microbik.ru
1
2011-2012 учебный год

Организация игровой деятельности детей с учетом их гендерных особенностей (на примере сюжетно-ролевой игры).

Из опыта работы.

Воспитатель ГБОУ д/с № 1834

Грачева Вера Вадимовна

Группа № 3

Что такое «гендер»

Гендер- это формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения.

Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам, и тем самым, в конечном итоге, способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Поэтому, с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования, актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.

В результате психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено. Что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли.

К возрасту 2-х – 3-х лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом.

А в возрасте 4-х – 7-ми лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер (пол) не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами, и эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуаций и личных желаний ребенка.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. По мнению исследователей, недифференцированный подход приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки – нежности, скромности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

В связи с этим, первоочередной задачей воспитателей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам. Как при общении с ними, так и при организации и руководства различными видами деятельности на занятиях в повседневной жизни.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности.

Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям-женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, т.к. они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы, и они должны быть прекращены. В результате, мальчики лишены истинно «мужских игр», что отвратительно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями: мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала формирования у детей гендерной идентичности является четвертый год жизни.

Поэтому во II младшей группе в начале учебного года мы провели родительское собрание на эту тему. Довели до понимания родителей важность того факта, что предметно-пространственная среда не только обеспечивает различные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. И что наша роль - роль взрослого (и педагогов, и родителей) в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их умения на исследование отдельных её элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

С помощью родителей оборудовали игровую среду.

Мамы сшили для сюжетно-ролевых и театрализованных игр красивые костюмы для мальчиков и девочек. Изготовили маски, декорации к сказке «Теремок» и др. сказкам. Оборудовали уголки в группе:

  • Парикмахерская,

  • Уголок ряженья,

  • Театр,

  • Спортивный уголок,

  • Мастерская для мальчиков.

Закупили игрушки для с/р игры «Семья», приготовили атрибуты для с/р игры «Магазин», «Больница». Для мальчиков купили каски, разнообразные инструменты, конструкторы.

Красивые нарядные куклы, посуда, инструменты, плита, гладильная доска, костюмы…… быстро привлекли внимание детей, и они начали применять их в действии: катать кукол, кормить, укладывать спать, гладить им одежду; накрывать на стол; забивать гвозди; крутить гайки; наряжаться и т.д. Во II младшей группе важно было, чтобы дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.

С этой целью я использовала прием показа и непосредственного участия в игре. Например, чтобы привлечь внимание детей, я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную», «иду гулять с куклой». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий. Обращала внимание, что очень важно относиться к куклам, мишкам, зайчикам… как к живым существам: ласково, заботливо.

В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек.

Работу по организации с/р игр осуществляла в двух направлениях:

  1. создание необходимой игровой среды,

  2. непосредственное руководство играми детей.

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.

Особую роль на занятиях и вне я отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру. Необходимо еще рассказывать и девочкам, и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап). Проводила беседы на темы: «Кем работает твоя мама?», «….твой папа?», «Какая должна быть девочка?», «каким должен быть мальчик?», «какие обязанности в твоей семье у мамы, у папы, у тебя?»…. Для обогащения игровых действий, развития сюжета мы проводили с детьми наблюдение за работой няни, медсестры, воспитателя, дворника, шофера, который привозит продукты в д/с.. В последствии этих наблюдений и бесед, дети, играя, не просто ставили кастрюлю на плиту, а «варили» суп, компот,…

Для того, чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем мире, способствовать развитию воображения. С этой целью я проводила дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «постираем кукле белье», «Кому что нужно для работы?», «Что можно сделать этим инструментом?» (молотком забить гвоздь, ключом закрутить гайку,…). Для обогащения игрового опыта детей сначала в младшей группе я подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например, мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу. Покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы-заместители обогащают её содержание. В младшей группе сюжет игры был простой. Но к концу второй младшей группы и в средней он усложнялся. Вводились новые игровые действия: «мама сервирует стол на день рождения дочери», «мама готовит обед для дочки и папы»,…. Постепенно сюжет обогащается привлечением детей на новые роли: папы, бабушки, дедушки, сестер, братьев… В игре просматривалась связь нескольких сюжетов: «мама отводит дочку в д/сад», «к врачу», «в парикмахерскую», «готовит обед», «накрывает стол», «папа идет на работу», «мама и папа идет в театр, а дедушка и бабушка остаются с маленькими внуками дома», «всей семьей поехали на автобусе в цирк».

При этом мальчики охотно исполняли роль заботливого папы. Они не только ходили на работу (на стройку…, водили автобус, или работали врачами, парикмахерами..), но и помогали «маме» - гуляли с малышами, мыли посуду, ходили в магазин.

Я обращала внимание детей на то, что папы всегда должны помогать мамам: не только работать, но и брать на себя какую-то часть забот по дому, помогать по хозяйству, в воспитании малышей – маленьких дочек и сыночков.

Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждаются в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и др. игрушки, безусловно, нужны – они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияет на все развитие ребенка.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра «Дочки – матери» (сначала куклы выступали в ней в роли детей, а уже в средней группе девочки стали примерять на себя роль не только мамы, но и дочки, а мальчики – сына, папы). В таких играх в нашей группе очень часто участвуют и мальчики. Эта игра даёт возможность проявить участие и заботу друг о друге в «семье». И я использую эту возможность для дальнейшего воспитания у мальчиков и девочек чувств и ролевого поведения соответственно их гендеру. «Мама» заботливая, нежная, ласковая, умеет готовить обед, красиво сервировать стол, следить за порядком в доме, умеет мирно решить спор, конфликты, создать дома уют… А «папы» - они сильные, справедливые, умные, тоже заботливые (заботятся о всех членах семьи); они зарабатывают деньги, чтобы их семья ни в чем не нуждалась; они помогают «мамам» в воспитании их детей, помогают по хозяйству. «Папы» тоже умеют мыть посуду, гладить, готовить обед, играть с ребенком и охотно это делают, когда надо помочь «мамам».

Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре «Больница» - мальчики очень любят быть врачами. В роли пациента в младшей группе брали куклу, а сейчас приглашают своих товарищей, друзей. В таких играх мальчики и девочки имеют возможность примерять на себя разные роли и приобретают соответствующий социальный опыт.

Дети сейчас уже знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам. А дома в семье есть папины дела, а есть мамины. Что нужно помогать друг другу, но нельзя перекладывать свои обязанности на другого. На данный момент дети уже хорошо усвоили, что при наведении порядка в группе или подготовке к занятию (физ-ре, рисованию,…) мальчики берутся за более тяжелую работу (носить и расставлять стульчики, скамейки, спортивный инвентарь, собирать конструктор, ставить в гараж машины….), а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол, красиво накрыть на стол – это работа для девочек.

Я обязательно обращаю внимание всех детей на поступки тех мальчиков, кто уже проявил себя как рыцарь, как настоящий мальчик: принес стул или уступил свой девочке, пропустил её вперёд, помог застегнуть молнию на сапоге….

Мы часто с детьми говорим о том, что мальчики сильные, храбрые, мужественные, умные как папы. Я называю их защитниками, рыцарями, героями. А девочки у нас красивые, нежные, ласковые, добрые как мамы.

В результате за 2 года работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, юбки, платья, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол. Не носят бижутерию, очень громко говорят, любят бегать, меряться силой. Дружить хочется с девочкой нежной, аккуратной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, внимательного, защитника и рыцаря.

Хочется надеяться, что из наших мальчиков и девочек в положенное время вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.


Page of