microbik.ru
1

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс





Технология применения средств ИКТ в предметном обучении
Материал из «Энциклопедии образовательных технологий» Селевко Г.К.


Отдайте человеку человеческое, а вычислительной машине машинное.

В этом должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин.

Н. Винер

Словарик

Программа — последовательность операций, в том числе нескольких параллельных, выполняемых ЭВМ для достижения поставленной цели или задачи. Описание на языке программирования или в машинном коде действий, которые должна выполнить ЭВМ в соответствии с алгоритмом решения конкретной задачи или группы задач (синоним — машинная программа). Упорядоченная последовательность команд, подлежащих исполнению.

Прикладная программа, приложение (application program) программа, предназначенная для решения задач или класса задач, связанных с обработкой данных в определённой области деятельности. Термин используется для того, чтобы отличить такого рода программы от программ, непосредственно управляющих ПЭВМ и входящих в состав общего программного обеспечения.

Сервисная программа (utility program, utility) — программа, относящаяся к широкой разновидности вспомогательных, входящих в состав общего программного обеспечения. Её назначением является выполнение специальных типовых задач, связанных с работой ПЭВМ, например: диагностика, управление памятью, борьба с

компьютерными вирусами, форматирование дисков, архивация файлов и т.д.

Видеопроектор устройство для преобразования информации с компьютера в оптическое изображение на обычном экране.

Компьютерный вирус — специально написанная компьютерная программа, способная самопроизвольно присоединяться к другим программам, создавать свои копии, внедрять их в файлы с целью порчи файлов и каталогов, создания помех в их работе.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии (в том числе, конечно, и Интернет) в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.

По данным современных исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного материала; 1/3 часть увиденного; 1/2 часть услышанного и увиденного

одновременно; 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения. Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают возможности их использования.

Информационно-коммуникационная технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  1. использовании некоторых формализованных моделей содержания (педагогических программных средствах);

  2. деятельности учителя, управляющего этими средствами;

  3. повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Формализованные модели содержания включают на современном уровне: обучающие и контролирующие программы по предметам, базы данных, гипертекстовые и мультимедиадополнения, микромиры, имитацию, компьютерные коммуникации, экспертные системы. Чрезвычайное разнообразие типов информации: текстовая, графическая, звуковая, анимационная и видеоинформация, предоставление свободного выбора логики ознакомления с информацией и оперативность обработки информации представляют практически неограниченный объём «поддерживающей информации», информационную среду и играют огромную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребёнка.

Управляюще-обучающая деятельность учителя состоит из:

  • общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание, планирование (тематическое и более протяжённое) педагогического процесса. Здесь учитель подбирает и/или выстраивает дидактические модули и блоки с учётом методических, логических, психологических и других соображений;

  • тактического тематического планирования;

  • планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.);

  • управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического осуществления интеграции традиционных и компьютерных средств;

  • личностного взаимодействия с учащимися (общение, консультации, воспитательные воздействия).

Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая их в определённую игровую ситуацию. Кроме того, ученик

сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала.
Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: отраслевой, частнопредметный, проникающий.

Методологический подход: информационный, культурологический, системный.

Характер содержания: конкретно-предметный, адаптивный.

Вид социально-педагогической деятельности: социализация.

Преобладающие методы: программированное обучение + интерактивные.

Организационные формы: индивидуальные + групповые.

Преобладающие средства: информационно-компьютерные + программные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-объектный, дидактоцентрический.
Цели

  • Формирование новой педагогической культуры, требующей обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса на основе ИКТ.

  • Реальное использование информации, содержащейся в обучающих программных средствах (продуктах), программах, носителях.

  • Рациональная организация и оптимизация познавательной деятельности в ходе учебного процесса.

  • Индивидуализация обучения с помощью использования специфических свойств компьютера и обращения к принципиально новым познавательным средствам.

  • Повышение эффективности обучения (т.е. снижение числа ошибок и времени усвоения материала, повышение прочности усвоения знаний и навыков).

  • Использование компьютерных средств в качестве инструмента познания окружающей действительности для:

    • расширения культурного кругозора в предметных образовательных областях;

    • применения в учебном процессе объёмных изображений я мультимедийных средств;

    • изучения явлений и процессов в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и информационного моделирования;

    • представления в удобном для изучения масштабе времени различных физических, химических, биологических и социальных процессов, реально протекающих с очень большой или очень малой скоростью;

    • частичной компенсации недостатка учебной техники и наглядных пособий в предметных областях.

  • Использование компьютера в качестве средства для развития личности учащихся, для повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации.

  • Использование компьютера в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного, педагогического).

  • Использование компьютера для процедур диагностики и мониторинга.


Концептуальные положения

  1. Компьютерные средства и информационные технологии значительно влияют на дидактический процесс, повышая его эффективность.

  2. Информационный подход к педагогическому процессу.

  3. Принцип педагогической целесообразности в применении информационно-компьютерных средств в учебном процессе. Дополнительные средства обучения надо применять там и только там, где они имеют конкретную методическую функцию или конкретный методический (или дидактико-психологический) смысл.

  4. Принцип оптимизации в использовании информационно-компьютерных средств.

  5. Интеграция информационных технологий с педагогическими.

  6. Интерактивный характер общения «человек — компьютер».

  7. Принцип охраны здоровья детей при использовании информационно-компьютерных средств.

  8. Принцип неограниченных возможностей: дать ребёнку столько материала, сколько он захочет и сможет усвоить.

  9. Невозможность замены человека машиной: компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.


Особенности содержания

Педагогическая классификация образовательных электронных ресурсов (ОЭР и РИОР) ещё не разработана. Сегодня можно выделить некоторые их виды: информационно-справочные материалы, программные средства обучения, креативные среды, обучающие игры.

Программными средствами обучения называют такие компьютерные продукты, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (изучение полного курса, модулей учебной программы), программы-тренажёры (сборники задач и упражнения на применение), конструкторы, словари, справочники и энциклопедии, хрестоматии, книги для чтения, музеи, экскурсии и путешествия, игры, методические материалы для учителя, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий (сборники фотографий, музыкальных записей, видеосюжетов, рисунков, текстов).
Особенности методики

Изменение технологии получения знания на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора как в мире знаний, так и в становлении у ученика «целостного качества быть Личностью». Лозунг образования «Учить знаниям» также трансформируется через «Учить учиться» к актуальному для информационного общества «Учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута» и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании», а может быть и ещё шире — выбору образа жизни, области саморазвития.

В зависимости от методического построения занятия компьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:

  • репродуктивной (следуй за мной, делай, как я);

  • интерактивной («педагогика Сократа»: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя);

  • развивающей («педагогика саморазвития», «индивидуальная образовательная программа»: преподаватель определяет цель и средства познания, ученик сам избирает пути и способы, которые ведут к цели);

  • парадигмы саморазвития — свободного путешествия в пространстве культуры.

Также широко варьируются и формы обучения.

Индивидуализация обучения. Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Пространство компьютерной поддержки процесса индивидуализации

обучения неограниченно. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:

  • выполнения индивидуального задания в классе;

  • работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, лабораторная работа, контрольные работы);

  • самостоятельного освоения учебного предмета по электронному учебнику;

  • свободного путешествия по пространству культуры.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Интерактивный характер взаимодействия с компьютером обеспечивается обучающим диалогом, множественным выбором решений, выходом на базы данных и т.д.

Групповые формы работы. Помимо развития индивидуальных форм обучения появляются и новые многообещающие формы совместного компьютерного обучения. В перспективе создание компьютерных сетей позволит ученикам различных школ, и даже регионов, работать совместно, не выходя из своего дома, класса.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Представление информации. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, «погрузить» ученика в конкретную историческую эпоху, поставить его в положение участника исторических событий, первооткрывателя земель) и т.д.

Гипертекст — организация информационно-поисковых массивов, при которой отдельные информационные элементы (документографические, фактографические, полнотекстовые, графические и др.) связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр взаимосвязанных указанными отношениями данных. Гипертекст позволяет информации стать составной частью глобального открытого полилога (широкий обмен мыслями, значениями, в который вступает автор любого гипертекста, возможность создания книги «тысячи и одного автора»), интертекстом (взаимодействие между гипертекстами, потенциальная сверхъёмкость гипертекста). Главная характеристика гипертекста — не протяжённость, а нелинейность, связность, структурированность, насыщенность разнородными связями и, кроме того, содержательная полнота, что позволяет связывать в гигантском социальном супертексте все проявления культуры.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении, в том числе при разъяснении многих теоретических понятий, оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика помогает детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.

Компьютер в наглядной форме. Представляет различного рода зависимости, числовые соотношения, вводит ребят в мир математических абстракций за счёт привязки их к наглядным образам, поэтому они прочнее запечатлеваются в сознании ребёнка. Компьютерное моделирование (экспериментирование) весьма эффективно с точки зрения понимания природных взаимосвязей и формирования естественно-научной картины мира. Компьютерная программа может задавать параметры какой-либо экологической системы, а ученик, используя (моделируя) различные воздействия на окружающую среду, будет наблюдать сложную динамику системы, в том числе последствия своего вмешательства в её жизнь.

Мультимедиа. Современные программные средства обучения являются мультимедийными. Мультимедиа — область компьютерной технологии, позволяющая объединить в одном техническом устройстве (компьютере) некоторые

возможности других технических устройств (например, магнитофона, видеоплеера и т.д.), что позволяет работать с программами, оснащёнными анимацией, стереозвуком, видеоизображением и массой других видео- и аудиоэффектов.

Мультимедиа обеспечивают переход от жёстко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» — на экране компьютера. Мгновенная готовность мультимедиатекста к трансформации буквально подталкивает читателя-зрителя к диалогу с ним, в результате чего обеспечивается восприятие информации сразу несколькими органами чувств в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней. Это даёт большие возможности для развития особого, «визуального мышления» (Р. Арнхейм), играющего самостоятельную роль в развитии и жизнедеятельности человека.

Внедрение в технологии компьютерного обучения аудиовизуальных (мультимедийных) образов позволяет надеяться на использование всех важнейших способностей восприятия человека для развития детей.

Вариативность использования средств ИКТ. Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету (CD-ROM, DVD). Компьютер позволяет внести принципиальные изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы. Примеры: изменения в построении учебного предмета в компьютерных программах по геометрии, языкам, предметам художественного цикла — рисованию, музыке и предметам профессионального профиля;

  • частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании учителем своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов программного обеспечения по предмету. При этом учитель, оставаясь центральной фигурой учебного процесса, отбирает учебные задачи, контролирует ход их решения и определяет характер и меру помощи;

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев, контролирующих и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта.

Появление мультимедиатехнологий вывело взаимодействие компьютера и человека на новый уровень. Сегодня ученик на своём рабочем месте может просмотреть видеосюжет документальной или художественной кинохроники, прослушать голоса природы, наблюдать социальные и физические явления в высококачественной анимации, пройти аудиотренинг по иностранному языку, стать участником общественного мероприятия:

  • использование тренинговых программ для закрепления материала. Тенденции развития компьютерной техники обещают почти фантастические возможности имитации действительности. Человек в этой имитации, называемой виртуальной реальностью, становится как бы частью среды, субъектом действия. В таких имитациях компьютер обращается к эмоциональной сфере личности. Это может оказать стимулирующее воздействие на творческую активность ребёнка, поскольку обращение к эмоциям способно создать психологический климат, благоприятный для формирования новых подходов и более эффективного решения познавательных задач. Компьютер включает творческое воображение человека;

  • использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем; компьютер позволяет качественно улучшить контроль за деятельностью учащихся, вести мониторинговый режим, создаёт возможность сохранения хода и результатов решения различных задач, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учениками с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе. Компьютер позволил разработать новые типы учебных задач, в частности, задачи исследовательского характера, задачи, направленные на рефлексию учащимися своей деятельности, на её саморегуляцию;

  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;

  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы (программа «Матлаб» и др.);

  • использованием эфирных учебных телепередач, форму дистанционного аудиовизуального обучения.

Использование средств массовой коммуникации для аудиовизуального обучения имело много достоинств, но и создавало определённые трудности в организации учебного процесса: ограничивало степень свободы педагога в ситуации, когда он использует эфирное аудиовизуальное средство. Это связано и с однократностью предъявления информации, и с необходимостью непрерывного просмотра передач, их стандартизованной длительностью (не менее 15-20 минут), строго фиксированным распорядком вещания и др.

Видеотехнологии. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеотехнологии в качестве отдельной самостоятельной технологии обучения.

Видеотехнологии представляют модернизацию учебного кино и учебного телевидения. Для записи, монтажа и воспроизведения видеоизображения используются электронные устройства — видеомагнитофон, компьютер, сканер, видеопроектор, цифровые съёмочные камеры, портативные носители информации. Видеотехнологии служат не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняют все дидактические функции. Технология покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. Она предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускает различные способы управления познавательным процессом. По сути, речь идёт уже не просто о наглядности, а о комплексной дидактической технологии.

Обучающая и воспитывающая функции видеотехнологий определяются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступна для восприятия, усваивается

легче и быстрее. Правда, развивающее воздействие наглядной информации в том случае, когда учащимся не предлагаются контрольные упражнения и тесты по её восприятию и запоминанию, невелико. Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Необходима специальная организация обучения, чтобы кино- и телеэкран выступали в качестве источника проблемности и стимулом для самостоятельных исследований.

Использование видеотехнологии в учебном процессе обеспечивает возможность:

  1. дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

  2. повысить роль наглядности в учебном процессе;

  3. удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

  4. освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т.д.;

  5. наладить эффективную обратную связь;

  6. организовать полный и систематический контроль, объективный учёт успеваемости.

Компьютерная техника позволяет выйти на большой экран, придать видеоизображению интерактивные свойства, применить гиперссылки и др. Возможность использования видеосредств для индивидуальных занятий одним учеником позволяет активно использовать видео как источник получения дополнительных знаний и во внеаудиторной среде. В городах существуют видеотеки и салоны проката.

Педагогические потенциалы видео весьма велики. Экранная продукция становится сейчас равноправным с книгой видом текста, который надо уметь читать, понимать и создавать.
Рекомендуемая литература

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

Беспалъко В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., 1970.

Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М., 1971.

Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. М., 1988. .

ГейнАТ. Основы информатики и вычислительной техники. М: Просвещение, 1991.

Горвиц ЮМ. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989.

Журавлёв А.П. Языковые игры на компьютере. М., 1988.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат и др. М.: Академия, 2000.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996.

Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М., 1987.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.

Селевко Г.К. Информационные технологии в школе // Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль: ИРО, 2003.

Управление, информация, интеллект / Под ред. А.И. Берга и др. М., 1976.