microbik.ru
1




«Социально-психологические причины межличностных конфликтов».
Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------3

1. Теоретический аспект межличностных конфликтов--------------------------8

1.1.Основные теоретические концепции конфликта----------------------------10

1.2. Межличностный конфликт: понятие, сущность, виды, причины--------16


1.3. Сфера проявления межличностных конфликтов и их причины----------23

2. Исследование социально-психологических причин

межличностного конфликта--------------------------------------------------------36

2.1.Организация и анализ результатов исследования----------------------------38

2.2. Исследование причин межличностного конфликта в семье---------------47

2.3. Исследование причин конфликта в организации----------------------------60

3. Рекомендации по предотвращению и профилактике

межличностных конфликтов--------------------------------------------------------69

Заключение---------------------------------------------------------------------------------73

Литература---------------------------------------------------------------------------------76

Приложения--------------------------------------------------------------------------------79

Введение
Любой человек на протяжении своей жизни не раз сталкивался с противоречиями, которые порой приобретали характер конфликта. Поле действия конфликта широко и многогранно. Оно включает внутреннюю психологическую жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми.

Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально-политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях жизнедеятельности.

Межличностные конфликты - это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из-за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта. Они всегда индивидуальны и неповторимы. Зависят от конкретных условий взаимодействия, психологических особенностей состояния людей.

Актуальность. Проблема межличностного конфликта имеет особую актуальность, что обусловлено, по крайней мере, тремя обстоятельствами.

Первое связано с общей тенденцией нарастания социальной напряженности в обществе, ухудшением воспитательной системы с подрастающем поколением. Углубляются процессы социальной дифференциации, стратификации нашего общества, ухудшаются условия жизни и деятельности большинства населения, снижается социальная и психологическая защищенность личности и, как следствие всего этого, значительное нарастание психической напряженности людей, конфликтности, агрессивности.
1. Теоретический аспект межличностных конфликтов
Одной из классических проблем разработки любого теоретического обеспечения является решение так называемой «терминологической проблемы». Не составляют исключения и концептуальные исследования в области теории конфликта.

Даже простое перечисление представлений определения понятия «конфликт», приведенных в справочно-энциклопедических и специализированных научных изданиях поражает, с одной стороны, похожестью (и как следствие - односторонностью представления), а с другой стороны - значительной вариативностью.

Смысл, в котором понятие «конфликт» употребляется в современной литературе, ведет свое начало «от латинского conflictus — столкновение» [12, с. 15]. Различные исследователи используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки, занимая при этом различные мировоззренческие позиции.

Анализ литературы демонстрирует ярко выраженный терминологический и методологический разнобой в трактовке понятия «конфликт» различными науками.

Приведём некоторые из определений конфликта:

- Конфликт — это «проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон» (В.Н. Кудрявцев) [14, с.12];

- Конфликт – это «один из видов социального взаимодействия, борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих конкурентов» (Л. Козер) [3, с.39];

- Конфликт – это «форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых

1.1. Основные теоретические концепции конфликта



Проблема конфликта стара как мир. Однако до кон. XVIII в. мыслители сводили его к проблеме «господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства» [14, с.4]. Позднее сформировалось иное отношение к проблеме конфликта. Оно заключалось в том, что «конфликт теперь определялся не социальными причинами, а природой самого человека» [14, с.5].

В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления. Рассмотрим основные из них.

Социально-биологическая теория конфликта. В данной теории утверждается, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Исследователи этого направления опираются на открытую английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным «теорию естественного отбора» и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Главная идея Ч. Дарвина состояла в том, что «развитие в живой природе осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание. Он выявил и обосновал механизм развития живой природы в виде естественного отбора наиболее приспособленных видов для продолжения жизни» [14, с.7].

Данная теория конфликта исходит из «идеи естественной агрессивности человека, которая проявляется в различного рода конфликтах» [25, с.9]. Ключевым в этой теории является понятие «агрессия», которая:

- имеет инстинктивно-обусловленный характер;

- может быть направлена как на самого человека, на группу людей, так и на вещи или явления окружающей среды;

- связана с нанесением ущерба её объектам.

Классовая теория конфликта. Главная заслуга в разработке этого теоретического направления принадлежит К. Марксу. Он предположил, что «социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс

1.2. Межличностный конфликт: понятие, сущность, виды, причины



Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводиться к межличностному.

Под межличностным конфликтом понимают «открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации» [23, с.160].

Межличностный конфликт представляет собой «деструкцию межличностных отношений двух людей на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях» [25, с.15].

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В ситуации межличностного конфликта люди «преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их, во взаимоотношениях друг с другом» [36, с.141]. Это один из самых распространенных типов конфликтов.

Конфликтная ситуация – это «накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними» [17, с.15].

К субъектам межличностного конфликта относят «тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели» [23, с.163]. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов.

1.3. Сфера проявления межличностных конфликтов и их причины
Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 5 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их ти­пов и причин [17, с.112-113].
Таблица 5

Сферы межличностных конфликтов

Сфера проявления

Типы конфликтов

Причины

Коллектив (организация)

Руководитель-подчиненный.

Между сотрудниками одного ранга.

Служебные. Неслужебные.

Организационно-технические:

-распределение ресурсов;

-неудовлетворительные коммуникации;

-различия в целях и т.д.

Социально-психологические:

-индивидуально-психологические особенности;

-социально-психологические явления

(позиция, статус, роль, внутренняя установка).

Семья

Супружеские конфликты.

Родители—дети. Супруги—родственники.

Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психо­лого-педагогической культуры членов семьи

Общество

(транспорт, улица, магазины, учреждения)

Гражданин—общество. Гражданин—чиновник и т.п.

Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура


Рассмотрим основные социально-психологические причины межличностного конфликта в различных сферах жизнедеятельности человека.

Общество как сложный социальный организм живет и развивает­ся по своим законам. В нем, как и в любой другой социальной систе­ме, возникают межличностные конфликты. Объективной основой возникновения межличностных конфликтов в обществе яв­ляется наличие в нем совокупности социальных отношений между субъектами социального взаимодействия - личностями.

2. Исследование социально-психологических причин межличностного конфликта
Практическая часть работы по исследованию социально-психологических причин межличностного конфликта проходила с 10.03.2010 г. по 01.08.2010 г., согласно поставленным задачам и цели исследования для подтверждения или отвержения выдвинутых гипотез, состоит из трех этапов.

На 1-м этапе было проведено анкетирование (с 10.03.2010 г. по 20.06.2010 г.). Анкетирование – это «письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты» [37, с.228]. Анкета предполагает «жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа» [37, 231]. Анкета состоит из открытых и закрытых вопросов (приложение 3).

Метод анкетирования выбран с целью получить в короткие сроки достаточную количественную интересующую нас информацию по теме исследования. В анкетировании приняли участие 120 человек. В связи с тем, что целью проводимого исследования являлось не описание распределения признаков в генеральной совокупности, а анализ связи между переменными, было принято решение, что поиск респондентов достаточно осуществлять методом доступных случаев с элементом случайного отбора. Анкета рассчитана для техники самозаполнения и распространялась среди знакомых, родственников. В целях сопоставимости данные, несмотря на статистически мало значимую величину целевых групп, приводятся в процентах (нормированы). Эти проценты не означают статистическую репрезентативную величину, а только иллюстрируют тенденцию.

На 2-ом и 3-ем этапах исследование было использование тестирование. Тест – это «кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психологического

2.1. Организация и анализ результатов исследования


Данная часть практического исследования проходила с 10.03.2010 г. по 1.08.2010 г. с помощью анкетного опроса.

Анализ результатов исследования построен на основе обработки 120 анкет. В анкетировании приняли участие 63% женщин и 37% мужчин.

На рис.4 отражено соотношение респондентов по полу и возрасту.

Рис. 4. Распределение респондентов по возрасту и полу (кол-во чел. в %).
Большинство респондентов имеют высшее образование (47%). Среднее специальное отметили 24% опрошенных. 20% респондентов имеют неполное высшее образование, т.к. являются студентами. 9% имеют среднее образование.



Рис. 5. Наличие образования респондентов (кол-во чел. в %).


2.2. Анализ исследования причин межличностного конфликта в семье
Второй этап исследования социально-психологических причин межличностного конфликта с сфере жизнедеятельности «семья» проводился с 25.03.2010 г. – по 10.06.2010 г. В исследовании приняло участие 15 семей. Для удобства обработки результатов мы не будем перечислять фамилии, а присвоим каждой семье порядковый номер с 1 по 15.

Основные социально-демографические характеристики исследуемых семей представлены в табл. 8.
Таблица 8

Социально-демографические характеристики исследуемых семей

Семья

Имя

Возраст (лет)

Образо-

вание

Семейный стаж (лет)

Проживание

Наличие детей (лет)

1

Андрей

Ирина

27

23

В/О

Н/В

4

С родителями

Дочь – 3

2

Дмитрий

Виктория

32

32

В/О

В/О

10

Отдельно

Сын – 9

Дочь – 7

3

Александр

Валентина

31

29

В/О

Ср/Спец

9

Отдельно

Сын – 6

4

Вячеслав

Лариса

42

37

В/О

В/О

15

Отдельно

Сын – 13

Дочь – 9

5

Сергей

Ольга

39

31

В/О

В/О

11

Отдельно

Дочь – 10

6

Сергей

Тамара

28

27

Ср/Спец

В/О

5

С родителями

Дочь – 3

7

Виктор

Лилия

29

32

В/О

Ср/Спец

4

Отдельно

Сын – 2

8

Степан

Елена

26

25

В/О

Н/В

4

С родителями

Сын – 3

9

Алексей

Марта

38

37

В/О

В/О

12

Отдельно

Дочь – 11

Сын – 9

10

Николай

Елена

35

36

В/О

В/О

16

С родителями

Сын – 15

Дочь – 14

11

Марат

Земфира

29

24

Ср/Спец

Н/В

5

Отдельно

Дочь – 4

12

Василий

Анна

31

31

В/О

В/О

9

С родителями

Сын – 7

13

Евгений

Людмила

39

37

В/О

Ср/Спец

12

Отдельно

Сын – 11

14

Петр

Анастасия

28

29

Ср/Спец

В/О

6

Отдельно

Дочь – 5

Сын – 3

15

Алексей

Тамара

34

33

В/О

В/О

11

Отдельно

Сын – 9

Дочь – 7


2.3. Анализ исследования причин конфликта в организации
Третья часть исследования социально-психологических причин межличностного конфликта проходила с 1.04.2010 г. по 1.08.2010 г. в сфере межличностных отношений «организация». Данный этап исследования проходил в трудовых коллективах:

1. ООО «Флигерс» - отдел рекламы в количестве 12 человек;

2. ООО «Алгоритм» - отдел маркетинга в количестве 10 чел.

Для удобства обработки результатов исследования каждому сотруднику был присвоен номер:

- ООО «Флигерс» - № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12;

- ООО «Алгоритм» - № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Членам коллектива были розданы карточки для того, чтобы они отметили, по их мнению, наиболее конфликтных членов своего коллектива (приложение 10).

Выбор членов коллектива отобразим на рис.25 и рис. 26.



Рис. 25. Выбор конфликтной личности коллективом ООО «Флигерс»

(кол-во чел.).


3. Рекомендации по предотвращению и профилактике межличностных конфликтов
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

Обобщая все рекомендации, при возникновении напряжения в общении, попробуйте сделать следующее:

- проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;

- держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

- установить контакт глазами и стараться не терять его;

- дать собеседнику выговориться, не перебивая его;

- дать собеседнику понять, что Вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему);

- признать свою вину, если объективно таковая есть;

- постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как Вам кажется, он тоже не прав;

- показывать, что Вы заинтересованы в решении проблемы собеседника сотрудничестве с ним будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;

- разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.

Для более успешного разрешения конфликта рекомендуется составить «карту конфликта», разработанную Х. Корнелиусом и Ш. Фейером [33, с.171]. С её помощью можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций. В первую очередь следует постараться определить:

Заключение
Межличностные конфликты - это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из-за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта. Они всегда индивидуальны и неповторимы. Зависят от конкретных условий взаимодействия, психологических особенностей состояния людей.

В современной теории конфликта существует социально-биологическая, классовая, функциональная, социально-психологическая теория конфликта, концепция позитивно-функционального конфликта Козера, конфликтная модель общества Дарендорфа и общая теория конфликта Боулдинга.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В ситуации межличностного конфликта люди «преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их, во взаимоотношениях друг с другом.

Динамика межличностного конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить следующие этапы: предконфликт, собственно конфликт, послеконфликтная ситуация.

Социально-психологические причины межличностного конфликта возникают под воздействием факторов информационных, структурных, ценностных, поведенческих и факторов отношений.
Литература



  1. Абакумова О.Г. Социология управления. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. – 160 с.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

  3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., пераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 259 с.

  5. Аширов Д.А. Организационное поведение: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 360 с.

  6. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 464 с.

  7. Бобрешова И.П., Попова Т.Е., Чувашова Т.А. Конфликтология: Методические указания по изучению дисциплины. Краткий конспект лекций. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 51 с.

  8. Большая энциклопедия психологических тестов / Автор-составитель А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

  9. Буртовая Е.В. (сост.). Конфликтология: Учебное пособие // http:// www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/29.aspx (27.09.2010 г.).

  10. Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 64 с.

  11. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.

  12. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

  13. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная теоретическая социология. Монография. – СПб: Издательство «Ольга», 1996. – 288 с.



Приложения


Приложение 1

Стили поведения в межличностном конфликте
Приложение 2

Классификация семейных конфликтов
Приложение 3

Анкета
Приложение 4

Тест-опросник удовлетворенности браком.
Приложение 5

Тест супружеских отношений
Приложение 6

Тест «Конфликтная личность»
Приложение 7

Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в поведении»
Приложение 8

Тест описания поведения К. Томаса
Приложение 9

Сводная таблица результатов тестирования исследуемых семей
Приложение 10

Карточки выбора конфликтной личности в коллективе

Приложение 11

Методика изучения социально-психологического климата в коллективе