microbik.ru
  1 ... 2 3 4
Часть первая.

Звуки речи

Фонетика. Здравствуйте, дорогие друзья. Я – королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского Языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы ошибаться, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки – основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. Я хочу доказать это. Итак, начинаем испытания. Для выполнения первого задания приглашаются капитаны команд.

Задание. Попробуйте передать информацию , не используя звуков речи. Цена задания – 1 балл.
Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

( А.С.Пушкин)
( Комментарий к заданию. Капитанам выдаются карточки с одним и тем же текстом, но ни капитанам, ни командам об этом не сообщается.. Используя жесты, мимику, но не произнося ни звука , они по очереди пытаются передать содержание текста, после чего команды объясняют , что они поняли. Это задание изначально выполнить невозможно, поэтому оцениваем его исходя из тог, чей ответ хотя бы отдалённо напоминает содержание исходного текста. Например, у нас одна команда решила, что текст представляет собой приглашение в гост,, а другая увидела в аналогичных размахиваниях рук своего капитана «ёлочки», поэтому 1 балл мы присудили второй команде.)
Фонетика. А вот какой текст был дан капитанам (читает). Вот видите. Без моих поданных – звуков речи – не обойтись. Но дело в том, что жители моей чудесной страны – невидимки. Все могут их слышать, но никто никогда не видел. Моя младшая сестра принцесса Графика изобрела для звуков удивительные, волшебные костюмы, надев которые звуки преображаются. Эти костюмы самых разных моделей. Среди них есть даже такие широкие плащи и накидки, которыми могут укрыться не один, а два звука. А некоторые звуки, особенно мягкие, любят использовать к основному костюму дополнительные аксессуары. Вы догадались, как называются костюмы для звуков, изобретённые волшебницей Графикой? (Буквы.)
( Комментарий к заданию. 1 балл команде, которая первой подняла руку и дала правильный ответ.)
Задание. Определите, какие звуки встречаются за буквами в предложенной фразе. Сколько раз встречаются в ней те или иные звуки?


«Родной язык надо любить , как мать , как музыку …» (М.Горький)

Сколько раз встречаются в этой фразе звуки [к], [л], [л′] , [J] , [у], [о] ?



(Комментарий к заданию. Команды выполняют задание одновременно в течение 1 минуты, записывают ответы на выданных карточках под указанными звуками. После проверки обновляются баллы. Цена задания – 6 баллов по 1 балл, за каждый верно указанный звук. Пока эксперт проверяет работы, конкурс продолжается.)

Фонетика. Мои подданные – очень важные персоны. Если они хоть на минутку отлучатся со своей работы или поменяются друг с другом местами, произойдёт непоправимое: слово перестанет быть словом и превратится в другое слово. Вот, например:

Маляр повесил кисть на гвоздь,

Глядит: пред ним

Не кисть,

А кость.

В ведре

Не сурик,

А сурок.

В углу

Не веник,

А венок.
Задание. Образуйте новые слова, произнося звуки предложенных слов в обратном порядке. Превратите

слово ток – в домашнее животное…

слово лён – в цифру …

слово лей – в дерево …

слово люк – в большой мешок …

слово шёл – в неправду …
( Комментарий к заданию. Задание выполняется по принципу «Кто быстрее даст верный ответ». За каждое слово – 1 балл. Ответы : ток – кот, лён – ноль, лей – ель , люк – куль , шёл – ложь. После этого эксперт объявляет результаты предыдущего задания.)
Фонетика. Молодцы, вы справились с моими заданиями. А теперь я вас познакомлю со своим канцлером. Он очень-очень строгий. Догадайтесь, как его зовут, если известно, что он следит за тем, чтобы все звуки речи употреблялись людьми правильно, в соответствии с законами нашего королевства. (Орфоэпия.)

(Комментарий к заданию. 1 балл команде, которая первой подняла руку и дала правильный ответ.)

Орфоэпия и ударение. Здравствуйте, уважаемые языкознайки.

Орфоэпия. Я и мой вице-канцлер Ударение хотим проверить, знаете ли вы наши законы, которые должен соблюдать каждый говорящий на русском языке. Задание, которое мы вам предлагаем, очень дорогое. За него можно заработать 30 баллов. Но заметьте, что за каждое неправильно произнесённое слово из этой суммы будет вычитаться 1 балл. Итак, я приглашаю по одному предложению по очереди.
Задание. Прочитайте правильно слова в предложениях.

Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер.

По средам сестра играет в теннис и, конечно , ходит в бассейн.

Когда позвонит помощник Анны Фоминичны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн.

В кулинарии большой выбор тортов с кремом и бутербродов.

На завтрак были яичница и кофе, на обед – пюре с тефтелями..

Она любит грейпфруты , щавель , свеклу , морковь.

( Комментарий к заданию. За правильный ответ + 1 балл, за каждый неправильный ответ – 1 балл.)

Орфоэпия. Ну что же , вы неплохо справились с заданием. Но знаете ли вы , как страдают слова , когда их произносят неправильно ? Вот послушайте:
Свекольные страдания

Свёкла плакать начала,

До корней намокла:

- Я , ребята , не свекла,

Я , ребята , не свекла,

Я , ребята , свёкла.
Ребята, пожалуйста, никогда не мучьте слова. Произносите их правильно. Правильно ставьте в словах ударение! А если не знаете точно, как слово произносится, обращайтесь к орфоэпическому словарю.
Ударение. А вы знаете, друзья, что неправильное ударение может даже изменить смысл слова или исказить его? Посмотрите сценку и убедитесь в этом сами.

Орфоэпия. Пи, пи, пи …

Ударение. Что случилось? Почему ты пищишь?

Орфоэпия. Я лекарство выпил. А здесь написано: три раза после приёма пищи.

Ударение. Ах ты глупенький! Ты же неверно прочёл. После приёма пищи!

Ударение. Вот видите, что может произойти из-за неверного ударения! А теперь отгадайте мои загадки.
Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету. (Ирис – ирис.)
Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас – атлас.)
Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье,

Но попробуй-ка, поставь-ка

В нас другое ударенье –

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами! (Козлы – козлы)
(Комментарий к заданию. Задание выполняется по принципу «кто быстрее даст верный ответ». За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.)
Ударение. Знаете ли вы ещё такие слова – омографы?
Задание. Кто сможет больше назвать омографов.
(Комментарий к заданию. Команды поочередно называют омографы. За каждое слово – 1 балл. Замок, молодец, мука , полы , трусы , парит , берегу и т . д .)

Орфоэпия. Итак, ребята, если вы будете соблюдать наши законы, жизнь вам покажется чудесной, ведь

Не зная орфоэпии

Во всем великолепии,

Не ощутишь ее волшебных чар.

Ударение.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Фонетика. Ну вот, друзья мои, на этом первый этап испытаний, посвященный фонетике и орфоэпии, завершился. Подведём промежуточные итоги.
Часть вторая.

БУКВЫ
Графика. Я – принцесса Графика, младшая сестра королевы Фонетики. Фонетика правит звуками речи, а в моём ведении буквы – особые волшебные костюмы для звуков – невидимок. Я и моя фрейлина Орфография определяем, когда звуки должны надевать те или иные свои костюмы.

Задание. Блицопрос.

  1. Сколько букв в русском языке? (33)

  2. Чего больше – звуков или букв? (Звуков)

  3. Какую ошибку допустил писатель Е.Чарушин в названии своего произведения «как мальчик Женя научился говорить букву р»? (Не букву , а звук.)

  4. Почему алфавит называется по-другому « азбука»? ( От старых названий первых букв «аз» и «буки» .)

  5. Кто создал азбуку для славян ? (Кирилл и Мефодий.)

  6. какие буквы устарели и ушли из русского алфавита? ( ять, зело , ять.)

  7. Какие буквы в русском алфавите появились позднее других? ( ё, й.)

  8. Какие буквы алфавита употребляются реже других? ( Ф – в среднем 2 буквы на каждую тысячу, щ и э – по 3 , ц – 4 , ш и ю – по 6 , х – 9 , ч – 12.)

  9. Какие буквы употребляются чаще других ? ( О – 90 , е (ё) – 72 , а и и – по 62 ,н и т

по 53 , с – 45 , р – 40.0

  1. Какие слова начинаются на букву й? (Йог, йога, йогурт, йод, Йошкар – Ола , Йемен.)



(Комментарий к заданию. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу ; за ответы на вопросы 6-10 баллов.)
Графика. Молодцы. А теперь я передаю слово моей главной помощнице – фрейлине Орфографии.

Орфография. Здравствуйте, дорогие языкознайки. Меня часто называют слишком строгой. Но я просто люблю порядок. Ведь всем бывает удобно, когда каждая вещь находится на своём определённом месте. Это же касается и письменной речи. Каждая буква должна находиться на своём месте . Если это должна быть прописная буква, ни в коем случае нельзя заменять её строчной! Это будет так безобразно смотреться! Ну а уж если написание слов должно быть раздельным, то соединять их в одно или пользоваться дефисом просто отвратительно! Я повторяю: во всём должен быть порядок! А сегодня я особенно взволнована, потому что мне в руки попала ужасно безграмотная запись. Разве можно так писать, скажите, пожалуйста?!
Задание. Исправьте ошибки в тексте.

ЖАЛОБА

Дядя , прашу тибя , памаги

Тваей плимянице оле,

А то небудет её наги

Вэтой пративной школе.

Мне вчира за дектант на слава

Учитиль поставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочетать.

Папраси его, дядя, не править двойку

И паставить мне пять.
(Комментарий к заданию. В тексте на листочках в течение 1 минуты ребята исправляют ошибки. За каждую исправленную ошибку1 балл.)
Орфография. Ну как вам это понравилось?! Теперь вы представляете , что было бы , если бы люди не соблюдали законов орфографии? А ещё говорите, что я очень строгая!
Графика. Да , ребята , моя фрейлина Орфография занимается очень важным делом – следит за порядком в письменной речи. Без неё нам было бы очень трудно. Следуйте её советам – и всё будет хорошо. Но я спешу вам сообщить, что закончилась вторая часть испытаний. В заключение конкурса мы предлагаем вам придумать клятву юных языкознаек. Оценивать клятву будет не жюри, а мы сами: королева Фонетика, канцлер Орфоэпия, вице-канцлер Ударение, я, принцесса Графика, и моя фрейлина Орфография.
(Комментарий к заданию. Клятва оценивается по пятибалльной системе с комментированием.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА


ШАРАДЫ

Попробуй спеть всего две ноты,

И пред тобою – часть чего-то. (До-ля)
Вставь между двух местоимений

Лошадку с добрыми глазами,

И ты получишь без сомнений,

Страну, где любят оригами. (Я-пони-я)
Смешайте с частью носорога

Число, чуть большее, чем три,

И будет вам еда в дорогу

Из печки, коль не подгорит. (Пи-рог)
Мой первый слог – в игре награда,

Второй же пятится назад,

А сам я в закоулках сада

Пугать вас тёмной ночью рад. ( Приз-рак)
Корова вам подскажет первый слог,

Смеясь, легко отыщите другой.

Ответ садится на пирог

Иль чешет крылья заднею ногой. (Му-ха)

Слог первый ты отыщешь в алфавите,

Второй тебя средь книжек ждёт давно,

А целое есть в пухе и в граните,

Хотя его увидеть не дано. (А-том)

Два первых слога с маслом скушай,

Брось в глубине ещё один,

И поплывёт вдали от суши

Морских просторов властелин. (Каша-лот)






<< предыдущая страница