microbik.ru
  1 2 3 4

3. Лингвистическая компетенция

Она состоит из знаний основ науки о языке, сведений о фонеме, графеме, морфеме, словосочетании, предложении, членах предложения; это и знания о целях научного изучения языка, этапах его развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в его исследовании. Важно, что развитие речи опирается на познавательные способности ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительные средства основному замыслу. С 5-го класса учащиеся изучают основы науки о языке. Они осмысленно запоминают лингвистические определения, сравнивая, сопоставляя их. В результате происходит систематизация языковых явлений. Текст начинает представять собой объект аналитических операций. При работе с ним начинается поэтапное изучение языковых средств, совершенствуются умения и навыки связной речи.

Творческие работы учащихся, характер выделения ключевых слов в текстах для изложений и для комплексного анализа позволяют выделить два типа «языковой личности»: репродуктивный (с копиальным, упрощающим, формальным подтипами) и креативный, т. е. творческий, развивающий исходный текст, дополняющий его аргументами, доказательствами, выражением личного отношения к фактам и событиям, описанным в первичном тексте. Опора на текст позволяет соединить процессы формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций. Это осуществляется при условии, если при комлексном анализе текста выполняются пункты плана. Он может быть предложен ученикам уже в 9 – классе общеобразовательной школы и использоваться на уроках русского языка и литературы (приложение 2).

Комплексный анализ складывается из трёх основных аспектов: 1)лингвистического, 2)лингвостилистического и 3)литературоведческого – и представляет собой интеграцию лингвистики и литературоведения. Однако техника анализа не позволяет рассматривать их всесторонне и одновременно. Поэтому учителю необходимо, во-первых, определить весь возможный объём работы с конкретным текстом; во-вторых, распределить эту работу на домашнюю (подготовительную и заключительную) и классную; в-третьих, выстроить её в определённой последовательности, то есть продумать её алгоритм. Большую роль играет «ступенчатость» анализа, его организация.: «Мы ставим вопросы… и определённым образом организуем наблюдение или эксперимент, чтобы получить ответ, - писал М. М. Бахтин в рабочих заметках «Проблема текста». Именно организация работы в большой мере определяет, сумеет ли учитель добиться ответа – конечных целей комплексного анализа текста.

Такими целями являются следующие:

- возможно более адекватное восприятие текста учениками;

- грамотное воспроизведение данного текста своими словами (как устное, так и письменное);

- усвоение учениками определённых речевых и лингвистических моделей, то есть развитие речевой и языковой грамотности;

- создание учащимися собственного оригинального текста на основе данного.

Комплексный анализ текста предоставляет богатые возможности для использования его на всех видах уроков русского языка: 1) при повторении и обобщении уже известного ученикам материала в начале и в конце года; 2) при корректировочной работе; 3) при сообщении и закреплении новых знаний; 4) при отработке определённых языковых и речевых умений и навыков; 5) при текущем и итоговом контроле.
Например, в 5 – 7 классах работу с текстом провожу так:

Зима, смеясь, от счастья плачет,

Весны качая колыбель.

И. Северянин

I

Прослушайте (прочитайте) отрывок из стихотворения И. Северянина. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт этот отрывок?

II

  1. Запишите под диктовку предложение.

  2. Прочитайте предложение вслух. Опишите словами образ Зимы, который создаётся в вашем воображении. Какими эпитетами можно охарактеризовать этот образ: суровая, хмурая, радостная, счастливая, задумчивая, нежная, ласковая, радостно-печальная? С помощью каких слов автор рисует этот образ в отрывке?

  3. Попробуйте, опираясь на текст, доказать, что автору удалось передать противоречивые чувства и ощущения, которые характерны для этого времени года (антонимы: смеясь – плачет; фразеологизм: от счастья плачет).

  4. Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить с помощью красок тот пейзаж, который словами описан поэтом. Что вы изобразите на картине? Светлые или тёмные тона вы выберете и почему? Как вы полагаете, почему стихотворение И. Северянина называется «Капель»? Какими словами это явление природы передаётся в данном отрывке? А как капель можно изобразить на картине?

  5. А теперь представьте себя композитором. Как бы вы «озвучили» этот отрывок? Какие весенние звуки природы вы бы передали (звуки капели, весеннего ветра, «качающего колыбель»)?

  6. Найдите в отрывке слова, с помощью которых названы действия. Какими частями речи являются эти слова (смеясь, плачет, качая)?

  7. Замените деепричастия соответствующими глаголами и прочитайте изменённый текст. Что он потерял при этом? Основываясь на этом эксперименте, докажите, что употребление в отрывке деепричастий помогает живописать сложное действие, которое производится неразрывно, одновременно (плачет, смеясь и качая).

  8. Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.

III

  1. Прочитайте текст и попробуйте установить, на какие слова падает логическое ударение и почему. Где нужно при чтении поставить паузу?

  2. Каким тоном нужно читать это предложение (торжественным, радостным, печальным, восторженным)?

  3. Обратите внимание на особенности выделения голосом деепричастий и деепричастных оборотов.

  4. Прочитайте вслух отрывок, соблюдая правильную и выразительную интонацию.

IV

  1. Попробуйте по памяти записать предложение. Сравните его с правильной записью.

  2. Подготовьтесь к написанию диктанта по памяти, в который войдёт данный отрывок из стихотворения И. Северянина.


V

Напишите сочинение – миниатюру «Весенняя капель».

Клубятся тучи, млея в блеске алом,

Хотят в росе понежиться поля,

В последний раз, за третьим перевалом,

Пропал ямщик, звеня и не пыля (А. А. Фет).

Такая работа с текстом на уроках русского языка совершенствует умения и навыки связной речи, что ведёт к овладению учащимися литературными нормами: правильным произношением, образованием форм слов, построением словосочетаний и предложений, употреблением слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Важнейшим направлением в работе учителя-словесника является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли проиллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Например, предлагается задание: восстановите текст по таблице. Учитель записывает на доске предложения, заведомо нарушив их последовательность. Учащиеся восстанавливают текст, ориентируясь на указанные в таблице языковые единицы. Например, при изучении темы «Отрицательные местоимения» школьникам предлагается следующая запись и таблица к ней.
Учёные многих стран возвр..щались из Арктики, н..чем не об..гатив науку. В течение многих столетий н..кто (не) бывал на Северном полюсе и н..кем он (не) был изучен. Осн..вательное изучение Северного полюса было нач..то в России в тридцатые годы дв..дцатого века.( В) начале двадцатого века (кое) кто из полярных путешественников сумел добраться до полюса, но н..кому (не) удалось там продержаться более двух суток.




Разряды местоимений

личные

неопределённые

отрицательные

1

1

-

2

2

-

-

1

3

-

1

1

4

-

-

-


На основе таблицы и «рассыпанного» текста учащиеся формулируют задание. Его примерный вариант: «Надо написать текст, ориентируясь на указанное в таблице количество личных, неопределённых и отрицательных местоимений, которые имеются в данных предложениях. Во время записи вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки».

Задания к тексту:

      1. Укажите в восстановленном тексте предложения одинакового типа.

      2. Вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки, сгруппируйте орфограммы в каждом предложении.

      3. Назовите существительное, в котором все согласные звонкие, мягкие и звуков меньше, чем букв. (Людьми).

При выполнении этой работы учащиеся предвидят свои действия, «включают» логическое мышление. Происходит обучение русскому языку средствами субъективизации.

К сожалению, с годами учащиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия окружающего мира, образуется «подростковая дыра» художественного развития. Поэтому каждый урок, по моему глубокому убеждению, должен быть уроком – «любованием», уроком постижения красоты слова, богатства и неисчерпаемых возможностей. Нельзя не согласиться с исследователями, которые считают, что ошибки, к примеру, в фонетическом разборе, не идут ни в какое сравнение с тем, что ученик не любит «русский язык». Конечно, трудно соперничать «нашим» урокам с уроками истории (война Алой и Белой розы!), географии (путешествия, открытия новых земель!), ботаники (строение и жизнь растений!). Значит, мы должны противопоставить что–то более интересное, постоянное – способность получать радость открытия в том, чем владеешь с детства, радость почти ежедневного удивления «громадой», название которой «»русский язык». На уроке – только классика. Язык наших писателей должен прежде всего поражать и вызывать желание подражать. «Исследование» текстов я провожу «по Шанскому». Начиная такую работу, знакомлю учащихся с книгой Н. М. Шанского «Лингвистические детективы». Не было в моей практике ни одного класса, который бы остался равнодушным к услышанному. Таким путём я решаю одну из задач, которые поставила перед собой, - уроки русского языка должны развивать не только речевые, интеллектуальные, нравственные стороны личности ученика, но и создавать эмоциональный настрой, который способствует повышению истинного интереса к нашему предмету.
На одном из уроков записываем известный ученикам текст:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как – нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке,

В тулупн, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив…

И прежде всего дети говорят, о чём этот текст, что видят и слышат они, читая эти строки. Чем же достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй картину начавшейся русской зимы? Следом идут многочисленные вопросы, начинающиеся с «почему»? (вопросы «создают» ученики).

- Почему сразу: крестьянин?

- Почему торжествуя?

- Почему лошадка, а не лошадь?

- Почему лошадка плетётся, а кибитка летит?

- Почему бразды пушистые?

- Почему «разрисован» ямщик?

И так далее. Затем идёт интереснейшая работа над словами, обозначающими средства передвижения в этом маленьком отрывке: дровни, кибитка, салазки. Почему же А. С. Пушкин берёт эти слова, что они значат, чем дровни отличаются от кибитки? Когда будет по толковому словарю дано значение слова кибитка, тогда станет ясно, почему она летит: ямские (ср.: ямщик) лошади возили почту, грузы, пассажиров: чем больше перевезёт, тем больше получит денег, так что плестись нельзя. Почему в одиннадцати строчках пять (!) деепричастий и деепричастных оборотов? Какую роль играют деепричастные обороты?

Один из уроков я начала с предложения:

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости… -

И оно дало возможность сказать о смысле (наверное, холодно, раз кот сидит на печке; почему кот, а не кошка: кот ленивее!), звукописи (мурлыча, лапкой рыльце мыл) и о значении слов жеманный, рыльце (почему не рыло? в басне Крылова рылом называет волк мордочку ягнёнка), об орфограммах и пунктограммах, но о них только после того, как почувствуем «наслаждение» от «погружения» в язык, увидим его возможности.

Часто на уроках русского языка предлагаются упражнения, развивающие ассоциативное мышление и способность рефлексировать. Например, учащиеся получили задание самостоятельно узнать из различных словарей (толкового, этимологического, мифологического, словарей символов, эпитетов, сравнений и др.) сведения о слове радуга. Посмотрим, как дети справились с заданием. Они воспроизвели текст – лексическое значение: «Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небе, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях». Школьники образно определили слово радуга как «разноцветная дуга коромысла»; «одногорбый верблюд»; «мостик»; «дорога, по которой передвигаются различные сказочные герои»; «девушка – радуга вырвалась из тёмных туч»; «разноцветные ступени от горы до горы»; «дорога между небом и землёй». Определили символику, заложенную в слове: «Радуга - впечатляющее небесное явление, во многих культурах – божественное проявление доброжелательного характера, так, в Библии…знак Бога, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. В христианской символике средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зелёный)…а семь цветов – как образы семи таинств и семи даров Святого Духа или примиряющий небо и землю символ Марии… В европейских народных верованиях радуга часто ассоциируется с вестью о будущем богатстве или нахождении сокровища (там, где радуга касается земли)».

Мифологические представления о радуге: «В славянских языках радуга имеет множество названий, нередко отражающих народные представления и верования: дуга, райская дуга, райдуга, веселка, веселуха, Божий лук, пояс, Божий пояс, Бабин пояс, золотой мосток, коромысло, краса, красуля и т. д. У всех славян существует верование, что радуга набирает, высасывает, «пьёт» воду из колодца, подобно змею. В Болгарии известно также представление о том, что радуга – это «пояс Господа, который он полощет во время дождя или сушит после дождя»…

Благодаря речетворческому осмыслению слова у учащегося создаётся определённое представление о радуге, которое затем воплощается в художественный текст. Вот один из них:

От дуги до радуги – только слог,

От дуги до радуги – только вздох,

От дуги до радуги – семь цветов,

От дуги до радуги – сладость снов.
Дотянуться хочется до тебя,

Прикоснуться к поясу, теребя

Разноцветье кисточек золотых.

Солнышко лучистое, покажи мне их.
Интересное и развивающее задание «Создайте контекст по образному средству». Учащиеся должны научиться вводить образное средство, использованное мастером слова, в собственный художественный текст, например: слезливое утро (А. Чехов); стеклянные кустарники (И. Бунин); белое поле ржи (Л. Андреев); пьяный ветер (В. Набоков); бьются зори огненным крылом (М. Волошин); знакомые шаги, любопытное солнце, задумчивая дверь (А. Блок); взбалмошная луна, журавлиная тоска сентября (С. Есенин). Вот один из полученных текстов (использовано словосочетание А. Блока «любопытное солнце»).

«Утро. Ты рассеиваешь сонный, тяжёлый туман у земли, у подножия гор. Словно новый мостик по затушёванному небу – одна полоса, две… Перескакиваешь на деревья, скользишь по стволам золотой белкой. Оттуда по-детски ползёшь меж зеленеющих с новой силой лугов и полей, будишь кашки, пастушью сумку, кучку васильков у муравейника, муравьёв. Услышав плеск воды, ты, как на зов матери, несёшься к нему, улыбаешься…Вот эта маленькая ложбинка, наполненная сладким напевным шёпотом…Ты подкрадываешься, почти ползком, чтоб не заметила, и, подождав мгновение, освещаешь всё её подводное сердце своим лучистым смехом! Я пришёл! Это я, я… Теперь, когда ты знаешь, что я здесь, можно полететь дальше. Всплеск участился, и, оставив несколько «зайчиков», ты засветил дальше… Ложбинка искрилась, пыталась догнать неугомонных «зайцев» и думала: «До чего же быстрое (нет, не угнаться), до чего же игривое и любопытное солнце!» И в подтверждение её мыслям вдалеке послышались крики перепуганных внезапным пробуждением птиц… - голоса далёких гор, голоса ветра…».

Такие задания воспитывают эстетическое отношение к жизни, способность «вживаться» в мир персонажа, стать на его позицию, выходя за пределы собственного «Я», развивают воображение, наблюдательность, чуткость к слову и оттенкам значений.
Основные принципы таких уроков:


<< предыдущая страница   следующая страница >>