microbik.ru
1 2 3 4


ОТВЕТЫ

1. Всем подозреваемым и обвиняемым в соответствии с УПК своевременно разъяснено их право на защиту, а также обеспечена возможность защищаться как лично, так и с помощью защитника.

Всем адвокатам, допущенным в качестве защитников по уголовному делу, возбужденному по факту массовых беспорядков 19 декабря 2010 года в г. Минске, было предоставлено право беспрепятственного общения с подзащитными с учетом количества задержанных и технических возможностей учреждений их содержания.

В связи с имевшимися в СМИ публикациями о невозможности защитников получить доступ к своим подзащитным для оказания юридической помощи, Генеральной прокуратурой проведено соответствующее расследование. Нарушений УПК не выявлено, фактов целенаправленного ограничения возможности общения адвокатов с подзащитными не установлено.
2. В соответствии с нормами национального законодательства (п. 6 части второй статьи 41 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК)) подозреваемый вправе иметь защитника или нескольких защитников с момента объявления ему постановления органа уголовного преследования о задержании или постановления о применении меры пресечения.

На основании статьи 25 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» лицам, содержащимся под стражей, предоставляется возможность общения с защитниками наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед в предназначенных для этих целей помещениях мест содержания под стражей.

С участвующим в деле в качестве защитника адвокатом встреча предоставляется по предъявлении ордера (соглашения) юридической консультации, с допущенными в качестве защитников близким родственником либо законным представителем - по предъявлении постановления (определения) суда и документа, удостоверяющего их личность.

Аналогичные права предусмотрены статьей 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП) для лиц, задержанных за совершение административных правонарушений.

Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, может иметь защитника и беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально с момента объявления ему об административном задержании.

Кроме того, в соответствии со статьей 2.8. ПИКоАП судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, разъясняет физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, предоставленные ему права и принимает меры к тому, чтобы оно имело фактическую возможность использовать все установленные ПИКоАП средства и способы для своей защиты.

Нарушение права физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, на защиту является основанием для отмены вынесенного в отношении его постановления о наложении административного взыскания.

Министерством внутренних дел постоянно проводится (плановое, внеплановое) инспектирование ИВС (изолятор временного содержания) территориальных органов внутренних дел. Выработан четкий механизм контроля за соблюдением законности в указанных специальных учреждениях по схеме МВД – главное управление (управления) областных (региональных) уровней – управления (отделы) районных (городских) уровней. Кроме того, ИВС подвергаются постоянному мониторингу со стороны сотрудников органов прокуратуры, в компетенцию которых входят данные вопросы.

Факты незаконного отказа лицам, содержащимся в ИВС, в общении с защитниками Управления надзорно-исполнительной деятельности МВД Республики Беларусь не выявлялись.

Согласно УПК защитник допускается к участию в уголовном деле с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении уголовного дела, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения. Защитник должен немедленно по принятии на себя защиты уведомить об этом орган, ведущий уголовный процесс.

Адвокат, дающий юридическую консультацию подозреваемому или обвиняемому в случаях применения к ним меры пресечения в виде заключения под стражу, либо в случае задержания подозреваемого, до начала их первого допроса в качестве соответственно подозреваемого или обвиняемого, считается на это время их защитником. С согласия подозреваемого или обвиняемого он может участвовать в качестве защитника в дальнейшем производстве по уголовному делу.

В соответствии с Законом «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в местах содержания под стражей осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

В соответствии с Законом «О прокуратуре Республики Беларусь», одной из задач в деятельности прокуратуры и направлений прокурорского надзора в Республике Беларусь является надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. В данной связи сотрудники прокуратуры проводят обязательные инспектирования мест содержания под стражей, в ходе которых в том числе проводят беседы с задержанными об условиях их содержания, проблемах, ограничениях их законных прав и т.д.

По состоянию на 1 ноября 2011 г. в следственных изоляторах Министерства внутренних дел содержалось 7155 человек.

За 9 месяцев 2011 года органами прокуратуры в СИЗО проведено 117 проверок, по результатам которых вынесено 10 актов прокурорского надзора. За допущенные нарушения законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено 16 сотрудников МВД.

Уголовно-исполнительным законодательством Республики Беларусь, в частности ст.21 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК), предусмотрен контроль и участие общественных объединений в работе органов и учреждении, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется общественными объединениями в целях обеспечения предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь прав лиц, в отношении которых данными органами и учреждениями исполняются наказания и иные меры уголовной ответственности.

Согласно УИК предусмотрен ведомственный контроль вышестоящих органов (Департаментом исполнения наказаний Министерства внутренних дел, его областными управлениями) за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

Инспектирование учреждений, подчиненных Департаменту исполнения наказаний МВД, производятся в соответствии с указами Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной деятельности в Республике Беларусь» и «О ведомственном контроле в Республике Беларусь».

Во исполнение требований данных нормативных правовых актов Министерством внутренних дел разработаны методические рекомендации, в соответствии с которыми инспекторские проверки учреждений, подчинённых Департаменту проводятся не реже одного раза в четыре года, но не чаще одного раза в два года. В ходе инспектирования оценивается вся служебная деятельность учреждения и её соответствие требованиям законодательства и в обязательном порядке проверяются условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах (далее – СИЗО). Работниками Департамента в обязательном порядке осуществляется личный прием граждан.
3. УПК предусмотрено право подозреваемого и обвиняемого беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед.

Согласно закону «О содержании под стражей» общение лиц, содержащихся под стражей, с защитниками, свидания с близкими родственниками, членами семьи и другими лицами осуществляется в соответствии в предназначенных для этих целей помещениях.

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка в СИЗО органов государственной безопасности, общение заключенных с защитником осуществляется наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед. Встречи проводятся в условиях, позволяющих сотруднику следственного изолятора видеть заключенного и защитника, но не слышать их разговора.

Следственный изолятор КГБ не располагает дополнительными свободными кабинетами, которые могли бы быть предоставлены для проведения следственных действий.

Иных способов, в том числе посредством телефонной связи, общения адвокатов со своими подзащитными, законодательством не предусмотрено.
4. В соответствии с законодательством, в том числе внутриведомственными нормативными актами, представителями Генеральной прокуратуры ежемесячно (один раз в месяц) проводились проверки законности и условий содержания лиц, находящихся под стражей в СИЗО КГБ Республики Беларусь.

В ходе проверок изучались личные дела обвиняемых, другие необходимые документы, в том числе и медицинского характера. В обязательном порядке проводился обход камер, в ходе которого у всех содержащихся там лиц выяснялось наличие жалоб на условия содержания и нарушение их прав со стороны администрации следственного изолятора.

Всем содержащимся в следственном изоляторе оказывалась надлежащая медицинская помощь, они периодически получали продуктовые и вещевые посылки, денежные переводы, на которые сотрудниками следственного изолятора по заявлениям обвиняемых приобретались продукты питания и другие вещи.

В ходе неоднократных проверок от экс-кандидатов в Президенты Республики Беларусь и их доверенных лиц каких-либо жалоб на порядок и условия содержания, состояние здоровья и нарушение прав на защиту со стороны администрации следственного изолятора, не поступало.

Согласно уголовно-процессуальному кодексу о задержании лица и месте нахождения задержанного, а также о применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования обязан уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников.

В соответствии с УПК свидание близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, вправе разрешать только следователь.

Таким образом, без разрешения следователя администрация следственного изолятора не имеет права организовывать такие свидания.

Сотрудниками Генеральной прокуратуры неоднократно проводились проверки условий содержания лиц под стражей в СИЗО Комитета, в ходе которых фактов нарушений не выявлено.
5. В соответствии с требованиями законодательства, в частности статьи 115 УПК, о задержании лица и месте нахождения задержанного орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан в течение 12 часов с момента фактического задержания уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному.

Таким образом, предоставление возможности лично связаться задержанному с родственниками в первые часы после задержания не является обязательным требованием национального законодательства. Вместе с тем, родственники всех лиц, задержанных в связи с декабрьскими событиями, были в установленном порядке уведомлены о задержании и месте нахождения задержанных, о чем имеются соответствующие подтверждающие документы в материалах уголовных дел.

Выполнение данного требования законодательства контролируется прокуратурой в ходе осуществления надзора за производством предварительного следствия, а также проверяется судом при рассмотрении жалоб на задержание или применение меры пресечения в виде заключения под стражу. Каких-либо нарушений в рассматриваемых случаях установлено не было.
6. Порядок оказания медицинской помощи, в том числе психиатрической, лицам, содержащимся под стражей, устанавливается Министерством здравоохранения, а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания (ИВС) органов внутренних дел.

В соответствии со статей 15 Закона ”О порядке и условиях содержания лиц под стражей” при направлении в места содержания под стражей, а также в случае получения лицами, содержащимися под стражей, телесных повреждений проводится их медицинское освидетельствование медицинскими работниками мест содержания по стражей в порядке, установленном. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются лицу, содержащемуся под стражей, его защитнику либо законному представителю. По решению руководителя администрации места содержания под стражей либо органа, ведущего уголовный процесс, или по ходатайству лица, содержащегося под стражей, его защитника либо законного представителя медицинское освидетельствование проводится работниками медицинских учреждений органов здравоохранения. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору или в суд.

Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются лицу, содержащемуся под стражей, его защитнику либо законному представителю.

Администрацией учреждения принудительного содержания и медицинскими работниками принимались все меры для поддержания высокого уровня санитарно-эпидемиологического состояния в СИЗО для исключения возникновения каких-либо угроз жизни и здоровью лиц, содержащихся по стражей.

Осужденный Санников за время содержания в местах лишения свободы обращался за медицинской помощью с жалобами на состояние здоровья 18 раз, осуществлено 10 профилактических врачебных осмотров. По всем обращениям ему оказывалась необходимая медицинская помощь, в т.ч. узкими специалистами. Сведения об обращениях и оказанной медицинской помощи зафиксированы в его медицинской книжке. В настоящее время жалоб на здоровье не поступало.

В ходе задержания В.Некляев получил незначительную травму головы. В связи с этим он был доставлен в Больницу скорой медицинской помощи г.Минска, где ему была оказана соответствующая медицинская помощь.

В дальнейшем, в связи с заведением уголовного дела по факту массовых беспорядков, В.Некляев был признан подозреваемым и переведен в СИЗО КГБ Республики Беларусь. В процессе содержания в СИЗО В.Некляев получал бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, получал от родственников передачи (фрукты, одежду, письма).

Каких-либо жалоб и предложений медработникам В.Некляев и другие лица не высказывали. Содержание в СИЗО осуществлялось в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. Проведенная проверка Генеральной прокуратурой Республики Беларусь условий содержания заключенных под стражу нарушений не выявила.
7. Согласно части 6 статьи 193 уголовно-процессуального кодекса протокол следственного действия (в том числе протокол допроса) подписывается следователем, дознавателем, допрошенным лицом, переводчиком, специалистом, понятыми и другими лицами, участвовавшими в производстве следственного действия. Частью 8 статьи 218 УПК предусматривается, что в протоколе допроса указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол.

Допросы задержанных, наряду с производством других процессуальных действий, в соответствии с законодательством производятся следователем или дознавателем органа, ведущего уголовный процесс. При этом, указанные должностные лица сообщают свои данные (должность, фамилия, имя, контактные данные) как подозреваемому (обвиняемому), так и его защитнику, с предоставлением в случае необходимости документов, удостоверяющих личность. Кроме того, подозреваемому (обвиняемому) объявляется весь состав следственной группы, производящей расследование по уголовному делу, с разъяснением права заявить отвод любому из указанных лиц. Проведение процессуальных действий следователем или дознавателем с применением мер, затрудняющих их идентификацию, в том числе и в масках, не допускается.

Все допросы по событиям декабря 2010 года, в том числе Некляева и Санникова, проводились при неукоснительном соблюдении вышеуказанных требований, о чем имеются подтверждающие документы в материалах уголовных дел.
8. Речь идет о Разделе V «ХОДАТАЙСТВА И ЖАЛОБЫ» Уголовно-процессуального кодекса. Право обжалования действий и решений органа, ведущего уголовный процесс, порядок подачи жалобы, сроки и порядок ее рассмотрения, а также другие вопросы, связанные с подачей жалобы, закреплены в главе 16 УПК, которая регламентирует порядок обжалования действий и решений органа, ведущего уголовный процесс, в том числе задержания и заключения под стражу.

Судебная проверка законности и обоснованности задержания проводится в срок не более 24 часов, а заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста - в срок не более 72 часов со времени поступления жалобы единолично судьей по месту предварительного расследования уголовного дела.

Лицами, в отношении которых применялась мера пресечения в виде заключения под стражу по уголовному делу о массовых беспорядках, произошедших в г.Минске 19 декабря 2010 г., подавались жалобы на законность и обоснованность заключения под стражу, все они были рассмотрены в установленном порядке судом. Судебных решений об освобождении из-под стражи по данному уголовному делу не принималось.

Обжалование и опротестование действий и решений органа, ведущего уголовный процесс, предусмотрено также главой 14 Уголовно-процессуального кодекса. Помимо возможности обжалования указанных действий и решений прокурору предусмотрено также право гражданина на обращение в независимый суд с жалобами на отказ в возбуждении уголовного дела, на прекращение уголовного дела или уголовного преследования, на отказ в возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Гарантиями того, что такие жалобы, поступившие от лиц, находящихся в местах предварительного заключения, будут переданы в суд и рассмотрены, является положение УПК, которое обязывает администрацию мест предварительного заключения не позднее суток передать жалобу органу, ведущему уголовный процесс. Помимо этого УПК содержит целый перечень иных гарантий того, что жалоба будет рассмотрена компетентным должностным лицом (обязанность должностного лица или судьи передать поступившую к ним жалобу на их действия передать соответствующему прокурору или в вышестоящий суд, обязанность приема устных жалоб, право на подачу жалоб на родном языке, право обжаловать действия и решения органа ведущего уголовный процесс на протяжении всего срока следствия или судебного разбирательства, запрет на рассмотрение жалобы лицу, действия которого обжалуются, обязанность всесторонней проверки доводов жалобы, обязанность принять меры по восстановлению нарушенных прав). Закон также обязывает прокурора или судью рассматривать жалобы в течение 10 суток по ее получении. УПК предусматривает порядок обжалования в независимый суд задержания, заключения под стражу, домашнего ареста, а также продления срока содержания под стражей или домашнего ареста. УПК регламентирует порядок судебной проверки законности вышеуказанных решений. Обе эти статьи также содержат подробный перечень гарантий того, что жалоба лица будет рассмотрена полно, объективно, в максимально короткий срок. Одной из важных гарантий соблюдения прав участников процесса является право участвовать в судебном заседании потерпевшего его представителя, защитника или законного представителя подозреваемого или обвиняемого. УПК предусматривает возможность обжалования решения независимого суда в вышестоящий суд и содержит соответствующие правовые гарантии.

В Генеральную прокуратуру за отчетный период не поступали сведения о том, что в отношении кого-либо были нарушены предоставленные УПК гарантии возможности обжалования решений и действий органа, ведущего уголовный процесс.
9. По всем жалобам и обращениям, поступившим в прокуратуру, проведены надлежащие проверки, о результатах которых были информированы заявители.

От лиц, содержащихся под стражей в СИЗО КГБ, жалоб о непредставлении встреч с адвокатами, в Генеральную прокуратуру не поступало.

Случаев отказа адвокатам Санникова в праве на оказание юридической помощи в учреждениях, подчиненных Департаменту исполнения наказаний МВД не установлено.
10. Следственным отделом Белорусской военной прокуратуры проводилась проверка по жалобе Дарьи Корсак, супруги Александра Отрощенкова о якобы имевших место пытках в СИЗО КГБ в отношении ее мужа. В ходе проверки Корсак пояснила, что об изложенных в ее обращении фактах незаконного воздействия, якобы применявшихся к ее супругу, она узнала от мужа во время его посещения в исправительной колонии.

Александр Отрощенков в ходе проверки какие-либо объяснения по существу якобы допускавшихся в отношении его пыток и незаконных методов воздействия давать отказался.

Лица, содержавшиеся в одной камере с Отрощенковым, факты незаконного воздействия на последнего опровергли.

По результатам проведенной проверки в возбуждении уголовного дела отказано.

По вопросу задержания 180 человек не приведено каких-либо конкретных сведений (место, дата и т.д.), в связи с чем дать какие-либо комментарии по данному вопросу не представляется возможным.
11. Расследование уголовных дел по фактам исчезновений Захаренко Ю.Н., Гончара В.И. и Красовского А.С. продолжается. Срок следствия по названным уголовным делам продлен до 24 декабря 2011 года. Все указанные лица внесены в базу данных как пропавшие без вести, в отношении них объявлен розыск.

В соответствии с законодательством доступ к указанной базе данных имеют только сотрудники правоохранительных органов. Для получения официального ответа заинтересованному лицу (в том числе родственнику) необходимо обратиться с запросом в соответствующий орган уголовного преследования.

Процедура внесения сведений о правонарушениях в соответствующие базы данных является весьма детализированной и предусмотрена в нескольких нормативных правовых актах, предполагает внесение необходимых сведений в течение суток после принятия того или иного решения.
12. Частью 2 статьи 22 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения, исполняющие наказание, по разрешению администрации этих учреждений или соответствующих вышестоящих органов управления учреждениями, исполняющими наказание. Данная статья УИК не вводит каких-либо ограничений относительно того, могут ли это быть представители государственных либо негосударственных средств массовой информации.

В текущем году заместителем Генерального прокурора совместно со специальным корреспондентом информационно-аналитического - ежедневника - «БелГазета» посещались Исправительная колония-14, а также тюрьма-8 (г.Жодино) в том числе следственный корпус, где содержатся лица, заключенные под стражу, и корпус, где отбывают наказание лица, при говоренные к пожизненному заключению.

Трижды в 2011 голу представителями СМИ посещался СИЗО-1 г.Минска.
13. Доклад БДИПЧ опубликован только несколько дней назад. Он будет самым тщательным образом изучен белорусской стороной. По итогам изучения будут сделаны соответствующие выводы, в том числе и в отношении возможного использования его рекомендаций.

Вместе с тем, необходимо отметить, что доклад опубликован БДИПЧ без консультаций с белорусской стороной, не дожидаясь мнения и комментариев белорусских экспертов. Следует подчеркнуть, что при подготовке аналогичных докладов по другим странам БДИПЧ предоставляет им возможность для комментариев и замечаний. Ответ на вопрос, почему этого не было сделано в отношении Беларуси, может дать только БДИПЧ.

Хочу отметить, что БДИПЧ уже на протяжении продолжительного периода времени подвергается критике со стороны государств-участников ОБСЕ за, мягко выражась, сомнительные и противоречивые формы и методы работы, которые, как мы видим, проявились и в подготовке доклада по Беларуси.

Вместе с тем хочу отметить следующее.

Белорусское государство основано на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Этот принцип юридически оформлен в Конституции. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Суды защищают гарантированные законодательством права и свободы граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, а также обеспечивают правильное применение законодательства при осуществлении правосудия. Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Законность и обоснованность приговоров проверялась в кассационном порядке Минским городским судом. Нарушений не выявлено, судебные решения оставлены без изменения.

В ходе судебных процессов над участниками массовых беспорядков давления на судей и народных заседателей в целях воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не оказывалось, т.к. это влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.
14. Закон «Об адвокатуре» Республики Беларусь полностью соответствует международным принципам и нормам, закрепленным в международных документах по правам человека, учитывает требования международных стандартов относительно обеспечения доступа к услугам адвокатов, гарантирует эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих в Беларуси, а также представления специальных гарантий в вопросах уголовного правосудия, требований к квалификации и подготовке адвокатов, их функций, прав и обязанностей.

В соответствии с законодательством, лицензирование адвокатской деятельности и контроль за соблюдением законодательства адвокатами осуществляет Министерство юстиции.

Осуществление Министерством юстиции своих функций неправомерно рассматривать как действия по запугиванию адвокатов. Прекращение действия адвокатской лицензии могут повлечь только систематические и грубые нарушения законодательства.

В данной связи заявления о вмешательстве Министерства юстиции в профессиональную деятельность адвокатов, оказывавших юридическую помощь задержанным участникам массовых беспорядков, необоснованны и не подтверждаются какими-либо фактами.

В 2010-2011 гг. Министерством юстиции проведены проверки областных и Минской городской коллегий адвокатов, в результате которых установлены многочисленные нарушения и вынесены предписания об устранении нарушений 89 адвокатам, из которых только 5 осуществляли защиту лиц, участвовавших в событиях 19 декабря 2010 года.

Так, в ходе проверки деятельности адвокатов Минской городской коллегии адвокатов, которая проводится в связи с многочисленными нарушениями в финансово-хозяйственной деятельности коллегий адвокатов, выявленными в ноябре 2010 г., установлены грубые и несовместимые со званием адвоката нарушения законодательства, выразившиеся, среди прочего, в подделке подписей клиента в соглашении об оказании юридической помощи, нарушении порядка приема и списания гонорара за оказание юридической помощи, необоснованном отказе от оказания юридической помощи.

За указанные нарушения, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре» и другими нормативно-правовыми актами, касающимися лицензирования адвокатской деятельности, прекращены действия специальных разрешений (лицензии) на осуществление адвокатской деятельности, выданных О.Агееву, Т.Агеевой, В.Толстику и Т.Гораевой.

При этом нарушения, за которые названные адвокаты были лишены лицензий, не связаны с их участием в защите участников беспорядков 19 декабря 2010 года в г.Минске.

В отношении П.Сапелко.

Поддержание порядка оказания юридической помощи адвокатами является основной задачей территориальных органов адвокатского самоуправления. Президиумы территориальных коллегий адвокатов, установив грубые и несовместимые со званием адвоката нарушения, исключают нарушителей из членов коллегии. При этом решение об исключении является основанием для прекращения действия лицензии.

По решению Президиума Минской городской коллегии адвокатов П.Сапелко был исключен из членов коллегии в связи с халатным отношением к работе (выезд за пределы страны в сроки, когда он обязан был оказывать юридическую помощь подзащитному). При этом ранее в деятельности Сапелко П.В. были установлены иные нарушения, в том числе в сфере финансовой дисциплины.

На основании указанного решения Министерством юстиции принято решение о прекращении действия лицензии на осуществление адвокатской деятельности, выданной П.Сапелко.

Действие лицензии адвоката Сапелко П.В. было прекращено после исключения его из членов коллегий адвокатов по решению самих органов адвокатского самоуправления.
15. Закон «Об адвокатуре» полностью соответствует международным принципам и нормам, закрепленным в международных документах по правам человека, учитывает требования международных стандартов относительно обеспечения доступа к услугам адвокатов, гарантирует эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих в Беларуси, а также представления специальных гарантий в вопросах уголовного правосудия, требований к квалификации и подготовке адвокатов, их функций, прав и обязанностей.

В соответствии с национальным законодательством и в духе Основных принципов, касающихся роли юристов, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями в 1990 г. Министерство юстиции осуществляет лицензирование адвокатской деятельности и контролирует соблюдение законодательства адвокатами.

Осуществление Министерством юстиции функций по контролю за соблюдением адвокатами законодательства неправомерно рассматривать как действия по запугиванию или как негативное воздействие на адвокатов. Прекращение действия адвокатской лицензии могут повлечь только систематические и грубые нарушения законодательства.

В данной связи заявления о вмешательстве Министерства юстиции в профессиональную деятельность адвокатов, оказывавших юридическую помощь задержанным участникам массовых беспорядков, необоснованны и не подтверждаются какими-либо фактами.

В 2010-2011 гг. Министерством юстиции проведены проверки областных и Минской городской коллегий адвокатов, в результате которых рассмотрены документы более чем 400 адвокатов, установлены нарушения и вынесены предписания об устранении нарушений 89 адвокатам, из которых только 5 осуществляли защиту лиц, участвовавших в событиях 19 декабря 2010 года.

Ко всем адвокатам, допустившим нарушения, применялись меры реагирования. В этой связи нет никаких оснований для выводов о том, что наказание адвокатов, которые заявляли о недолжном обращении с подзащитными, имело негативное воздействие на других адвокатов.

Относительно пересмотра схемы выдачи и изъятия лицензий адвокатов в соответствии с Ооновскими принципами отмечаем следующее.

В соответствии с Основными принципами, касающимся роли юристов, принятыми восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1990 году, правительства обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом.

Белорусское законодательство об адвокатуре предусматривает наличие у всех претендентов на статус адвоката определенного образования и стажа работы, а также сдачу квалификационного экзамена для получения лицензии. Отказ в выдаче лицензии или в допуске к сдаче квалификационного экзамена может быть обжалован в суд. При выдаче лицензии не допускается дискриминационных подходов, каждое лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям, вправе получить лицензию и осуществлять адвокатскую деятельность.

Согласно п. 16 Основных принципов, касающихся роли юристов, правительства обеспечивают, чтобы юристы могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства.

Министерство юстиции свои функции по контролю за соблюдением адвокатами законодательства осуществляет строго в пределах предусмотренных законом полномочий. При этом принимаемые меры реагирования в связи с нарушением адвокатами законодательства не являются жесткими или необоснованными, носящими характер запугивания или вмешательства в профессиональную деятельность. Лишение лицензии происходит только в исключительных случаях за грубые и систематические нарушения законодательства. Такие меры не связаны с осуществлением профессиональной деятельности по конкретным делам, адвокат свободен и независим в выборе средств и способов защиты, позиции по делу, и это обеспечивается предоставленными ему законом гарантиями его независимости.

В соответствии с Законом «Об адвокатуре» Министерство юстиции осуществляет лицензирование адвокатской деятельности и контролирует соблюдение законодательства адвокатами.

Опыт ряда зарубежных стран свидетельствует о необходимости и эффективности осуществления государственного регулирования и контроля в сфере адвокатской деятельности.

В данной связи полагаем, что порядок допуска к адвокатской деятельности и ее осуществления в Беларуси не противоречит Основным принципам, касающимся роли юристов или другим международным документам.

При этом следует отметить, что в стране принимаются меры к совершенствованию законодательства об адвокатуре.

Так, в разработанном в настоящее время проекте Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» предусмотрены дополнительные гарантии адвокатской деятельности, расширен перечень видов юридической помощи, определены виды помощи, относящиеся к исключительной компетенции адвокатов.
16. В адрес БХК было Министерством юстиции объявлено предупреждение в связи с неоднократным использованием в удостоверениях наблюдателя и официальных штампах неправильного сокращенного названия организации. Предупреждение не было связано с правозащитной деятельностью БКХ, в том числе в контексте обращения к спецдокладчику. Тот факт, что после предупреждения БХК представил суду акт об уничтожении остатков тиража удостоверения и штампа для переписки, в котором использовалось неправильное название организации, свидетельствует о том, что БХК признал допущенные им нарушения.
17. В отношении А.Беляцкого 4 августа 2011 г. возбуждено уголовное дело по статье УК (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере).

Преступление, предусмотренное данной статьей УК РБ, относится к категории тяжких преступлений, за совершение которого предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы, собранные в ходе доследственной проверки, в частности информация, предоставленная компетентными органами Литвы и Польши, о состоянии банковских счетов А.Беляцкого.

В нарушение действующего законодательства А. Беляцкий не декларировал поступающие денежные средства в налоговых органах и не уплачивал подоходный налог с полученного дохода.

23 сентября 2011 г. предъявлено окончательное обвинение – уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере на общую сумму 352 274 360 белорусских рублей (более 10 064 базовых величин).

В настоящее время по делу А.Беляцкого идет судебное разбирательство.

Сведения о том, что указанные выше счета в банковских учреждениях Литвы и Польши были предназначены для финансирования правозащитного центра «Вясна» и других организаций, в ходе расследования не подтвердились.

Задержание А. Беляцкого и помещение под стражу не связано с его деятельностью в качестве правозащитника, в том числе в контексте деятельности правозащитного центра «Вясна».

В отношении правозащитного центра «Весна».

Общественное объединение «Правозащитный центр «Весна» было зарегистрировано Министерством юстиции 15 июня 1999 г. Данным общественным объединением при осуществлении его деятельности систематически нарушалось законодательство, в связи с чем Верховный Суд 28 октября 2003 г. принял решение о ликвидации Центра.

В 2007 году в Министерство юстиции Республики Беларусь подавались документы о государственной регистрации Общественного правозащитного объединения «Весна» и два раза в 2009 году (26 января 2009 года и 25 апреля 2009 года) документы о государственной регистрации Общественного правозащитного объединения «Наша Весна». Во всех случаях Министерством юстиции Республики Беларусь было отказано в государственной регистрации данного юридического лица в связи с тем, что предъявленные документы не соответствовали требованиям законодательства.

Так называемые «незначительные погрешности» (clerical errors) в представленных инициаторами регистрации «Нашай Вясны» документах на самом деле являются существенными нарушениями требований законодательства.

Согласно Закону «Об общественных объединениях» среди обязательных документов, которые должны быть представлены регистрирующему органу, является список учредителей общественного объединения (с указанием места работы и контактных данных) и оформленный соответствующим образом документ, подтверждающий наличие у общественного объединения юридического адреса.

В связи с тем, что в списке учредителей «Нашай Вясны» сведения по ряду лиц не соответствовали действительности, оформленный соответствующим образом документ, подтверждающий наличие юридического адреса, представлен не был, Министерство юстиции отказало в государственной регистрации «Нашай Вясны».

В соответствии с законодательством решение Министерства юстиции было обжаловано в судебном порядке. Верховный Суд 12 августа 2009 г. признал решение Министерства юстиции основанным на Законе.

Право на свободу ассоциации имеет любой гражданин, в том числе и любой из учредителей «Нашай Вясны». Однако документы для государственной регистрации общественного объединения, не соответствовали требованиям законодательства. Ответственность за допущенные нарушения требований законодательства при подготовке и оформлении указанных документов лежит на инициаторах создания «Нашай Вясны».

Отказ «Нашай Вясне» в регистрации обоснован систематическими нарушениями ее учредителями требований и процедуры регистрации и не связан с деятельностью этой организации по защите прав человека.

В настоящее время Министерством юстиции инициируется вопрос о внесении в законы «О политических партиях» и «Об общественных объединениях» изменений и дополнений, которые будут направлены на совершенствование законодательства в данной сфере. В настоящее время данное предложение находится на согласовании с заинтересованными.
18. Процесс назначения судей полностью соответствует международным стандартам.

В соответствии с Конституцией судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

В Кодексе о судоустройстве и статусе судей получил развитие конституционный принцип разделения властей, который утвердил независимость судебной власти. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Независимость судей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения, приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Порядок назначения судей, определенный статьей 99 Кодекса, подчеркивает невозможность влияния органов исполнительной власти на судебную систему Республики Беларусь. Так, судьи Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания по представлению соответственно Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

В соответствии с Кодексом судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.

Согласно Закону «О государственной службе в Республике Беларусь» судья является государственным служащим, то есть лицом, занимающим в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенным соответствующими полномочиями и выполняющим служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств государственного бюджета.

Дисциплинарная ответственность судей регламентирована Кодексом. Судьи не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.

Финансирование судов осуществляется за счет средств республиканского бюджета и обеспечивает возможность эффективного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законодательными актами.
19. Гражданин Республики Беларусь Русскин В.А. летом 2001 года на территории Республики Польша завербован сотрудниками польских спецслужб и принял их предложение собирать и передавать указанной спецслужбе сведения, составляющие государственные секреты Беларуси, а также и иные сведения военного характера, о чем от него было отобрано письменное обязательство о негласном сотрудничестве. В течение 2001-2007 гг. во исполнение задания польской спецслужбы передавал ее представителям сведения военного характера, известные ему, как бывшему военнослужащему войск противовоздушной обороны Республики Беларусь, а также собирал, хранил и передавал подобные сведения, получая их от своих бывших сослуживцев – военнослужащих Вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации.

Задержан в январе 2007 г. В связи с расследованием уголовного дела по обвинению его в совершении преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом (измена государству в форме шпионажа, организация шпионажа), содержался в Следственном изоляторе КГБ Республики Беларусь.

14 сентября 2007 г. Русскин В.А. осужден Военной коллегией Верховного Суда Республики Беларусь и приговорен к 10 годам лишения свободы с лишением воинского звания.
20. В соответствии с Законом «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» ходатайства, предложения, заявления и жалобы лиц, содержащихся под стражей, направляются через администрацию места содержания под стражей.

Ходатайства, предложения, заявления и жалобы, адресованные в орган, ведущий уголовный процесс, цензуре не подлежат и не позднее одних суток с момента их подачи направляются по принадлежности.

Ходатайства, предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие государственные органы, органы местного управления и самоуправления, а также защитнику, цензуре не подлежат и не позднее трех дней с момента их подачи направляются по принадлежности.

Ответы на ходатайства, предложения, заявления и жалобы объявляются лицам, содержащимся под стражей, под расписку и приобщаются к их личным делам.

Не допускается преследование в любой форме лиц, содержащихся под стражей, за обращение с ходатайствами, предложениями, заявлениями иди жалобами.

Как ранее пояснялось (в ответе на вопрос 8) Уголовно-процессуальный кодекс содержит достаточный перечень гарантий не только задержанных, но и других участников процесса на подачу жалоб на действия и решения органов, ведущих уголовный процесс.

Так, за 9 месяцев 2011 года в органы прокуратуры Республики Беларусь поступило 16737 обращений по вопросам следствия и дознания, из которых удовлетворено 2387 обращений. Причем на применение незаконных методов расследования поступило лишь 45 обращений, из которых удовлетворено 5.

По каждому заявлению о применении незаконных методов расследования проводится не только служебная проверка органа, сотрудник которого подозревается в нарушении, но и проверка прокурора, по результатам которой рассматривается вопрос о привлечении виновного сотрудника правоохранительных органов к дисциплинарной или уголовной ответственности.

За 9 месяцев 2011 года по уголовным делам, направленным в суд, к уголовной ответственности за преступления, совершенные в связи со служебной деятельностью привлечено 38 сотрудников МВД, ДФР КГК и прокуратуры. Установить, сколько из них привлечено за действия, подпадающие под понятие пытки, не представляется возможным.

Мнение о том, что лишь органы прокуратуры могут проводить уголовное преследование должностных лиц, в том числе за совершение пыток, не соответствует действительности.

Действия, подпадающие под понятие пытки, могут быть квалифицированы в соответствии с Уголовным кодексом (если пытки применены в целях принуждения к даче показаний). Ряд преступлений могут расследоваться и расследуются следователями любого органа.

Мнение докладчиков о том, что суды не рассматривают ни одного случая применения пыток, может быть объяснено отсутствием данного определения в Уголовном кодексе, а также отсутствием отдельной нормы в Уголовном кодексе, предусматривающей ответственность за применение пыток. Данные действия, как указывалось выше, могут быть квалифицированы по ст. 394 УК и ст. 426 УК, я в некоторых случаях - и по другим статьям. Однако данные нормы предусматривают наказание и за иные действия, пытками не являющиеся, в связи с чем в настоящее время не представляется возможным привести точное число лиц, привлеченных к ответственности за действия, подпадающие под определение пыток.

В соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса сообщение в средствах массовой информации о преступлении является поводом к возбуждению уголовного дела. Правоохранительные органы в соответствии с подследственностью проводят проверки по данным сообщениям, по результатам которых устанавливают основания к возбуждению либо отказу в возбуждении уголовных дел.
21. Согласно УПК предварительное расследование по уголовным делам производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, а также органами дознания.

При этом к органам дознания статья 37 УПК относит:

1) Министерство внутренних дел, территориальные органы внутренних дел;

2) органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3) командиров воинских частей, соединений, начальников органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;

4) начальников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) Государственный пограничный комитет, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения – по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границы Республики Беларусь;

6) таможенные органы – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

8) органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

9) капитанов морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

За 9 месяцев 2011 года в суд направлены уголовные дела в отношении 38 человек, обвинявшихся в преступлениях, совершенных в связи со служебной деятельностью. В отношении 13 лиц дела расследовались следователями прокуратуры, в отношении 11 лиц - следователями органов МВД, в отношении 14 лиц - следователями органов KГБ.

Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь образован Следственный комитет Республики Беларусь.

Для его создания был выделен следственный аппарат из системы органов прокуратуры, подразделения предварительного расследования из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля.

Следственный комитет является государственным правоохранительным органом и органом предварительного следствия, подчиненным Президенту и осуществляющим в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

Следственный комитет начнет осуществлять свою деятельность с 1 января 2012 г. В настоящее время ведется работа по приведению законодательства, в том числе и УПК, в соответствие с вышеназванным Указом Президента Республики Беларусь о создании Следственного комитета.
22. Согласно УИК Республики Беларусь, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в администрацию органа или учреждения, исполняющего наказание и иные меры уголовной ответственности, в суд, прокуратуру и другие государственные органы, общественные объединения.

Аналогичная норма содержится и в Законе «О порядке и условиях содержания лиц под стражей». Лица, содержащиеся по стражей, могут обращаться с ходатайствами, предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их прав и законных интересов.

В соответствии с Законом «Об обращениях граждан» письменные обращения, поступившие в государственные органы, к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях, в пятидневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации с уведомлением об этом граждан. Таким образом, при направлении в государственный институт жалобы о применении пыток, т.е. обращения, содержащего признаки совершения преступления, данное обращение должно быть направлено в правоохранительный орган, к компетенции которого относится раскрытие указанных преступлений.

Согласно статье 93 Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» постоянные комиссии палат Национального собрания наделены правом рассматривать письменные обращения граждан и организаций, но только содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь.

Полномочия Республиканской общественной наблюдательной комиссии (ее членов), а также областных и Минской городской общественных наблюдательных комиссий (их членов) определены в утвержденном постановлением правительства Положении о порядке осуществления республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

Этим Положением, в частности, закреплены такие права комиссий, как право беседовать с лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, за исключением лиц, содержащихся под стражей, при наличии согласия указанных лиц, а также проводить анкетирование лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

В части возможности инициирования расследований по жалобам, а также независимости Республиканской общественной наблюдательной комиссии следует отметить, что в соответствии с утвержденной Министерством юстиции Инструкцией о порядке образования и деятельности общественных наблюдательных комиссий, Республиканская комиссия сама определяет направления своей деятельности в соответствии с возложенными на нее законодательством полномочиями.

Контроль за деятельностью данной комиссии со стороны Министерства юстиции не предусмотрен. Согласно указанной Инструкции Министерство юстиции осуществляет исключительно организационное обеспечение деятельности Республиканской комиссии, предоставляет ей помещение для проведения заседаний, компьютерную и иную технику для подготовки необходимых документов, оказывает методическую помощь.

В отношении освещения деятельности Республиканской комиссии в СМИ отмечаем, что законодательством каких-либо ограничений не установлено. На сайте Министерства юстиции создан специальный раздел, посвященный деятельности общественных наблюдательных комиссий, на котором размещается информация о деятельности комиссий, в том числе о результатах посещений исправительных учреждений, выводах комиссий, а также информация о принятых компетентными органами мерах по результатам выявленных комиссиями проблем. Информация о деятельности наблюдательных комиссий публикуется также в журнале «Юстиция Беларуси».
23. УПК предусмотрен широкий перечень мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса. В соответствии с ними, орган, ведущий уголовный процесс, при наличии достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, защищающего свои или представляемые права и интересы, а также иного участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе, обязан принять предусмотренные законом меры по обеспечению безопасности этих лиц и их имущества.

К мерам, которые объективно позволяли бы свидетельствовать на суде, относятся:

- неразглашение сведений о личности;

- освобождение от явки в судебное заседание;

- закрытое судебное заседание;

- использование технических средств контроля;

- прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров;

- личная охрана, охрана жилища и имущества;

- изменение паспортных данных и замена документов;

- запрет на выдачу сведений.

Решение о применении мер безопасности может быть принято, в том числе по заявлению участника уголовного процесса о необходимости принятия мер безопасности.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса, их близких родственников и членов их семей либо иных лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также в отношении их имущества, влечет ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

С учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, имущественных и иных прав защищаемых лиц могут быть приняты и другие меры обеспечения безопасности, не противоречащие УПК и иным законам Республики Беларусь.
24. По факту причинения Абрамчик М.Г. телесных повреждений в настоящее время следственным отделом прокуратуры города Минска расследуется уголовное дело, в ходе которого принимаются все необходимые меры по установлению лица, причинившего ей телесные повреждения.
25. По заявлению А.Михалевича о применении к нему физического насилия в СИЗО КГБ следственным управлением Генеральной прокуратуры в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом проведена проверка, в ходе которой изучены материалы уголовного дела, личное дело Михалевича А.А., его медицинская карта, опрошены сотрудники КГБ, иные лица, содержащиеся в следственном изоляторе, осмотрен ряд помещений.

Установлено, что А. Михалевичу были разъяснены процессуальные права, в том числе право на обжалование примененной меры пресечения. Его допросы производились с участием защитников, во время которых он не заявлял о применении к нему физического насилия, пыток и о принуждении к даче показаний.

В ходе проверки доводы, изложенные в заявлении А. Михалевича и публикациях СМИ, не нашли своего подтверждения и по результатам проведенной проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом за отсутствием в деянии состава преступления. Оснований для отмены принятого решения и проведения дополнительной проверки не имеется.

А. Михалевич неоднократно обращался за медицинской помощью. Его осмотры врачом осуществлялись в связи с его жалобами на геморрой и периодический сухой кашель. По всем обращениям А. Михалевичу своевременно давались рекомендации, назначалось лечение. За время нахождения в следственном изоляторе КГБ жалоб на медицинское обслуживание, условия и порядок содержания под стражей со стороны А. Михалевича руководству изолятора не поступало.

Уголовное дело в отношении А. Михалевича приостановлено в связи с объявлением его в розыск и невозможностью производства с его участием следственных действий. Уголовное дело в отношении него судом не рассматривалось, процедуры заочного рассмотрения уголовных дел в Республики Беларусь не предусмотрено, в связи с чем приостановления вынесения в отношении него оправдательного приговора быть не могло.

Возобновление расследования уголовного дела в отношении А.Михалевича возможно только в случае его явки в орган уголовного преследования Республики Беларусь.

Заявления А.Михалевича о применении к нему и другим заключенным пыток в СИЗО не соответствуют действительности, что подтверждается имеющимися документальными материалами.

КГБ был подготовлен ролик, демонстрировавшийся по национальным телеканалам, опровергающий его заявления о применении пыток.

Генеральной прокуратурой проводилась проверка по заявлению А.Михалевича, по результатам которой принято решение об отказе в возбуждении

следующая страница >>