microbik.ru
1


Содержание


Введение 3

1 Понятие и значение функций государства 4

2 Внутренние и внешние функции государства 5

3 Формы государственного устройства 7

Заключение 9

Список литературы 10

Введение



Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации более десяти лет назад затронули все сферы жизни общества и государства. Экономическая, социальная, политическая составляющая общественной жизни в течение очень короткого периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ и заканчивая практической реализацией. Особое внимание, как ученых теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества, то есть функций государства. Функции государства и порядок их реализации остаются дискуссионной позиции.

Тенденция к снижению роли государства в экономике, обеспечении безопасности, социальной и политической сфере постепенно отходит на второй план.

В современном мире насчитывается около 200 государств. Каждое государство имеет свою исторически обусловленную внутреннюю структуру. Однако все разнообразие территориального, правового устройства государства можно систематизировать и классифицировать. В связи с этим важно знать, что представляют собой основные формы государственного устройства.

Однако, несмотря на наметившиеся тенденции, вопрос о функциях государства и формах государственного устройства, до сих пор остается на пике актуальности.

Функция в теории государства и права означает направление, «предмет» деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

Актуальность заключается в том, что, изучив функции государства можно понять суть государства, его роль и значение в жизни общества, а изучив формы государственного устройства дает возможность проследить территориальную организацию государственной власти..

Цель данной работы: рассмотреть функции государства и формы государственного устройства.

1 Понятие и значение функций государства



Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Рассмотрение функций государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это обусловлено, во-первых, тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.

Под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функции государства – не любые, а основные направления его деятельности, без которых государство не может обойтись1. Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной. Функции государства складываются объективно, под воздействием многих причин, главными из которых являются особенности социально-политического и экономического развития общества. От выполнения государством своих функций зависит целостность общества и его развитие. Важно осознать назревшие потребности и так организовать деятельность органов государства, чтобы в наибольшей мере удовлетворить интересы всех членов общества. Функции государства меняются на разных этапах развития общества. Порядок их выполнения зависит от очередности задач, которые встают перед людьми. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых задач – к возникновению других функций2.

Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например: объекты и сферы государственной деятельности; территориальный масштаб; способ государственного воздействия на общественные отношения; взаимоотношения государств; содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.

По времени действия функции делятся на: постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования); временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на: внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества); внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами). Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства3.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на: экономические; политические; социальные; осуществляемые в духовной сфере.

2 Внутренние и внешние функции государства


Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.4

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя.

Экономическая функция наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В её основе лежит реальная рыночная реформа, призванная модифицировать экономический механизм России. В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

Содержание социальной функция многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливать государственные пенсии и пособия. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.1 В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.5 Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды

Функция налогообложения и взимания налогов тесно связана с экономической, но вместе с тем она выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Её содержание составляют формирование и пополнение казны, за счет всех видов налогов.

Функция охраны прав и свобод граждан проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Внешние функции государства - основные направ­ления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.

Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений. В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.

Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулиро­вании межгосударственных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.

Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время - это прямая вооруженная борьба с противником6. Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.

Экологическая функция взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созда­нию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

3 Формы государственного устройства



Государственное устройство – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

Форма государственного устройства показывает части внутренней структуры государства, положение этих частей и их взаимоотношения, отношения между центром и местными органами власти7.

По форме государственного устройства все государства делятся на два вида: простые и сложные. К простым формам относятся унитарные, к сложным – федерации и империи. Кроме того, в теории государства и права традиционно определенное место отводится рассмотрению различных видов объединений государств: конфедерации, содружеству, сообществу и т.д.

Унитарное государство - это простое по строению государство, подразделяющееся на административно-территориальные единицы. При унитаризме все решения, как во внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогативой одной единой, центральной власти. Из всей совокупности признаков унитарного государства, таких как наличие единых для всей страны высших представительных, исполнительных и судебных органов, вооруженных сил, существование одной конституции, отсутствие суверенитета у составных частей унитарного государства, можно выделить 4 основных признака классической формы унитарного государства8:

  • подразделение на административно-территориальные единицы;

  • существование одноуровневой системы законодательства;

  • наличие одноуровневой системы органов государственной власти;

  • существование только одного гражданства (административно-территориальные единицы гражданства не имеют).

Федеративное государство - это сложное по строению государство, состоящее из субъектов федерации (государств или государственных образований), обладающих некоторыми признаками государства. Федерация обладает рядом отличительных признаков:

  • федерация состоит из государств или государственных образований, которые имеют статус субъектов федерации (некоторые федерации кроме субъектов федерации включают в свой состав административно-территориальные единицы, которые субъектами федерации не являются (например, в США - федеральный округ Колумбия, заморские территории);

  • субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом свободного выхода из состава федерации);

  • субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова (если даже нормативно установлено, что они являются государствами), так как они не обладают таким признаком государства как государственный суверенитет;

  • существует двухуровневая система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;

  • существует двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации;

  • предметы ведения между федерацией и ее субъектами разграничиваются федеральной конституцией (в РФ - еще и федеративными договорами от 31..03.1992г.);

  • существуют федеральное гражданство и, иногда, гражданство субъектов федерации.

Конфедерация - это союз суверенных государств, созданный на основе договора для достижения общих целей и обеспечения общих интересов. Конфедерация представляет собой достаточно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юридической науке.

Существуют три основных подхода к определению юридической природы конфедерации9:

1.Конфедерация представляет собой форму государственного устройства.

2.Конфедерация представляет собой промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.

3.Конфедерация не является формой государственного устройства, а представляет собой межгосударственное объединение.

Наиболее убедительным представляется третий подход. Конфедерацию нельзя считать формой государственного устройства, т.к. форма государственного устройства характеризует внутреннее территориальное устройство государства, а конфедерация - это не государство, а союз суверенных государств. Следовательно, она не может быть формой государственного устройства, так как конфедерация не обладает ни одним из признаков государства.

Конфедерация - это достаточно редкое и недолговременное образование. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного периода существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства.

Заключение



Государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, общества. Функциональная характеристика государства определена диалектикой формы и содержания. Обилие функций государства есть показатель самого его характера. Функции государства – не что иное, как цельная взаимосвязанная деятельность всей совокупности государственных органов, направленная на сбалансированное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном сотрудничестве с другими государствами. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Генеральной функцией государства является реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования. Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, правовой и социальной защищенности личности.

В заключение хочется отметить, что функции государства выражают его сущность, его роль в решении основных вопросов общественной жизни и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Формы государственного устройства довольно разнообразны. Они не постоянны и могут меняться с течением времени. Распространенные на протяжении одного отрезка времени формы государственного устройства могут просто исчезнуть через некоторый период. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма всех существующих государств имеет ряд характерных общих признаков.

Список литературы





  1. Алексеев, С.С. Государство и право: учебник / С.С. Алексеев. – М.: Просвещение, 2006. – С. 68.

  2. Лазарев В.В. Теория государства и права : учебник / В.В. Лазарев. – М., 2008. – 12 – 15 с

  3. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М., 2006. – С. 94

  4. Мордовцев А.Ю. Теория государства и права : учебник / А.Ю. Мордовцев. – М., 2005. – 10 – 12 с.

  5. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 2010 – № 6. – с. 102

  6. Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- c. 67

  7. Палазян А.С. Проблема определения системообразующих функций государства // История государства и права. – 2007. -№ 14. –С. 11-13

  8. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2008. С. 63

1 Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-с.67.

2 Палазян А.С. Проблема определения системообразующих функций государства // История государства и права. – 2007. -№ 14. –С. 11-13

3 Мордовцев А.Ю. Теория государства и права : учебник / А.Ю. Мордовцев. – М., 2005. – 10 – 12 с.

4 Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе //Г и П.- 2010.- №6.- с. 103.

1 Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе //ГиП.- 2010.- №6.- с. 104

5 Конституции РФ 1993 г., гл.2,ст. 41, п.2

6 Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М., 2006. – С. 94

7 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2008. С. 63

8 Алексеев, С.С. Государство и право: учебник / С.С. Алексеев. – М.: Просвещение, 2006. – С. 68.

9 Лазарев В.В. Теория государства и права : учебник / В.В. Лазарев. – М., 2008. – 12 – 15 с