microbik.ru
1 2 ... 4 5


1. Сущность понятий «социально-психологическое обучение», «активность», «обучение», «активное социально-психологическое обучение».

Социально-психологическое обучение - явление социальной психологии, использующее и опирающееся на ее закономерности и понятийно-терминологический аппарат. Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Следовательно, социально-психологическое обучение - это обязательно обучение в группе, и этим оно принципиально отличается от индивидуального обучения

Активность собственная динамика живых существ, как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Обучение - процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.

Активное социально-психологическое обучение — психолого-педагогическая форма выработки и совершенствования различных умений и навыков поведения работников, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности. Активное обучение применяется как для формирования специфических коммуникативных умений у представителей профессий, работающих с людьми, так и в целях повышения общей психологической компетентности, упорядочения культуры психической деятельности организации.


  1. Становление активных групповых методов обучения в прикладной социальной психологии.



Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
Активные методы обучения делят на:



1) Групповые


- дискуссия

  • Мозговая атака

  • Круглый стол

  • Интеллектуальная разминка


- игровые

  • Ролевая

  • Организационно-деятельностная игра


- тренинги

2) индивидуальные
-тренировка

- выполнение практических заданий



Дискуссия (лат. diskussio – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор, цель которого – выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Слово «диспут» (лат. disputare – рассуждать, disputatio – прения) первоначально означало публичную защиту научного труда, написанного для получения ученой степени. В настоящее время под диспутом понимают публичный спор на научную или общественную тему.

В отечественной психологии «игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».

Термин «тренинг» (от английского train, training) имеет ряд значений – «воспитание, обучение, подготовка, тренировка». Групповой психологический тренинг выходит за эти рамки и используется, в самом широком смысле, в целях развития, психокоррекции, обучения и диагностики. Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов представляют тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.



  1. Феномены группового обучения (групповая динамика, межличностные отношения, межличностная ситуация).


Групповая динамика (от др.-греч. δυναμις, dynamis — сила) — процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе.

Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов:

образование подгрупп по интересам;

  • возникновение лидеров и их уход в тень;

  • принятие групповых решений;

  • сплочение и конфликты в группе;

  • изменение ролей членов группы;

  • воздействие на поведение;

  • потребность в присоединённости;

  • распад группы.

Групповая динамика применяется при проведении бизнес-тренингов, групповой терапии, использовании гибкой методологии разработки программного обеспечения.

Межличностные отношениясубъективно переживаемая взаимосвязь между людьми, объективно проявляется в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ожиданий, ориентаций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Межличностная ситуация – основной обучающий паттерн (шаблон, модель), в приобретении индивидом коммуникативной компетенции (умение вести диалог, правильно ставить задачи)

  1. Групповой потенциал обучения. Преимущества и недостатки обучения в группе.


Групповой потенциал – комплекс глубинных социально-психологических ресурсов взаимодействия обучаемых друг с другом и с преподавателем.

+

  • Знание группового потенциала позволяет гибко управлять учебно-воспитательным процессом.

  • Групповая работа позволяет наиболее эффективно разрабатывать решения.

  • Минимум риска неверного решения.

  • Уменьшает опасность упустить определенные детали.

  • Обеспечивает интенсивную готовность и способность каждого отдельного члена группы к сотрудничеству.

-

Если присмотреться, то станет ясно, что все определения тренинга по сути описывают одно и то же, но в разных терминах. Общее во всех определениях можно озвучить так: групповой тренинг – это когда целенаправленно обучают и развивают, провоцируют некие изменения в условиях специально созданной группы путем переживания и рефлексии опыта настоящего момента. Иногда уточняют, что обучают непременно взрослых, однако на практике это не так: не менее широко и успешно проводятся  тренинги для подростков.

Групповой тренинг потому так и называется, что функционирует в группе, черпая в группе свой ресурс и действуя согласно закономерностям процессов групповой динамики. Группа возникает везде, где собираются больше двух человек и что-то делают вместе.  Независимо от их желания, законы группы вступают в силу автоматически. И этот факт содержит в себе огромный потенциал для обучения, так как обучение в совместной с другими людьми групповой деятельности – это один из эффективнейших способов.

Даже существующие предложения «индивидуального психологического тренинга», обосновывая его привлекательность тем, что такой тренинг эксклюзивен и обеспечит клиенту максимальное внимание к его потребностям, оговаривают, что обучение происходит в малых группах. Если же тренингом называют работу специалиста с одним клиентом, то это консультирование, психокоррекция, индивидуальное обучение, но не тренинг в строгом смысле слова. И в самом деле, если тренинг это прежде всего моделирование реальных ситуаций и задач, возникающих в жизни человека и требующих решения, то достичь этого с помощью театра одного актера не представляется возможным.


История возникновения группового тренинга

Потенциал группового обучения, его огромные возможности для всестороннего развития личности были известны издревле, еще тогда, когда слова «тренинг» не существовало. Групповые обряды, инициации, формы совместного переживания религиозного опыта, светские ритуалы, известные системы образования – всё это можно считать предтечами того, что сейчас понимается под тренингом. Элементы того, что сейчас используется в тренингах, были частью подготовки военных, религиозных деятелей, актеров в разные эпохи.

Однако возникновение тренинга в строгом смысле этого слова знаменует деятельность известного психолога Курта Левина. Вскоре после окончания Второй Мировой войны им были созданы экспериментальные группы, в которых участники обучались эффективному общению. Наблюдения выявили, что именно в условиях группы возможно наиболее легкое изменение установок человека и появление новых, обогащение его опыта и расширение моделей поведения. Эти группы, получившие название «Т-групп», обучали управленцев, политиков, менеджеров, оказывая помощь в разрешении конфликтов, эффективном руководстве, повышении групповой сплоченности.

И уже вскоре групповой тренинг, как высокоэффективный способ обучения, обрел очень широкое применение, в частности, в гуманистической психологии и психодраме, с широким диапазоном целей. Общая философия тренинга была такова: существуют продуктивные установки и способы мышления и поведения и непродуктивные, первые следует развивать, от последних – избавляться. Это поможет человеку не только наилучшим образом адаптироваться в жизни, но и раскрыть свой потенциал как можно более полно. Был создан метод, получивший название социально-психологического тренинга (М. Форверг), основанный на ролевых играх,  и получивший большой успех в обучении и подготовке руководителей. Таким образом, групповой тренинг обрел широкую область применения: психотерапия, обучение и подготовка, личностное развитие. Такова сфера, в которой действует групповой тренинг, и по сей день.

  1. Традиционные и активные методы: достоинства и недостатки использования в процессе обучения.


Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей.
Методы зависят от характера и цели взаимодействия.

2 группы методов коллективного взаимодействия:

  • Традиционные

  • Активные


1) Традиционные – носят репродуктивный характер и направлены на передачу определенной системы знаний, а также на формирование навыков и умений в практической деятельности. Представляют готовые решения в качестве образца.

  • Лекция

  • Обсуждение (семинар, беседа)

  • Самостоятельная работа

  • Показ действий

  • Упражнения

2) Активные – направлены на развитие самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать нетрадиционные профессиональные задачи.

Они позволяют творчески мыслить.

Решают следующие задачи:

  • Овладение психолого-педагогическими и специальными знаниями

  • Формирования личностных и профессиональных умений и навыков

  • Коррекция и развитие установок, необходимых для успешной деятельности и общения

  • Развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей

  • Коррекция и развитие системы отношения личности



  1. Принципы активного социально-психологического обучения.



  1. Принцип активности участников

  2. Принцип исследовательской творческой позиции

  3. Принцип объективации поведения (особым образом организовать обратную связь)

  4. Принцип партнерского субъект-субъектного общения (признание ценности личности другого человека)

Принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников взаимодействия.

Учебный процесс с использованием МАСПО в условия ВУЗа опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А.Балаев, а именно:

1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности студентов и темой занятия.

2. Принцип моделирования. Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются вопросы и задания, которые решают студенты в ходе обучения.

3. Принцип входного контроля. Этот принцип предусматривает подготовку учебного процесса согласно реальному уровню подготовленности студентов, выявления их интересов, установления наличия или потребности в повышении знаний.

4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения. Для эффективного достижения учебной цели преподавателю необходимо выбирать такие виды учебной деятельности студентов, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи.

5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда студенты узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем.

6. Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок.

7. Принцип «от простого к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении.

8. Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности студентов является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Студенты привыкают к тем или иным методам, теряют к ним интерес.

9. Принцип организации коллективной деятельности. Организуя коллективную работу на занятиях, преподаватель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого студента было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.

10. Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать у студента уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности.

11. Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает проверку эффективности занятий.

12. Принцип выходного контроля. Для выходного контроля успешно используются: серия контрольных практических заданий, проблемных задач и ситуаций, тесты и т.п. Они могут быть индивидуальными и групповыми.

  1. Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения, их классификация.

Методы активного социально-психологического обучения методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические закономерности активной учебной деятельности обучаемого в учебной или иной целевой группе.

Классификация методов активного социально-психологического обучения

Активные групповые методы Ю.Н. Емельянов предлагает условно

объединить в три основных блока:

а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры: ролевые игры(поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

в) сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять на тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию.

  1. Механизмы и методы психологического воздействия на личность и группу, их классификации.

При активном социально-психологическом обучении ведущим в той или иной мере применяются все методы психологического воздействия на обучаемых: заражение, внушение, убеждение, подражание.


следующая страница >>