microbik.ru
1
Олимпиадные задания по истории для обучающихся 7-х классов

(2010 год)

Время выполнения - 2 часа
1. Классификация событий, понятий, явлений, дат, личностей
1.1. По какому принципу выстроены эти ряды:

1. дреговичи, полочане, вятичи, поляне, кривичи

2. Перун, Стрибог, Сварог, Велес.
1.2. Кто или что является лишним в ряду. Свой выбор объясните.

1. Перун, Макошь, Лада, Стрибог, Один, Велес.

2. Коляда, Велесов день, день Ивана Купалы, Рождество.

1.3. Из приведенных имен составьте пары. Объясните свой выбор:

Святослав, Владимир Святой, Ольга, Игорь.

2. Хронологические знания и умения
2.1. Среди исторических деятелей , названных ниже, лишь трое были современниками. Назовите их, указав в скобках страну, к которой они принадлежат.
Филипп II (Испанский), Александр Невский, Елизавета I Тюдор, Ярослав Мудрый, Иоганн Гутенберг, Святослав Игоревич, Иван IV Грозный, хан Куря, Владимир Мономах, Ян Гус.
2.2. Определите дату перечисленных событий. Расположите события в хронологической последовательности:
А. битва на реке Калке

Б. Куликовская битва

В. Первое упоминание о Москве

Г. Принятие христианства князем Владимиром

Д. Съезд в Любече
2.3. Определите, какие из перечисленных событий относятся к периоду феодальной раздробленности, а какие - к периоду централизации.

А. Битва на р.Неве

Б. Война между потомками Дмитрия Донского

В. Нашествие Батыя

Г. Правление Андрея Боголюбского

Д. сожжение Москвы Тохтамышем

Е. Строительство белокаменного Кремля в Москве
2.4. О каких событиях идет речь?

Если от даты этого события отнять 100, получится дата другого события, которое считается первой крупной победой над ранее непобедимым врагом. Назовите эти два события.
3. Исторические личности и события
3.1. Соотнесите имя князя с его деянием:

Имя князя

Событие, связанное с его правлением

1. Александр Невский

А. Принятие титула "государь всея Руси"

2. Василий I

Б. победил Хазарский каганат

3. Иван Калита

В. создал школы при монастырях

4. Иван III

Г. Получил от ордынского хана право сбора дани на Руси

5. Святослав

Д. Был новгородским князем, избавил Русь от набегов крестоносцев

6. Ярослав Мудрый

Е. Впервые получил по завещанию отца право на великое княжение


3.2. О каком городе идет речь?

Между тем Батый все шел далее по России, к Новрогоду, покоряя все города, лежавшие по дороге. Но судьба спасла новгородцев: за сто верст до столицы их, окруженной болотами и лесами, Батый вдруг поворотил назад, к Калуге. Тут подошел он к небольшому городку ________... Казалось, что татарам не много будет дела у такого ничтожного городка, но вот что значит верность и мужество подданных...! Они посоветовались между собой и решились, как настоящие русские, все умереть за своего князя... Целых семь недель татары осаждали крепость их и взошли на вал, только разбив стены особенными орудиями. Но и на валу жители дрались с ними до последней крайности, положили на месте 4 тысячи татар и легли на убитых врагов. Татары удивились такой храбрости и с досады на нее назвали __________ злым городом, а из жителей его не оставили в живых ни одного человека.
3.3. Этот купец жил в Твери в конце XV века. Волею судьбы ему пришлось долго странствовать и даже жить в Индии. Свои приключения он описал в книге. Как она называется?
4. Исторические термины и понятия

4.1. Объясните значение выражений: "полюдье", "посадник", "ярлык".

5. Проблемный вопрос.

5.1. Почему монголо-татары не стали переселяться на Русь, а рассматривали покоренные русские земли как вассальные?
6. Работа с историческими источниками.

Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы.

Источник "А"

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете по силам, кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души... В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам... На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами снаряживайте, и ночью, расставив стражу со свех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас...
Вопросы:

1. В каком жанре написан Владимиром Мономахом этот документ?

2. Кто такие тиуны и отроки?

3. Каким должен быть князь с точки зрения Мономаха?
Источник "Б"

В лето 1097 пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались ... для устроения мира. И обращались к себе, говоря: "Зачем губим русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы нашу землю терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять русские земли. Пусть каждый держит отчину свою..." и на том целовали крест: "Если кто пойдет на кого, то на того будем все..." и, принеся клятву, разошлись восвояси...
Вопросы:

1. О каком событии идет речь?

2. Каковы последствия этого события?

3) Что означают выражения "целовать крест", "отчина"?
Источник "В"

Спозаранок в пятницу растоптали они поганые полки половецкие и рассыпались, как стрелы, по полю, помчали красавиц-девушек половецких, а с ними золото, ткани и дорогие атласы; ортмами, и япончицами, и кожухами стали мостить по болотам и топким местам, и всякими нарядами половецкими. Красный стяг с белой хоруговью, красная чолка на серебряном древке - храброму Святославичу.
Вопросы:

1. Из какого произведения взят этот отрывок?

2. Кто такие "поганые"?

3. Где жили половцы?
7. Блиц-вопросы:
1. Какие врата в храме называют царскими?

2. Что значит "топить избу по-черному"?

3. Какой угол в доме называли "красным"?

4. Этим видом искусства владели и княгини, и знатные, и незнатные женщины. Назовите его.

5. Во Франции их называли "жонглеры", а на Руси - ___________ ?

8. "Точка зрения" (Сочинение - рассуждение)

Прочитайте текст.

Решающие события в противоборстве тверских и московских князей произошли в 1327 г. В Твери вспыхнуло восстание, вызванное приездом ордынского баскака Чолхана (в русском фольклоре - Щелкана). Это вызывало недовольство горожан. Поводом к восстанию послужил незначительный эпизод: на торгу ордынцы отняли лошадь у дьяка Дудко - и тогда, по свидетельству летописи, ограбленный закричал: "О мужи тферстии (тверские), не выдавайте!" Этой искры оказалось достаточно для возгорания пламени антиордынской борьбы. Восставшие перебили свиту Чолхана, убили и его самого. Возглавил восстание сам тверской князь Александр. Тогда-то и настал долгожданный миг для Ивана Калиты. С ордынским карательным войском он обрушился на Тверь. Тверская земля была опустошена, а силы Твери надолго подорваны. Александр Михайлович бежал во Псков. Иван Калита за ревностную службу получил ярлык на великое княжение.

Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов
Дайте свою оценку этому событию:

1. Порассуждайте, кто из князей заслуживает осуждения, одобрения?

2. Чьи действия отличаются политической дальновидностью?

3. Какую моральную оценку вы дали бы поступку каждого в этой ситуации?

4. Можно ли в истории оценивать исторических деятелей с позиции "хороший - плохой"?

Свои мысли изложите в виде мини-сочинения.