microbik.ru
1 2 3
1. Пояснительная записка.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности нужно учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
1.1.Актуальность
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.

В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самостроительства.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.

Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм. И все это - вместе с детьми!

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания. Таким образом, актуальность данной программы деятельности очевидна и заключается в её востребованности, в возможности помочь активизировать все внутренние способности, возможности личности ребенка, установить партнёрские взаимоотношения с семьей.

1.2 Цель: создание условий для максимального развития творческих способностей учащихся класса, для успешной социализации личности.
1.3 Для реализации программы требуется решить следующие задачи:
1-й год реализации программы (1-й класс):

Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:
- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
- привлечь родителей к реализации данной программы.
2-й год реализации программы (2 класс):

Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу
жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.

 
3-й год реализации программы (3-й класс):

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:
- совершенствовать познавательную активность учащихся;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
- формировать оргдеятельностные умения учащихся;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
4-й год реализации программы (4 класс):

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:
- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.


 


1.4 Участники программы: учащиеся, классный руководитель, родители учащихся.
педагоги, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организаторы.
1.5 Срок реализации программы – 4 года
1.6 Прогнозируемый результат:
- учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность;
- стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной и творческой деятельности;
- осознание учащимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;
- заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса;
- увлекаются каким-либо видом внеурочной деятельности;
- младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности;
- уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;
- высокий уровень сплоченности детского коллектива.
1.7 Связи, устанавливаемые для реализации программы:
Внутренние:

- педагоги,

- администрация,

- социальный педагог,

- педагог-психолог,

- педагог-организатор,

- библиотекарь.
- Внешние:

На городском уровне

- родители,

- ЦДОД (Центр творчества),

- библиотека (городская),

- Городской краеведческий музей,

- ДШИ (Детская школа искусств),

- ДЮСШ (Детско-юношеская спортивная школа),

- Спортивный комплекс,

- Бассейн «Дельфин»,

- Психологический центр,

- Дом Культуры,

- Детские клубы: «Метеор», «Стимул»

- Дом милосердия

- Кинотеатр «Экран»

- Пожарная часть,

- Аэродром
На областном уровне:

- Зональный фестиваль театральных коллективов;

- МЧС России;

- Челябинский Театр кукол

- ТЮЗ

- Концертный зал им. Прокофьева

- Цирк

- ООО «Альтернатива» (звероферма)

- Развлекательные комплекс «Куб»,

- Парк бабочек г.Челябинск

- Зоопарк

- Краеведческий музей г.Челябинска

- Музей «Галелео»

- ООО «Южуралкондитерпром»

1.8 Диагностические средства:
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств:

1. Анкеты .
2. Тесты .
3. Статистика, банки данных (социальный паспорт класса, листки здоровья и т.п.)
4. Анализ успеваемости школьников (для классного руководителя, администрации, родителей)
5. Диагностический мониторинг:


Направления

Задачи

Методики, авторы

Изучение индивидуальных качеств личности



Изучить потребности, интересы, склонности и другие характеристики личности учащегося

Игра «Путешествие по морю любимых занятий»,

Анкета «Твои увлечения»,

Игра «Расскажи мне обо мне»,

Сочинения «Я и моя семья»,

Беседа «Моя семья-лучшее место в мире»,

Родительское собрание «Мы и наши дети», Анкетирование родителей,

КТД «Мир интересов моей семьи»

  • Диагностика психических механизмов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления» «Самооценка психических состояний» (по Айзенку),

  • «Оценка агрессивности в отношениях. Тест А. Ассингера



Социометрия;


Определить уровень сформированности классного коллектива, межличностные отношения

Анкетирование «Кого выбирают, кто выбирает» (таблица)

Методика А.Н.Лутошкина «Какой мы коллектив» (ежегодно)

Анкетирование «Увлечения детей и родителей», Анкетирование «Удовлетворенность деятельностью «Школы полного дня»,

Анкетирование «Удовлетворенность условиями школы, жизнедеятельностью класса»

«Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой;


Репутация класса

Изучение межличностных отношений

Игра «Лидер», «Киностудия»,

Конкурс рисунков «Какой мы класс?»

«Сформированность основных нравственных качеств личности» Капустин Н.П.

Диагностика воспитанности учащихся

Изучение личностных ценностей учащихся, ценностных ориентиров семьи

А) «Пословицы». Методика разработана С.М. Петровой.

Б) «Размышляем о жизненном опыте». Тест Н.Е.Щурковой.

В) «Репка». Методика. Разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

Г) «Детское стихотворение». Методика Н.А. Алексеевой


Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе;


Изучения проблем жизнедеятельности классного коллектива

Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой,

Тест Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей работой ОУ»

  • «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе». Диагностика по методике Чиркова В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В. , « Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев);





следующая страница >>