microbik.ru
1 2 3 4




5. РАМОЧНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
5.1. Назначение Методики
Рамочная Методика оценки социально-экономического ущерба от ЧС (далее - Методика) предназначена для оценки социально-экономического ущерба от ЧС в пределах территории, подвергшейся воздействию поражающих факторов ЧС в расчете на период год после свершения события.

Методика позволяет определять в стоимостной форме:

потери населения;

потери трудовых ресурсов;

потери социальной инфраструктуры;

объем социальных льгот и гарантий для обеспечения сохранения жизненного уровня пострадавшего населения;

объем затрат на эвакуацию и расселение пострадавшего населения;

объем затрат на питание пострадавшего населения;

объем затрат на оказание медицинской помощи пострадавшему населению;

объем затрат на оказание коммунальных услуг пострадавшему населению;

объем затрат на оказание единовременной материальной помощи пострадавшему населению;

объем затрат на проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ;

объем ущерба в промышленности;

объем ущерба в транспортной системе;

объем ущерба в топливно-энергетическом комплексе;

объем ущерба в инфраструктуре жизнеобеспечения;

объем ущерба по объектам сельского хозяйства;

объем ущерба в животноводстве;

объем ущерба в растениеводстве;

объем ущерба в экологии;

объем неполучения налоговых отчислений в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации;

объем ущерба субъекту Российской Федерации от землетрясения.
5.2. Обозначения и сокращения
Социально-экономические последствия ЧС – это частный случай последствий ЧС. Однако если последствия ЧС рассматриваются как результат воздействия факторов ЧС на объекты, то социально-экономические последствия - это воздействие ЧС через объекты на отношения субъектов права и объектов. Выраженный в денежной форме интегральный показатель негативных для субъекта социально-экономических последствий есть социально-экономический ущерб рассматриваемого субъекта права (субъекта Российской Федерации, России в целом).
5.3. Принятые ограничения и допущения
В Методике принято, что оценка социально-экономических последствий ЧС проводится по субъектам Российской Федерации в пределах территории, подвергшейся воздействию поражающих факторов ЧС.

В Методике применяются вероятностный и детерминированный подходы, которые выбираются в зависимости от наличия исходной информации.

Вероятностный подход обусловлен тем, что ситуация, в которой могут оказаться люди и объекты экономики, носит ярко выраженный случайный характер.

Принимается, что объем ущерба в основном определяется двумя факторами – интенсивностью ЧС (модель воздействия) и сопротивлением этому воздействию (законами разрушения - для зданий, сооружений и законами поражения - для людей). Все другие факторы, влияющие в той или иной степени на последствия ЧС, учитываются через эти факторы.
5.4. Исходные данные для расчетов

5.4.1. Исходные данные, необходимые для оценки ущерба на этапе прогнозирования, локализации ЧС и других этапов, характеризуемых отсутствием информации от субъектов Российской Федерации, - показатели, получаемые из Методики прогнозирования последствий ЧС.

5.4.1.1. Численность пострадавшего населения (общие, безвозвратные, санитарные потери), чел.

5.4.1.2. Численность людей, оказавшихся без крова, чел.

5.4.1.3. Количество зданий, получивших обвалы, частичные разрушения, тяжелые, умеренные и легкие повреждения, ед.

5.4.1.4. Объем завалов, куб. м.

5.4.1.5. Количество зданий, требующих укрепления (обрушения), ед.

5.4.1.6. Протяженность заваленных улиц и проездов, км.

5.4.1.7. Количество аварий на коммунально-энергетических сетях, ед.

5.4.2. Исходные данные, необходимые для анализа социально-экономических последствий ЧС, - показатели, получаемые от администраций субъектов Российской Федерации.

Исходные данные представляются органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, в таблицах 1 – 12 Приложения № 3.

5.4.3. Необходимая нормативная информация:

усредненная для субъекта РФ оценка стоимости переселения одного человека.

Эта оценка может быть получена по наблюдениям за уже имевшими место ЧС в субъекте Российской Федерации либо путем разработки специальной методики ее вычисления;

усредненный в расчете на одного пострадавшего норматив выплат в случае ЧС в рассматриваемом субъекте РФ. Этот норматив может быть получен из обработки практики единовременных выплат в субъекте РФ или через разработку специальной методики, на основании которой в субъекте будет выпущен специальный документ по определению размера единовременных выплат в случае ЧС в субъекте;

усредненная оценка затрат на льготы в расчете на одного пострадавшего за год при случае ЧС в рассматриваемом субъекте РФ. Получение этого норматива требует специальной методики;

усредненная стоимость коммунальных услуг на одного человека в рассматриваемом субъекте РФ за год, тыс. руб. Вычисляется в субъекте РФ как оценка стоимости коммунальных услуг в субъекте за предшествующий ЧС год, деленная на численность населения в субъекте;

удельные затраты на питание одного человека в данном субъекте РФ в течение года;

норматив, удельные затраты на медицинское обслуживание одного пострадавшего от ЧС в течение года, тыс. руб.;

строительная стоимость 1 кв. м. по типам зданий. Среднее значение стоимости восстановления 1 кв. м. зданий вне зависимости от их конструктивных решений;

доля жилого сектора в общем объеме площадей на рассматриваемой территории;

отношение стоимости всего промышленного оборудования в субъекте РФ к стоимости производственных зданий;

отношение стоимости хранящейся готовой продукции на складах предприятий к стоимости производственных зданий;

отношение стоимости сырья к стоимости производственных зданий;

удельная стоимость прокладки 1 км дорог в субъекте РФ. Необходима методика для расчета этого норматива в субъекте РФ;

усредненные данные об ущербе от одной аварии в системе теплоснабжения, тыс. руб.;

усредненные данные об ущербе от одной аварии в системе электроснабжения, тыс. руб.;

усредненные данные об ущербе от одной аварии в системе газоснабжения, тыс. руб.;

усредненные данные об ущербе от одной аварии в системе водоснабжения, тыс. руб.;

усредненные данные об ущербе от одной аварии в системе канализации, тыс. руб.;

средняя стоимость восстановления одного сельскохозяйственного объекта в субъекте РФ, тыс. руб., показатель, для расчета которого нужна специальная методика;

средняя стоимость одного га сельхозугодий в субъекте РФ, тыс. руб., данные земельного кадастра;

планируемая в среднем урожайность с посевных площадей субъекта РФ, тонн, в рассматриваемом году;

ожидаемая стоимость реализации на одну тонну урожая в субъекте РФ, тыс. руб., в рассматриваемом году;

средние расходы по созданию одного рабочего места в субъекте РФ, тыс. руб.;

норматив налоговых отчислений с единицы стоимости продукции в каждой отрасли, функционирующей в субъекте РФ.

5.5. Укрупненный алгоритм (блок-схема) Методики
Логическая декомпозиция задачи определения социально-экономического ущерба состоит в нижеследующей последовательности действий.

В блоке 1 - определяется цель расчета оценки. Это может быть оказание помощи субъекту извне, определение необходимых предупредительных мероприятий и оценка их эффективности, учет влияния возможных последствий ЧС на дальнейшее развитие субъекта Российской Федерации и т.д. В блоке 2 - в соответствии с установленной целью определяется набор показателей, характеризующих социально-экономические последствия ЧС. Это могут быть все или только отдельные показатели из приводимого перечня, которые отражены в данной Методике:

Прямые потери бюджетов органов управления различных уровней, связанные с необходимыми затратами на ликвидацию последствий ЧС и сокращением налоговых поступлений:

объем затрат на эвакуацию и расселение населения;

объем затрат на питание населения;

объем затрат на оказание медицинской помощи пострадавшему населению;

объем затрат на проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ;

объем затрат на оказание коммунальных услуг пострадавшему населению;

объем затрат на оказание единовременной материальной помощи пострадавшему населению;

объем социальных льгот и гарантий для обеспечения сохранения жизненного уровня пострадавшего населения;

объем неполучения налоговых отчислений в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации.

Потенциальные потери бюджетов органов управления различных уровней, связанные с необходимостью расходов на восстановление функционирования основных хозяйственных систем страны:

потери населения;

потери трудовых ресурсов;

потери социальной инфраструктуры;

объем ущерба в промышленности;

объем ущерба в транспортной системе;

объем ущерба в топливно-энергетическом комплексе;

объем ущерба в социальной сфере и отраслях инфраструктуры жизнеобеспечения;

объем ущерба на объектах сельского хозяйства;

объем ущерба в животноводстве;

объем ущерба в растениеводстве;

объем ущерба в экологии.

Обобщающим показателем оценки социально-экономического ущерба является объем ущерба субъекту Российской Федерации от ЧС.

В блоке 3 - определяются конкретные условия оценки социально-экономических последствий от ЧС: является ли это этапом прогнозирования, когда характеристики ЧС только предполагаются, или это этап, когда характеристики уже известны (локализация ЧС, проведение аварийно-спасательных работ и т.п.), но не поступили данные с мест о значениях показателей социально-экономических последствий, или этап, когда уже известны фактические значения этих показателей или отдельных их составляющих, по которым можно оценить реальную картину.

В блоке 4 - производится расчет в определенных предыдущими блоками условиях получения исходной информации от выбранных в блоке 2 показателей.

1. Определяется цель оценки социально-экономического ущерба как интегрального стоимостного выражения социально-экономических последствий ЧС






2. Устанавливается перечень учитываемых показателей, характеризующих социально-экономические последствия ЧС







3. Устанавливается этап ЧС для оценки социально-экономических последствий (прогнозирование, локализация, проведение АСР, ликвидация последствий и т.д.)





4. Для каждого показателя, определенного в блоке 2, проводится расчет его оценки в соответствии с возможностями получения исходной информации


Рис. 1. Формирование условий расчета и расчет оценки

социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций


следующая страница >>