microbik.ru
1



2.Содержание курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования».
2.1. Общее понятие о методологии науки. Общее понятие о методологии науки. Методология как система знаний и деятельность. Методологическая культура. Функции и задачи методологии науки.
2.2. Педагогика как область научного познания и преобразования действительности. Понятия «наука», «научная деятельность». Объект и предмет науки. Объект и предмет педагогической науки. Функции и задачи педагогической науки.
2.3. Специфика методологии педагогической науки. Основные подходы в определении базовых понятий и категорий педагогики. Характеристика научного языка педагогики; основные этапы его развития. Методология педагогики в широком и узком смысле: понятие, функции, задачи.
2.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований. Основные источники и условия исследовательского поиска. Виды исследований в деятельности научных и практических работников. Основная характеристика методологических принципов исследования. Характеристика ведущих подходов исследований: системный, деятельный, культурологический, личностно-ориентированный и т.д. Актуальные проблемы психолого-педагогического исследования. Основные требования к постановке проблемы исследования; характеристика актуальности, проблемы и темы исследования.
2.5. Понятие о логике психолого-педагогического исследования. Логика и структура исследования. Объектная область исследования. Взаимосвязь проблемы, темы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования. Технологии формулирования научного аппарата исследования. Формирование умений формулирования научного аппарата исследования.
2.6. Понятийный аппарат научного психолого-педагогического исследования. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования.
2.7. Использование методов научного познания в психолого-педагогическом исследовании. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов. Психолого-педагогические требования выбора метода исследования. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методов и методик.

2.8. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Общая характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования. Метод изучения научно-практической и методической литературы. Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Беседа как метод исследования. Место опроса в структуре психолого-педагогического исследования. Тестирование. Социометирия. Контент-анализ документов.

2.9. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования. Теоретические методы психолого-педагогического исследования: анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, индукции и дедукции.

2.10. Опытно-поисковая деятельность в образовательных учреждениях. Организация опытно-поисковой исследовательской работы в образовательных учреждениях. Характеристика основных этапов исследовательской деятельности. Выбор базы исследования. Позиция исследователя. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования: общие психолого-педагогические требования.
2.11. Выпускная квалификационная работа как форма студенческой исследовательской деятельности. Общие требования к выпускной квалификационной работе. Объектные области исследования. Оформление и представление исследования.

3. Примерное тематическое планирование




Тема занятий

лекции

лабораторные занятия

1.

Общее понятие о методологии науки

2

2

2.

Педагогика как область научного познания и преобразования действительности

2

2

3.

Специфика методологии педагогической науки

2

2

4.

Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований.

2

4

5.

Понятие о логике психолого-педагогического исследования.

2

2

6

Понятийный аппарат научного психолого-педагогического исследования

2

8

7.

Использование методов научного познания в психолого-педагогическом исследовании.

2

6

8

Эмпирические методы психолого-педагогического исследования

-

4

9.

Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования

-

2

10

Опытно-поисковая деятельность в образовательных учреждениях.

2

4

11.

Выпускная квалификационная работа как форма студенческой исследовательской деятельности.

2

2




Всего

18

38
.




4. Контролирующие материалы


4.1. Контрольные вопросы по курсу:

1. Сущность понятий «методология науки», «методология психолого-педагогического исследования».

2. Педагогика как область научного познания и преобразования действительности.

3.Основные подходы в определении базовых понятий и категорий педагогики.

4. Характеристика научного языка педагогики; основные этапы его развития.

5. Основные источники и условия исследовательского поиска.

6. Виды исследований в деятельности научных и практических работников. 7. Основная характеристика методологических принципов исследования.

8. Характеристика ведущих подходов исследований: системный, деятельный, культурологический, личностно-ориентированный и т.д.

9. Актуальные проблемы психолого-педагогического исследования.

10. Основные требования к постановке проблемы исследования; характеристика актуальности, проблемы и темы исследования.

11.Логика и структура исследования. Объектная область исследования.

12. Взаимосвязь проблемы, темы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования.

13.Технологии формулирования научного аппарата исследования.

14. Классификация методов психолого-педагогического исследования. 15.Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования.

16. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования.

17. Методика организации опытно-поисковой исследовательской работы в образовательных учреждениях.

18. Общие требования к дипломной работе.
4.2. Задания для самостоятельной работы:

1. Определите актуальные противоречия в области современной педагогики и на основе данных противоречий сформулируйте научный аппарат исследования.

2. Подберите адекватные теме теоретические и практические методы исследования.

3. Сравните подходы к методологии и методам психолого-педагогического исследования разных авторов.
5.Список литературы, рекомендованной для изучения


  1. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М.:1985.

  2. Гершунский Б.С. Философия образования: (Статус, проблемы, перспективы). – М., 1992.

  3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики – СПб., 1992.

  4. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.

  5. Загвязинский В.И., Атаханов Р.Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебные пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001.

  6. Коршунова Н.Л. Методологические условия однозначности терминов в педагогическом исследовании. – М., 1990.

  7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2005.

  8. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

  9. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования.- СПб.: Питер, 2004.

  10. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1987.

  11. Скалкова Я.И. и др. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1986.

  12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шкяков Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений – М., 1998г Раздел II.

  13. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 2000.

  14. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989.

  15. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., 1998г /Б-ка журнала Директор школы. Выпуск №7.

  16. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2001.