10-11 класс) я взяла за правило на каждом уроке, исключая уроки нового материала и контрольные работы, проводить «теоретические пятиминутки» - вопросы без ответа, или тестовые вопросы по теории всех пройденных тем. Но в них можно включить и задания репродуктивного характера: первые 5 заданий – одношаговые упражнения базового уровня, 6-8 - сложнее, но еще репродуктивного характера, а 9-10 уже требуют творческого осмысления. Поэтому критерий оценок выглядит так: 5-7 верно выполненных заданий – оценка «3», 8-9 – «4», 10 – «5». Так как эта работа проводится систематически, то ребята привыкают к ней и не задают вопросов по организации и выставлению оценок. Правильные ответы можно зачитать или записать за «крылом» доски.

Также на каждом уроке отвожу время на решение одного задания по изучаемой теме из материалов ЕГЭ прошлых лет. Показываю ученикам способы, которые позволяют выполнить решение быстрее и проще, обращаю внимание на правильное оформление решения и его обоснованность.

Хочу отметить, что в течение двух лет (10-11 класс) подготовка к ЕГЭ не является самоцелью. Моя задача – сформировать ту базу знаний, умений и навыков выполнения разнообразных и нестандартных задач, которую мои ученики смогут применять при дальнейшей учебе в других заведениях.

В 11 классе, в марте, когда заканчивается изучение нового материала, обобщение и систематизацию всего курса математики строю по темам, создавая вместе с ребятами учебные мини-проекты.

Весь класс делится на «информаторов», «редакторов» и «оформителей». Как правило, «редакторами» нашего издания становятся по желанию наиболее сильные ученики, интересующиеся математикой. «Информаторы» собирают и предоставляют информацию по данной теме: теорию, разнообразные типы задач. «Редакторы» обсуждают, дополняют материал. «Оформители» превращают его в краткий опорный конспект – страничку издания «Справочник по подготовке к ЕГЭ». Каждая страничка – один мини- проект – занимает 2 урока. Их нельзя назвать чисто исследовательскими, но для самих ребят они носят исследовательский характер. Сколько методической, учебной литературы, старых тетрадей, справочников, информации из разных источников им надо переработать, чтобы сделать этот мини-проект. Темы могут быть такими: «Проценты», «Прогрессии», «Производная», «Задачи на движение» и т.д.

Особое место в подготовке к ЕГЭ отводится элективному и факультативному курсу. Планиметрия и стереометрия повторяется на этих курсах в течение всего года. Для учеников мною изготовлен опорный конспект с формулами, не изучаемыми в курсе геометрии, но позволяющими быстрее решить задачи по планиметрии. На другой стороне конспекта собраны 20 задач типа В11. Ученикам предлагается решить эти задачи, используя свои знания и данные формулы. На решение индивидуальных заданий отводится неделя, в течение которой можно пользоваться консультацией учителя. Соблюдая принцип от простого к сложному, повторение материала распределяю следующим образом: на консультациях с сентября по ноябрь мы работаем с заданиями группы А, с декабря по февраль разбираем и решаем задания группы В. С марта месяца, когда заканчивается изучение нового материала, мы решаем комплексные задания.

Элективный курс составляю, учитывая темы и задания экзамена уровня групп В и С.

В апреле-мае провожу тесты, которые по своему содержанию носят смешанный, а не тематический характер, что позволяет проверить прочность, осознанность, оперативность и другие качества знаний учеников за длительный промежуток времени. Особое внимание уделяю необычной формулировке заданий, характерной для материалов ЕГЭ. Ученик привыкает к этому разнообразию, учится вдумчиво читать условие, искать неявный смысл в тексте.

Каждую четверть в 11 классе, и, по возможности, в 10, провожу «пробные» ЕГЭ по математике, заказанные в РИАЦ. Результаты обсуждаются, пробелы и ошибки ликвидируются на консультациях.

В заключение отмечу, что кроме подготовки к ЕГЭ по предмету, стараюсь обеспечить правильную мотивацию учащихся к сдаче ЕГЭ. Каждый ученик должен четко оценивать свои силы, знать, на какие задания ориентироваться, на что потратить свои силы на экзамене. От выбранной цели зависит подготовка к ЕГЭ и его сдача.