microbik.ru
1 2 ... 4 5
71. Проблемы становления и развития Европейского Союза. Место и роль ЕС в развитии современной Европы.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально он не является ни тем, ни другим. Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет ЕвропыНАТОЗападноевропейский союз.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951ФРГБельгияНидерландыЛюксембургФранция,Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

Основные события в истории углубления интеграции ЕС


1 декабря 2009 — вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным.

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро.

Примеры разной степени интеграции:

Европейское сообщество, ЕОУС и Евратом, вместе взятые, в политико-правовой доктрине, а иногда и в официальных документах именуют первой “опорой” Европейского Союза. В качестве второй и третьей “опор” выступают, соответственно, общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) и сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО).

Таким образом, с точки зрения внутреннего устройства Европейский Союз - это организация со сложной, комплексной структурой, складывающейся из трех компонентов (“опор”): Европейские сообщества, ОВПБ и СПСО. Функционирование каждой “опоры” подчиняется разным по характеру и содержанию источникам права Европейского Союза.

Три “опоры” Союза объединяет друг с другом, прежде всего, наличие единых целей и принципов, закрепленных непосредственно в Договоре о Европейском Союзе; единый состав государств-членов. Важным условием целостности Европейского Союза выступает также наличие у этой организации единой системы руководящих органов - институтов Европейского Союза.

По характеру своей компетенции Европейский Союз выступает как надгосударственная (наднациональная) организация политической власти, в пользу которой государства-члены добровольно ограничили свой суверенитет. Современный Европейский Союз - это государственно-подобное образование, постепенно эволюционирующее в сторону полноценной федерации. В то же время на современном этапе Европейский Союз еще сохраняет ряд общих черт с международной (межправительственной) организацией и конфедерацией государств.

72. Дипломатия 1)инструмент реализ внешнеполитич курса гос-ва, сов-ть средств, приемов и методов достижения внешнеполитич целей гос-ва; 2)система взаимоот-й м/у суверенным гос-вами, основанная на взаимном обмене дипломатич-ми представителями, воплощающими суверенитет своего государства.

Дип.служба- это особая сфера гос. управления в области обеспечения суверенитета и м/н безопасности страны, защиты интересов,прав и свобод граждан и юрид.лиц РФ за рубежом. Д как особый вид гос дея-ти вошла в обиход на рубеже 16-17вв, когда при дворах монархов появились постоянные дипломатич представители, а в системе гос органов- спец ведомства. Характер и формы дип.деятельности государств в тот период позволили определить дипломатию, как «применение ума и такта к ведению официальных сношений м/у правительствами независимых гос-в»

Дипломатия-это служба, которая входит в систему государственного службы и деятельности и обеспечивает интересы государства. Дипломатия требует большого объема знаний и в какой-то степени представляет собой учение. Это искусство, т.к. предполагает наличие определенных талантов (например, искусство ведения переговоров).

Дип.служба исполняет функции и задачи МИДа в области отношений РФ с иностр.гос-вами и м/н орг-циями; координация деятельности в этой области др. органов гос.власти; защита рос.интересов, благоприятной внешней среды,гарантируещей безопасность страны.

Дип.служба осущ-ся исключ-но на фед уровне и только в рамках полномочий спец органа гос власти- МИД России. Это деят-ть, в функции кот входит решение политич задач, множества задач по обеспечению функций внешнеполитич.ведомства . В широком смысле слова дипломатия-это наука внешних сношений и м/н отношений государств,в более узком-это искусство переговоров.

Основой современного дипломатич права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Она определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов. По конвенции:Функции дип. Представ-ва:1) выступления от имени аккредитующего гос-ва;2) защита интересов аккредитующего гос-ва и его граждан;3) ведение переговоров с правит-ом гос-ва пребывания;4) получение всеми законными средствами информации о гос-ве пребывания;5) поощрение дружеских отношений между странами в политич, экономич и культур сферах.

Организация дипломатич службы Дипломатия (Д) — сов-ть средств, приемов и методов достижения внешнеполитич целей гос-ва; система взаимоотнош м/у суверен гос-вами, основ на взаимном обмене постоянными дип.представителями, воплощающ суверенитет своего правителя.

Дипломатич служба (ДС) — профес-ая деят-сть в госуд органах, осущ-х внешнеполит деят-сть в соответствии с Конституцией, законод-ом и м/н договорами, венскими конвенц-ми о дип и конс сношениях.

Д и ДС примен-ся во внеш пол-ке и др деят-сти гос-ва. Но они отлич по предмету, методам и формам. Н. пр. для Д главное – поддержка дип сношений с др гос-вами, м/н орг-циями и др., а д/ ДС также важны: 1)информац-аналитич функция, 2) экономич дипломатия, 3) дипломатия культур сотруд-ва, 4) протокольная служба, 5) работа со СМИ, 6) дипломатия и работа спецслужб

Дипломатическая служба - это професс деят-ть,направл на практическую реализацию внешней политики страны,защиту национальных интересов гос-ва в сфере международных отношений, а также прав и интересов граждан и юридических лиц за границей;

Основными:отстаив нац интересов гос-ва; приоритет прав и свобод человека и гражданина; демократизм и законность; гуманизм и соц справ-ть; професс-м, компетентность, инициативность, объективность, честность, преданность делу; персонал ответ-ть за исполнение служеб обяз-ей и соблюд дисциплины.

Переговоры - Переговоры – главное ср-во дипломатии.

3 этапа: 1)подготовка; 2)переговоры; 3)анализ рез-тов

Тактика переговоров:1) противостояние сторон (нерационально) 2)дружеская беседа (редко, непродуктивно) 3)поиск взаимоприемлимых решений

Примеры – максимал завышен начал уров-ня; расстановка ложн акцентов (вначале на незнечит-ном); вымагат-во (воыдвиж нов терб-ий когда договор достигнут); «пакетирование» -несколько предлож сразу (заинтересов в нескольких предлож.сторона приним весь пакет); давление (угроза, блеф); тактика ухода (выжидание, отсрочка, молчание) – вынудить парнтнера первым давать инфу.

73. Механизмы процесса подготовки и принятия внешнеполитических решений. Организация процесса принятия внешнеполитических решений в странах СЕ

ВП – общий курс гос-ва в междунар. делах. ВП регулир. отнош-я данного гос-ва с другими гос-вами и народами в соотв-ии с его принципами и целями, достигаемыми применением различн. Ср-в и методов.Важнейшим ср-вом ВП явл. дипломатия.

Проведением ВП заним. внутр. ведомства, при этом негос-венные участники МО (церковь, корпорации) ВП не занимаются.

Главное в ВП – нацональный интерес (в т.ч. вопросы безопасн-ти, сотрудн-во и укрепление мира, реш-е глобальных проблем).

Осн. цели ВП: обеспеч-е безопасности стремление к увелич-ю потенциала страны, налаживание торгово-экон. отношений, рост престижа страны в МО.

Стадии планир-я ВП:

1)Сост. прогноз вероятн. разв-я системы МО в целом или в отдельн. регионах, а также м-у гос-вами

2) опред-ся размер рес-сов и ср-в, которые потребуются для реш-я выдвинутых ВП-задач

3)устан. Первоочередные цели ВП данного гос-ва по различн. направл-ям, исходя прежде всего из экон. и полит. интересов.

4)разраб. комплексн. программа всех ВП-мероприятий, кот. утвержд. правительством.

Швеция:

ВП-деятельность осуществляется Правительством (Министерством иностранных дел). Министр-Карл Бидьт.

Под рук-вом министерства работают различные агентства по поддержанию экспорта, выработке решений по урегулирования междунар. конфликтов, инвестициям, торговым связям, помощи африканским странам.

ВП-решения правительства должны согласовываться с риксдагом, например, принятие договоров, которые накладывают финансовые обязат-ва на гос-во. Для этого в риксдаге создан Внешнеполитический комитет, состоящий из тальмана и девяти видных деятелей фракций политических партий. Хотя номинально он и возглавляется Королем, фактически же является формой парламентского контроля за внешнеполитической деятельностью Правительства.

Финляндия:

ВП осущ. Под рук-вом президента совместно с Гос. Советом (првительством). Министерство иностр. дел. Министр Александр Стубб. Так же ВП-деятельность осущ. Министерство международной торговли и развития, Минист-во скандинавского сотрудн-ва.

Контрольными полномочиями в сфере внешней политики наделены Большая комиссия и комиссия по иностранным делам, которым Государственный совет обязан представлять всю необходимую информацию по вопросам внешней политики и политики безопасности.

Норвегия:

ВП осущ. правит-во: Мин-во иностр дел (Йонас Стёре), Мин-во международного развития. Внешнеполитический комитет стортинга контролирует деят-ть правит-ва.

Дания:

Мин-во иностр дел (министр иностр. дел Лин Эсперсен, министр сканд сотр-ва, министр развития сотрудничества).

Правительство фактически контролирует и всю сферу внешней и военной политики. При этом многие международно-правовые акты не подлежат одобрению со стороны Фолькетинга. Контролирует работу правит-ва (частично) комитет фолькетинга по ВП.

Исландия: Мин-во иностр. дел и внешней торговли. Оссур Скарфединсон. Так же существует должность министра скандинавского сотрудничества. ВП-деят-ть контролируется парламентом. В сфере международных отношений к компетенции парламента отнесено утверждение наиболее важных международных договоров.

74. Основные виды дипломатических документов.

Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.

Наиболее распространены традиционно ноты.

личная нота направляется по вопросам принципиального значения или содержит информацию о каком-либо крупном событии. Носит более эксклюзивный характер. Нота составляется в первом лице от имени подписывающего ноту и начинается с обращения. Заканчивается нота комплиментом (формула вежливости), в котором автор «свидетельствует свое уважение».

В последние годы получил распространение такой вид дипломатической переписки как личное послание главы государства или правительства. м.б. отнесено к личным нотам.

вербальная нота. МИДы и посольства ведут дипломатическую переписку в основном путем направления вербальных нот. Вербальные ноты используются для рассмотрения и решения широкого круга вопросов. В них излагаются политические, экономические, научно-технические и другие проблемы как двустороннего, так и многостороннего характера. Вербальные ноты начинаются и заканчиваются комплиментом. Текст вербальных нот составляется в третьем лице. Как личные, так и вербальные ноты печатаются на гербовой бумаге высшего качества. В идеале нота скрепляется мастичной гербовой печатью МИДа или посольства. Вручаются лично или с курьером.

памятная записка обычно направляется или по просьбе лица, с которым состоялась беседа, или как напоминание о том или ином вопросе. Вручается лично с целью усилить значение или подчеркнуть важность сделанного во время беседы устного заявления или просьбы, облегчить дальнейшее продвижение дела, предупредить возможность неправильного толкования или понимания беседы или устного заявления. Текст памятной записки составляется в безличной форме. Памятные записки печатаются на простой бумаге; адрес и печать не ставятся; проставляются лишь место и дата отправления. Над текстом записки печатается надпись: «Памятная записка».

Меморандум представляет собой док-т, составленный в форме письма, в котором рассматривается фактическая сторона того или иного вопроса, излагается аргументация в защиту своей позиции, содержится полемика с доводами другой стороны и т.д. М.б. либо приложением к личной или вербальной ноте, либо самостоятельным документом, передаваемым лично или пересылаемым с курьером.

Международный договор-соглашение между 2 или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отношениях. Состоит из названия, условий вступления в силу договора, преамбулы, основной и заключительной частей и подписи сторон.

личное письмо (частное письмо полуофициального характера) посылается знакомым официальным лицам в случаях, когда требуется какое-либо содействие в решении вопросов, являющихся предметом официальной переписки или переговоров, с целью подчеркнуть заинтересованность автора в данном деле или ускорить решение какого-либо вопроса путем использования влияния лица, которому направляется письмо.

правительственная телеграмма (личное видение, перспектива отношений). Как правило, телеграммы требуют ответа.

К внешнеполитическому делопроизводству относятся так же внутренние документы МИДа и иных гос.органов.:

-документы для главы государства

-делопроизводство дипломатических представительств-отчеты

-записи бесед(индивидуальные- проводятся и записываются представителем государства-рабочий дневник; разврные- запись переговоров высокого лица)

80. Особенности мирового размещения производительных сил. Международное разделение труда. Научно-техническая революция и формирование центров экономической мощи. Размещение производительных сил, географическое распределение вещественных компонентов производства и трудовых ресурсов по территории стран и их экономическим районам. Размещение производительных сил определяется господствующим способом производства, формой собственности на средства производства. Каждой социально-экономической формации соответствует определённая система территориальной организации общественного производства, определённый тип Размещение производительных сил Международное разделение труда. Формы МРТ – специализация и кооперирование. Разделение труда – исторически определенная система общественного труда. МРТ - специализация отдельных стран, либо их отраслей на производстве определенных товаров и услуг для международного обмена. МРТ появилось в мануфактурный период (17-18 вв) и до промышленного переворота базировалось на естественно й основе (прир-климатические и геогр особенности, сырье, энергия). Характер современного МРТ двойственен – разделение труда вступает не только как процесс разрыва отдельных видов производственной деятельности, но и как процесс объединения в условиях международного кооперирования. Предприятия многих стран, участвующих в мрт производят гораздо больше продукции, нежели это необходимо для удовлетворения внутреннего спроса. Они сосредотачиваются на тех видах деятельности, который позволяют им использовать свои конкурентные преимущества и, как следствие, производить продукцию с относительно меньшими издержками. Продавая излишки этой продукции на внешних рынках, эти предприятия (страны) получают возможность приобретать другие необходимые им товары, производство которых относительно боле затратное в условиях их национальной экономики.

Теория мрт была обоснована Смитом и Риккардо. Они призывали страны сосредотачиваться на использовании своих абсолютных и относительных преимуществ. Смит выдвинул лозунг «свободной торговли» ( laisser-faire = фр) ставший популярным.

Теория сравнительных издержек - разработана классиками, она призывала страны сосредотачиваться на использовании абсолютных и относительных преимуществ во внешней торговле, поскольку это ведет к повышению всеобщего благосостояния. Недостатки теории- 1) ограниченный характер как следствие того, что она не учитывала реальные экономические условия. В то время многие страны были экономически и политически зависимы в условиях колониальной системы. 2) абсолютизирует принцип свободной конкуренции 3) прпедполагает прямой обмен товара на товар 4) не учитывает влияние масштабов производства и транспортных издержек. Кроме того, не принимаются во внимание такие факторы, как трансграничное перемещение труда и капитала ( не только товаров)

Побуждают страны к участию в мрт след факторы: 1.объем внут рынка страны; 2.уровень эк развития страны; 3.обеспеченность страны прир ресурсами; 4.уд вес в структуре экономики страны базовых отраслей промышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия и др.) – чем выше их уд вес, тем ниже, как правило, участие страны в мрт.

Каждый участник мрт ищет в нем свой интерес, свою выгоду. Показатели Развития мрт: 1.уд вес экспорта в объеме произведенной продукции; 2.уд вес отрасли в общем объеме экспорта; 3.темпы роста экспортных отраслей по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.Неотъемлемыми чертами мрт являются международная специализация производства (мсп) и межд кооперирование производства. МСП развивается по двум направлениям – производственному и территориальному.

Производственное направление подразделяется на: межотраслевую специализацию; внутриотраслевую специализацию; специализацию отдельных предприятий. ерриториальная мсп включает специализацию на производстве определенных товаров и их частей для мирового рынка: отдельных стран; группы стран; регионов.

К числу основных видов мсп относятся: предметная специализация; подетальная специализация; технологическая или стадийная специализация. Наибольшее распространение получила специализация по производству гот продукции.

Наибольшая эффективность мсп может быть достигнута только при условии его дополнения международным кооперированием производства (МКП).

МКП – представляет собой процесс устойчивых производственных связей между самотоятельными предприятиями разных стран. Мкп помогает предприятиям снизить издержки. В отдельных случаях мкп носит комплексный характер, охватывая производство, НИОКР и сбыт.

Мкп в развитых формах охватывает различные сферы кооперирования.межд производственно-технолог кооперирование.

Nоргово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной.Послепродажное обслуживание техники.

Научно-техническая революция (НТР) представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Общепризнано, что эпоха НТР наступила в 40—50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70—80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале ХХI вв.Черты НТР -Универсальность, всеохватность: задействование всех остраслей и сфер человеческой деятельности

-Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление

-Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства

-Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки Составные части НТР

Наука : увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования

Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная Производство: электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергетического хозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии, космизация

Управление: информатизация и кибернетический подход
81. Особ-ти разв-я важнейш рег-х и нац-х экономических систем современного мира.

Рыночная экон-ка свобод-й конкуренции: 1) частная собств-ть на экономич ресурсы; 2) рыночный механизм регулир макроэкономич дея-ти, основ на свободной конкур; 3) наличие множ-ва сам-но действ-щих покупателей и продавцов каждого товара.

Современ рыночная экон-ка: 1) многообраз форм собств-ти, среди кот по-прежнему ведущее место занимает частная собств-ть в различ её видах; 2) развер-ние научно-технич революции, ускорившей создание мощной производ-й и соц инф-ры; 3) более активное воздействие гос-ва на развитие нац экон-ки и соц. сферы. Перспективы:1) измен стру-ры произв-ва и потреб-я (возрастание роли услуг); 2) рост уровня образ-я (послешкольное); 3) новое отношение к труду (творческое); 4) повышение внимания к окруж среде (огранич безоглядного использ-я природных рес-ов);5) гуманизация экономики («чел потенциал»); 6) информатизация общ-ва (увелич числен-ти производителей знаний); 7) ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифферен-я выпуск продукции); 8) глобализация хоз дея-ти (мир стал единым рынком).

Админ-командная система: 1) гос соб-ть практически на все экономич ресурсы; сильная монополиз и бюрокра-ция экономики; 2) централиз-ное, директивное, экономич планир-е как основа хоз мех-ма. Основные черты хоз мех-ма: 1) непосред-ное управл-е всеми предприятиями из единого центра; 2) гос-во полностью контр произ-во и распред продукции; 3) госуд аппарат руководит хоз деят-ю с помощью преимущ администр-командных методов.

В каждой системе существуют свои нац модели организации хоз-ва, так как страны отличаются историей, уровнем экономич развития, соц и нац условиями. Так, в администр-командной системе сущ советская модель, китайская и др. В совр капиталистич системе также сущ различные модели.

Амер модель построена на системе всемерного поощрения предпринимат активности, обогащения наиболее активной части нас-я. Малообеспеч группам созд-ся приемл уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача соц-го равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производ-ти труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель хар-ся опред отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня з-п) от роста производ-ти труда. За счет этого достиг-ся снижение себес-ти продукции и резкое повышение ее конкурентоспос-ти на мир рынке. Препятствий имущ расслоению не ставится-модель возможна только при исключительно высоком развитии нац-го самосозн, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности нас-я идти на опред матер жертвы ради процвет страны.

Шведская модель отлич сильной соц политикой, направл на сокращ имущ нера-ва за счет перераспред нац-го дохода в пользу наименее обеспеч слоев нас-я. Здесь в руках гос-ва находится всего 4% основных фондов, зато доля госуд расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП , причем более половины из этих расходов направл на соц цели-это возможно только в условиях высокой нормы налогооблож- модель получ название «функциональная социализация», при кот функция произв-ва ложится на частные предприятия, действующ на конкурентной рыночной основе, а функция обеспеч высокого уровня жизни (включая занятость, образ-е, соци страхование) и многих эл-ов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на гос-во.

В последние полтора-два столетия в мире действ различ типы экономич систем: 2 рыночные системы, в кот доминир рыночное хоз-во, — рыноч эконом-ка и смеш экон-ка и 2 нерыночные системы — традиционная и администр-командная. В рамках той или иной экономич системы сущ-т многообразные модели экономич развития отдельных стран и регионов.
82. Интеграционные процессы и экономические объединения государств. Тенденции и противоречия современной экономической интеграции.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

Интеграционное объединение – хоз.группировка, созданная для регулир-я интеграц.процессов между ее странами-участницами. Имеют договорно-правовую базу. Осн.формы: зона свободной торговли, тамож.союз, эк.и валютн.союз. ЕС – Евросоюз, с 1ноя93г. – объединение трех более ранних региональн.организаций, сущ. аж с 1951 г. Цели: углубленное интеграц.развитие, переход от низших форм (зона собод.торговли. тамож.союз, общий рынок) к высшим (эк. и валютн.союз), увеличение числа участников.

-Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами –участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958–1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988

МЕРКОСУР с 1991

-Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968–1986 МЕРКОСУР с 1996

-Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987–1992

-Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993

-Валютный союз

НАФТА – Сев.Амер.соглашение о свободной торговле, с 1994 г. Объед. США, Канаду и Мексику. Цели: ликвидац. тамож.пошлин, поэтапное упразднение значит.числа нетарифных барьеров в торговле, смягчение режима капиталовложений, либерализация деят-ти банков, создание общей арбитражн.комисии. АСЕАН – ассоциация стран Юго-Вост.Азии: Индонения, Малайзия, Филиппины. Сингапур, Тайланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос. Цель: создать зону рег.свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. СНГ – 1991 г.: Россия, Украина, Белорусия + все бывш.советск.республики кроме прибалтийских. Цель: механизм «цивилизоанного развода». В Уставе: способствовать сближению в эк.,полит., гуманитар.областах, поддерж. и развивать контакты и сотр-во между людьми, гос.институтами и предприятиями. СНГ открыта для вступления др.стран.

экономическая интеграция в начале 21 в. происходит на трех ярусах: двусторонние торгово-экономические соглашения отдельных государств – малые и средние региональные группировки – три крупных экономико-политических блока, между которыми есть соглашения о сотрудничестве.


84. Страны СЕ в системе международного разделения труда; их торговые, валютно-финансовые связи.

Отрасль, имеющ больш знач-е для экономик стран СЕ – высокотех-ное машиностр, продукц предназнач как для внутр польз-я, так и на экспорт. Фин– судостроен (Турку, Хельсинки): крупные пассажирские паромы, суда для севера, платформы. Экспортир 20% продукции машиностр, в том числе в РФ, Китай, Герм, Швец. Произ-во оборуд-я для горно-обогатит комплексов Швеции, лесозаготовит техники для всей СЕ (Metso-Minerals, Ponsse). Печать евро-монет. В Швеции машиностроен – основа эк-ки (дает 45% добавл стоим-ти). Лаваль (паровые турбины, сепараторы), Эрикссон (системы связи), Йоханссон (точные измерит приборы), Винквист – изобрел шариковые подшипники. Разв-ся судостр (после кризиса – уменьшение), особенно крупнотоннажное. В Дании произв-во контейнеров, контейнеровозов (т.е. судостроение), произв-во лопастей для ветряков – экспорт во весь мир (почти 100%). Датские турбины компании Vestas – ими произведено ок. 40% мировой ветровой энергии.

Металлургия. Фин – чугун, сталь, нерж сталь; медь, цинк, никель. Продукция металл-гии как на экспорт, так и для внутр машиностр. В Исландии благодаря наличию энергетики развив-ся строит-во алюмин заводов. Швеция – один из лидеров по добыче руд черных и цветных мет, по произв-ву стали, круп-й экспортер легированной стали (высокого кач-ва). Дания: Dan Steel – единств предприятие металлургии (произ-во листовой стали выс. Кач-ва для суд).

Лесн промышл-ть во всех странах (в Швеции 22% добавл стоим-ти). Благодаря наличию лесов и возмож-ям трансп-ки. + перераб-ка, превращ в высококач продукт. Дания – лидер по произв-ву рождеств елей, идут на экспорт.

Рыбная промышл-ть: развита во всех странах, Дания экспортирует в 114 стран.

Пищев промышл-ть: качеств-я, идет также на экспорт (финское мясо в стране вне ЕС, датская молочная промышл-ть).

Факторы размещения – близость к потребителю + возмож-ть сокращения трансп-х издержек за счет перемещ-ю продукции по морю.

Швеция: Наиболее важные экспортн рынки нах-ся в ЗЕ. Более половины шведского экспорта направл в ЕС (ЕС). Важное значение имеют также соседние север страны Фин и Норв. Хотя в этих странах, а также Дании нас-е в сумме составл лишь 14 -15 млн. человек, на них приходится почти одна пятая часть экспорта Швеции. Важный партнер – Россия, точнее, СЗФО и ЦФО, где швед компания размещ свои заводы. В этих рег-х дейст-т 400 швед предпр-й. Дания: Экспорт тов-ов и услуг состав 50 % от ВВП. Приблизительно 67 % от общего объема экспорта направляется в другие страны ЕС. Партнёры по экспорту: Германия 17.8%, Швеция 14.5%, Великобритания 8.1%, Норвегия 5.7%, США 5.4%, Нидерланды 4.8%, Франция 4.7% (2008). Партнёры по импорту: Германия 21.6%, Швеция 14.4%, Нидерланды 7.1%, Норвегия 6.0%, Китай 5.4%, Великобритания 5.3%, Франция 4.8%, Италия 4.1% (2008).Финляндия: Внешние экономич связи имеют весьма важное знач для хоз жизни страны. Об этом свидет-ет тот факт, что доля Фин в мировой торговле вдвое превыш ее долю в миров промышл произв-ве. На внешнем рынке реализ-ся более 1/4 валового нац продукта. Одноврем импорт покр до 1/3 потреб-ти страны в товарах и услугах.Приток прямых иностр инвестиций в Ф. ускорился после снятия в 1993 огранич-й на иностре владение. Страна остаётся нетто-экспортёром капитала: аккумулированная стоимость прямых инвестиций (ПИ) за рубежом почти в 2 раза превышает иностранные в Ф. (31,5 млрд долл. и 18,2 млрд долл. соответственно). На промышлн приход-ся ок. 70% ПИ финских компаний за рубежом. Экспорт в страны ЕС составил 54%, в США — 9%, в РФ — 6,6%. Если общий объём экспорта в 2002 снизился на 2%, то в РФ увеличился на 12%. РФ с точки зрения финского бизнеса интересна как рынок сбыта товаров и услуг, поставщик главным образом сырья и энергии (ок. 89%). Норвегия: Доля внеш торговли в ВВП превыш 40%. В 2004 г. экспорт составил 122,8 млрд дол. .импорт -83 млрд дол. Основ экспортир товары и услуги из Норвегии: сырая нефть и природ газ (2003 г. - 43%от общего экспорта), суд-во и транспорт услуги в нефтегаз области, чер и цвет мет, рыба и морепродук. Основа норвежс импорта – прод-ция машиностроен и потреб-кие товары. Осн. внешнеторг. партнеры - страны ЕС, США и Канада. Удел вес внешн торговли в ВВП: экспорт товаров и услуг 40%, импорт 33% (2002). В географич распределении на ЕС приходится 80% товарооборота. В РФ зарегистрировано ок. 120 предприятий с участием норвежского капитала. Доля РФ в норвеж инвестиц за рубежом — 0,1%, или 0,9 млрд долл. Норвежск капитал осваивает главным образом северозападные рег РФ.
85. Проблемы развития внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономич деят-ть - 1 из сфер экономич деят-ти гос-ва, предприятий, фирм, тесно связ с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранн кредитами и инвестиц, осущ совместных с другими странами проектов.

ВЭД осущ на уровне производ-ых структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоят-ю в выборе внешнего рынка и иностр партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в опред-ии цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и явл-ся частью их производ-коммерч деят-ти как с внутр, так и с зарубеж партнерами.

ВЭД отн-ся к рыноч сфере, баз-ся на критериях предпринимат деят-ти, структурной связи с произв-ом и отличается правовой автономностью и экономич, а также юридич независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерч расчет на основе хоз-й и финансовой самост-ти и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финанс и мат-технич возмож-ей.

Виды ВЭД: 1) внешнеторг дея-ть; 2) междунар раздел труда; 3) произв-ная кооперация; 4) междунар инвестиц сотруд-во; 4) валютные и финансово-кредитные операции; 5) отнош-я с междунар организ-ми.

Проблемы развития ВЭД:1) установ-ие гос-ми высоких импортных / экспортных тарифов, препятств свобод движению товаров между гос-ми. Дел-ся для защиты внутр товаров и услуг от иностр конкурентов. Не способ-ет повыш-ю эффек-ти конкур между производ-ми. 2) использ-ние нетарифного регулир-я (цели те же – для защиты внутр производ-ей, нас-я); 3) признание некот стран как исключ-но сырьевых; 4) размещение произ-в в странах с низкой стоbv-. труд и др. рес-в, при этом прибыль от такого произв-ва не остается в таких странах, а оседает и «работает» в экономич развитых странах, где базир-cя штаб-квартиры этих предприятий 5)различе кризисы (финан, кризисы перепроизводства) и др.

86. Междунар право как особая система юридич норм. Субъекты и основные принципы междунар права.

Соврем междунар право начало формир-ся в период разработки и подписания Устава ООН-1945 г.


следующая страница >>