microbik.ru
1 2 ... 14 15


    1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Практическая №1 Изучение методов СА

1.2. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Практическая № 2 Метод фокальных объектов
1.3ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Практическая №3. О движущей силе развития каждого из миров.


  1. 4. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Практическая №4 « Исследование проблемы с помощью опции «Поиск решения»
1. 5. КОГДА ВОЗНИКАЮТ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ?

Практическая №5 Проверка гипотезы.

1.6. КАК ЖЕ СФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМНЫЕ ЗНАНИЯ?

Практическая № 6 Пример SWOT анализа
1.7. МЕТОДЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Практическая № 7. Календарное планирование НИР и ОКР

1.8. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Практическая №8-Формирование продуктовой стратегии предприятия»

1/9/ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Практическая № 9 Построение дерева решений

10. Процесс принятия решения

Практическая № 10 Изучение принципа Парето

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня системный подход используют во всех областях знания, хотя в различных областях науки он проявляется по-разному.

Так, в технических науках речь идет о системотехнике, в кибернетике — о системах управления, в биологии — о биосистемах и их структурных уровнях, в социологии — о возможностях структурно-функционального подхода, в медицине — о системном лечении сложных болезней.

В самой природе науки лежит стремление к единству и синтезу знания. Изучение этого стремления, выявление особенностей этого процесса — одна из задач современных исследований в области теории научного знания. В современной науке и технике из-за их необычайной дифференцированности и насыщения информацией проблема концептуального синтеза приобретает особенно важное значение. Философский анализ природы научного знания предполагает рассмотрение его структуры, которое позволяет выявить пути и способы единства и синтеза знаний, ведущие к формированию новых понятий, к концептуальному синтезу. Изучая процессы объединения и синтеза научных теорий в сфере развивающихся наук, можно выявить их различные типы и формы. При первоначальном подходе к проблеме мы не усматриваем различия между единством знания и его синтезом. Заметим только, что понятие единства знания предполагает определенное его расчленение, его структуру. Синтез знания, понятный как процесс рождения нового, возникает на основе определенных типов объединения или взаимодействия его структурных форм. Иначе говоря, единство и синтез знания — лишь определенные ступени в развитии науки. Среди многообразия форм объединения знания, ведущих к синтезу, легко усмотреть четыре различных типа, иначе говоря, четыре типа единства научного знания.

Первый тип объединения состоит в том, что в процессе дифференциации знания возникают научные дисциплины, подобные кибернетике, семиотике, общей теории систем, содержание которых связано с выявлением общего в самых различных областях исследования. На этом пути происходит своеобразная интеграция знания, компенсирующая до некоторой степени многообразие и ограничение друг от друга различных научных дисциплин. Общеизвестно, что на этом пути синтезируется новое знание.

Рассматривая более детально такую интеграцию, мы можем наблюдать второй тип единства научного знания. Изучая генезис научных идей, мы замечаем тенденцию к методологическому единству. Эта тенденция заключается в методологическом продолжении одной специальной науки, т.е. в перенесении ее теории на другие области исследования. Этот второй путь к единству знания можно назвать методологической экспансией. Сразу же заметим, что эта экспансия, плодотворная на определенном этапе, рано или поздно обнаруживает свои границы.

Третий тип стремления к единству научного знания связан с фундаментальными понятиями, которые первоначально возникают в сфере естественного языка и включаются затем в систему философских категорий. Такого рода понятия путем соответствующих уточнений приобретают смысл исходных понятий формирующихся научных теорий. Можно сказать, что в данном случае мы имеем дело с концептуальной формой единства науки.

Последовательное развитие концептуального единства науки создает предпосылки для четвертого и в известном смысле самого существенного пути к единству и синтезу научного знания, а именно — пути разработки и использования единой философской методологии. Наука — это система многообразных знаний, и развитие каждого элемента этой системы невозможно без их взаимодействия. Философия исследует принципы этого взаимодействия и тем самым способствует объединению знания. Она дает основание для высшего синтеза, без которого невозможен синтез научного знания на его более специальных уровнях исследования.

Возможны и другие подходы к проблеме единства и синтеза знания. Но так или иначе эта проблема нуждается в качестве предпосылки исследования в определенном истолковании природы науки. А она системна, так же как и окружающий нас мир, наше познание и вся человеческая практика. Следовательно, исследование этих объектов должно осуществляться с помощью методов, адекватных их природе, т.е. системных!

Системность мира представляется в виде объективно существующей иерархии различно организованных взаимодействующих систем. Системность мышления реализуется в том, что знания представляются в виде иерархической системы взаимосвязанных моделей. Хотя люди и являются частью природы, человеческое мышление обладает определенной самостоятельностью относительно окружающего мира: мыслительные конструкции вовсе не обязаны подчиняться ограничениям мира реальных конструкций. Однако при выходе в практику неизбежны сопоставление и согласование системностей мира и мышления.

Практическое согласование идет через практику познания (сближения моделей с реальностью) и практику преобразования мира (приближения реальности к моделям). Обобщение этого опыта привело к открытию диалектики; следование ее законам является необходимым условием правильности нашего познания, адекватности наших моделей. Современный системный анализ исходит в своей методологии из диалектики. Можно выразиться более определенно и сказать, что системный анализ есть прикладная диалектика. С появлением системного анализа философия перестала быть единственной теоретической дисциплиной, не имеющей прикладного аналога. С практической же стороны прикладной системный анализ является методикой и практикой улучшающего вмешательства в реальные проблемные ситуации.

Для подлинно высшего образования возникновение и развитие системного анализа имеют ряд важных последствий.

Во-первых, важный этап исследования реальных ситуаций и построения их моделей (разных уровней — от вербальной до математической) является общим для всех специальностей. Для этого этапа системный анализ предлагает подробную методику, овладение которой должно стать важным элементом в подготовке специалистов любого (не только технического, но также естественного и гуманитарного) профиля.

Во-вторых, для некоторых инженерных специальностей, прежде всего связанных с проектированием сложных систем, а также для прикладной математики системный анализ в скором будущем, очевидно, станет одним из профилирующих курсов.

В-третьих, практика прикладного системного анализа в ряде стран убедительно показывает, что такая деятельность в последние годы становится для многих специалистов профессией, и уже в некоторых университетах развитых стран начат выпуск таких специалистов.

В-четвертых, чрезвычайно благоприятной аудиторией для преподавания системного анализа являются курсы повышения квалификации специалистов, проработавших после окончания вуза несколько лет на производстве и на собственном опыте испытавших, как непросто иметь дело с проблемами реальной жизни.

Введение системного анализа в вузовские учебные планы и учебный процесс связано с преодолением некоторых трудностей. Главные из них — преобладание технократического подхода в инженерном образовании, традиционно аналитическое построение наших знаний, специальностей, отображенное в дисциплинарной организации факультетов и кафедр, нехватка учебной литературы, неосознанность существующими фирмами потребности иметь профессионалов-системщиков в своих штатах, так что таких специалистов готовить вроде бы не для кого. Последнее не случайно, ибо, по социологическим опросам, лишь 2—8% населения владеет (стихийным) системным анализом.

Однако жизнь берет свое. Резко возросшие требования к качеству подготовки выпускаемых высшей школой специалистов, необходимость междисциплинарного подхода к решению сложных вопросов, нарастание глубины и масштабности проблем при ограничении сроков и ресурсов, отводимых на их решение, — все это значимые факторы, которые сделают преподавание системного анализа необходимым, более того, неизбежным А психологическую инерцию, которая всегда стояла на пути нововведений, можно преодолеть только пропагандой новых идей, ознакомлением широкой педагогической, научной и студенческой общественности с существом нового, пробивающего себе дорогу. Будем надеяться, что предлагаемое пособие сыграет свою роль в том, чтобы привлечь внимание студентов и преподавателей к некоторым особенностям системного анализа. Тем более системный анализ перспективен и для гармоничного развития личности, для получения студентом представления о научной картине мира (НКМ) как целостного усвоения знаний по основам наук, и для формирования научного мировоззрения, и для понимания знаний! Именно непонимание ведет к утрате желания многих учиться, потере престижа высшей школы.

Обобщая сказанное, можно сделать твердый вывод о необходимости введения в современное образование дисциплины «системный анализ» — как в виде одного из общих курсов в фундаментальной подготовке студентов и слушателей, так и в виде новой специальности, существующей пока лишь в нескольких вузах мира, но, несомненно, являющейся весьма перспективной.

Изучение системного анализа предлагается начать с ознакомления опорных сигналов (по В.Ф. Шаталову). Почему? Весь окружающий нас мир имеет системную (нелинейную) природу. Поэтому составляющие его объекты, явления и процессы должны объективно отражать его реалии, т. е. быть также системными, нелинейными. Однако современная система (какой парадокс в названии!) высшего образования построена по линейному принципу — и в этом ее существенный недостаток. Он может изживаться постепенно, через переход от линейных к нелинейным формам. Путей этого движения много. Один из них — разработка и изучение опорных сигналов, представляющих собой нелинейный текст (гипертекст!), за которое отвечает правое полушарие мозга человека, создающее полнокровный и натуральный образ мира. Именно опорные сигналы фиксируют и интенсифицируют самостоятельную работу студентов, в том числе и в направлении изучения и понимания системного анализа.

Опорные сигналы (ОС) — это специально закодированное и особым образом оформленное содержание темы, раздела или дисциплины в целом. Принципами кодирования являются:

  • извлечение квинтэссенции материала;

  • представление материала в наиболее удобном для изучения виде.

Примеры опорных сигналов СА

Согласно исследованиям Громковой М.Т. абитуирента можно представить как систему, развитием и обучением которой необходимо управлять в процессе учебно – познавательной деятельности (УПД). С точки зрения развития активного сознания личность – общность биологических клеток, образующих информационные звенья (ИЗ).

Рисунок 1– Структура –.Личность ученика

П – потребности, изменяемые, в процессе воспитания; Н – нормы, изменяемые в процессе обучения; Сп – способности , изменяемые в процессе развития, Л –личность.
В процессе умело управляемой учебно- познавательной деятельности формируется структура сознания – мировоззрение.



Таблица № 1–.Структуры формирования сознания в процессе становления специалиста

Абитуриент →

Преподаватель- Студент→

Специалист

П – потребности

«хочу»

Ц – цель→ воспитание

Со – самоопределение-“как?»

Н – нормы - «надо»

С –содержание →обучение

Кр – критерий – «что?»

Сп – способности

«могу»

М – метод→ развитие

С– способы деятельности

- «Почему?»


Синергетика – теория самоорганизации когнитивных систем утверждает, что развитие открытых и неравновесных систем протекает путем нарастающей сложности и упорядоченности. В цикле развития такой системы две фазы:

- Период плавного эволюционного развития c хорошо предсказуемыми линейными изменениями, приводящими систему к неустойчивому состоянию.

- Выход из критического состояния одномоментный, скачком и переход в новое устойчивое, с большой степенью сложности и упорядоченности. Примеры – рыночные отношения, рост популяций, становление активного сознания обучаемого, инсайт специалиста, когда мыслительная процедура выстраивает сама себя и рождает порядок.

Следовательно, логическая информация, оформленная методологически и усвоенная в процессе обучения, будет инструментарием в формировании и развитии мировоззрения обучающегося. В когнитивном подходе информация существует в двух видах – чувственное отражение (восприятие), информация для нас – Jн = J1 и логическое отражение Jc = J2информация в себе, информационный потенциал. Они имеют количественное и качественное различие Jc> Jн. В линейном приближении Jн = Rk· Jc = Rk·M

М – измеряемое материальное свойство (масса, цвет, заряд, информация)

Rk – относительная проницаемость информационной среды. Чувственное отражение протекает во времени и пространстве, поэтому информация - сумма потоков информации от отдельных частей материальных объектов, формирующих информационное поле вокруг воспринимающего его измерителя. В случае взаимодействия двух точечных объектов системы, например преподаватель – студент получим закон логической связи, подобный классическим законам физических взаимодействий в силовых полях. Закон объясняет логику взаимодействий материальных (информационных) объектов. Выразим его через вектор логики:

Л= R∙ J1∙J2/4πr2 = R∙ M1∙M2/4πr2 .
Видна тождественность действия законов Кулона и Ньютона, проверенных эмпирически в самоорганизации материальных объектов.

F = q1∙q2/4πεr2 ; F = g ∙m1∙m2/ 4πr2.

Таблица № 2–. Сценарий цикла развития ЗУНД в процессе обучения по методу СОЛИ




Логика

мышления

Средство

развития

Медиатор

Цель

Уровень

мастерства

1

Восприятие

Информации (И)

Движение


Знак


Действие

Информация

И =1

2

Оперативная

память

Действие

Слово

Самосознание

Знания

Зн = 13,3 И

3

Анализ

Самосознание

Смысл

Предметная

деятельность

Умения

4

Решение

проблемы

Предметная

деятельность

Символ

Сознание

Умения

5

Долговременная

память

Сознание

Чувства

Поступок

Навыки

6

Синтез

Поступок

Мысль

Личность

Понимание

Пн = 177,7 И

7

Самоопределение

понимание

Личность

Воля

Деяния

Способы

Деятельности


6-Деятельность-мысль

5-Личность-

чувства

Психологические

цели

Педагогические задачи

4-мотив-символ

символ

символ

3-идеи-смысл

2-представление -слово

1-подсознание-знак

7-Понимание- воля


Рассмотрим модель управления знаниями в рамках мотивационной теории для понимания значимости приобретения профессионализма в процессе когнитивного обучения с учетом закона логического отражения информации.



следующая страница >>