microbik.ru
1 2 3
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОСАНКИ, ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ В ГРУДОПОЯСНИЧНЫХ ОТДЕЛАХ ПОЗВОНОЧНИКА

1.1 Понятие осанки и коррекции осанки…………………………………5

1.2 Причины и виды нарушений осанки…………………………………7

1.3 Профилактическое воздействие физических упражнений на коррекцию осанки………………………………………………………………9

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель и задачи исследования…………………………………………13

2.2 Методы исследования………………………………………………...15

2.3 Организация исследования…………………………………………..20

3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

3.1 Разбор и оценка результатов собственных исследований………..21

3.2 Оценка эффективности оздоровительных упражнений……………34

3.3 Методика занятий физическими упражнениями при нарушениях осанки в виде плоской спины………………………………………………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..47

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………51

ВВЕДЕНИЕ

В жизненном цикле индивидуального развития есть периоды роста и развития, в ходе которых случается повышение веса, размеров в длину, в поперечнике. Создаются особенности организма, опорно-двигательный аппарат, осанка, физиологические, биохимические функции. В эти периоды определяется тип телосложения, соматотип, физическое и соматическое здоровье, функциональные вероятности и работоспособность организма.

Период роста подразделяется на переломные или критические моменты, которые определяются узкими временными границами. В течении критических моментов число переходит в качество, преобразуется деятельность функциональных систем, развитие сменяется развитием.

Свободная игровая деятельность сменяется организованными уроками физической культуры, подвижными и спортивными играми. С момента поступления в школу свободно-проявляемая двигательная активность сменяется статическими позами сидя, по 4-6 часов в школе на уроках и по 2-3 часа дома, за компьютерами, телевизорами, домашними заданиями.

Положения долей тела в пространстве при статических вынужденных позах сидя, стоя условно-рефлекторно закрепляется в виде привычной позы, устанавливается вид осанки, создаются изгибы позвоночника. Нарушения в осанке вначале носят функциональный характер. Создание, воспитание а после и её закрепление бывает к 18-20 годам.

Чернобыльская катастрофа 1986 г. внесла свои коррективы в двигательную активность населения. В итоге ухудшения экологической обстановки, снижения двигательной активности стали более заметными отклонения в состоянии здоровья учащихся и целого населения в целом. В особенности страдает опорно-двигательный аппарат и осанка, вместе с ними система дыхания, пищеварения, кровообращения. В течении всей жизни мышечная сила, легочно-сердечная вынослививость улучшают здоровье, физическую форму, снижают риск болезней сердца и легких. Одним из путей оздоровления нарушений являются средства и методы физического воспитания. Программно-методическое обеспечение физического воспитания, с позиций дифференцированного подхода к учащимся с функциональными отклонениями в разных системах недостаточна [4].

Задача работы: совершенствование системы коррекции осанки в грудопоясничных отделах позвоночника.

Новизна - в последнее времени вместо нарушений осанки в виде сутулой спины, грудных кифозов стали фиксироваться уплощения изгибов позвоночника. Гипокинезия, образ жизни, снижение силы мышечного корсета способствуют формированию осанки по типу плоской спины. Необходим поиск путей совершенствования физического воспитания людей в плане образования изгибов, а не их уменьшения, как было в прежние годы.

Эффективность предложенных путей совершенствования физического воспитания людей с нарушениями осанки в виде плоской спины выразились в положительной динамике: главных показателей соматической зрелости; пластических процессов организма; степени развития костно-мышечной системы; лёгочно-сердечной выносливости. Определён путь коррекции нарушений осанки по типу плоской спины у людей.

Практическая значимость: разработанные комплексы гимнастических упражнений рекомендуются для применения учителям физической культуры, инструкторам в коррекции функциональных отклонений с позиции опорно-двигательного устройства.

Цель работы: изучить все аспекты коррекции осанки в грудопоясничных отделах позвоночника

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие осанки и коррекции осанки;

  2. Определить причины и виды нарушений осанки;

3.Определить профилактическое воздействие физических упражнений на коррекцию осанки;

4. Определить цель, задачи, методы и организация исследования;

5. Провести анализ и оценку результатов исследований.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются молодые люди и учащиеся средних классов школы, поскольку именно в этом возрасте чаще всего возникают первые нарушения, связанные с неправильной осанкой в грудопоясничных отделах позвоночника.

Предмет исследования: нарушения осанки в грудном и поясничном отделах позвоночника школьников среднего возраста.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОСАНКИ, ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ В ГРУДОПОЯСНИЧНЫХ ОТДЕЛАХ ПОЗВОНОЧНИКА

1.1 Понятие осанка

Осанкой принято называть привычную позу непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без избыточного мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Осанка человека имеет не только лишь эстетическое значение, но еще и оказывает влияние (положительно или отрицательно) на состояние, развитие, положение и функцию разных органов и систем. Осанка зависит от положения головы, плеч, шеи, лопаток, формы позвоночника.

С физиологической точки зрения осанка рассматривается как динамический стереотип, который приобретается на протяжении жизни, в ходе воспитания, закрепляется с началом окостенения. Правильная осанка характеризуется вертикальным направлением головы и туловища, развёрнутыми в тазобедренных суставах нижними конечностями, развёрнутой грудной клеткой, несколько отведёнными назад плечами, плотно прилегающими к грудной клетке лопатками.

При осмотре в профиль правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба. Изгибы позвоночника человека с хорошей осанкой образуют красивую волнообразную линию. Благодаря физиологическим изгибам растет его устойчивость и подвижность, производится рессорная функция, предохраняющая спинной и головной ЦНС от сотрясений [19].

К физиологическим факторам, влияющим на осанку человека и обуславливающим её создание, относятся: темпы и характер индивидуального развития; степень развития двигательных навыков и статических реакций; использование в качестве тренирующего воздействия специальных физических упражнений для осанки; систематичность их эксплуатации; и уравновешенность главных нервных процессов возбуждения и торможения. По этой причине осанка может изменяться, невзирая на относительную стабильность генетически заложенных анатомических факторов, она может улучшаться или ухудшаться, её возможно формировать, так как это условно закреплённые двигательные рефлексы [24].

Осанка человека рано принимает характер двигательного навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она неустойчива, так как в период роста организму свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Максимальная неустойчивость осанки, и особенно позвоночника, наблюдается в возрасте 8 - 10 лет. В этот период, так называемого "II-го вытяжения", предшествующего половому созреванию, идёт энергичный рост тела в длину. Отмечается интенсивный рост костей, усиленное развитие больших мышечных групп при сравнительно малой их силе и отставание развития мелких мышц кисти и стопы. Это несоответствие усиливается в период пубертатный в 11 - 12 лет, постепенно уменьшаясь к 18 - 19 годам, и к окончанию роста осанка стабилизируется. Это случается приблизительно к 20 годам [7].

1.2 Причины и виды нарушений осанки

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями осанки. Нарушения осанки в начальных этапах не являются болезнями. Они проявляются чаще всего увеличением или уменьшением естественных изгибов позвоночника, ассиметрией в положении плечевого пояса, крыловидностью лопаток, положением головы. Эти перемены носят функциональный характер. Постепенно они приобретают форму привычек, образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное состояние частей тела в пространстве. Навык правильной осанки утрачивается. Если нарушения с позиции осанки не исправляются, то они становятся стойкими (фиксированными) и постепенно приобретает характер деформации (искривления) [9].

Ограничение естественной потребности в движениях, связанное с нерациональным режимом, сочетающееся со существенной статической нагрузкой на позвоночный столб и мышцы туловища способствует закреплению нарушений осанки [10].

Перемены в формах изгибов позвоночного столба приводят к недостаточной подвижности грудной клетки и диафрагмы, к понижению рессорной функции позвоночника, уменьшению колебания внутригрудного и внутрибрюшного давления. Всё это отрицательно сказывается на работы сердечно-сосудистой, воздухообменной систем, органов пищеварения, выделения. Недостаточная работа кардиореспираторной системы сопровождается гипоксемией и гипоксией органов, тканей и клеток. Ухудшается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды [3]. Максимально частыми нарушениями осанки являются следующие: плоская спина; сутулая или круглая спина; кругло-вогнутая (рисунок 1).

http://www.coolreferat.com/ref-1_1473601098-9558.coolpic

Рисунок 1. Формы спины: а - нормальная, б - круглая, в - плоская, г - кругло-вогнутая.

Плоская спина характеризуется уменьшением всех изгибов позвоночника, они сглажены. Поясничный лордоз едва намечается, при этом смещенный кверху наклон таза уменьшен. Грудная клетка узкая, мышцы спины ослаблены, лопатки крыловидные. Грудной кифоз при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена кпереди. Живот в нижней доли выдается к тому же вперед. При плоской спине скелетная мускулатура плохо развита, мышцы туловища и спины ослаблены. Плоская спина - вариант функциональной неполноценности мускулатуры. Недостаточная мышечная тяга не обеспечивает повышение наклона таза и создание физиологических изгибов позвоночника. При плоской спине чаще, чем при иных формах осанки, развивается сколиоз. Функциональная несостоятельность мышц, выпрямляющих позвоночник не обеспечивает достаточной компенсации, потому при плоской спине прогрессирование сколиоза идет быстрее. Это требует особого внимания специалистов физического воспитания к таким деформациям осанки. Из-за слабой выраженности кривизн рессорная функция позвоночника снижена [7].

1.3 Профилактическое воздействие физических упражнений на коррекцию осанки

Костный скелет, опорно-двигательный и нервно-мышечный аппарат формируют полости-ёмкости для работы жизненно важных систем организма: дыхания и кровообращения. Кардиореспираторная система как функциональная развивается, совершенствуется, дифференцируется ч/з опорно-двигательный, нервно-мышечный аппарат. Малый круг кровообращения, качество наполнения сердца кровью и насыщение крови кислородом зависят от формы грудной клетки, позвоночника, вида осанки.

Костно-мышечный аппарат интенсивно растёт и развивается, укрепляется и формируется осанка именно в школьном возрасте. Биологический механизм роста и развития генетически детерминирован, однако внешние, экзогенные факторы вносят свои коррективы в эти процессы. В т.ч., физические упражнения, уровни двигательной активности имеют возможность или улучшить (адекватная нагрузка) или ухудшить (гипер или гипокинезия) эти параметры.

Осанка - привычка, которую возможно целенаправленно, ч/з особые упражнения формировать и изменять. Применение физических упражнений в оздоровительных целях в особенности актуально в современных условиях. В постчернобыльский период стали фиксироваться врачами педиатрами перемены в опорно-двигательном аппарате, повышение нарушений в осанке [2].

Выявилась прямая зависимость м/у формой нарушения осанки и уровнем заболеваемости детей. При вялой осанке, сколиотической установке осанки дети болели в 3-4 раза более, чем при наличии правильной осанки. Рекомендуется не только лишь наладить режим питания и сна, но еще и верно выбирать мебель, одежду.

Средствами физической культуры вероятно воспитывать и корригировать осанку, а закаливанием способствовать к понижению заболеваемости.

Требуется давать медико-биологическое обоснование применению физических упражнений в оздоровительных целях, с учётом единства целого организма, а не конкретных его органов и систем [23].

В сложном комплексе факторов, влияющих на создание здорового поколения, важное место занимает физическая культура, которую требуется применять для роста и развития, повышения неспецифической устойчивости к факторам внешней среды [26].

Проведённые медико-социологические обследования школьников 3-11 классов, проживающих на загрязнённой территории обнаружили нарушения режима дня школьников. Многие не занимались физическими упражнениями. У них отмечалась повышенная утомляемость, головокружения, общее недомогание в сочетании с нарушениями опорно-двигательного устройства [3].

Обследовано 3000 школьников в возрасте 7-8 лет и 12-13 лет. Выявлены нарушения в опорно-двигательном аппарате, которые тесно связывают с неблагоприятной экологической обстановкой [23].

Случается ускоренное старение опорно-двигательного устройства у проживающих в загрязнённой зоне с уменьшением плотности, минеральной насыщенности костной ткани после аварии на ЧАЭС [18].

Физические упражнения - путь предупреждения болезней у жителей на загрязнённых территориях [12].

В целях оздоровления предлагается ряд мероприятий, в частности оздоровление ч/з физкультурно-туристические базы с игровыми занятиями, туризмом. Это станет способствовать тренировке и закаливанию организма детей, даст душевное облегчение в общение с природой [2].

Главная сложность в учебно-воспитательных учреждениях это оснащение и обеспечение физкультурно-спортивной базы, её нет в 23,2 процента образовательных школ. Структурная доля уроков не выдерживается, моторная и общая плотность занижены, тренировочный эффект не достигается в 26 % образовательных школ. Нет достаточного набора мебели для правильного рассаживания детей. Действующая кабинетная система обучения серьезно осложняет вероятности правильного подбора ученических столов для учащихся одного класса, так как они имеют значительные вибрации антропометрических показателей. Недостаточная освещённость отмечена в 19 % общеобразовательных школ [14].

Увеличение физической подготовленности зависит не только лишь структуры урока, но еще и от теоретических занятий. Теоретические занятия рекомендуются давать протяжении урока в виде кратковременных бесед [1].

Распределение нагрузок анаэробной и аэробной направленности в учебном г. должно носить характер гибкого планирования. Максимально целесообразным является применение подвижных игр и эстафет, как 1 из факторов укрепления здоровья [5].

Комплексное применение общеразвивающих, специальных и корригирующих упражнений даёт стойкий эффект при нарушениях осанки у студенческой молодёжи. Необходим врачебно-педагогический контроль за динамикой изменений не только лишь в осанке, но еще и в функциях дыхательной и сердечно-сосудистой систем [16].

Физическое развитие определяется морфофункциональными свойствами организма. В это комплексное понятие входят: масса тела, длина тела, окружность грудной клетки, форма осанки, тип телосложения, индекс развития соматической зрелости. Разработана диагностическая карта для практической деятельности в совершенствовании физического воспитания [11].

Масса тела является информативным показателем степени развития костей и мышечной системы, внутренних органов. М/у длиной и массой тела есть тесная коррекционная зависимость [15].

Разбор литературных данных по изучаемой проблеме свидетельствует о том, что опорно-двигательный аппарат - основа осанки, типа телосложения, образования ёмкостей-полостей для жизненно-важных органов и систем. Верно подобранные, дозированные физические упражнения способствуют формированию хорошей осанки и коррекции сколитической осанки. В постчернобыльский период отмечается ускоренное постарение опорно-двигательного устройства и соединительной ткани. Одно из средств оздоровления организма, в условиях загрязнённой среды, гипокинезии является двигательная активность, игровые занятия аэробной направленности с элементами воспитания и образования правильной осанки.


следующая страница >>