microbik.ru
1 2 3 4
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся

Б


елово 2006

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 города Белово»


Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся
Описание опыта работы

2006

Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы

Представленный опыт рассказывает о влиянии текста на формирование коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Автор предлагает свою систему подходов по изучению текста на уроках русского языка, разработки занятий по данной теме.

Работа рекомендована для учителей общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов.

© Хлуденцова В. А., 2006

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------4
Глава 1. Концепция субъективизации как основа формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся------6
Глава 2. Работа с текстом-----------------------------------------------------8
1. Текст как интегративная единица----------------------------------------8
2. Коммуникативная компетенция учащихся-------------------------- 10
3. Лингвистическая компетенция учащихся-----------------------------12

Заключение---------------------------------------------------------------------20
Литература----------------------------------------------------------------------21
Приложение 1. ----------------------------------------------------------------22
Приложение 2.-----------------------------------------------------------------24
Приложение 3. ----------------------------------------------------------------26
Приложение 4. ----------------------------------------------------------------27

Введение
Разбор образцов поставлен как единственный путь, ведущий к сознательному и плодотворному изучению словесных произведений.

А. Н. Чудинов
Условия реформы во всех областях общественной и экономической жизни, изменившийся окружающий нас мир предъявляют новые требования и к образованию, его содержанию, формам и методам преподавания. В основе этих требований лежит необходимость ориентации школы на сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, способностей, среди которых немаловажную роль играет умение учащихся общаться друг с другом.

Эти новые подходы к образованию и воспитанию нашли отражение в инновационной работе нашей школы, которая состоит в изучении, апробировании различных личностно–ориентированных систем обучения, позволяющих создать условия для «выполнения учебных программ каждым учащимся, предупреждения неуспеваемости, формирования общеучебных умений и навыков, улучшения учебной мотивации и развития познавательных интересов, воспитания личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества» (Селевко Г. К.).

Проведённые в нашей школе исследования показали, что у большинства учащихся возникают проблемы в общении со сверстниками и учителями. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, составлять обобщающие выводы. Это проявляется не только на уроках русского языка, но и на других предметах (приложение 1).

Теоретический анализ процесса формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся общеобразовательных школ, как основы подготовки их к дальнейшей жизни, позволил сделать вывод, что нерешёнными вопросами этой проблемы являются противоречия:

- необходимость учёта и развития индивидуальных особенностей, способностей каждого ученика и одинаковые условия обучения для всех;

- организация деятельности ученика с опорой на зону ближайшего развития и фронтальные методы работы, при которых учитель, формируя вопросы и задания, вынужден ориентироваться на среднего ученика;

- соблюдение принципа природосообразности, который требует перевода ученика из «объекта» в «субъект» обучения;

- ухудшение психического, физического состояния здоровья учеников и всё увеличивающийся объём информации, темп обучения.

Большое влияние на формирования опыта оказал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный накоплением в подборе и разработке форм, методов, упражнений на уроке, стремлением придать своей деятельности направленный характер. Выход из создавшихся противоречий я вижу в построении педагогической системы, которая опирается на разработанные академиком РАО Е. В. Бондаревской теорию и технологию индивидуализации обучения и на методику обучения русскому языку средствами субъективизации (автор – профессор Г. А. Бакунина). Эти системы направлены на то, чтобы дети приобретали умение слушать и слышать, логично и связно строили речевые высказывания, активно использовали полученные знания.
Цель: создание условий для формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся посредством организации работы с текстом.
Задачи:

- разработать систему занятий по применению текстов в процессе обучения, способствующих развитию коммуникативной и лингвистической культуры учащихся;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- повысить интерес школьников к изучению предмета русского языка, создать положительную мотивацию в обучении;

- формировать не только практическую грамотность, но и любовь к

интеллектуальной деятельности, нравственно – эстетическую культуру;

- воспитывать толерантную личность, способную принимать решения и отвечать за свой выбор.

В соответствии с целью объектом исследования является процесс формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся общеобразовательных школ.

Предмет исследования – организационно-педагогические условия процесса формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Методологическая основа – философские, социологические и педагогические утверждения, рассматривающие личность как продукт общественного развития и субъект общественных отношений. Ведущей идеей исследования явился личностно-деятельностный подход, согласно которому личность приобретает опыт социальных взаимодействий через активную деятельность, близкую для неё по сущности и привлекательную по значимости.

Теоретическую основу опыта работы составили принятые в отечественной педагогике положения о ведущей роли воспитания подрастающего поколения через деятельностный компонент.


Глава 1. Концепция субъективизации как основа формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся
Проблема формирования коммуникативной и лингвистической компетенции изучается с разных сторон. Но в большинстве случаев исследователи сходятся во мнении, что в основе данного процесса лежит личностно- ориентированный подход к обучению. Е. В. Бондаревская выделяет ряд требований. Это:

- диалогичность;

- деятельностно – творческий характер;

- поддержка индивидуального развития ребёнка;

- предоставления ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов обучения и поведения.

Данный подход к работе обеспечивает бесконфликтность, комфортность, безопасные условия для развития личности, используя её природные потенциалы. Ребёнок здесь – субъект приоритетный: он является целью образовательной системы.

В профессиональной практике я опираюсь на методику обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанную Г. А. Бакуниной. Субъективизация предполагает качественно новую роль школьников в организации и осуществлении учебной деятельности – их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. В соответствии с данной методикой учащимся передаётся часть функций учителя. Это означает, что школьники сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, сами делают выводы и обобщения.

Основу методики составляют интеллектуальные процессоры:



Антиципация Логическое Речевая активность

(предвидение, предопре- мышление

деление учеником своих

учебных действий)

Взаимодействие средств субъективизации обеспечивается с помощью системы специально разработанных текстовых заданий и упражнений, которые развивают интеллектуальные качества личности: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность и др. При этом текст выполняет ещё обучающую и воспитательную функции.

При правильном и систематическом использовании методики возрастает познавательный интерес учащихся, интенсивно развивается их речь, повышается уровень орфографической грамотности. Растёт профессионализм учителя, усиливается творческая направленность его деятельности.
Основные элементы методики:

Индукция, т. е. создание такой исходной проблемной ситуации, которая заинтриговала бы ученика, положила бы начало его творческой деятельности.

Работа с материалом (художественные, научные, публицистические тексты, фотографии, музыкальные произведения, картины и др.). Данный этап осуществляется в разных режимах (индивидуально, в паре, в малой группе, всем классом) в зависимости от заданий. Кульминационной точкой является момент так называемого «разрыва», когда старое знание не способно удовлетворить возникшей новой потребности.

Рефлексия как анализ движения собственной мысли, чувства, ощущений. Проводится в устной или письменной форме, причём учитель участвует в процессе наравне с учениками, которые, как показывает опыт, по достоинству могут оценить искренность и открытость старшего товарища.

Глава 2. Работа с текстом
Любой человек в современном мире, не замечая этого, живёт среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют нас: реклама, информация по радио, доклад на собрании, заявление о приёме на учёбу, работу, статья в газете или журнале, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет, записка, мимоходом нацарапанная на клочке бумаги… И это не говоря уже о широком, семиотическом понимании этого термина, когда текстом считается и танец, и система дорожных знаков, и чек из магазина.

Что же такое текст? Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним в школе? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста? На эти и другие вопросы постараюсь ответить в данной работе.


  1. Текст как интегративная единица


Текст – это интегративная единица, которая лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, философии, литературоведения и других... Он насыщен информативно, эмоционально, идейно, в нём заложена культурная составляющая, несущая историческую память. Работа с конкретным текстом на уроке – это введение ученика в поле культуры языка. Более того, слово в определённых трактовках, объяснениях соотнесено с миром индивидуального сознания и тем самым создаёт предпосылки духовно-нравственного воспитания личности. Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, эпохах. Они учатся сравнивать, отстаивать собственные мнения, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. И долг учителя–словесника – организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, формирующую грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.


Графически работу с текстом можно изобразить так:
Работа с текстом



коммуникативная

компетенция

(свободное владение русским языком как средством общения)



лингвистическая (языковая) компетенция



изучение основ науки о языке

обогащение речи учащихся языковыми средствами



развитие и совершенствование умений и навыков связной речи



изучение норм русского литературного языка



изучение русского правописания (орфограмм и пунктограмм)


воспитание языкового эстетического идеала
Компетенция (от латинского «добиваюсь, соответствую, подхожу») соответственно теме – совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивает владение языком. Выделение компетенций как целей образования связано с разграничением языка и речи. Ещё в 40 – е годы ХХ века М. М. Бахтин выдвинул в качестве новой цели обучения русского языка формирование «индивидуального лица» говорящего и слушающего человека. В последние десятилетия в лингвистике и методике преподавания русского языка развивается тенденция рассмотрения языковой системы в тесной связи с личностными особенностями того, кто произносит речь. Возрос интерес лингвистов к таким понятиям, как «языковая личность», «человеческий фактор в языке», «коммуникация», средства речевого общения.

2. Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение его анализировать.

Коммуникативно-ориентированное преподавание русского языка выдвигает на первый план практическую цель – формирование навыков общения. Основным средством создания условий общения на уроке считается использование специальных ситуативных, или коммуникативных упражнений. Для них характерно наличие установки и модели речевой ситуации. Такие установки требуют от школьников умения выражать согласие, дополнять собеседника, подтвердить, продолжить сказанное, уточнить, выяснить, возразить и т. д. Кроме того, в таких упражнениях представлена совокупность условий, вовлекающих ученика в речевую коммуникацию.

В качестве примера можно привести следующее ситуативное упражнение:

«Представьте такую ситуацию. Вы гуляете в парке. К вам подходит корреспондент. Он готовит передачу об этом парке (сквере, бульваре или другом месте отдыха на природе) и просит вас рассказать, часто ли вы бываете здесь, нравится ли вам место, что особенно привлекает. Вы рассказываете ему… Какого стиля будет ваше высказывание, какова его тема и основная мысль, какие типы речи будут вами использованы? Выберите один из своих любимых уголков природы, продумайте свой рассказ о нём корреспонденту и поделитесь своими мыслями (устно или письменно)».

Место текста в системе коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку имеет теоретическое обоснование. Поэтому он становится обязательной единицей организации учебного материала в новом поколении учебников. Кроме того, коммуникативная направленность обучения русскому языку предполагает использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала. «Именно текст составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются коммуникативные умения; чтобы научить школьников создавать тексты, обеспечивающие результативное общение, нужно показать им образцы подобных текстов, изучить их структуру, языковые особенности, коммуникативные возможности и т. п.», - подчёркивает Н. А. Ипполитова. Одной из эффективных форм коммуникативной компетенции является приобщение школьников к публицистической речи, ораторскому искусству; сюда входит участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента. Эта речевая деятельность способствует овладению публицистическим и официально – деловым стилями, искусством полемики. Методы обучения, используемые при коммуникативной компетенции, – частично-поисковый и исследовательский. Ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения. Например, ребятам предлагается текст:

Ни прозванье, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? (В. И. Даль)

Задание:

- Что, по мнению В. И. Даля, не может служить критерием принадлежности человека к той или иной национальности?

- А что может?

- Ответьте на вопрос В. И. Даля. Начните так: «Определить принадлежность духа можно…» (Учащиеся письменно заканчивают предложение, потом зачитывают свои варианты).

После обсуждения ответов класс записывает предложение (продолжение мысли автора):

Определить принадлежность духа можно проявлением духа - мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски.

- Что значит думать по-русски? (Беседа).

После поиска ответов учащиеся делают вывод:

Думать по-русски – это значит размышлять о любви и дружбе, о жизни и смерти, о свободе, воле, необъятных российских просторах… Думать по-русски – это значит уметь пользоваться богатствами родного языка для выражения своих мыслей, это значит уметь подобрать меткое, выразительное, «живое» слово, трогающее душу твоего собеседника. В. И. Даль собрал в своём словаре «живые русские слова»..

Задания подобного рода даются как в 5-8, так и 9-11 классах. Начинать в «среднем звене» нужно с беседы, «включать» элементы диспута, дискуссии. А уже в старших классах работу с текстами надо строить в виде дискуссий. Они хоть и диалогичны по своей сути, но позволяют на деле осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, активизируют мыслительную деятельность.

Коммуникативная компетенция включает в себя целый ряд составных: лингвистическую, дискурсивную, социолингвистическую, социокультурную, страноведческую. При этом основу практического владения языком составляет именно лингвистическая компетенция.


следующая страница >>