microbik.ru
1 2 ... 5 6


Содержание


Введение 2

2 Порядок начисления пенсии за выслугу лет 11

2.1 Общие основания начисления пенсии за выслугу лет 11

2.2. Порядок определения выслуги лет для назначения пенсии гражданам, подвергшимся радиационному воздействию при проведении испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, при ликвидации последствий этих аварий 19

2.3 Порядок определения выслуги лет для назначения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, из числа бывших военнослужащих, занятых на работах по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, несущих (проходивших) службу на атомных кораблях, а также в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений 28

Заключение 31

Список литературы 33



Введение


12 декабря 1993 г. на всенародном Референдуме была принята Конституция Российской Федерации1, которая в статье 7 закрепила положение о том, что Россия является социальным государством, а в части второй данной статьи закрепила право граждан на социальное и пенсионное обеспечение.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения после принятия Конституции подверглось радикальной реформе, пик которой пришелся на 1991 г., когда был принят Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"2, установивший правовые основания пенсионного обеспечения.

Однако, имеют место и другие правовые режимы назначения пенсий. В частности пенсия за выслугу лет отдельным категориям граждан назначается в особом порядке. Такая ситуация вызывает зачастую путаницу. Ввиду этого очень важно понимать принципы дифференциации при назначении пенсий различным категориям граждан.

Следовательно, тема данной работы, посвященной рассмотрению порядка начисления пенсий за выслугу лет, представляется достаточно актуальной.

Теоретические исследования по данной теме практически отсутствуют, поэтому работа носит характер анализа нормативных актов и материалов судебной практики, посвященных регулированию порядка начисления пенсий за выслугу лет.


1 Юридическое понятие пенсии за выслугу лет
Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального страхового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности1.

Конституционно-правовой смысл понятий "пенсия за выслугу лет" и "выслуга лет" раскрыт в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П2.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее. Как указывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П3, увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.

Пенсия за выслугу лет в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.

Таким образом, выслуга на военной службе является одним из важнейших институтов права социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, лиц, уволенных с военной и правоохранительной службы. Выслуга лет на военной службе, под которой понимается продолжительность нахождения гражданина на военной и (или) правоохранительной службе, учитываемая при определении объема и видов предоставляемых ему социальных гарантий и компенсаций, включая пенсионное обеспечение, выступает основанием для дифференциации уровня социального обеспечения указанных категорий граждан1.

Назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для адаптации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Статьей 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"2 установлены два основания назначения пенсии за выслугу лет.

В первом случае (п. "а" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей") необходимо наличие одновременно двух условий:

  • факт увольнения с военной или правоохранительной службы;

  • наличие на день увольнения со службы выслуги лет (в льготном исчислении) 20 лет и более.

При применении данных условий назначения пенсии может возникнуть вопрос: а любое ли основание увольнения со службы дает право на назначение пенсии за выслугу лет?

Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ1 предусмотрены 20 различных оснований увольнения военнослужащих с военной службы. Из указанных оснований спорными с точки зрения права на пенсионное обеспечение являются два: увольнение в связи с лишением военнослужащего воинского звания и в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подп. "д" и "е" п. 1 ст. 51 указанного Федерального закона).

Ответ на данный вопрос дает Конституционный Суд Российской Федерации.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 379-О разъяснено, что лицо, проходившее военную или правоохранительную службу, лишенное воинского или специального звания, теряет право на назначение и получение пенсии только в том случае, если приговор суда о лишении звания вступил в законную силу до назначения ему пенсии1.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают они по приговору суда наказание в виде лишения свободы или нет: право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение граждан пенсии в период нахождения в местах лишения свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии в период отбывания этого наказания, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Такие ограничения в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданам, проходившим военную или правоохранительную службу, имеющим на день увольнения выслугу 20 лет и более, пенсия за выслугу лет подлежит назначению независимо от основания увольнения со службы, за исключением увольнения в связи с лишением воинского (специального) звания по приговору суда (при условии, если приговор вступил в законную силу до назначения данному лицу пенсии)1.

Во втором случае (п. "б" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей") законодатель установил более строгие условия назначения пенсии. Для приобретения права на пенсию за выслугу лет гражданин должен отвечать одновременно трем условиям:

  • увольнение с военной или правоохранительной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями;

  • достижение на день увольнения возраста 45 лет;

  • наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной (правоохранительной) службы, права на пенсию за выслугу лет.

В практике пенсионного обеспечения бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов часто возникают вопросы о праве на пенсию за выслугу лет граждан, у которых соответствие всем трем указанным выше условиям назначения пенсии наступает после их увольнения со службы, например, на момент увольнения по организационно-штатным мероприятиям военнослужащий, имеющий общий трудовой стаж 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, не достиг 45-летнего возраста. Нередко указанные граждане при достижении указанного возраста обращаются в пенсионные органы за назначением им пенсии по основанию, предусмотренному п. "б" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Однако законных оснований для назначения таким гражданам пенсии за выслугу лет не имеется, поскольку в п. "б" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" однозначно сказано, что 45-летний возраст должен быть у лица, претендующего на назначение ему пенсии, именно на день увольнения со службы. Аналогичным образом решается вопрос о праве на пенсию лиц, которые приобретают необходимый 25-летний общий трудовой стаж, из которого не менее 12,5 лет составляет военная (правоохранительная) служба, не ко дню их увольнения, а позже, после увольнения со службы.

Вопрос о соотношении двух различных оснований назначения пенсии за выслугу лет был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 22 мая 1996 г. N 72-О1, от 4 июня 1998 г. N 80-О2, от 26 октября 1999 г. N 139-О3 и от 14 декабря 1999 г. N 206-О4.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанных решениях отметил, что Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионные отношения военнослужащих и работников органов внутренних дел. Один из видов пенсий, устанавливаемых этим Законом, - пенсия за выслугу лет, которая назначается на общих основаниях независимо от возраста лицам, имеющим выслугу 20 лет и более на военной службе (п. "а" ст. 13). В изъятие из этого общего правила пенсия за выслугу лет согласно п. "б" ст. 13 данного Закона может быть назначена и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет на военной службе, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста и конкретный перечень оснований увольнения, который носит исчерпывающий характер (достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия).

Таким образом, если в первом случае пенсия за выслугу лет назначается лишь за специфическую деятельность, каковой является служба, предопределяющая специальный правовой статус военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, то во втором случае она назначается на льготных условиях, поскольку в выслугу лет военной службы допускается включение периодов любой иной работы. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, введение законодателем дополнительных требований для назначения пенсии за выслугу лет на более льготных условиях (с учетом общего трудового стажа) не может рассматриваться как ограничение, влекущее нарушение равенства прав граждан перед законом и умаление права на получение пенсии за выслугу лет1.

Установленная законодателем норма, согласно которой право на получение пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа имеют только лица, уволенные с военной и правоохранительной службы по одному из трех оснований (достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия), также не может расцениваться как ограничение пенсионных прав граждан.

Таким образом, введение соответствующей дифференциации в зависимости от оснований увольнения с военной службы не может рассматриваться как дискриминация военнослужащих, увольняемых по другим основаниям, по отношению к военнослужащим, уволенным по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья. Тем самым законодатель предоставил преимущественное право военнослужащим, которые увольняются по обстоятельствам, не зависящим от их воли.


следующая страница >>