microbik.ru
1

3.

Часть 3. ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

34

18

16

3.1

Просвещение – крупнейшее идейное течение

XVIII века

2

2




3.2

Эволюция творчества Ж.-Ф. Реньяра

2

2




3.3

Рококо в искусстве и литературе Франции

XVIII века

4

2

2

3.4

Творчество А.-Р. Лесажа

2

2




3.5

Жизнь и творчество аббата Прево

2




2

3.6

Творческий путь Мариво

2

2




3.7

Творчество Монтескьё

2

2




3.8

Творчество Вольтера – вершина «раннего»

французского Просвещения

6

2

4

3.9

Литературное творчество Д. Дидро

4

2

2

3.10

Руссо и руссоизм. Сентиментализм во

французской литературе

4

2

2

3.11

Политическое и художественное значение

трилогии Бомарше о Фигаро

2




2

3.12

Французская поэзия конца XVIII века

2




2

Неправомерность сведéния французской словесности ХVIII века к литературе Просвещения, а Просвещения – к «идеологической борьбе третьего сословия с феодализмом». Просвещение – идейное течение, а не художественная система. Французское Просвещение – наиболее радикальное по отношению к другим национальным разновидностям этого движения.

Общественно-политическая и идеологическая ситуация во Франции рубежа веков и в период Регентства. Трактаты и памфлеты первых десятилетий века. Значение «Завещания» Жана Мелье (Jean Meslier, 1664-1729, Testament, 1729).

Периодизация литературного развития во Франции ХVIII столетия. Литература и другие виды искусства. Основные направления французской живописи ХVIII века. Литературные контакты Франции. Галлановский перевод «Тысячи и одной ночи» и мода на ориентализм.

Французская литература конца XVII – начала XVIII вв. Судьба классицизма в литературе рубежа столетий. Трагедии Кребийона-отца (Crébillon, 1674-1762). Концепции Удара де ла Мота (Houdar de La Motte, 1672-1731) и продолжение спора о «древних» и «новых». Эпиграммы Ж. - Б. Руссо (J.-B. Rousseau, 1670-1741). Эволюция комедий Жана Франсуа Реньяра (Jean François Regnard, 1655-1709): от традиций итальянской комедии к классицизму мольеровского образца. «Игрок» (Le Joueur, 1696) и «Единственный наследник» (Le Légataire universel, 1708) как вершинные достижения Реньяра-комедиографа.

Формирование рококо в поэзии и прозе рубежа XVII-XVIII вв. Кризис «героического» мировоззрения. Отказ от гражданственной проблематики. Перенесение интереса на приватную сферу человеческой жизни. Философские и литературные корни рококо. Традиции «легкой поэзии». Лирика Гийома Амфри де Шольё (Guillaume Amfrye de Chaulieu, 1636-1720) и Шарля-Огюста де Лафара (Charles-Auguste de La Fare, 1644-1712). Роман Антуана Гамильтона (Antoine Hamilton, 1646-1720) «Мемуары графа де Грамона, или Любовная история английского двора» (Mémoires du chevalier de Grammon, ou Hîstoire amoureuse de la cour dAngleterre, 1713) и современная ему мемуарная и псевдомемуарная литература.

«Он работал, чтобы жить»: переводческая деятельность и оригинальное творчество Алена-Рене Лесажа (Allain-Réné Lesage, 1668-1747). Повествовательные приемы испанской пикарески в романе «Хромой бес» (Le Diable boiteux, 1707), проблема заимствования. Литературная «криспинада» XVII в. и комедия Лесажа «Криспен – соперник своего господина» (Crispin rival de son maître, 1707). Трансформация мольеровских традиций в комедии «Тюркаре» (Turcaret, 1709). «Похождения Жиль Бласа из Сантильяны» (Histoire de Gil Blas de Santillane, 1715-1735): от «романа испытания» к роману воспитания. Испанские реалии и французская действительность. Традиции «низового» барокко и рококо.

Романистика аббата Прево (abbé Prévost, 1697-1763). Черты галантно-авантюрной эпопеи и романа рококо. Концепция «несчастной любви» у Прево. Социально-психологический роман «История кавалера де Грие и Манон Леско» (Histoire du chevalier des Grieux et Manon Lescaut, 1731). История создания и публикации. Специфика конфликта. Кавалер де Грие – проблемный герой произведения. Образ Тибержа. Дискуссия о вере и любви. Манон Леско и ее восприятие кавалером. Интерпретации образа Манон в последующей литературной традиции. Психологическое мастерство и социальная зоркость писателя. Роман «История одной современной гречанки» (Histoire dune grecque moderne, 1740) как произведение рококо. Образ Теофеи и история мадемуазель Аиссе. Субъективизм повествователя и принципиальная вариантность фабулы.

Любовно-психологические и философско-утопические пьесы Пьера Карле де Мариво (Pierre Carlet de Marivaux, 1688-1763). «Игра любви и случая» (Le Jeu de lAmour et du Hasard, 1730) – комедия о «нечаянностях любви». Традиции итальянской комедии и прециозной литературы. Романистика Мариво – синтез галантно-авантюрного и реально-бытового (плутовского) жанров. Обнажение скрытых мотивов поведения персонажа. Рокайльный роман «Жизнь Марианны» (La Vie de Marianne, 1731-1741). Духовный мир демократического героя как предмет изображения. Проблема морального конформизма в романе «Удачливый крестьянин» (Le Paysan parvenu, 1735-1736). «Мариводаж», его особенности и разновидности.

Романистика Клода Проспера де Кребийона-сына (Claude Prosper de Crebillon-fils, 1707-1777). «Правдивость» как «срывание покровов» с приватных, тайных сторон жизни. «Первая» и «вторая» писательские манеры Кребийона. «Заблуждения сердца и ума, или Мемуары г-на де Мелькура» (Les Égarements du coeur et de lesprit, ou Mémoires de m-de Meilcour, 1736) – «роман воспитания наизнанку». Смысл «проповеди» Версака. Невозможность осуществления идеала и композиционная незавершенность произведения.

Литература «раннего этапа» французского Просвещения. Творчество Шарля-Луи де Монтескьё (Charles-Louis de Montesquieu, 1689-1755). Черты рококо в галантно-мифологических пасторалях писателя. Философский роман «Персидские письма» (Lettres persanes, 1721) и его роль в формировании просветительской идеологии. Художественный прием «остранения»: «персидская» точка зрения на французскую действительность как способ сатирического осмеяния. Новый тип интеллектуального героя: дискуссии Узбека и Реди. Философия истории Монтескьё: «Размышления о причинах величия и падения римлян» (Considération sur les causes de la grandeur et de la décadence des Romains, 1734). Основные идейные тенденции «Духа законов» (LEsprit des lois, 1748).

Просветительская литература 1730-1750-х гг. Творчество Вольтера (Voltaire, наст. имя Франсуа-Мари Аруэ, 1694-1778) – вершина «раннего» французского Просвещения. Знакомство с английским общественным строем, наукой и культурой и формирование вольтеровского мировоззрения. Вольтер-популяризатор научного знания; Вольтер-историк. Творческий путь Вольтера-писателя. «Легкая поэзия» Вольтера: черты рокайльной и классицистической поэтики; вольтеровские эпиграммы. Просветительский классицизм в драматургии Вольтера: традиции и новаторство. Критика религиозной нетерпимости в трагедиях «Заира» (Zaïre, 1732) и «Магомет, или Фанатизм» (Le Fanatisme, ou Mahomet le Prophete, 1741). Ироикомическая поэма «Орлеанская девственница» (La Pucelle dOrléans, 1735): антиклерикальный пафос, ренессансные комические традиции, поэтика рококо. Просветительский классицизм Вольтера-прозаика; жанровое своеобразие вольтеровской философской повести. Тройная  художественная задача философской повести: пародирование литературных клише, критика современной писателю Европы, а также утверждение либо дискредитация того или иного философского тезиса. Повесть «Задиг, или Судьба» (Zadig, ou la Destinée, 1748) и учение Лейбница о предустановленной гармонии. Образ ангела Иезрада. Функции фантастики в повести «Микромегаc» (Micromégas, 1752). Урок гордости и смирения, преподанный землянам. Неоднозначность концовки повести. «Поэма о гибели Лиссабона» – вольтеровское опровержение концепции Лейбница-Вольфа. Повесть «Кандид, или Оптимизм» (Candide, ou lOptimisme, 1759), философские концепции и образы персонажей – их носителей. Мысль об обыденности, привычности окружающего нас зла. Критика милитаризма и религиозного фанатизма. Образы иезуитов. Иронический пафос в повести. Структурные приемы плутовского романа. Эльдорадо – обретенная утопия или новое разочарование? Смысл заключительной сентенции. Черты сентиментализма в повести Вольтера «Простодушный» (LIngénu, 1767). Полемика с Руссо о цивилизации и «естественном человеке».

Сентиментализм – крупнейшее течение во французской литературе второй половины XVIII в. Кризис рационализма и формирование идеологии «третьего сословия». Чувство, а не разум, как доминанта «человеческой природы». Герой-демократ, его бóльшая индивидуализированность, богатый духовный мир. Обусловленность героя социальной средой. Эпистолярный роман – излюбленный жанр французского сентиментализма.

«Энциклопедия» и деятельность энциклопедистов – новый этап французского Просвещения. Творчество Дени Дидро (Denis Diderot, 1713-1784). Особенности мировоззрения Дидро-философа. Повествовательные приемы рококо в романе «Нескромные сокровища» (Les Bijoux indiscrets, 1748). Скандальность темы и социальная критика. Вопрос о прототипах. «Пробы кольца» и выработка концепции опытного знания. Свифтовские традиции в романе. Эстетика театра у Дидро: полемика с классицистической теорией драматургии; обоснование необходимости «среднего» («серьезного») жанра. «Слезливые» драмы Дидро «Побочный сын» (Le Fils naturel, 1757) и «Отец семейства» (Le Père de famille, 1758). Эволюция Дидро-романиста. «Монахиня» (La Religieuse, 1760) – просветительский сентименталистский роман. Идейное и художественное своеобразие романа-диалога «Племянник Рамо» (Le Neveu de Rameau, 1762). Сентиментально-юмористический роман «Жак-фаталист и его Хозяин» (Jacques le fataliste et son Maître, 1773). Традиции Стерна. Композиционная организация и особенности повествования. «Обнажение приема» как художественный прием. Игровая стихия в романе.

Периодизация творчества Жан - Жака Руссо (Jean-Jacques Rousseau, 1712-1778). Философские, социально-политические, исторические взгляды писателя – трактат «Общественный договор» (Le Contrat social, 1762); педагогическая концепция Руссо – роман-трактат о воспитании «Эмиль» (Émile, ou De l’éducation, 1762). Эпистолярный сентименталистский роман «Юлия, или Новая Элоиза» (Julie, ou la Nouvelle Hèloïse, 1761). Социальная и психологическая детерминированность персонажей. Мятежный герой, выступающий против общественных догм и предрассудков. Любовно-психологический и этический конфликт в произведении. Специфика психологизма и морализации в романе. Две точки зрения на воспитание личности. Трагический финал романа и тезис о перестройке характера. Руссо – создатель сентименталистского романа-исповеди: «Исповедь» (Les Confessions, 1766-1770). Художественное повествование и автобиографизм.

Литература 1770-1790-х гг. и романное творчество писателей-руссоистов. Бернарден де Сен-Пьер (Bernardin de Saint-Pierre, 1737-1814). Луи-Себастьен Мерсье (Louis-Sebastien Mercier, 1740-1814) и его социальная утопия «Год две тысячи четыреста сороковой, cон, которого, возможно, и не было» (LAn deux mille quatre cent quarante, reve sil en fut jamais, 1770). Очерки быта и нравов «Картины Парижа» (Tableau de Paris). Николя Ретиф де ла Бретон (Nicolas Rétif de la Bretonne, 1734-1806). Эпистолярный роман «Совращенный поселянин, или Опасности городской жизни» (Le Paysan perverti, ou les Dangers de la ville, 1775). «Естественный человек» – жертва городской цивилизации.

Драматургия Пьера-Огюстена Бомарше (Pierre-Augustin Beaumarchais, 1732-1799). Трансформация образа демократического героя в трилогии о Фигаро. «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» (Le Barbier de Séville ou La Précaution inutile, 1775). Политическое и художественное значение комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (La Folle journée, ou le Mariage de Figaro, 1784). Просветительская проблематика и особенности поэтики произведения. «Преступная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable, 1792) – «нравоучительная драма». Драматургия Бомарше и музыкальное искусство (Моцарт, Россини).

Роман Пьера Амбруаза Шодерло де Лакло (Pierre Ambroise Choderlos de Laclos, 1741-1803) «Опасные связи» (Les Liaisons dangereuses, 1782) – произведение «позднего» рококо. Особенности сатиры и морализации в романе. Психологическое мастерство писателя. «Неполная осведомленность» героев как форма выражения авторской иронии. Индивидуализация эпистолярного стиля персонажей.

Французская поэзия конца XVIII века. Позднерокайльная галантно-эротическая лирика Эвариста Парни (Évariste Parny, 1753-1814): «Эротические стихотворения» (Poésies érotiques, 1778). «Мадагаскарские песни» (Chansons madécasses, 1787) и их роль в становлении жанра стихотворения в прозе. «Кощунственная» поэма «Война богов» (La Guerre des dieux, 1799): вольтеровские традиции и новаторство. Поэзия Андре Шенье (André Chénier, 1762-1794). Художественные особенности идиллий поэта. Классицистические традиции и новаторство в развитии жанра элегии.