microbik.ru
  1 2 3 4

1.Востребованность грамматической темы учениками, интерес к уроку, понимание, зачем, где, когда она ему пригодится.

2.Урок не должен быть обезличен, обращён к абстрактному ученику. Он должен учитывать возрастные и психологические особенности ребёнка, стать уроком сотрудничества, уроком – диалогом.

3.Наш урок – сочетание четырёх факторов: обучения, развития, воспитания, творчества – с приоритетом развивающих форм обучения, ибо развитая личность, развитый интеллект – условие самостоятельного добывания знаний, умения увидеть в языковом явлении проблему и оперирования имеющимися знаниями; условие поддержания неослабевающего интереса к фактам языка и культуры.

4.Разнообразие жанров урока обязательно. Это и «Урок новой темы», и «Урок решения грамматических задач», и «Урок лабораторной работы», и «Урок – семинар», и др. Целевая установка выражена: а) в названии (формулировка темы); б)в комментариях, адресованных учителю.

5.Центром урока является текст.

6.Исследовательский пафос урока, эвристическая доминанта непреложны как для уроков новой темы, так и для уроков «Проверяю себя».

7.Большинство уроков по форме представляют новеллу, в которой есть интрига, выводящая на проблему урока, сюжетность, «сцепленность» всех этапов работы, а также нового материала, повторения и опережающих знаний. Урок состоит из трёх частей:

I часть – вступление, интрига – разминка, ставящая детей перед интересным явлением языка и проблемой. Интрига работает на востребование темы и заканчивается её объявлением.

II часть – движение темы, развитие, углубление, раскрывающие многоаспектность грамматического явления.

III часть – итог урока, выводы, коррекция усвоенных знаний.

При чёткой структуре урока – полная иллюзия «дали свободного романа» (импровизация, игра, раскованность, ведущая роль детей).

8.Разнообразие форм опроса фронтального и индивидуального, выборочного и углублённого: диктант «Пишу на «5»», карточки, умение придумать задачу, поставить проблему, нарисовать схему и т. д. Опрос органично вплетён в урок и подчинён его задачам.

9.Домашнее задание даётся учителем в соответствии с изученной темой и пособием, по которому он работает, кроме оговоренных случаев, когда это непосредственно связано с материалом урока. Проверка осуществляется в процессе работы, если это принципиально важно для «выхода» на новую тему урока. Проверка же учителем после урока обязательна.

10.Работа над выразительным чтением, хорошей артикуляцией обязательна.

11.Яркая, образная речь учителя как непреложное условие обучения языку.

Заключение
Применяемые мною личностно-ориентированная технология и методика обучения русскому языку средствами субъективизации показывают, как меняется отношение школьников к учению, развивается их способность принимать решения, позволяющая концентрировать усилия воли не на том, чтобы выбрать одно из других, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного пути, формируется мотивация учебной деятельности, увеличивается речевая активность, развивается диалогическая и монологическая речь, повышается грамотность (приложение 3).

Работа с текстом на уроках русского языка интересная, нелёгкая, но продуктивная. В 5-8 классах анализ текстовых упражнений закрепляет морфологические, орфографические навыки учащихся; в 9-м классе – углубляет синтаксические знания, итогом чего является написание изложений с творческим заданием; в 10-11 классах расширяется эрудиция по стилистике, ведётся подготовка к ЕГЭ, к созданию творческих и исследовательских работ.

Умение работать с текстом помогает детям самоутвердиться и самореализоваться. Мои ученики становятся победителями школьных и участниками городских олимпиад по русскому языку и литературе. Они – участники областных конкурсов. За сочинение «Экономический портрет моей семьи» администрация Кемеровской области наградила ученицу путёвкой на Чёрное море. Стихотворения другой ученицы публиковались в областной газете «Левый берег». Фрагменты сочинения – репортажа, посвящённого 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, были напечатаны в книге «Память на все времена». Мои ученики занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие и побеждают в научно-практических конференциях. В 2004-2005 учебном году мною были подготовлены 5 серебряных медалистов школы по предмету.

Итак, работа с текстовыми упражнениями имеет ряд ярких и явных достоинств. Она расширяет масштабы творческой деятельности школьников на уроках русского языка, делает её разноплановой, неординарной, универсальной. Наряду с усвоением изучаемой темы осуществляется сопутствующее, но основательное повторение ранее изученного. В итоге развивается коммуникативная и лингвистическая компетенция учащихся, воспитывается уважительное отношение к художественному тексту и культурному наследию в целом на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровне.

Литература

1. Бакулина, Г. А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению [Текст] / Г. А. Бакулина // РЯШ.-2002.-№4.-С.16.

2. Бакулина, Г. А. Обучение русскому языку средствами субъективизации [Текст]/ Г. А. Бакулина // РЯШ. – 2003. – №5. – С.10-17.

3. Баранов, М. Т., Ипполитова, Н. А. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова. – М.: Академия, 2000. – 368с.

4. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку [Текст]/ Н. А. Ипполитова. – М.: Флинта, Наука, 1998. -176с.

5. Козырева, Н. Л. Урок русского языка: результативно и интересно [Текст]/ Н. Л. Козырева // РЯШ. -2003. – №3. – С. 15 – 20.

6. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под ред. В. С. Кукушкина. - М.: Флинта, Наука, 1998. – 176 с.

7. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов [Справочник]/ Д. Э. Розенталь. – М.: Просвещение, 1985. – 398с.

8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. –

255с.

9. Степанова, Л. С. Система работы с текстом [Текст]/ Л. С. Степанова.– М.: Вербум-М., 2005. – 150с.

10. Современный словарь иностранных слов [Текст]/ под ред. В. Н. Комаровой. – М.: Русский язык, 2001. – 742с.

11. Солганик, Г. Я. Стилистика текста [Текст]: учебное пособие / Г. Я Солганик. – М.: Флинта, Наука, 1997. – 176с.

Приложение 1



Коммуникативные умения

9 –е классы

(71 уч-ся)

10 – е классы

(75 уч-ся)

11 – е классы

(71 уч-ся)

Сделать это мне…

Скорее тяжело

Скорее легко

Скорее тяжело

Скорее легко

Скорее тяжело

Скорее легко

Говорить перед классом

58

13

37

38

57

14

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

50

21

63

12

34

37

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

56

15

50

25

45

26

Отвечать у доски

44

27

40

25

28

43

Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания

30

41

30

45

26

45

Увлечь одноклассников своим ответом

24

47

41

34

38

33

Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии

37

34

52

23

27

44

Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

58

13

52

23

56

15

Внимательно и заинтересованно слушать своих одноклассников

54

17

44

31

18

53

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

33

38

27

48

52

19

Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить


27

44

41

34

43

28

Считаться с мнением других

55

16

55

20

44

27

Сообща работать в группе

21

50

35

40

42

29

Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное

58

13

51

24

48

23

Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе

55

16

60

15

40

31


Приложение 2
Общий план анализа текста

1.Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчёркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.

2.Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил? В какую эпоху? Какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если вы не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.

3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?

4.Какого типа речи текст?

5.К какому жанру относится текст? (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и др.).

6.Какое настроение преобладает в тексте?

7.Определите тему текста.

8.Если текст не имеет заглавия, дайте ему название. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом.

9.Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.

10.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).

11.Как соотносятся начало и конец текста?

12.На каком приёме (приёмах) построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и др.)?

13.Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

14.Понаблюдайте над лексикой текста:

- Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.

- Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?

- Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?

- Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы (антонимы).

- Найдите перифразы. С какими целями они использованы?

- Найдите многозначные слова и слова, употреблённые в тексте в переносном значении.

- Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?

- Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?

- Обратите внимание на средства художественной выразительности фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы литоты, градации, оксюмороны).

15.Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определённых согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?

16.Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-изменяющегося, движущегося; обилие существительных и прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчёркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)?

17.Понаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста (употребление предложений определённой структуры – коротких, лаконичных или пространных, простых или сложных, односоставных или двусоставных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточий, перечислений, прямой речи, диалога и пр.).

18.Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идея может быть не только в выражении определённой мысли (рациональная идея), но и в передаче какого-то чувства, настроения, состояния (экспрессивная идея).

19.Каково ваше впечатление от текста?

20.Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другими, данными учителем для сравнения.

Приложение 3






Приложение 4
Урок русского языка в 9 классе.

Бессоюзное сложное предложение.

Обобщение и систематизация изученного.

Цель: Обобщить и систематизировать материал по данной теме; закрепить пунктуационные навыки, совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать у детей интеллектуальные и лингвистические способности; воспитывать культуру речевого общения, бережного отношения к слову, интерес к традициям народа.

Оформление: фрагмент картины К. Брюллова «Светлана», фотография Святого источника в Салаире, поэма А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Ход урока

I Организационный момент.

II Психологический настрой ребят на тему урока.

- Ребята! Внимательно посмотрите на репродукцию картины К.Брюллова. Что она вам напоминает? (Сцену гадания).

- Вслушайтесь в слова:

О, не знай сих

страшных снов,

Милая Светлана!

- Какая связь между картиной и этой записью на доске? Кто автор слов?

(Действие на картине и цитата из баллады В.А. Жуковского «Светлана» повествуют о гадании в Крещенский вечерок).

- В каком произведении можно еще прочитать данные слова

В. А. Жуковского? (Эпиграф к V главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

- С каким событием связана эта глава? (С Крещением).

Звучит небольшое сообщение о Крещении.

Этот праздник отмечают православные христиане 19 января. Установлен он был в честь крещения Иисуса Христа в водах священной реки Иордан. В этот день главным считается освещение воды в церкви и проруби (эту прорубь, специально сделанную для водосвятия, называют Иорданью).После молитвы верующие омываются святой водой и берут её с собой, веря, что эта вода обладает чудодейственной силой. И действительно, такая вода очень долго остаётся свежей, не портится.

(Показываю ребятам фотографию Святого источника в Салаире).

- С каким героем произведения «Евгений Онегин» мы встретимся на уроке? (С Татьяной Лариной, или, как называет её поэт, «Татьяны милый идеал»).

- Почему? (Сегодня, 25 января, - Татьянин день, по церковному календарю – это День именин всех Татьян).

- Ребята! На предыдущих уроках русского языка какую тему изучали? Как её связать с произведением А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Учащиеся формулируют и записывают тему урока «Бессоюзные сложные

предложения. Оформление в них смысловых отношений».

(При этом учащиеся указывают, что будут определять значение смысловых отношений БСП на страницах V главы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

Проблема на урок:- Ребята, к концу урока вы должны определить, какую стилистическую функцию выполняют бессоюзные сложные предложения.

(Эта задача на «вырост»)

III Повторение теории и проверка домашнего задания.

1. Назовите ключевые слова – термины сегодняшнего урока.

(Синтаксис, пунктуация, сложное предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное предложение, смысловые отношения.)

2. Какое предложение называется сложным, бессоюзным?

3. Проверка алгоритма. Краткий комментарий. (Учащиеся по алгоритму проверяют постановку знаков препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых).

4.Беседа о знаках препинания.

- Ребята! Так ли уж важно, как будут расставлены знаки препинания? Ведь есть же примеры в литературе, когда без них обходятся даже всемирно известные писатели, такие, как, например, французский писатель Марсель Пруст или Уильям Фолкнер, написавший свой роман «Шум и ярость» без единой запятой.

(Следуют противоречивые ответы учащихся, затем делается вывод, что знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению высказывания.

Например, в классическом примере Казнить нельзя помиловать место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти).

Вывод: знаки препинания важны для оформления мысли.

V Работа с текстом А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1. Ребята наизусть декламируют отрывки из 5-й главы романа (приложение).

2. Открывают текст произведения «Евгений Онегин (V глава).

Задание: Найдите бессоюзные сложные предложения, указывающие на:

а) причину (VIII раздел …);

б) пояснение (XVI раздел …);

в) объясните постановку точки с запятой (XI раздел …)

3. Запись под диктовку XVIII раздела:

Он знак подаст – и все хлопочут;

Он пьет – все пьют и все кричат;

Он засмеется – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат …

Задание: Определите смысловые отношения в сложном бессоюзном предложении (БСП). Перестройте (устно) бессоюзное сложное предложение в сложноподчиненное. Что изменилось? (Предложение становится длинным и логически завершенным).

4. - Ну, как задача на «вырост»? Какую стилистическую функцию выполняют бессоюзные сложные предложения?

Ребята приходят к выводу, что текст имеет ярко выраженную просторечную окраску. Ведь о снах и гаданиях люди повествуют разговорным языком. А для текстов разговорного стиля речи использование более выразительных БСП является характерной чертой.

Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении – единство. Средство связи – интонация, которая характеризует каждое предложение как интонационно – целостное высказывание; интонация конца наблюдается лишь в последней части сложного предложения.

VI Самостоятельная работа.

Работа в группах А, Б, В.

Ребята под музыку (грампластинка с записью вальса Г. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель») выполняют задания с возрастающей сложностью.

Задание (группа А)

Спишите, расставляя знаки препинания. Начертите к предложению схему. Объясните постановку знаков препинания.

Зима! Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь

Его лошадка снег почуяв

Плетется рысью как-нибудь

Подберите синонимы к слову дровни (крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов).

Задание (группа Б)

Спишите, расставляя знаки препинания. Перестройте предложение в сложноподчиненное. Начертите к нему схему. Укажите вид придаточного предложения.

Ясная и холодная погода на Крещение быть засушливому2 лету пасмурная и снежная быть обильному урожаю. (Цифра 2 обозначает морфемный разбор слова).

Задание (группа В)

Спишите, расставляя знаки препинания. Перестройте предложение в сложноподчиненное. Укажите вид придаточного предложения. Начертите к сложноподчиненному предложению схему.

У А.С.Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты достигнув их опять видишь перед собою бесконечное пространство.

После выполнения работы в группах и её проверке проводится закрепление темы урока.

- Какие смысловые отношения наблюдаются в бессоюзном сложном предложении?

- Как по- новому можно трактовать бессоюзное сложное предложение?

(Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов. БСП отличается от союзного тем, что в нем менее четко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, однако именно смыслом определяются в письменной речи знаки препинания, а в устной речи – интонацией).

3. Три «добровольца» работают у доски, составляя алгоритмы знаков препинания (смысловых отношений) в БСП.

4. Остальные ребята работают над заданием:

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные орфограммы. Начертите схему предложения.

Кстати, на Крещение особенным сч(и, е)та(и.е)тся и снег: говорят ,он выбелит всякую холстину лучше солнца; если крещенский снег бросить в колодец. Вода в нем (не) иссякн(и.,е)т.

( [ = - ] : [ - = ]; ( если = ), [ - = ]

Частями сложных бессоюзных предложений могут быть простые и сложные предложения)

VII Выборочная проверка самостоятельной работы.

Ребята из группы В делают «открытие»: Бессоюзные сложные предложения можно трактовать как предложения с опущенными союзами и квалифицировать соответственно как сложносочиненные или сложноподчиненные предложения на основе общего сходства грамматической семантики.

Учащиеся сдают тетради на проверку.

VIII Итоги урока.

- Ребята, у нас урок = уроку «открытых мыслей». Спасибо вам за работу.

- Кого бы вы хотели сегодня отметить за активность, эрудицию на уроке?

(Самому активному ученику на следующем занятии дается право частично выполнять роль учителя).

IX Выставление оценок.

X Домашнее задание:

а) «Татьянам» подготовить информацию о Татьянином дне;

б) придумать и записать небольшой текст о русской зиме, используя бессоюзные сложные предложения;

в) сделать лингвостилистический анализ текста (2-3 ученика).

Приложение к уроку «Бессоюзное сложное предложение».

А. С. Пушкин. Евгений Онегин (Глава пятая).
Сон Татьяны.
Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стало накрыть;

Но стало страшно вдруг Татьяне…

И я – при мысли о Светлане

Мне стало страшно – так и быть…

С Татьяной нам не ворожить.

Татьяна поясок шелковый

Сняла, разделась и в постель

Легла. Над нею вьется Лель,

А под подушкою пуховой

Девичье зеркало лежит.

Утихло все. Татьяна спит.
И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Две жердочки, склеены льдиной,

Дрожащий, гибельный мосток,

Положены через поток;

И пред шумящею пучиной,

Недоумения полна,

Остановилася она.
Как на досадною разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился.

И кто ж из-под него явился?

Большой, взъерошенный медведь;

Татьяна ах! А он реветь,

И лапу с острыми когтями

Ей протянул; она скрепясь

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей;

Пошла – и что ж? медведь за ней!
Она, взглянуть назад не смея,

Поспешный ускоряет шаг;

Но от косматого лакея

Не может убежать никак;

Кряхтя, валит медведь несносный;

Пред ними лес, недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега, сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.
Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук её за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снега с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок;

То выронит она платок;

Поднять ей некогда; боится,

Медведя слышит за собой,

Одежды край поднять стыдится;

Она бежит: он вслед за ней.
Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несет;

Она бесчувственно-покорна,

Не шевелится, не дохнет;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогой;

Кругом все глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесен,

И ярко светится окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: «Здесь мой кум:

Погрейся у него немножко!»

И в сени прямо он идет

И на порог её кладет.
Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут ни капли толку,

И что же видит?.. за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.
Ещё страшней, ещё чуднее:

Вот рак верхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет;

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

Но что подымала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Онегин за столом сидит

И в дверь украдкою глядит.
Он знак подаст: и все хлопочут;

Он пьет: все пьют и все кричат;

Он засмеётся: все хохочут;

Нахмурит брови: все молчат;

Так, он хозяин, это ясно.

И Тане уж не так ужасно,

И любопытная теперь

Немного растворила дверь…

Вдруг ветер дунул, загашая

Огонь светильников ночных;

Смутилась шайка домовых;

Онегин, взорами сверкая,

Из-за стола гремя встает;

Все встали; он к дверям идет.
И страшно ей; и торопливо

Татьяна силится бежать:

Нельзя никак; нетерпеливо

Метаясь, хочет закричать:

Не может; дверь толкнул Евгений:

И взорам адских привидений

Явилась дева, ярый смех

Раздался дико; очи всех,

Копыты, хоботы кривые, хвосты хохлатые, клыки,

Усы, кровавы языки,

Рога и пальцы костяные,

Всё указует на неё,

И все кричат: моё! моё!
Моё! – сказал Евгений грозно,

И шайка вся сокрылась вдруг;

Осталася во тьме морозной

Младая дева с ним сам-друг;

Онегин тихо увлекает

Татьяну в угол и слагает

Её на шаткую скамью

И клонит голову свою

К ней на плечо; вдруг Ольга входит,

За нею Ленский; свет блеснул;

Онегин руку замахнул,

И дико он очами бродит.

И незваных гостей бранит;

Татьяна чуть жива лежит.
Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский;

Страшно тени

Сгустились; нестерпимый крик

Раздался… хижина шатнулась…

И Таня в ужасе проснулась…

Глядит уж в комнате светло;

В окне сквозь мерзлое стекло

Зари багряный луч играет;

Дверь отворилась. Ольга к ней,

Авроры северной алей

И легче ласточки, взлетает;

«Ну, - говорит, - скажи ж ты мне,

Кого ты видела во сне?»

Урок в 5 – м классе
Поговорим об эмоциях

и восклицательных предложениях.
I. ИНТРИГА.

На доске написаны предложения. Прочитаем их выразительно.

1. Что такое счастье?

2. Общение с природой высшее счастье.

3. Радуйтесь солнцу, книгам, друзьям.

Какие недостатки в постановке знаков препинания вы заметили? (Нет тире между подлежащим и сказуемым во 2-м предложении; 3-е предложение нужно закончить восклицательным знаком.) Чем различаются эти предложения? (Целью выска­зывания, но 3-е отличается от двух первых эмоциональ­ной окраской, чувством, с которым мы произносим его, поэтому мы и поставили восклицательный знак.) Объявление темы урока.
II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Текст (учитель «шифрует» его, записывая на доске без знаков препинания).

Эмоции — это сильные чу(?)ства радост.. и удовольст­вия, гнева и обиды, тр..вог.. и страха, злост.. и ирони.., восхищения и разочарования.

Выразительно прочитайте текст.

Докажите, что это предложение. (Наличие грамма­тической основы, законченность мысли.)

Прочитайте со знаками препинания и объясните их. (Тире между двумя главными членами, выражен­ными существительными в им. п.:сущ, в им. п. — сущ, в им. п.; однородные члены, связанные в «па­ры»: О и О, О и О, О и О, О и О, О и О.

Учитель поясняет, давая опережающие знания.)

2. Учитель. Наши эмоции, чувства часто влияют на эмоциональную окраску предложения. По эмоциональной окраске мы различаем невосклица­тельные, т. е. повествовательные, и восклицатель­ные: повествовательно-восклицательные, побуди­тельно-восклицательные предложения, и в зависимости от наших эмоций ставим соответствующий знак на конце.

3. Практикум (пунктуационный, интонацион­ный, орфографический).

Учителю: на каждый пример вызываем к доске ученика и отра­батываем с ним и с классом новый материал. Отрывки из предло­жений поэта могут стать и викториной.

Из поэзии А. С. Пушкина.

Содержит ли это высказывание какие-то эмоции? (Нет, предложение неэмоциональное, поэтому в конце мы поставим точку.)

а) Что за диво!

Все так чисто и красиво!

Какое чувство передают предложения? (Восхище­ние.)

Каким знаком препинания мы выражаем повы­шенную эмоциональность?

б) Смилуйся, государыня рыбка!

Докажите, что это предложение побудительно-восклицательное. Объясните все знаки препинания в нем.

в) Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло!

Выразительно прочитайте.

Какие эмоции выражены этими предложениями? (Зависти, злобы, бессилия.)

В русском языке параллельно вопросительным словам есть восклицательные. Какое слово в 1-м предложении выражает чувство раздражения, оби­ды? (Ах — междометие, часть речи, служащая для выражения различных эмоций.)

Какое словосочетание усиливает эмоциональную напряженность текста? Как оно называется? (Рас­пространенное обращение мерзкое стекло.)

Вспомним, что такое обращение.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!

Так поэт обращался к деревне. Выразительно про­читайте эти строки. Объясните знаки препинания. (В объяснении должны прозвучать три грамматиче­ских термина: «обращение», «однородные члены», «восклицательное предложение».)

4. Знакомьтесь: восклицательные слова, называе­мые междометиями.

Задание. Прослушайте шуточное стихотворе­ние, посвященное коротеньким словам, передающим наши чувства, и выпишите их. Они не названы, но подсказаны рифмой.

Те, кого охватит страх, Кто встречается с бедой,

Произносят слово... (ах!) Произносит слово... (ой!)

У кого тяжелый вздох, У кого захватит дух,

Произносят слово... (ох!) Произносят слово... (ух!)

5. Пунктуационный практикум. Пи­шем без ошибок!

Увы, я заболел! Ого, мне не повезло! Ой, спасите, добрые люди!

Подчеркните междометия.

Найдите среди синтаксических конструкций предложения, соответствую­щие следующей характеристике:

1) Простое, повествовательное, восклицательное, осложнено междометием. (1-е и 2-е.)

2) Простое, побудительно-восклицательное, ослож­нено междометием и обращением. (3-е.)

6. Творческое задание. Сочините начало письма к маме, другу, в любимую передачу на радио. Прочитаем со знаками препинания, с соответствую­щей интонацией.

Учитель обнаружит удивительное однообразие (Здравствуй, дорогая мама) работ. Попросим изме­нить начало письма, внеся в него либо больше теп­лых, любовных чувств, либо немного светлого юмора.

Солнышко мое, мамочка, здравствуй! Добрый день, Ге-ныч, это я! Все ловишь карасей?

7. Кто поставит знак в конце предложения и даст его характеристику?

И такую собаку любить... (?!)

(Это предложение вопросительно-восклицательное.)
III. ПОДЫТОЖИМ УРОК.

Желаю вам, «племя младое, незнакомое» (вот и опять пушкинский образ), больше произносить восклицательных, радостных предложений!

5 – й класс
« ЗВУКИ И БУКВЫ».

КОНКУРС ВЕСЁЛЫХ ЯЗЫКОЗНАЕК.



<< предыдущая страница   следующая страница >>