microbik.ru
1 2 ... 6 7

Приложение 31. Комплекс диагностических методик для проведения мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов в образовательном учреждении



ОПРОСНИК. ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уважаемый коллега! Укажите, готовы ли Вы к педагогической деятельности (обведите цифру).

I. Как Вы считаете, что Вам лучше всего удается в работе?

1. Изложение теоретических вопросов.

2. Воспитание через предмет.

3. Выработка у учащихся практических умений и навыков.

4. Обучение методике решения задач и упражнений.

5. Проведение учебных экскурсий на производство и природу.

6. Внеклассная работа.

7. Деятельность классного руководителя.

II. Чем Вы это объясняете?

1. Люблю предмет.

2. Нравится преподносить учащимсяся материал в доступной форме.

3. Нравится составлять задания, интересные для каждого учащихся.

4. Имею лучшие знания в этой области.

5. Считаю это более полезным для развития учащихся.

6. Считаю это более легким для учащихся.

7. Нравится делиться накопленным нравственным опытом с учащимися.

8. Нравится делиться с учащимися жизненным опытом и учиться у них самому.

III. Причиной затруднений в Вашей работе является прежде всего то, что Вы:

1. Недостаточно знаете теорию предмета.

2. Слабо владеете технологиями воспитательной работы.

3. Слабо владеете методикой решения задач и упражнений.

4. Слабо владеете необходимыми практическими умениями и навыками.

5. Не умеете проводить учебные экскурсии.

6. Не владеете технологией организации внеклассной работы по предмету.

7. Не владеете необходимыми организаторскими навыками.

8. Не получаете практической помощи от руководителей школы, методического кабинета.

9. Не владеете методикой педагогического анализа.

10. Достаточно консервативны в работе.

11. Недостаточно коммуникабельны в отношениях с коллегами.

12. Испытываете недостаток специальной научно-практической и методической литературы.

13. Не владеете умениями организации самообразовательной деятельности.
Благодарим за работу!
АНКЕТА. СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ К САМОРАЗВИТИЮ

Ответьте на следующие вопросы, поставив следующие баллы:

5 – если данное утверждение полностью соответствует

действительности,

4 – скорее соответствует, чем нет,

3 – и да, и нет,

2 – скорее не соответствует,

1 – не соответствует.


  1. Я стремлюсь изучить себя.

  2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой или домашними делами.

  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

  6. Я анализирую свои чувства и опыт.

  7. Я много читаю.

  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

  9. Я верю в свой возможности.

  10. Я стремлюсь быть более открытым.

  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

  15. Я положительно отнесся бы к моему продвижению по службе.


Обработка результатов Анкеты

Посчитайте общую сумму баллов.

75–55 – высокий уровень развития, существует сложившаяся система саморазвития.

54–36 – средний уровень развития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

35–15 – низкий уровень развития, нет ориентации на саморазвитие.

АНКЕТА. ФАКТОРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ САМОРАЗВИТИЮ УЧИТЕЛЕЙ В ШКОЛЕ
Оцените по пятибалльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие Вашему обучению и развитию:

5 – да /препятствуют или стимулируют/,

4 – скорее да, чем нет,

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет.
Препятствующие факторы:

  1. Собственная энергия.

  2. Разочарование в результатах, имевшихся ранее неудач.

  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

  4. Враждебность окружающих /зависть, ревность/, плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к новому.

  5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, то есть отсутствие объективной информации о себе.

  6. Состояние здоровья.

  7. Недостаток времени.

  8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.


Стимулирующие факторы:

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к этой проблеме руководителей.

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятия самообразованием.

10. Интерес к работе.

11. Возрастающая ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе.
ОПРОСНИК. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

(В.В. Бойко)
Уважаемый коллега!

Просим Вас оценить уровень Вашей эмоциональной комфортности.
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Иначе говоря, феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у педагога возникает отрицательное отношение к учащимся, их родителям, коллегам, однако при этом объективные условия профессии педагога требуют положительного и внимательного отношения к ним. В результате учителю приходится на подсознательном уровне сдерживать свои эмоции, подавлять их, заменять на противоположные, что может привести к неудовлетворенности своим трудом, собой, эмоциональной разрядке, которая выливается на близких, дезорганизуя профессиональную деятельность и межличностные отношения. Порой педагог даже не знает, как справиться с состояниями, которые вызывает эмоциональное выгорание.

Проверьте себя. Вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «ДА» или «НЕТ».

Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – учащиеся, их родители, коллеги и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

ТЕСТ


п/п

Вопросы теста

Да

(+)

Нет

(–)

1

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться







2

Сегодня я доволен (довольна) своей профессией не меньше, чем в начале профессиональной карьеры







3

Я ошибся (ошиблась) в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)







4

Меня беспокоит то, что я стал (стала) хуже работать (менее продуктивно







5

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого







6

От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров







7

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался







8

Когда чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)







9

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг







10

Моя работа притупляет эмоции







11

Я откровенно устал (устала) от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе







12

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой







13

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения







14

Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения







15

Я бы сменил (сменила) место работы, если бы представилась возможность







16

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь







17

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты







18

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером







19

Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше







20

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено







21

Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение







22

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров







23

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей







24

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение







25

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций







26

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами







27

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной







28

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.







29

Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания







30

В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла»







31

Я охотно рассказываю домашним о своей работе







32

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)







33

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу







34

Я очень переживаю за свою работу







35

Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности







36

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль







37

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем







38

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям







39

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе







40

Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние







41

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно







42

Я разделяю мнения деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно







43

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми







44

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела







45

Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении







46

Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души







47

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого







48

После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия







49

На работе я испытываю постоянные физические или психические перегрузки







50

Успехи в работе вдохновляют меня







51

Ситуация на работе, в которой я оказался (оказалась), кажется безысходной (почти безысходной)







52

Я потерял (потеряла) покой из-за работы







53

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (партнеров)







54

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу







55

Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции







56

Я часто работаю через силу







57

Прежде я был (была) более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь







58

В работе с людьми руководствуюсь принципом «Не трать нервы, береги здоровье»







59

Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать







60

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание







61

Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный







62

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю







63

Если бы мне повезло с работой, я был (была) более счастлив (счастлива)







64

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы







65

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной







66

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание







67

Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами







68

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился







69

Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют







70

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня чужих страданий и отрицательных эмоций







71

Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня







72

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства







73

Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко







74

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств







75

Моя карьера сложилась удачно







76

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой







77

Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел (не хотела) бы видеть и слышать







78

Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах







79

Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями







80

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил







81

Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе







82

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство







83

Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции







84

Работа с людьми явно подрывает мое здоровье








Обработка данных
Каждый вариант ответа предварительно оценен тем или иным числом баллов. Максимальную оценку – 10 баллов получил признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

  1. определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»;

  2. подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»;

  3. находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех двенадцати симптомов.



«Напряжение»

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1 (2); +13 (3); +25 (2); –37 (3); + 49 (10); +61 (5); –73 (5)


  1. Неудовлетворенность собой:

–2 (3); +14 (2); +26 (2); –38 (10); –50 (5); +62 (5); +74 (3)

  1. «Загнанность в клетку»:

+3 (10); +15 (5); +27 (2); +39 (2); + 51 (5); +63 (1); –75 (5)

  1. Тревога и депрессия:

+4 (2); +16 (3); +28 (5); +40 (5); +52 (10); +64 (2); +76 (3)
«Резистенция»

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+5 (5); –7 (3); +29 (10); +41 (2); +53 (2); +65 (3); +77 (5)

  1. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6 (10); –18 (3); +30 (3); +42 (5); +54 (2); +66 (2); –78 (5)

  1. Расширение сферы экономии эмоций:

+7 (2); +19 (10); –31 (2); +43 (5); +55 (3); +67 (3); –79 (5)

  1. Редукция профессиональных обязанностей:

+8 (5); +20 (5); +32 (2); –44 (2); +56 (3); +68 (3); + 80 (10)
«Истощение»

  1. Эмоциональный дефицит:

+9 (3); +21 (2); +33 (5); –45 (5); +57 (3); –69 (10); +81 (2)

  1. Эмоциональная отстраненность:

+10 (2); +22 (3); –34 (2); +46 (3); +58 (5); +70 (5); +82 (10)

  1. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11 (5); +23 (3); +35 (3); +47 (5); +59 (5); +72 (2); +83 (10)

  1. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12 (3); +24 (2); +36 (5); +48 (3); +60 (2); +72 (10); +84 (5)
Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов – не сложившийся симптом;

10–15 баллов – складывающийся симптом;

16 и более баллов – сложившийся симптом.

Симптомы с показателями 20 и более относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Важно отметить, в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция», «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

37 – 60 баллов – фаза в стадии формирования;

61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «эмоционального выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

– какие симптомы доминируют;

– какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

– объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

– какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

– в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

– какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
бланк оценки профессиональной активности молодого специалиста – выпускника педагогического вуза

Уважаемый эксперт!

Просим Вас оценить уровень активности молодого специалиста – выпускника педагогического вуза (на основании представленных отчетов за учебный год).

1

Наличие общественного поручения




2

Мероприятия, которые были подготовлены и проведены молодым специалистом




3

Посещение с учащимися театров, музеев, филармонии




4

Ведение кружков, факультативов, секций




5

Участие в художественной самодеятельности образовательного учреждения




6

Участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах




7

Участие в межшкольных мероприятиях




8

Участие в работе методического объединения




9

Проведение родительских собраний




10

Выступления на педсоветах




11

Участие в социально значимых проектах




12

Проявление творческой инициативы




13

Участие в реализации проектов, временных творческих коллективах







Общая оценка активности: низкая, средняя или высокая







Причины недостаточной активности




Благодарим за работу!
бланк оценки дисциплинированности молодого специалиста – выпускника педагогического вуза

Уважаемый эксперт!

Просим Вас оценить уровень дисциплинированности молодого специалиста – выпускника педагогического вуза (в течение учебного года).

1.

Наличие нарушения дисциплины в течение года (как часто)

а) никогда

б) редко

в) часто

2.

Соответствие внешнего вида молодого специалиста требованиям образовательного учреждения

а) соответствует

б) не соответствует

3.

Неудовлетворительное выполнение профессиональных обязанностей

а) никогда

б) редко

в) часто

4.

Отказ от выполнения поручений

а) никогда

б) редко

в) часто

5.

Общая оценка поведения молодого специалиста

а) удовлетворительная

б) неудовлетворительная




Общая оценка дисциплинированности: низкая, средняя или высокая







Причины недисциплинированности




Благодарим за работу!
бланк оценки профессиональной успешности молодого специалиста – выпускника педагогического вуза
ФИО молодого специалиста_________________________________________

ФИО наставника___________________________________________________





Оценки экспертов (низкий, средний, высокий)

1 эксперт

2 эксперт



Учебные занятия










Внеклассная работа по предмету










Воспитательные мероприятия










Родительские собрания










Работа с документацией










Работа с ИКТ










Методическая работа










Взаимодействие со школьными службами










Научно-методическая деятельность










Общий уровень










Уровень в целом по экспертной группе





следующая страница >>