microbik.ru
1 2 3 4


ПАМЯТКА

ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЧАСТНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, СОЗДАННЫХ В РАМКАХ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 28.06.2007 №302 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ЧАСТНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1. О порядке передачи товарно-материальных ценностей.

1. При создании частного унитарного предприятия товарно-материальные ценности могут быть внесены в качестве вклада в уставный фонд такого предприятия.

2. Законом Республики Беларусь от 28.05.1991 №813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

Для передачи имущества индивидуального предпринимателя в иных случаях (не в качестве вклада в уставный фонд) необходимо оформить вначале его выбытие из предпринимательского оборота. Перечень передаваемого имущества определяется индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Выбытие оформляется посредством учинения записей «передано для использования в личных целях» в соответствующих учетных документах   книгах учета.

Индивидуальные предприниматели   плательщики единого налога   отражают выбытие из предпринимательского оборота товарно-материальных ценностей по учетной стоимости (по основным средствам и отдельным предметам в составе оборотных средств   по остаточной стоимости):

товаров   в соответствующих разделах книги учета движения товаров (Инструкция о порядке ведения книги учета движения товаров, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14.04.2005 №51/49 (далее   Инструкция №51/49);

основных средств, ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь,   в книге учета основных средств (приложение 2 к Инструкции о порядке учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 20.04.2006 №50/45 (далее   Инструкция 50/45));

отдельных предметов в составе оборотных средств, ввезенных из Российской Федерации, - в книге учета отдельных предметов в составе оборотных средств (приложение 5 к Инструкции №50/45);

сырья и материалов, ввезенных из Российской Федерации,   в книге учета сырья и материалов (приложение 6 к Инструкции №50/45).

Индивидуальные предприниматели   плательщики налогов в общеустановленном порядке   отражают выбытие из предпринимательского оборота товарно-материальных ценностей по учетной стоимости (по основным средствам и отдельным предметам в составе оборотных средств   по остаточной стоимости):

товаров   в книге учета товаров (готовой продукции) (приложение 8 к Инструкции №50/45);

основных средств   в книге учета основных средств (приложение 2 к Инструкции №50/45);

отдельных предметов в составе оборотных средств   в книге учета отдельных предметов в составе оборотных средств (приложение 5 к Инструкции №50/45);

сырья и материалов   в книге учета сырья и материалов (приложение 6 к Инструкции №50/45).

На основании записей о выбытии товарно-материальных ценностей в соответствующих книгах учета составляется акт передачи в произвольной форме, в котором указываются: вид товарно-материальных ценностей, единицы измерения, количество, стоимость единицы, общая стоимость и другие необходимые сведения.

Если оба супруга являются индивидуальными предпринимателями, при этом учредителем частного унитарного предприятия, создаваемого в соответствии с Положением о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 №302 (далее -- Положение), будет выступать один из супругов, выведение передаваемого унитарному предприятию имущества из предпринимательского оборота производится каждым индивидуальным предпринимателем (супругом).

Оформив выбытие имущества из предпринимательского оборота, передача товарно-материальных ценностей частному унитарному предприятию оформляется физическим лицом актом передачи. Такая передача имущества не относится к безвозмездной (спонсорской) помощи, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 №300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов). Имущество, нажитое супругами во время брака, находится в их совместной собственности, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Следовательно, имущество, находящееся в совместной собственности супругов, передается по акту передачи имущества, подписанного физическим лицом, являющимся учредителем унитарного предприятия.

Передача индивидуальными предпринимателями алкогольной непищевой спиртосодержащей продукции и табачных изделий осуществляется на основании ТТН-1 или ТН-2, оформленных в соответствии с законодательством, с приложением инвентаризационной описи, а также документов, подтверждающих приобретение и оплату этих товаров.

Безвозмездная передача товарно-материальных ценностей частному унитарному предприятию физическим лицом (в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя), являющимся учредителем этого унитарного предприятия, рассматривается как передача имущества в пределах одного собственника.

При безвозмездной передаче товаров физическим лицом унитарному предприятию, учредителем которого выступает это физическое лицо, отсутствует факт получения дохода физическим лицом, следовательно, подоходный налог не уплачивается.

В соответствии с налоговым законодательством операции по безвозмездной передаче имущества в пределах одного собственника по его решению не подлежат у ЧУП обложению налогом на добавленную стоимость, сбором в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налогом с пользователей автомобильных дорог, налогом на приобретение автомобильных транспортных.

Стоимость полученных товарно-материальных ценностей у принимающей стороны не включается в состав доходов от внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль и местных сборов, уплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении.

2. Порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

1. Согласно пункту 62 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 №11 деятельность индивидуального предпринимателя считается прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении его из этого регистра.

Следовательно, до момента прекращения деятельности индивидуального предпринимателя он является плательщиком налогов, сборов (пошлин) и обязан выполнять требования налогового законодательства, предъявляемые к плательщику.

Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), а также сроки их уплаты определены действующим законодательством и указывают на то, что налоговая декларация (расчет) подается и уплата налога (сбора) производится не позднее определенной даты. Следовательно, в случае прекращения индивидуальным предпринимателем деятельности до наступления установленных сроков для предоставления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налогов, он обязан предоставить налоговую декларацию (расчет) и уплатить причитающиеся налоги (сборы) в бюджет ранее установленной даты.

Указанные в налоговых декларациях (расчетах) суммы налогов (сборов), подлежащие возврату, могут быть возвращены плательщикам после проведения налоговой проверки.

2. В соответствии с пунктом 20 Положения о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 №285, основанием для перерасчета (возврата или зачета) единого налога является неосуществление деятельности вследствие принятия государственными органами решений, препятствующих ее осуществлению, за исключением случаев, когда такие решения вызваны неправомерной деятельностью самих индивидуальных предпринимателей,   на основании заверенных в установленном порядке копий решений этих органов или иных документов.

Положение о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 №302 (с учетом изменений и дополнения, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2007 №685), предусматривает, что индивидуальный предприниматель со дня выдачи свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия не вправе заключать договоры, направленные на осуществление им предпринимательской деятельности. Такая деятельность индивидуального предпринимателя является незаконной. Доходы, полученные от ее осуществления, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.

В связи с изложенным, со дня выдачи свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия индивидуальный предприниматель имеет право на перерасчет единого налога, основанием для проведения которого является заверенная плательщиком (частным унитарным предприятием) копия свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия с отметкой о дате его получения.

3. Пунктом 8 статьи 60 Налогового Кодекса Республики Беларусь установлено, что излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу) по его письменному заявлению в случае отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Соответственно, налоговый орган вправе на основании заявления плательщика произвести возврат ему излишне уплаченных в бюджет только после проведения налоговой проверки.

При этом не имеет значения осуществляет либо прекратило физическое лицо на момент возврата занятие предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае прекращения плательщиком предпринимательской деятельности излишне уплаченные в бюджет суммы налогов могут быть возвращены на счета, открытые физическим лицам.

4. В соответствии с пунктом 4 Положения до обращения в регистрирующий орган для государственной регистрации унитарного предприятия, но не позднее 15 февраля 2008 года, индивидуальный предприниматель вправе подать в налоговый орган заявление о возврате превышения сумм налоговых вычетов. Заявления, поданные после указанной даты, налоговым органом не принимаются.

Соответственно, решения налоговых органов о возврате сумм превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (за период, предшествующий подаче заявления, и за последующие налоговые периоды) по заявлениям индивидуальных предпринимателей, подаваемым ими до установленного Указом №302 срока (15 февраля 2008 года), правомерны.

Заявления, поданные индивидуальными предпринимателями после 15 февраля 2008 года, в том числе на возврат сумм превышения налоговых вычетов за февраль 2008 года, а также и за последующие налоговые периоды, не подлежат рассмотрению (решения о проведении возврата превышения сумм налоговых вычетов налоговыми органами не выносятся). Соответственно, суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой налога на добавленную стоимость возврату не подлежат.
3. Порядок перерегистрации кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, бланков первичных учетных документов и бланков строгой отчетности, в том числе контрольных знаков и контрольных (идентификационных) знаков.

1. При перерегистрации кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, таксометров (далее – КСА) и регистрации книг кассира-операциониста индивидуальный предприниматель, создавший унитарное предприятие в порядке, предусмотренном Положением, руководствуется нормами пункта 7 Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам от 03.09.2004 №100.

Для перерегистрации КСА индивидуальный предприниматель в 15-дневный срок со дня, следующего за днем выдачи свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия, представляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам заявление произвольной формы о регистрации унитарного предприятия и необходимости перерегистрации КСА в двух экземплярах, один из которых остается в инспекции Министерства по налогам и сборам. Одновременно с заявлением индивидуальный предприниматель предъявляет свидетельство о государственной регистрации унитарного предприятия образца, установленного Правительством Республики Беларусь, или устав унитарного предприятия со штампом о его государственной регистрации, либо представляет копии этих документов.

На основании представленных документов уполномоченное должностное лицо инспекции МНС вносит соответствующие изменения в список, журнал регистрации аппаратов и систем, заверяет своей подписью и печатью инспекции Министерства по налогам и сборам, а также вносит изменения в АРМ «Учет КСА» датой выдачи свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия.

Образованные унитарные предприятия, ранее осуществлявшие деятельность как индивидуальные предприниматели   плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, также представляют для регистрации книги кассира-операциониста и предъявляют показания суммирующего денежного счетчика КСА в отчете закрытия смены (Z-отчета) на дату выдачи свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия. Книги подлежат регистрации в инспекции Министерства по налогам и сборам с одновременным указанием данных из Z-отчета.

При регистрации унитарного предприятия вне места регистрации индивидуального предпринимателя аппараты и системы с регистрации в налоговом органе не снимаются. В этом случае осуществляется снятие аппаратов и систем с учета в одной инспекции Министерства по налогам и сборам и постановка их на учет в другой инспекции Министерства по налогам и сборам. При этом инспекция МНС по прежнему месту нахождения (месту жительства индивидуального предпринимателя) направляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту нахождения унитарного предприятия список зарегистрированных им аппаратов и систем и сведения о снятии их с учета. Соответствующие изменения вносятся уполномоченными должностными лицами инспекций Министерства по налогам и сборам в журналы регистрации аппаратов и систем и в АРМ «Учет КСА».

2. Для перерегистрации неиспользованных бланков первичных учетных документов и бланков строгой отчетности, в том числе контрольных знаков и контрольных (идентификационных) знаков (далее – бланки строгой отчетности) индивидуальные предприниматели представляют в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту своей регистрации в 30-дневный срок со дня, следующего за днем выдачи свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия:

-заявление произвольной формы о перерегистрации неиспользованных бланков первичных учетных документов и бланков строгой отчетности;

-акт инвентаризации неиспользованных бланков строгой отчетности с указанием наименования бланков, комплектности, кода бланков, номинала, единицы измерения, количества, серий и номеров бланков.

Одновременно с заявлением индивидуальный предприниматель предъявляет свидетельство о государственной регистрации унитарного предприятия образца, установленного Правительством Республики Беларусь, или устав унитарного предприятия со штампом о его государственной регистрации либо представляет копии этих документов.

При регистрации унитарного предприятия вне места регистрации индивидуального предпринимателя заявление и акт инвентаризации представляется в инспекцию Министерства по налогам и сборам по прежнему месту нахождения (месту жительства индивидуального предпринимателя).

В течение пяти рабочих дней со дня поступления в инспекцию Министерства по налогам и сборам заявления и акта инвентаризации неиспользованных бланков уполномоченное должностное лицо инспекции Министерства по налогам и сборам вносит соответствующие изменения в электронный банк данных датой выдачи свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия.

Остатки неиспользованных бланков подлежат дальнейшему использованию частным унитарным предприятием.

3. Для перерегистрации одновременно КСА и бланков строгой отчетности индивидуальный предприниматель вправе представить одно заявление (произвольной формы) на перерегистрацию КСА и бланков строгой отчетности.

Одновременно с заявлением:

представляется акт инвентаризации неиспользованных бланков строгой отчетности с указанием наименования бланков, комплектности, кода бланков, номинала, единицы измерения, количества, серий и номеров бланков;

предъявляется свидетельство о государственной регистрации унитарного предприятия или устав унитарного предприятия со штампом о его государственной регистрации либо представляются копии этих документов;

индивидуальными предпринимателями   плательщиками единого налога представляется для регистрации книга кассира-операциониста с предъявлением показаний суммирующего денежного счетчика КСА в отчете закрытия смены (Z-отчета) на дату выдачи свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия.

В этом случае заявление и вышеперечисленные документы представляется в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту регистрации индивидуального предпринимателя в 15-дневный срок со дня, следующего за днем выдачи свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия.

следующая страница >>