microbik.ru
1


7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ В РОССИИ
7.1. Травматизм в России
Вопросы производственного травматизма, его анализ и затраты средств на социальную защиту и страхование рабочих всегда остро стояли и стоят перед правительством любого государства, а особенно такой большой страны, как Россия.

В царской России регулярный анализ производственного травматизма и заболеваемости, обобщение опасных и вредных производственных факторов стали возможны только после введения «Извещения о несчастных случаях» (Закон от 02.06.1903 г.) и после принятия Закона о страховании рабочих («Закон Литвинова  Фалинского» от 23.06.1912 г.). Согласно последнему закону больничные кассы как низовые страховые органы при фабриках и заводах попали под наблюдение Всероссийского страхового совета, губернского страхового присутствия, охранного отделения полиции и фабричной инспекции. После этого статус фабричной инспекции, учрежденной в 1882 г. по Закону «О малолетних работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» и действующей в соответствии с фабричным законом (принят в 1885 г.), регулирующим отношения владельцев фабрик и рабочих, значительно укрепился.

Чуть раньше принятия Закона о страховании рабочих, после XI Пироговского съезда (состоялся в 1910 г.), с целью единообразной регистрации травм в России и упорядочения сбора информации по травматизму была введена специальная карточка, которая была призвана обобщить последующие и имевшиеся уже к тому времени сведения по фабрично-заводскому, горному и железнодорожному травматизму.

Надо отметить, что законодательно впервые введение страхования работающих от несчастных случаев и заболеваемости (профессиональной заболеваемости) было сделано в Германии. Лишь затем в России и других европейских странах страхование рабочих также получило законодательную поддержку. Это резко стимулировало в этих странах теоретические и прикладные исследования в области производственного травматизма: по методам анализа и прогноза несчастных случаев на производстве, профилактике травматизма, психологии труда, психологии безопасности труда, эргономике и многим другим вопросам производственной безопасности, охраны труда и промсанитарии.

7.2. Производственный травматизм

и его анализ в советской стране
После прихода к власти большевиков и создания в 1918 году технической и санитарной инспекций, Наркомтруд РСФСР в 1921 г. возлагает на эти инспекции обязанности по расследованию случаев производственного травматизма и причин, вызвавших эти случаи. Уже с 1922 г. по Постановлению Наркомтруда РСФСР все предприятия были обязаны посылать в местные инспекции труда извещения установленной формы обо всех произошедших несчастных случаях, а также заполнять специальные книги регистрации этих несчастных случаев. Этими своими действиями Наркомтруд РСФСР позволил упорядочить работу по сбору и обработке статистических данных по производственному травматизму в России в тот период времени.

Начиная с 1925 года, Наркомтруд СССР разрабатывает дополнительно еще ряд постановлений по сбору и анализу производственного травматизма, важнейшими из которых были: Постановление НКТ СССР «О регистрации несчастных случаев» от 18.02.1925 г. № 44/321) и «Список особо вредных работ, к которым не допускались женщины». В своем Постановлении «О регистрации несчастных случаев» Наркомтруд СССР прописал порядок действия для предприятий и организаций, если у них произошел несчастный случай. Эти действия заключались в нижеследующем.

1. Все предприятия, учреждения и хозяйства с числом наемных рабочих и служащих не менее 10, а при наличии двигателя – при всяком числе рабочих и служащих обязаны регистрировать в специальной книге для регистрации несчастных случаев по прилагаемой форме все несчастные случаи с рабочими и служащими, происшедшие при исполнении или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, независимо от того, сопровождались ли они утратой трудоспособности или нет.

Предприятия обязаны регистрировать в книге для регистрации несчастных случаев также и те несчастные случаи, которые произошли в пределах данного предприятия с рабочими или служащими других предприятий или вообще с посторонними лицами, причем в книге в таком случае отмечается, на каком предприятии работает пострадавший.

2. Предприятия, учреждения и хозяйства, независимо от числа занятых в них рабочих и служащих, о всех зарегистрированных несчастных случаях, сопровождающихся смертью или утратой трудоспособности на срок не менее одного дня, обязаны посылать местному инспектору труда извещение по прилагаемой форме (Е-N1) не позже 48 часов с момента несчастного случая или с момента получения заявления о нем, если администрации до заявления не было известно о несчастном случае.

3. Виновные в нарушении настоящего постановления привлекаются инспекцией труда к судебной ответственности по соответствующим статьям Уголовных кодексов союзных республик, карающим за нарушение законов о труде, или к административной ответственности, согласно соответствующим узаконениям союзных республик.

Дальнейшее развитие процедуры учета и расследования несчастных случаев на производстве нашло отражение в Постановлении Наркомтруда СССР от 18 января 1927 г. № 367 «О порядке регистрации несчастных случаев». Этим постановлением утверждалась схема регистрации несчастных случаев. В Постановлении, в частности, говорилось, что регистрации в обязательном порядке подлежат:

 несчастные случаи, связанные с производством работы потерпевшим или с пребыванием потерпевшего на месте работы;

 несчастные случаи, происшедшие в результате деяния, преследуемого в уголовном порядке (кража, умышленная порча оборудования, хулиганство и т.п.), если эти несчастные случаи произошли не с самим правонарушителем, а с другими лицами, и вместе с тем, связаны с пребыванием потерпевшего в производственной обстановке;

 несчастные случаи, произашедшие вследствие шалости, если эти несчастные случаи связаны с пребыванием потерпевшего в производственной обстановке;

 несчастные случаи с посторонними для данного производства лицами, происшедшими на территории предприятия или в другом месте производства работ.

Введение страхования в России, которое проявилось в виде страховых обществ, товариществ по профессиям страхователей, профессиональных союзов внесли значительный вклад в развитие методов идентификации и анализа опасностей, профилактики производственного травматизма и (профессиональной) заболеваемости.

Достаточно часто в период становления советской власти в России и в СССР наблюдались нарушения гигиены и промышленной санитарии на рабочих местах, попытки удешевить затраты на охрану труда и т.п. Так, например, при вредных работах рабочие должны были получать дополнительно спецпитание в виде молока. Однако приобретение молока велось каждым предприятием самостоятельно, поэтому было большое число нарушений. И в связи с тем, что с мест поступали сведения о том, что в ряде предприятий наблюдались желудочно-кишечные заболевания рабочих в связи с употреблением ими рыночного молока, выдаваемого предприятиями в качестве спецпитания в некипяченом виде, Отдел охраны труда Наркомтруда СССР своим Циркуляром «Об усилении надзора за качеством молока, выдаваемого в качестве специального питания» от 6 апреля 1925 г. № 101/302 обратил особое внимание на необходимость усиления надзора за тем, чтобы молоко на предприятиях выдавалось вполне доброкачественное. В необходимых случаях, как было отмечено в постановлении, по усмотрению санитарной инспекции, следует предъявлять требования о выдаче рабочим спецмолока в кипяченом виде.

Развитие охраны труда на предприятиях и в учреждениях было немыслимо без создания на них специальных отделов и управлений, которые бы отвечали за это. Поэтому в 1927 году вышло «Типовое Положение о бюро и специальных лицах, ведающих техникой безопасности и промышленной санитарии в производственных предприятиях», утвержденное ВСНХ СССР и НКТ СССР. Это Положение стало началом официального существования на предприятиях и в организациях отделов охраны труда и инженеров охраны труда.

Вопросы охраны труда на предприятиях и в колхозах всегда интересовали руководство страны и партийные органы, вот почему важное значение в условиях индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства имело постановление ЦК КПСС от 05.07.1929 г. «Об усилении партийного руководства работой по охране труда и технике безопасности в промышленности и на транспорте». В 1930 г. проблемы охраны труда в разных отраслях народного хозяйства СССР рассматривались на XVI съезде КПСС. Именно в тот период времени были определены роль и задачи профсоюзов в этой важной социальной сфере – охрана руда и здоровья трудящихся. К этому времени, как пишут историки, в СССР была полностью искоренена безработица.

Вопросы разработки нормативов и правил охраны труда серьезно решались и после индустриализации и коллективизации страны. Так 20 сентября 1931 г. Наркомтрудом СССР были утверждены «Правила об устройстве труда грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах», в которых, в частности, говорилось:

 переноска одним грузчиком грузов весом 80 кг воспрещается;

 если вес груза превышает 50 кг, то подъем груза на спину грузчика и съемка груза со спины грузчика должны производиться с помощью других грузчиков;

 если вес груза превышает 50 кг, то переноска груза одним грузчиком допускается на расстояние не более 60 м.

Этот нормативный документ для грузчиков длительное время действовал в нашей стране. И лишь в годы перехода к рыночной экономике он был отменен. В настоящее время в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства [10] при проведении погрузочно-разгрузочных работ механизированный способ следует применять при массе груза более 50 кг, при подъеме груза свыше 50 кг на высоту более 2 м и при его перемещении на расстояние более 25 м.

7.3. Производственный травматизм

на современном этапе
Как отмечают многие исследователи, анализ состояния здоровья работающих россиян свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы. Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин – несчастных случаев, отравлений и травм – соответствует аналогичным показателям в России столетней давности и почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, в 1,5 раза – в развивающихся. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом в России в 5 раз выше, чем в экономически развитых странах, и за последние годы наблюдается устойчивая тенденция к его росту.

Проведенный анализ показал, что в последние годы состояние условий и охраны труда в целом по стране находится на очень низком уровне. Это хорошо видно из табл. 1012. В табл. 10 приведены данные по производственному травматизму со смертельным исходом по данным Федеральной инспекции труда Российской Федерации в целом по стране.
Таблица 10

Производственный травматизм в России со смертельным исходом


Год

1999

2000

2001

2002

Число погибших

5371

5984

6194

5803

Число смертельных

случаев на 1000 работающих


0,144


0,154


0,150


0,138


Данные по пострадавшим и погибшим по отдельным отраслям промышленности России приведены в табл. 11, из которой видно, что наибольший травматизм наблюдается в угольной промышленности, при этом высокие показатели сохраняются уже длительное время.

Если провести анализ причин несчастных случаев на производстве, то ежегодно более 60% занимают причины организационного характера (нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины и т.д.). По данным Госкомстата России, в 2001 году по сравнению с 1998 годом количество погибших на производстве в результате неудовлетворительной организации производства работ увеличилось, например, в угледобывающих организациях почти в два раза, в организациях нефтедобывающей промышленности – на 90%, производства черных металлов – на 42%, в сельском хозяйстве – на 35%, в строительстве – на 20% и т.д.

Таблица 11

Число пострадавших и число смертельных случаев

на 1000 работающих за 2002 г по России [11]


Производство

Число пострадавших

на 1000 работающих

Число смертельных случаев

на 1000 работающих

Производство

стандартных домов


8,4


1,574

Дрожжевая

промышленность


6,4


1,194

Производство свинца

16,1

0,580

Добыча угля

подземным способом


33,2


0,512

Лесозаготовка

19,8

0,497

Строительство

5,0

0,318

В среднем по России

4,5

0,138


Укрупненный анализ производственного травматизма свидетельствует: в 2001 г., например, в организациях РФ каждый пятый пострадавший на производстве был травмирован в результате воздействия движущихся и разлетающихся предметов и деталей; более 17% работников пострадало в результате обрушения и обвалов предметов, материалов и земли; более 10%  в результате падения людей с высоты.

Следует отметить еще одну особенность, характерную для России в настоящее время, которая выражается в сокрытии работодателями несчастных случаев. Если проанализировать цифры, отражающие положение дел в России, связанных с травматизмом и несчастными случаями на производстве, то они не могут считаться верными, поскольку руководители многих предприятий, особенно расположенных в удалении от краевых и областных центров, стараются не сообщать о несчастных случаях в Федеральную инспекцию, чтобы избежать штрафных санкций. Видимо, когда по законодательству будет разрешено расследованием происшествий заниматься на местах, скрыть факты травматизма будет намного сложнее.

Неудовлетворительное состояние дел в России и с наличием профессиональных заболеваний. Так в 2002 г. было зарегистрировано 11277 случаев профессиональных заболеваний и отравлений, из них 2568 у женщин. Острые профессиональные отравления составили 116 случаев, а хронические – 185, что значительно больше по сравнению с 2001 годом.

Показатели профессиональной заболеваемости за последние годы по отдельным отраслям экономики приведены в табл. 12.
Таблица 12

Профессиональная заболеваемость (на 10000 работающих)

по отраслям промышленности в России [11]


Отрасли

Год

1998

1999

2000

2001

2002

Угольная

промышленность


29,83


29,41


91,76


42,44


42,15

Строительно-дорожное

машиностроение



8,75



10,31



9,57



34,21



9,98

Автомобильная промышленность


5,12


4,89


7,64


4,60


4,74

Электроэнергетика

0,87

0,79

0,89

0,87

1,07

Показатель по Российской Федерации


1,85


1,77


1,81


2,24


2,23



Высокий производственный травматизм и профессиональных заболеваний частично вызвано плохими условиями на рабочих местах. Так, в 2002 году наибольшая доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, имела место в Чукотском автономном округе – 40,6%, Камчатской области – 36,2%, Мурманской области – 34,8%, Кемеровской области – 34,7%, в Корякском автономном округе – 33,6%, Республике Коми – 31,7%. По отраслям экономики аналогичный показатель составил: угольная промышленность – 49,1%, в том числе при добыче угля подземным способом – 60,3%; черная металлургия – 43,8%; открытая добыча руд черных металлов  36,8%; газовая промышленность – 36,5%; электроэнергетика – 31,3%; цветная металлургия – 30,8%; авиационный транспорт – 30,3%.

Анализируя вышеприведенные данные, следует констатировать, что производственный травматизм и профессиональная заболеваемость остаются для нашей страны одной из актуальнейших социально-трудовых проблем.

Анализ несчастных случаев на производстве показал, что основными причинами травматизма со смертельным исходом являются: неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в техническом обучении и аттестации сотрудников, нарушения правил дорожного движения, трудовой и производственной дисциплины, отсутствие периодических медицинских осмотров по охране труда. Зачастую, чтобы устранить эти причины не требуется серьезных финансовых затрат, необходимы организационные мероприятия.

В настоящее время в России уделяется значительное внимание со стороны законодательной власти причинам возникновения несчастных случаев на производстве. Расследование несчастных случаев на производстве осуществляется согласно «Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279 в редакции Постановлений Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 и от 24 мая 2000 г. № 406. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967 было утверждено «Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний».

Для более четкой и объективной работы при расследовании несчастных случаев Минтруд своим Постановлением от 24.10.2002 г. N 73 формы необходимых при расследовании документов «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве» и Положение «Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Согласно этим постановлениям расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие на производстве с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя. К ним относятся:

 работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);

 граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору;

 студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях;

 другие случаи в соответствии с действующим законодательством.

По вышеназванным документам расследованию и учету подлежат следующие несчастные случаи на производстве: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током и др.

Комитет Госдумы РФ по охране здоровья одобрил проект целевой программы «Здоровье работающего населения России на 20042015 гг.». Как сообщает пресс-служба Госдумы, по данным Госкомстата, в 2001 г. из 144,8 млн. жителей России около 87,3 млн. человек находились в трудоспособном возрасте. При этом если общая численность населения за последние 12 лет сократилась более чем на 5 млн. человек (около 4%), то численность занятого – более чем на 12 млн., то есть потери лиц трудоспособного возраста опережают потери населения в целом. Вот почему так остро стоит в России вопрос о пенсионной реформе.

По прогнозу Минэкономразвития, тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится. В ближайшие 1015 лет численность работающего населения составит около 50 млн. человек. Общие потери рабочей силы за 20062015 гг. составят более 10 млн. человек, что является плохим симптомом для государства. Понимая это, государство в последние годы делает попытки выправить ситуацию.