microbik.ru
1 2 3 4
2. ТРАНСПОРТ ЛЕСА Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата

Лист

Разраб.

Cкриба

Провер.

Вырко

Реценз.


Утверд.

Вырко

Транспорт леса


Лит.

Листов

2.1 Краткая характеристика района строительства дороги
Участок на котором будет производиться строительство лесовозной дороги находится на территории Минского района. Рельеф местности в районе положения трассы слегка холмистый. На пути проектируемой трассы имеется довольно крупная река. В районе прохождения трассы имеется несколько дорог общего назначения и несколько населенных пунктов. В районе имеется не очень большое количество лесных массивов.

Климат умеренный, влажный средняя температура воздуха в январе -5,8 C, в июле + 18,9 С, В летний период преобладают южные и юго-западные ветра со средней скоростью ветра 3,4 м/с, зимой же преобладают северо-западные ветра со средней скоростью 3-4,2 м/с. Лето жаркое, влажное, количество осадков до 600 мм/год. Среднее количество туманных дней в году равно 40. В течении зимнего периода среднее число дней с возможным появлением гололеда равно 13, среднее количество дней с метелью - 11 со средней продолжительностью 6,9 ч/день. Средняя продолжительность периода снеготаяния - 17 дней.

Продолжительность вегетационного периода 198 дней. Грунтовые условия благоприятные. Почвы - дерново-подзолистые, по механическому составу относятся к супесям и суглинкам. Имеется некоторое количество заболоченных мест. По характеру рельефа выделяется центральная часть с наиболее урезанным рельефом. В условиях выровненного рельефа гидрологическая сеть развита слабо, и соответственно, дренированность территории невысока. Всё это приводит к образованию заболачиваемых почв.

Район расположения лесхоза характеризуется достаточно развитой сетью путей транспорта общего пользования. По территории лесхоза проходят различные транспортные пути, обслуживающие потребности многих отраслей народного хозяйства и межгосударственные пассажирские и грузовые перевозки.

Помимо дорог общего пользования на территории района имеется довольно развитая сеть лесохозяйственных дорог. Лесохозяйственные дороги, как правило, грунтовые, неулучшенные, с относительно невысоким грузооборотом, используются лесхозом круглый год, за исключением весенней распутицы и осеннего дождливого периода.

Подавляющее большинство лесных дорог нуждается в периодическом ремонте.
2.2 Выбор основных технологических норм проектирования дороги
Современная классификация автомобильных лесовозных дорог по интенсивности движения включает три типа:

I тип – интенсивность движения транспортных средств более 25 авт/сут; I I тип – менее 25 авт/сут; I I I тип – одиночное движение автомобилей.

Тип дороги устанавливаем исходя из количества автомобилей проходящей по ней за сутки, которое определяется по формуле:

N=δ*Qгод./А*m*G,

где δ – коэффициент учитывающий движение порожняка по грузовой полосе (1,1-1,2);

Qгод. - годовая производственная программа, м3;

A – количество дней вывозки, дни;

m - количество смен работы;

G - грузоподъемность автопоезда, м3.
G = (Ga+Gnp)/γo,

G =(7,0+14,0)/0,8 = 26,25 м3.

где Ga - грузоподъёмность автопоезда, т;

Gnp — грузоподъёмность прицепа, т;

γo - объёмная масса древесины (0,7-0,8), т/м .

В соответствии с заданием Огод=139000 м3; А=220 дней; m =1 смена.

N=(1,2*139000)/(220*1*26,25) = 28,9 авт./сут.

Проектируемую дорогу принимаем I типа. Основные нормы проектирования лесохозяйственной дороги приведены ниже.

По проектируемой дороге планируется вывозить 139000 м3 год. Из приведенных выше расчётов наша дорога будет первого типа. Для неё будут действовать следующие нормы проектирования:
Таблица 2.1 - Основные нормы проектирования лесохозяйственных дорог

Нормативы

Тип дороги

I

Расчётная скорость движения на ранинной местности, м/с:

16,7

Ширина земляного полотна, м

6,5

Ширина проезжей части, м

3,5

Радиус кривых в плане, м:




а) нормальный, не менее

400

б) минимальный

125

Максимальная величина продольного уклона, °/оо

60

Минимальные радиусы вертикальных кривых, м:




а) выпуклые

2500

б) вогнутые

1500

в) вогнутые в исключительных случаях

300

Расчетное расстояние видимости, м:




а) поверхности дорог

75

б) встречного автомобиля

150



2.3 Трассирование магистрального пути по карте с горизонталями
Трасса дороги - ось дороги, расположенная в пространстве. Трасса дороги представляет собой пространственную гибкую линию, которая имеет повороты в плане и уклоны в продольном профиле. Положение трассы определяет направление дороги, а сам процесс размещения трассы в пространстве с разметкой на местности называется трассированием.

План дороги - это графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость, выполняется в определённом масштабе.

Для построения плана необходимо найти шаг трассирования, который вычисляется по формуле:

Lmp=106×h/М×iT
где h-сечение сплошных горизонталей; М-знаменатель масштаба карты; iT –руководящий уклон трассирования, iT = 60‰;
Lmp =106 ×10/50000×60=3,3 мм
Дорога состоит из прямых и кривых участков пути и представляет собой ломанную линию. Для удобства и безопасности движения изломы дороги смягчают, вписывая в них углы дуги окружности.

Основными элементами угла поворота являются вершина угла (ВУ) и угол поворота α, длина круговой кривой К=3,14×R×/180; дорожный тангенс Т= R×tg /2; биссектриса Б=R×(sec /2-1); домер Д=2Т-К (рис. 2.1).

Проектируемая дуга имеет один угол поворота, правый по отношению к грузовому направлению. Элементы угла рассчитаны и сведены в табл. 2.1.

b

Рисунок 2.1 - Основные элементы круговой кривой

Таблица 2.2 - Основные элементы кривой

№ угла

Вершины углов

Угол поворота град

Элементы кривой

Начало кривых

Конец кривых

Румбы



ПК

+, м

лев

прав

R

T

К

Б

Д



ПК

+, м



ПК

+, м

1

11

0

-

16

125

17,6

34,9

1,3

0,3

10

82

11

17




2

19

0

40

-

125

45,5

87,2

11,9

3,8

28

55

19

42




3

55

10

-

22

125

24,3

48,0

0,1

0,6

54

76

55

24





Общая протяжённость дороги 6400 метров. Проектируемая дорога проходит по слегка холмистой местности. Продольный профиль характеризуется небольшими уклонами местности и не имеет резких изменений в рельефе, проектная линия нанесена по обертывающей в насыпях высотой более 0,5м. Продольный профиль начерчен в соответствии с эталоном и представлен в приложении 1.
2.4 Расчёт измерителей лесотранспорта
Дорога будет обслуживать 3 верхних склада. Для оценки и сравнения условий работы лесотранспорта, определения эксплуатационных показателей, а так же сравнения различных видов лесовозных работ используют систему измерителей.

1) Годовой грузооборот дороги:
Qгод= q1+q2+q3
q1, q2 , q3, – годовые грузообороты погрузочных пунктов(см. приложение 2).


q1=56,99 тыс. м3/год

q2=54,21 тыс. м3/год

q3=27,80 тыс. м3/год

Qгод= 56,99+54,21+27,80=139,0 тыс. м3/год
Грузовая работа – количество кубометров, выполненных на данной дороге или по ее участку в единицу времени. Она определяется как произведение грузооборота на его пробег.

2) Грузовая работа транспортной сети равна сумме грузовых работ по отдельным участкам дорог, рис. 2.2.
R=q1×(L1+L4)+q2×(L1+L2+L5)+q3×(L1+L2+L3)
где L1=2,9 км, L2=1,5 км, L3=2,0 км, L4=1,25 км, L5=1,25 км.;
R=56,99×(2,9+1,25)+54,21×(2,9+1,5+1,25)+27,80×(2,9+1,5+2,0)=720,7тыс.м3∙км/год

3) Среднее расстояние вывозки – это отношение грузовой работы дороги к её грузообороту LСР=R/Q , км;

Lср=720,7/139=5,2 км
Эксплуатационная протяжённость путей:

LЭКС=LM+LB+LУС
где LM – протяжённость магистрали; LB – протяженность веток; LУСпротяженность усов;

Lэкс=2,9+1,5+1,25+1,25+2,0=8,9 км;
4) Коэффициент пробега – это отношение среднего расстояния вывозки к эксплуатационной длине пути:
L=Lср/Lэкс = 5,2/8,9=0,58
5) Коэффициент разветвлённости дорожной сети – отношение эксплуатационной длины дороги к среднему расстоянию вывозки:
B=Lэкс/Lср=8,9/5,2=1,7
Он характеризует собирательный характер лесотранспортных путей, т.е. разветвлённость;

6) Грузонапряжённость дороги (густота движения) - есть грузовая работа, приходящаяся на 1 км длинны дороги. Этот показатель служит для сравнительной оценки однотипных дорог. Единица измерения тыс. м3 км/год.
W=R/Lэкс=720,7/8,9=81,0 тыс. м3 км/год
7) Удельный объём вывозки – это отношение годового грузооборота к эксплуатационной протяжённости путей. Он характеризует степень использования путей:

а=Qгод/Lэкс= 139/8,9 = 15,6 тыс.м3/км
8) Коэффициент уменьшения трассы - отношение действительной длины дороги LДН к длине дороги по воздуху LВ:
К=Lдн /Lв=6,6/6,2=1,06
Это говорит о том, что действительная длина дороги на 6 % больше, чем длина дороги по воздуху.

Построение графика грузопотока. Схему дорожной сети вычерчиваем в масштабе 1: 50000, перпендикулярно к осям путей откладываем в масштабе 1 мм: 1 тыс м3 объёма вывозки с погрузочных пунктов и строим прямоугольник со сторонами равными объёму вывозки и длине участка, площадь каждого участка будет равна грузовой работе участка дороги, а сумма площадей всех прямоугольников равна грузовой работе всей дороги (см. приложение 2) Размещение прямоугольников по одну сторону от оси дороги указывает на односторонность грузопотока.

следующая страница >>