microbik.ru
1
Как жили наши предки. Из истории русского крестьянского быта XIXVII вв.

1-й урок. Введение в тему (2 часа)
Пояснительная записка:

Уважаемые члены конкурсной комиссии! Представляю вашему вниманию методическую разработку уроков по теме «Как жили наши предки. Из истории русского крестьянского быта XI - XVII вв.», подготовленных с использованием электронных образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, ФЦИОР и др.), краеведческого материала. Данная разработка может быть использована в качестве интегрированного урока в курсе школьных предметов МХК, истории России с 6 по 8 класс, а так же внеклассного мероприятия по краеведению.

На первом уроке происходит знакомство со средневековым русским бытом крестьян в XI - XVII вв. Второй урок - « Экскурсия в Этнографический музей народов Забайкалья" проводится в музее под открытым небом, который находиться в окрестностях города Улан – Удэ. Этот урок проводиться в форме творческого зачёта учащихся, разделённых на группы.

Подготовка к урокам предусматривает самостоятельную работу учащихся с толковыми, лингвистическими словарями, с исторической и краеведческой литературой.
Цели:

  • знакомство учащихся с историей русского крестьянского быта

  • развивать национальное самосознание учащихся,

  • формировать уважение к русской культуре, воспитывать патриотизм и толерантность


Используемое оборудование: компьютер, сканер, проектор, фотокамера
Учитель: Сегодня мы поближе познакомимся со средневековым русским бытом, узнаем о старинной крестьянской жизни, трудовых буднях и праздниках русского земледельца, о разделении труда в семье, жилище, хозяйстве. (звучит славянская гудьба)

Приложение №1

В далекие времена все больше не поля, а леса покрывали русскую землю. По весне под ударами топоров падали в лесу деревья. Те, что покрупнее, шли на строительство, остальные сжигали. Обгоревшие пни оставляли до времени, уголья же разбивали и удобряли ими почву. Так шаг за шагом человек освобождал от леса многие тысячи гектаров пахотной земли, которая становилась его кормилицей.

С тех пор на Руси из года в год осенью и весной на полях начиналась пахота: тянет лошадка деревянную соху, а пахарь идет сзади, правит, чтобы борозда вышла ровной. В старинных русских былинах часто упоминается о сохе и ратае пахаре.

Орет в поле ратай, понукивает,

Сошка у ратая поскрипывает,

Омешки по камешкам почёркивают, .

С края в край бороздки помётывают.

В край он уедет - другого не видать,

Коренья, каменья вывёртывает,

Великие те все каменья в борозду валит,

После пахоты поле боронили. Соха и борона в поле словно соревновались между собой, спор вели, кто важней. «Глубже да уже», - упрекала борона соху. «Шире да мельче», - отвечала ей соха.

«На всякое семя - свое время»: береза станет распускаться - сей овес, зацвели яблони - пора сеять просо, начала куковать кукушка - время сеять лен. Таковы народные приметы. К севу крестьянин готовился особо: накануне мылся в бане, чтобы хлеб уродился чистым, без сорняков. В день сева надевал белую рубаху и с лукошком на груди выходил в поле.

Сеяли только отборное зерно. «Лучше голодай, а добрым семенем засевай» гласит народная мудрость. Что сеял крестьянин? Лишь то, что было проверено вековым опытом: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиху. Рожь - самая неприхотливая и надежная культура - основная кормилица крестьян. На неё почти всегда урожай. «Хлебец ржаной - отец наш родной, гречневая каша - матушка наша», - говаривали на селе.

Лето - самая напряженная пора на селе. Первый покос приходился на конец июня - праздник Ивана Купалы. «Коси коса пока роса, роса долой - и мы домой» - вот правило косарей, которые шли на работу весело, с песнями.

Тем временем поспевали хлеба. На жатву выходили все, кто мог работать: и мужики, и бабы, и стар, и млад. Кто серпом жал, кто снопы вязал. Само слово «страда» сродни страданиям, которые испытывал земледелец от тяжких трудов своих. Заканчивая жатву, жнецы оставляли в поле «волосову бороду» - несжатый пучок колосьев. Его украшали цветами и прикапывали землей. Этот ритуал был посвящен славянскому богу Велесу, для восстановления плодородия земли.

Однако колосья в поле - это еще не каравай на столе. Приложение №2

Связанные снопы везли на гумно (площадка для обмолота зерна). Колосья сушили, обмолачивали на току - били цепом. Для очистки выбитое из колоса зерно веяли на ветру и закладывали на хранение в амбары. Чтобы испечь хлеб, брали зерно и толкли в ступе, очищая от шелухи. Для приготовления муки использовали ручную мельницу - жернова. Большим почетом на Руси пользовался труд землепашца, кормившего и помещика, и горожан - всю Россию, да еще пол Европы в придачу.

He мог обойтись крестьянин без скотины, хотя требовалось для ухода за ней много времени и сил. Приложение № 3Рядом с жилым домом обычно находился скотный двор. В бедных крестьянских хозяйствах скотный двор отсутствовал, домашних животных в зимнее время держали в жилых избах. В зажиточных семьях хлев, овчарня, телятник, конюшня располагались на другом конце двора, а центральное пространство использовали для хранения саней, телег и сельскохозяйственных орудий. В состав крестьянской усадьбы могли входить овины и риги, предназначавшиеся для сушки снопов, гумно, амбар для хранения продовольственных запасов, который в целях пожарной безопасности ставился на некотором отдалении от жилого дома. На подворье располагались также сараи для хранения сена – "сельницы" и для хранения дров – "дровяники". Какое хозяйство без коровы и лошади? Надоит хозяйка молока, сделает из него творог, сметану, сыр, масло. Корова была главной кормилицей, а лошадь - главной работницей. Пахать, бороновать, вывозить сено, зерно, дрова из лесу - без лошади никуда!

Имелась в крестьянском хозяйстве скотина и помельче - козы, свиньи, овцы. «По горам, по долам ходят шуба да кафтан», - кто не знает этой загадки? Из овечьей шерсти валяли незаменимые для русской зимы валенки, вязали носки и варежки, ткали сукно, шили тулупы, шапки, рукавицы.

Ha плечах женщин лежала забота об огороде. Капуста и репа, лук и чеснок, свекла и морковь, огурцы - издавна прижились на Руси. Капусты заквашивали на зиму много, для чего устраивали осенью «капустники» - коллективную рубку капусты. Самым распространённым овощем на Руси была репа, её считали «вторым хлебом», В крестьянских семьях из нее готовили самые разнообразные блюда: похлебку, пареную репу, пироги с репой. Репу квасили (как капусту), из нее даже делали освежающий напиток. В каких русских народных сказках и поговорках упоминается репа? («Мужик и медведь», «Репка», «проще пареной репы» и т. д.) Крестьяне овладевали множеством ремёсел. Мужчины строили дома, мастерили мебель и орудия труда, делали деревянную посуду. С изготовлением деревянных ложек связано выражение «бить баклуши». Что означает это выражение? Баклуши - чурочки, заготовки из поленьев. Это очень простая работа. Сейчас выражение «бить баклуши» означает бездельничанье.

Вся одежда, которую носили крестьяне, кроме шерстяной, была изготовлена изо льна.

Приложение № 4 Обрабатывали лён женщины: дёргали его в поле с корнем, молотили, вымачивали в воде, мяли, трепали, чесали.

Приложение № 5 Из получившейся кудели пряли пряжу. ( звучит старинная народная песня )

Зимними вечерами при свете лучины собирались девушки - подружки в чьей - нибудь избе со своими прялками, рассаживались по лавкам и пристраивали кудель. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, которое кружилось словно волчок.

Прядение - работа скучная, но в компании, за песней или беседой время пролетало незаметно. На посиделки нередко заглядывали парни, развлекали девушек шутками, присматривали себе невест. К Масленице прядение старались закончить. Существовала даже традиция на масленичной неделе кататься с ледяных гор на уже ненужной прялке. Но обычно прялку берегли и передавали по наследству, особенно если это был подарок жениха невесте. Такую прялку украшали нарядной резьбой и росписью. Когда прядение было закончено, крестьянки принимались ткать холсты.

Приложение № 6

На Руси ткацкий станок присутствовал практически в каждом крестьянском хозяйстве, и каждая женщина должна была быть хорошей ткачихой. Мастерству ткачества девочек начинали обучать приблизительно с 10 лет. К моменту своего замужества девушка должна была сама наткать себе приданое. На станке работали в основном зимой и весной до начала посевных работ. Ткацкий стан, или кросно, который использовали русские крестьяне, был довольно сложной конструкции.

С процессом получения ткани связано много обрядов и таинств. В древности покровительницей ткачества была богиня Макошь ("Мать жребия"), которая подобно греческим паркам пряла нити человеческих судеб. В христианской традиции ее заменила Параскева - Пятница. Процесс создания тканей у народа ассоциировался с актом сотворения мира и символизировал жизненный путь и судьбу человека. Начало процесса соотносилось с рождением, а окончание – со смертью. Верили, например, что ткачеством можно отвести мор, болезни, засуху, большую беду от всей деревни, для этого всем женщинам нужно было соткать новое полотно, пройдя весь процесс подготовки льна и ниток от начала до конца. Полотно как символ долгой жизни дарили новорожденному, невесте, свекрови, новым полотном покрывали гроб. Части ткацкого станка: бедро, нит, мялка, воротило – использовались как обереги от нечистой силы.

Сотканные дома полосы серого льняного полотна вымачивали в воде и расстилали на лугу, отбеливая на солнце. Готовую материю после беления кроили и шили из неё рубахи, портки, юбки, сарафаны. Умели мастерицы вышивать замысловатые узоры. Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, праздничного и повседневного костюма. Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько десятков килограммов. Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Ей нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”.У девушек - легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки. Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир. Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Приложение № 7

Каким же был дом русича? Раньше не говорили «дом», а говорили «изба». Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась тёплая половина дома с печью. Самой главной и необходимой в доме была печь. В старину говорили «Плясать от печки» (значит, начать с главного). При суровых русских зимах обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду и пекли хлеб. На ней сушили травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи можно было даже мыться. Печь занимала почётное место доме, относились к ней с уважением. По диагонали от печи в доме находился Красный угол. Красный угол был самым почетным местом в доме. Его название означает "красивый", "светлый". Этот угол также называли "святым", так как здесь находилась божница с иконами и лампадой. Красный угол содержали в чистоте и нарядно украшали. В красном углу совершали молитвы перед всяким делом, здесь же проходило сватание невесты. Пришедший в дом человек мог пройти в эту часть избы только по приглашению хозяев. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. В красном углу стоял и стол. За столом вкушали пищу – трапезничали. Русские крестьяне воспринимали стол как престол Божий, поэтому в народе говорили: "За столом посидишь, что в царстве побудешь". Стол обычно накрывали скатертью, а на столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Испокон веков хлеб на Руси был главным продуктом питания. Без хлеба крестьянин не мыслил жизни. В неурожайные годы начинался голод, не смотря на то, что животной пищи было в достатке. Пекли хлеб обычно раз в неделю. С вечера хозяйка готовила тесто в специальной кадке. Тесто и кадка назывались одинаково квашней. На другой день стряпуха тесто вымешивала, разделывала его на круглые гладкие хлеба и садила в печь на деревянной лопате. Выпеченные караваи хранили в деревянных хлебницах.

Какие вы знаете пословицы о хлебе? (ответы учащихся)

Русская кухня богата мучными блюдами: пироги, блины, оладьи, пряники. Не один крестьянский праздник не обходился без пирогов. Само слово «пирог» произошло от слова пир и означало праздничный хлеб. С какой только начинкой не было пирогов! Блины, пожалуй, самое популярное русское блюдо. В старину блины пекли только из гречишной муки, были они более рыхлыми с кисловатым привкусом.

Изначально готовили все без соли. Без каши на Руси не проходило ни одного дня. На Руси варили каши из круп, обычно в глиняных горшках. Дробленая крупа называлась, варганя из нее можно было приготовить наскоро - отсюда глагол «сварганить». Еще одна исконно русская еда -щи. «Не та хозяйка, что хорошо говорит, а та, что хорошо щи варит». Кто хоть раз в жизни попробовал хлеб, кашу или щи, приготовленные в русской печи, не забудет их удивительный вкус и аромат. Секрет в том, что жар в печи распределяется равномерно, и температура долго сохраняется постоянной. Посуда с пищей не соприкасается с огнем и не пригорает.

Любимым напитком был квас. Квас да кислая капуста были спасением от цинги долгими зимами, когда питание было скудно. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления кваса:

медового, грушевого, вишнёвого, клюквенного, яблочного - всех не перечесть! С древности на Руси готовили кисели, да пиво. Ели досыта крестьяне только по праздникам. Гостя же кормили и поили обильно, даже чуть ли не насильно, если он был сыт.

Приложение № 8 Важным моментом в крестьянском быте была заготовка грибов и ягод на зиму. В дни постов они были едва ли не основной пищей в деревне. Сбором грибов и ягод занимались в основном дети, молодые девушки и женщины. В лес ходили большими группами рано поутру, взяв с собой корзины, набирки или туески. Корзины разной формы и размера крестьяне плели из ветвей ивы, черемухи, вяза, сирени. В некоторых местностях корзины делали из дранок и луба. Полоски дранок красили в разные цвета и чередовали в процессе плетения так, чтобы получился красивый рисунок. Простота изготовления и доступность материалов делали корзину чрезвычайно популярным предметом у крестьян. Пустая корзина, как и пустое ведро, была дурным знаком, а, напротив, наполненная доверху предвещала здоровье и достаток в семье. Больше всего на зиму заготавливали клюквы и брусники. Ягоды закладывали в бочки, кадки или бочонки, заливали колодезной водой и хранили в моченом виде.

Вход шла и кора деревьев: из бересты делали туеса, а из липового лыка плели лукошки для ягод и лапти - незаменимую в деревне обувь - удобную, лёгкую, дешёвую. В хороших лаптях и на болоте не промокнешь. «Моими лаптями хоть щи хлебай», - говаривали в старину. Один недостаток - лапти непрочные, в страдную пору пары лаптей с трудом хватало на неделю.

А знаете ли вы, что означает выражение «плести лапти» в современном языке?

(это значит путать что - либо).

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Многие праздники отмечались по природному земледельческому календарю: первый сев, начало и окончание жатвы, проводы зимы и встреча весны. Среди летних праздников особо почитаемых на Руси три: Семик, Троица, Ивана Купала

(сообщения учащихся)

1. Приложение № 9 Праздник Семик и Троица связаны с культом живой природы. Дома и дворы украшали цветами и ветвями деревьев. Троицыну неделю на Руси так и называли - «зелёной». Редкий праздник был без хороводов и пения. Берёзка на празднике была в центре внимания: ей девушки завивали ветви, украшали их лентами, цветами. до сих пор всем известна песня «Во поле берёзка стояла, во поле кудрявая стояла». На Семик девушки гадали - пускали по воде венки, чтоб узнать о своём будущем. Если венок поплывет спокойно - будет счастлива, выйдет замуж. Закрутится венок - расстроится свадьба, а утонет - жди беды.

2. Ивана Купала - языческий праздник поклонения природным стихиям: огню и воде. Огонь - очищает, а вода - омывает. Обычно с этого дня в деревнях начиналось массовое купание в реках и озёрах. Вечером за деревней крестьяне разводили костры, и начиналось веселье: песни, игры. Парни и девушки, взявшись за руки, перепрыгивали через костёр. По народным поверьям, купальная ночь - таинственное время, когда оживает лес и можно увидеть цветение волшебного цветка папоротника.

3. Приложение № 10 Масленица - языческий праздник проводов зимы и встречи весны. Праздновали Масленицу целую неделю. Каждый день имел своё название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки, четверг - разгул, пятница - тёщины вечёрки, суббота - золовкины посиделки, воскресение - проводы Масленицы, прощеный день. С понедельника начинали печь блины — главное угощение праздника « Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце, полит маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным идолам. Блин — символ солнца, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей» - так поэтично описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.

Основным событием последнего дня были «проводы Масленицы», нередко сопровождающиеся разжиганием костров. К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его в женскую одежду, несли через всю деревню, выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу» — нарядно одетую девушку или женщину, старуху.

Учитель: Народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, многие из них сегодня почти полностью забыты. Хочется верить, что не навсегда.

Домашнее задание: класс разбивается на творческие группы по темам («Подворье», «Рукоделие и народный костюм», «Обработка зерна и льна», «Русская изба и её убранство», «Заготовка припасов на зиму» и т. д.) и готовит сообщение для экскурсии.

2-й урок. Экскурсия в Этнографический музей народов Забайкалья (2 часа)
Материал для учителя.

Один из разделов Этнографического музея народов Забайкалья показывает нам жизнь русских пашенных крестьян, так называемых сибиряков, и русских служилых людей (казаков). И тех и других ещё называют старожилами в отличие от группы русских старообрядцев, поселившихся здесь в XVIII веке. Вхождение Сибири в Российское государство началось со знаменитого похода Ермака (1551-1585 гг.) К концу XVIII века вся Сибирь была прочно освоена и заселена русскими, с этого времени русское население становится преобладающим по своей численности. Казаки были основной военной силой в острогах и по пограничным линиям Забайкалья. В целях обеспечения служилых людей продовольствием правительство стало отводить им пахотные земли. Русские принесли с собой на новые места поселения самобытную народную культуру: построили деревни, занимались земледелием, ухаживали за скотиной, охотились, ловили рыбу, занимались рукоделием и пели песни своих предков. Русский старожильческий комплекс музея представляет собой улицу, где мы видим деревянные дома – образцы народного зодчества Забайкалья – со всеми надворными постройками и внутренним убранством. Затем, вам предстоит знакомство с традиционным укладом жизни семейских.

Семейские – это этнографическая группа русского старообрядческого населения Сибири. Предки семейских в XVII веке выступили против церковной реформы Никона и были подвергнуты жестоким гонениям со стороны правительства и официальной церкви. Часть староверов, скрываясь от преследований, бежала на окраины Российского государства. В1735-1764 годах староверов высылают насильно в «страшную глушь», за Байкал, чтобы они развивали землепашество. Здесь, в Сибири, их назвали «семейскими», потому что на новое место жительства они пришли семьями. Везде. Где бы ни оказывались старообрядцы, они не только создавали общины и осваивали новые земли, но и свято хранили обычаи старины, культуру и русский язык!

Ученикам предлагается выступить в роли помощников – экскурсоводов (от каждой творческой группы по одному человеку). На протяжении всей экскурсии идёт закрепление накопленных ранее знаний и умений.

Домашнее задание: можно предложить ученикам написать сочинение - отзыв «Как жили наши предки» или «Моя экскурсия в музей». Оформить выставку фотографий, рисунков по данной тематике.
Приложения

Приложение № 1 Презентация PowerPoint

Ресурсы Единой коллекции ЦОР (показ слайдов):

Приложение № 2 Обработка зерна (карточка ресурса № 129810)

Приложение № 3 Подворье (карточка ресурса № 129877)

Приложение № 4 Обработка льна (карточка ресурса №129807)

Приложение № 5 Прядение (карточка ресурса № 129838)

Приложение № 6 Ткачество (карточка ресурса № 129862)

Приложение № 7 Убранство избы (карточка ресурса № 129812)

Приложение № 8 Сбор ягод и грибов (карточка ресурса № 129804)

Приложение № 9 Семик. Троица (карточка ресурса № 129830)

Приложение № 10 Масленица (карточка ресурса № 129869)
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

  • Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской Галереи

  • Быт и праздники русского народа


Электронные издания: CD – ROM Бурятия. - М: Издательский дом «Икар», 2003
Литература:

1. Историко – культурный атлас Бурятии.- М: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2001

2. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях. М., 1992

3. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная культура и быт XI – XVII вв.: М: Владос, 1997