microbik.ru
1


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Работа с базами данных» являются: формирование общих представлений о принципах построения банков данных (баз данных, систем управления базами данных), принципов проектирования баз данных, а также в изучении общих принципов работы с базами данных и иллюстрации их на примере конкретных СУБД.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Работа с базами данных» включена цикл дисциплин направления и является дисциплиной по выбору. Для освоения данной дисциплины необходимы знания по дисциплинам: информатика, информационные технологии. Освоение дисциплины «Работа с базами данных» необходимо для работы с информационными системами, компьютерными технологиями, при выполнении выпускных квалификационных работ, для профессиональной деятельности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:

- способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9);

- способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12).
1) Знать: основы современных информационных систем управления базами данных и возможности их использования в профессиональной деятельности.

2) Уметь: формулировать и решать конкретные задачи в области управления данными и выбирать программные системы и технологии для решения этих задач на имеющихся аппаратно-программных платформах;

3) Владеть: методологией проектирования информационных систем; базовыми информационными технологиями, необходимыми для профессиональной деятельности; навыками использования программных средств создания баз данных.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Компьютерные технологии в науке и образовании»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа.
4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

72

Аудиторные занятия (всего)

32

В том числе:




Лекции

16

Практическая работа

16

Самостоятельная работа

40

В том числе:




Семестровое задание

40

Вид промежуточного контроля

зачет

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Общая трудоёмкость (часах)

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Учебная работа

В т.ч.

активных форм

Самостоятельная работа
















лекции

практ.

1

Основы баз данных: введение

А

1

4

2

2










2

Проектирование базы данных как процесс поиска оптимальных решений


А

2

4

2

2









3

Построение инфологической модели


А

3-4

22

4

4




14

Самостоятельная работа

4

Модели данных

. Реляционная модель баз данных

А

5

4

2

2










5

Объекты базы данных

А

6

4

2

2










6

Технологии создания электронных баз данных

А

7-8

34

4

4




26

Самостоятельная работа













72

16

16




40

Зачет


4.2 Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1

Основы баз данных: введение

Интегрирование данных. База данных. Системы управления базами данных.

Основные функции базы данных. Банк данных. Требования, предъявляемые к

современным средствам хранения данных.


2

Проектирование базы данных как процесс поиска оптимальных решений


Этапы проектирования базы данных. Жизненный цикл базы данных (создание,

апробация, исправление ошибок, опытная эксплуатация, сопровождение). Структуры

хранения данных как основа базы данных.


3

Построение инфологической модели


Анализ и описание предметной области.

Средства описания инфологической модели.

Формальное описание задачи. Диаграммы объектов-связей.

Диаграммы «Сущность-Связь». Связи (типы связей,

бинарные связи). Сущности и экземпляры сущностей. Атрибуты, домены, ключи,

внешние ключи.


4

Модели данных

. Реляционная модель баз данных

Понятие об иерархической модели данных.

Понятие о сетевой модели данных.

Реляционная модель данных как формализованное описание данных.



5

Объекты базы данных

Технологические способности СУБД. Обмен данными с другими системами. Обзор

существующих СУБД.

Объекты базы данных. Пользовательские интерфейсы доступа к СУБД.



6

Технологии создания электронных баз данных

Проектирование и разработка базы данных социологических исследований.


5. Образовательные технологии.

Лекции, в том числе, информационные лекции, лекции-беседы, проблемные лекции, лекции-дискуссии; электронные пособия, анализ конкретных ситуаций и примеры, практические задания, семестровые работы, консультации, зачет.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
На зачете студенты защищают семестровое задание. Примерный вариант заданий приведен ниже.

  1. Информационные технологии в деятельности пенсионного фонда:

    1. система персонифицированного учета;

    2. пенсионное обеспечение.

  2. Информационные технологии в деятельности органов социальной защиты населения

    1. адресная социальная помощь;

    2. социальная стипендия;

    3. социальные пособия;

    4. социальные услуги.

  3. Информационные технологии в деятельности служб занятости населения

    1. база данных «Кадры»;

    2. база вакансий;

    3. общественные работы.

  4. Информационные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений

    1. «Электронная планерка»;

    2. система мониторинга.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:

  1. Марков, А.С., Лисовский, К.Ю. Базы данных. Введение в теорию и методологию : учебник / А. С. Марков, К. Ю. Лисовский .- М. : Финансы и статистика , 2004 .- 511 с.

  2. Кузин, А.В., Левонисова, С.В. Базы данных : учеб. пособие для вузов / А. В. Кузин, С. В. Левонисова .- М. : Academia , 2005 .- 315 с.

  3. Кузин, А.В., Демин, В.М. Разработка баз данных в системе Microsoft Access : учебник / А. В. Кузин, В. М. Демин .- М. : Форум : ИНФРА-М , 2005 .- 223 с.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Учебные аудитории для проведения лекционных и практических занятий; мультимедийная аудитория для проведения лекций; набор слайдов (презентаций) по дисциплине «Работа с базами данных»; компьютерный класс для выполнения семестрового задания


Приложение

к рабочей программе дисциплины

«Работа с базами данных»

Сведения о переутверждении РП на текущий учебный год и регистрации изменений

№ п/п

учебный год

содержание изменений* / без изменений

преподаватель- разработчик рабочей программы

РП одобрена на заседании кафедры
(№ протокола; дата, подпись зав. кафедрой)

РП утверждена деканом факультета
(дата, подпись)




























































































































* - тексты изменений к рабочей программе прилагаются обязательно

* -протокол изменений к рабочей программе нужно указывать по каждому году (построчно)