microbik.ru
  1 ... 3 4 5 6

Учебно-тематический план:




Наименование разделов и тем курса.

Форма занятия.

Кол-во

часов

Образовательный

продукт


Вид деятельности




Модуль № 1 «Некоторые проблемы антропогенеза и социогенеза»

1

Комбинированный урок.

Введение. Некоторые проблемы антропогенеза и социогенеза.

1

Составление плана работы группы и участников группы (маршрутных листов). Краткое описание увиденного при демонстрации видеофрагментов.

Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.

2

Лабораторная работа.

  1. «Дарвинизм и креационизм: современное состояние взглядов на происхождение человека»

  2. «Гипотезы происхождения человека: трудовая (Ф. Энгельс), культуросозидания (В.М. Вильчек), психоаналитическая (З. Фрейд, Ю.М. Бородай), «этнического толчка» (Л.Н. Гумилёв)».

  3. « Миграции древних людей по данным археологии и геногеографии».

  4. «Кактус или древо эволюции? Современный взгляд на проблему эволюции гоминид с учётом достижений генетики».

  5. « История антропологических открытий: Рудольф Вирхов, Эжен Дюбуа, Луис Лики».

  6. «Неандертальцы и кроманьонцы: генетическая несовместимость или…»?




1

Анализ письменных источников. Составление рефератов. Выполнение части работы над проектом. Составление слайд-презентации. Налаживание и отработка коммуникаций в группах.

Заполнение листов самооценки и листа рейтингового учёта познавательной активности. Составление информационно-
аналитического сборника,

Составление информационных карточек. Составление ин-

формационных таблиц.

Создание творческого продукта индивидуально и в групповом взаимодействии

3



Лабораторная работа.

  1. «Дарвинизм и креационизм: современное состояние

взглядов на происхождение человека»

  1. «Гипотезы происхождения человека: трудовая (Ф. Энгельс), культуросозидания (В.М. Вильчек), психоаналитическая (З. Фрейд, Ю.М. Бородай), «этнического толчка» (Л.Н. Гумилёв)».

  2. « Миграции древних людей по данным археологии и геногеографии».

  3. «Кактус или древо эволюции? Современный взгляд на проблему эволюции гоминид с учётом достижений генетики».

  4. « История антропологических открытий: Рудольф Вирхов, Эжен Дюбуа, Луис Лики».

  5. «Неандертальцы и кроманьонцы: генетическая несовместимость или…»?


1

Анализ письменных источников. Составление рефератов. Выполнение части работы над проектом. Составление слайд-презентации. Совершенствование коммуникаций в группах.

Использование результатов деятельности вне рамок занятия – новой информации самостоятельно найденной в сети Интернет.

Обсуждение и самокритика проделанной работы.

Заполнение листов самооценки и листа рейтингового учёта познавательной активности.

Создание творческого продукта индивидуально и в групповом взаимодействии

4

Круглый стол. «Спорные вопросы становления человека и общества».

1

Тезисы. Обоснование гипотез. Сообщения. Слайды. Предзащита проекта.

«Социализация», т.е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, представление презентаций и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.

5

Самостоятельная работа. «Коррекция и дополнение образовательного продукта».

1

Дополнения и изменения в образовательный продукт.

Обращение к новой информации и её обработка. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая и индивидуальная работа.

6

Семинар. «Наш новый взгляд на происхождение человека и общества»

1


Защита проекта. Представление отчёта о проделанной работе. Демонстрация презентации. Доклад.


Социализация. Общая рефлексия и выход

на новый уровень проблемы




Модуль № 2 «Искусство как признак человеческого в человеке»

7

Комбинированный урок.

Введение. «Искусство как особая форма общественного со­знания».

1

Составление плана работы группы и участников группы (маршрутных листов) по образцу предыдущего модуля или составление более сложного плана. Самостоятельное формирование новых групп или продолжение работы в группах предыдущего состава.. Краткое описание увиденного при демонстрации видеофрагментов.

Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.

8

Лабораторная работа

  1. «Тайны рождения искусства».

  2. «Техника рисования первобытных художников»

  3. « Проблема первичности появления: танец, музыка, рисунок, скульптура…?»

  4. « Теории причинности происхождения искусства».

  5. «Загадки палеолитических «венер»».

  1. «Функции искусства».





1

Анализ письменных источников. Составление рефератов. Выполнение части работы над проектом. Составление слайд-презентации. Налаживание и отработка коммуникаций в группах.

Заполнение листов самооценки и листа рейтингового учёта познавательной активности.

Создание творческого продукта индивидуально и в групповом взаимодействии

9

Лабораторная работа

  1. «Тайны рождения искусства».

  2. «Техника рисования первобытных художников»

  3. « Проблема первичности появления: танец, музыка, рисунок, скульптура…?»

  4. « Теории причинности происхождения искусства».

  5. «Загадки палеолитических «венер»».

  6. «Функции искусства».



1

Анализ письменных источников. Составление рефератов. Выполнение части работы над проектом. Составление слайд-презентации. Совершенствование коммуникаций в группах.

Использование результатов деятельности вне рамок занятия – новой информации самостоятельно найденной в сети Интернет.

Обсуждение и самокритика проделанной работы.

Заполнение листов самооценки и листа рейтингового учёта познавательной активности.

Создание творческого продукта индивидуально и в групповом взаимодействии

10

Семинар.
«Искусство - закономерность развития человека или феномен? Моё виденье проблем появления искусства.»

1

Защита проекта. Представление отчёта о проделанной работе. Демонстрация презентации. Сообщения. Доклад.


«Социализация», т.е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, представление презентаций и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.

11

Самостоятельная работа.

«Коррекция и дополнение образовательного продукта».

1

Дополнения и изменения в образовательный продукт.

Обращение к новой информации и её обработка. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая и индивидуальная работа.

12

Конференция.

«Человек есть принципиальная новизна в природе.

Н.А. Бердяев.»

1

Защита проекта. Представление отчёта о проделанной работе. Демонстрация презентации. Сообщение. Доклад.


Социализация. Общая рефлексия.



Содержание курса

Модуль № 1.



    1. Вопрос о происхождении и предках человека. Проблема Религиозного и научного подходов к происхождению человека. Главные направления исследования процесса становления человека. Уточнение так называемых точек ветвления различных линий общего предка на единой шкале развития человека. Установление недостающих звеньев эволюции. Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирование отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности). Теория антропогенеза, как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Процесс становления общества (социогенез) и двуединый процесс развития человека и общества (антропосоциогенез).

    2. Мировые религии о происхождении человека. Креационизм. Дарвинизм. Гипотезы происхождения человека: трудовая (Ф. Энгельс), культуросозидания (В.М. Вильчек), психоаналитическая (З. Фрейд, Ю.М. Бородай), «этнического толчка» (Л.Н. Гумилёв). Археология. Антропология. Находки, перевернувшие взгляды на происхождение человека. Орарин и тумай. Современный взгляд на проблему эволюции гоминид с учётом достижений генетики. Неандертальцы и кроманьонцы. Становление общества.

    3. Буддизм, католицизм, православие, протестантизм, ислам о проблеме творения и происхождения человека с точки зрения религии и науки. Человеческое в человеке: взаимосвязь биологических (эволюционных или мутационных изменений) и процесс формирования человека современного типа. Моноцентризм и полицентризм как концепции происхождения человека разумного и его рас. Расселение гоминид по Земле: причины; пути и волны миграций. Современные теории возможного взаимодействия неандертальцев и кроманьонцев.

    4. Особенности антропогенеза и социогенеза. Проблемы понимания, различные подходы к наиболее сложным вопросам : о случайности или закономерности появления человека на земле, о сущности человека как единстве природного и социального, о путях развития гоминид и факторах, повлиявших на это развитие.

    5. Артефакты об уровне развития умений и навыков человека обрабатывать камень, кость. Способы добывания огня. Данные этнографии о способах охоты и социальных отношениях внутри коллективов людей, находящихся на уровне доцивилизационного развития. Геногеография.




  1. Модуль № 2.


2.1. Искусство и его виды. Теории происхождения искусства. Время, формы и пространство появления искусства.

Виды искусства. Функции искусства: преобразующая, компенсаторная, концептуальная, функция предвосхище-

ния, эстетическая, познавательная, гедонистическая.

2.2. Где и когда были обнаружены образцы искусства древних людей. Наскальная живопись Альтамиры. Рисунки

пещеры Ласко. Рисунки Тассили. Что и как рисовал человек в пещерах. Техника изображения. Композиционное

расположение фигур.

2.3. О чём свидетельствуют фигурки палеолитических «венер». «Венера» из Виллендорфа. Сибирские «венеры». Фи-

гурки рыб и птиц. Танец, музыка, скульптура, рисунок – что появилось раньше?

2.4. Спорные вопросы культурогенеза. Культура и искусство как особенность присущая только человеку. Связь

уров ня развития человека и уровня развития культуры: синхронность или асинхронность. История художест

венной культуры как часть истори­ческого процесса имеет свою логику развития, соотносимую с историче­ской,

но не совпадающую с ней?

2.5. Этнографические данные прошлого и современности о происхождении искусства. Подражание животным ин-

дейцев Амазонии. Танцы австралийских аборигенов. Сведения, касающиеся искусства народов Крайнего Севера

и Дальнего Востока по свидетельствам путешественников и исследователей XVII – начала XX века.

<< предыдущая страница