microbik.ru
1 2 3 4


II. СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Индивидуальность как проявление внутреннего мира человека*
Одним из первых проблему индивидуальности в психологии поставил Вильям Штерн1. В своей знаменитой работе «Дифференциальная психология и ее методические основы» он писал: «Как бы ни различались разрабатываемые до сегодняшнего дня проблемы дифференциальной психологии, все они имели нечто общее: предметом исследования в них выступал признак в его межиндивидуальном проявлении; индивиды же, будучи носителями изучаемого признака, были лишь объектом исследования.

Теперь направление исследований кардинальным образом изменилось; исследуется не распространение какого-либо одного признака у многих индивидов (анализ по горизонтали), а целостная психологическая структура одного индивида на основе многих признаков (анализ по вертикали). Это уже проблема психографии, эмпирического психологического исследования индивидуальности».2

И хотя впервые эту мысль В.Штерн высказал в 1900 году (первое издание книги, мы цитируем по русскому переводу 4-го издания 1921 года) ситуация в значительной мере остается такая же, как она описывается в приведенной цитате.

В начале своего исследования В.Штерн ставит, как он пишет: «принципиальный вопрос научно- теоретического характера – имеет ли право индивидуальность вообще, и особенно человеческая индивидуальность, быть предметом научного исследования?»3. На первый взгляд это парадоксальная постановка вопроса. Но сторонники такого подхода утверждают, что наука изучает только общезначимые естественно- научные закономерности.

Отстаивая точку зрения на необходимость изучения индивидуальности, В. Штерн ссылается на Виндельбанда и Риккарта, которые дали убедительное теоретическое обоснование принципа индивидуальности. Виндельбанд предложил разделить науки на «номотетические», устанавливающие законы, и «идеографические», занимающиеся изучением индивидуальности. Риккарт выделил в качестве объекта номотетических наук законы природы, а идеографических наук – культуру.

В.Штерн, отстаивая индивидуальность как предмет исследования в психологии, одновременно утверждал, что не следует противопоставлять эти два подхода. Он показал, что отмеченные два подхода не только соединимы, но они связаны друг с другом и, даже более того, они с необходимостью дополняют друг друга.4 В качестве примера Штерн приводит медицинскую науку. «По своим задачам – пишет он - она, несомненно, относится к естествознанию, стремится к познанию законов развития болезней и способов их преодоления. Но когда врач сидит у постели больного, в этом случае речь идет не об общих законах, а об индивидуальных случаях, каждый из которых, несмотря на «типичное» течение, сам по себе является неповторимым. Диагноз – это идеографическое познание, терапия – индивидуализированное действие. Медик, проводящий «патографию», очень близок по своим ориентациям к чисто историческому (идеографическому) познанию индивидуальности».5

Утверждая необходимость изучения индивидуальности, В.Штерн обосновал ряд принципиальных положений, которые не утратили своего значения до настоящего времени. Прежде всего, это относится к пониманию «индивидуальности как единства в многообразии». Любая индивидуальность есть единство признаков, неповторимое и нераздельное. Но если учитывать лишь единство, то исследование невольно сведется к одному главенствующему свойству или определенному типу личности, не учитывающей признаки, которые и порождают эту уникальность. Но если акцент сделать на признаки (многообразие признаков), то из поля зрения может уйти единство, и индивид предстанет как пестрая картина признаков. Поэтому необходимо сочетать единство и многообразие. Фактически В.Штерн провозгласил принцип системного подхода при изучении индивидуальности. В качестве метода исследования индивидуальности он предложил биографический метод и метод психографии. Биография, в концепции Штерна, отражает идею единства личности, психограмма отражает многообразие признаков, имеющихся у личности.

Второй важной теоретической проблемой, которую поднимает Штерн, является трактовка понятия «существенное». Когда мы характеризуем личность, останавливаемся, прежде всего, на существенных качествах. Но что же означает «существенное»? Штерн выделяет два значения понятия «существенное»: абсолютное и относительное. Абсолютное значение понятия исходит из того, что в определении природы индивидуальности определенные свойства играют принципиальную роль по отношению к другим; они составляют ядро индивидуальности. Именно вариация этих абсолютных свойств характеризует каждую личность. Относительное значение понятия существенного исходит из того, что мы хотим подчеркнуть в конкретной личности. Как пишет Штерн, «если я хочу описать писателя Мольтке как индивидуальность, то в качестве существенных необходимо выделить некоторые признаки, отличающиеся от тех, которые выдвигаются при рассмотрении Мольтке как стратега».6

Важно подчеркнуть, что относительность свойств индивидуальности будет определяться не только тем, что мы хотим подчеркнуть в личности, но и тем, из каких теоретических позиций исследователь подходит к характеристике личности.7 Позиция в определении существенного дает нам и определенную картину личности.

Ведущим методом при описании индивидуальности Штерн считал психографию. Теоретической посылкой для психографии является представление психографа о том, какое многообразие признаков характеризует личность. Перечень параметров, по которым составляется психограмма, называется психографической схемой. «Психография исходит из положения, что каждая индивидуальность отличается уникальностью внутреннего мира, что и превращает ее в важную исследовательскую проблему».8 Мы полностью солидарны с такой постановкой проблемы.

С учетом того, что внутренний мир структурирован и проявляется в вероятностных закономерностях,9 важно, с одной стороны, представлять структуру личности, с другой – указывать вероятностный характер построения поведения. Штерн отмечал, что «проблема структуры индивида остается до сих пор в сущности еще совсем не разработанной … Науке практически ничего не известно о взаимовлиянии совокупности психических признаков человека, о том, как они соединяются, иерархически соподчиняются, воздействуют друг на друга, так как прежде всего ограничивалась лишь рассмотрением 1-го или 2-3-х признаков у исследуемого индивида, не изучая общую структуру в ее поперечном разрезе».10 И далее Штерн отмечает, что не только индивид в целом, но и каждое его свойство имеет собственную структуру и поэтому может быть исследовано только с учетом его многосторонних связей. Эти структурные образования подчиняются как общим закономерностям, относящимся ко всем людям вообще, так и тем, которые типичны для определенных групп людей.11

На современном этапе развития психологии по проблемам индивидуальности проводится значительное число исследований, но, по-прежнему, они ограничиваются несколькими признаками. В отечественной психологии это, прежде всего, школы Теплова-Небылицина и В.С.Мерлина., исследования Е.А.Климова. Особенно следует отметить комплексное исследование человека, проведенное под руководством Б.Г.Ананьева.

Необходимо отметить, что как только исследователь подходит к практической психографии сам объект исследования диктует ему необходимость системного подхода. Неудивительно, что здесь появились методы психографического описания отдельных профессиональных групп, направленные на выявление значимых структур профессионально-важных качеств (В.Д.Шадриков и др.). Прежде всего, здесь следует выделить метод построения корреляционных матриц и метод расслоения матриц корреляционных связей.

Анализ динамики структуры связей профессионально-важных качеств в процессе системогенеза (на разных этапах профессионализации) позволил выделить: индивидуальные связи, проходящие через все этапы профессионализации; временные связи, присутствующие только на определенных этапах овладения профессией; связи, которые появляются на определенном этапе овладения профессией, но в дальнейшем не исчезают (при этом возможно изменение меры тесноты этих связей); связи с переменным знаком. Полученные в исследовании данные показывают, что в процессе профессионализации повышается степень интегрированности системы профессионально-важных качеств.12

С учетом общего положения о том, что психика развивается и формируется в деятельности и через деятельность, можно предположить, что отмеченные выше закономерности будут проявляться и в формировании индивидуальности. В роли детерминант этого развития будет выступать вся совокупность внешних факторов. При этом соблюдается общий принцип, по которому внешние воздействия преломляются через внутренние условия (С.Л.Рубинштейн).

Определенный шаг в развитии индивидуального подхода к исследованию отдельных качеств личности намечается при переходе от лабораторного эксперимента к изучению психических качеств и процессов в реальных условиях. Примером такого подхода может стать исследование восприятия, проведенное С.В.Филиной.13

На фоне отмеченных позитивных сдвигов в изучении индивидуальности приходится констатировать, что, по-прежнему, в этой области, как отмечал еще Штерн, «отсутствует четкое осознание методических требований, предъявляемых к научной психограмме, систематической основы для согласованных действий разных психографов».14 В результате данные, получаемые в различных исследованиях трудно сопоставить.

Психографическое описание должно давать многостороннюю характеристику индивида. Но, реально, в любой психограмме индивид не может быть описан во всей полноте существенных признаков. Индивидуальность бесконечна. Поэтому в психограмме, описывающей обычного человека, мы стремимся наметить тенденцию своеобразия индивида. Степень реализации этой тенденции может быть различной, но она должна давать основания для суждения о конкретном человеке в его отношениях с другими людьми, о его нравственной надежности.

Сопоставляя индивидуальную характеристику (психографическую схему) мы должны учитывать возрастную динамику внутреннего мира. Эта динамика отражается в продольной психограмме, в отличие от поперечной, фиксирующей индивидуальную структуру в данный момент времени. Продольная психографическая структура призвана исследовать содержание и формы индивидуального развития.
Методологический принцип «полноты описания индивидуальности»

Данный принцип предполагает регистрацию в психограмме всей полноты признаков, доступных исследователю. В результате психолог получает «описание широчайшего спектра многообразия признаков индивидуальности. Опираясь на общую психографическую схему, психолог сумеет определить место конкретных проблем, еще не представленных в ее схеме, и, как следствие, получить возможность дополнения и совершенствования самой схемы. Иными словами, интегральная психографическая схема будет отличаться не действительной полнотой, а действенной тенденцией систематизации и усовершенствованию.15 Генеральная схема должна носить нейтральный характер, то есть ориентирована на психически здорового человека, не сводить круг признаков до решения конкретной задачи (профотборы, обучение, здоровье и т.д.). Наличие общей схемы позволяет исследователю при решении частных задач отчётливо видеть, что он выбирает из генеральной схемы. На базе генеральной схемы должны разрабатываться психографические схемы решения специальных задач. Общие схемы могут разрабатываться для отельных сфер психики, в этом случае частные схемы будут касаться только этой же сферы. Примером общей схемы может служить разработанная нами классификация познавательных психических процессов и познавательных способностей 16.

Важно подчеркнуть, что генеральная схема не есть характеристика индивидуальности. Это предварительное условие исследования индивидуальности. При исследовании индивидуальности качества психографической схемы рассматриваются со стороны базовых, ведущих, второстепенных, объединённых в отдельные блоки и выступающих изолированно, играющих интегрирующую роль. В частных задачах это связано с эффективностью деятельности, в общей задаче это адресуется, прежде всего, к социальному поведению. В качестве базовых выступают свойства индивида, имеющие наибольший вес в структуре качеств, ведущие свойства имеют значимые корреляционные связи с показателями успешности деятельности или с социально-одобряемыми формами поведения. Примером подхода к разработке генеральной схемы может выступать исследование Б.Г.Ананьева17, частных схем - исследование ПВК в профессиональной деятельности В.Д.Шадрикова18, при изучении учебной деятельности, а также успешности первоначального чтения и письма - исследование Н.В.Нижегородцевой19.

Полнота методов исследования. С учётом того, что определение меры выраженности того или иного свойства тесно связано с методом (способом) измерения, важно для генеральной схемы подобрать и генеральный перечень методик, с помощью которых должны измеряться свойства, входящие в генеральную схему. Только использование стандартизированных научных методик позволит получить сравнительные результаты разными исследователями и сделать выводы об индивидуальности человека общезначимыми.
Малопараметрические модели индивидуальности

Требование полноты описания индивидуальности практически нельзя реализовать. Поэтому данный методологический принцип целесообразно и теоретически необходимо дополнить принципом построения малопараметрической модели, отражающей с известной погрешностью модель индивидуальности, построенную на психограмме «всей полноты признаков доступных исследователю». Данная ситуация характерна не только для психологии. Возьмём в качестве примера метеорологию. На погоду влияют очень много факторов. Поэтому метеорологи вынуждены в практических целях строить малопараметрические модели, которые и лежат в основе предсказания погоды. Не учитывает, к сожалению, всех факторов, влияющих на здоровье, и врач, ставя диагноз. Построение малопараметрической модели индивидуальности и есть главная теоретическая задача психологии. Но чтобы построить такую модель необходимо отталкиваться от практической задачи и теоретических представлений о внутреннем мире человека и законах его функционирования.

Практическая задача, как основа построения малопараметрической модели индивидуальности. Для того, чтобы разобраться в поставленной задаче обратимся к практике составления прикладной психограммы при решении задач, возникающих в психологии труда. Для того, чтобы составить такую психограмму исследователь разлагает деятельность на действия и анализирует, от каких психических качеств может зависеть успешность выполнения конкретного действия. Для этого выясняется, какие психические функции вовлечены в выполнение конкретного действия и какие качества психических функций здесь оказываются важными. Именно такой психологический анализ деятельности и позволяет составить предарительную психограмму действия. Далее психолог подбирает методики диагностики, адекватные выделенным психическим свойствам. Желательно, чтобы эти методики учитывали свойства оперативности выделенных способностей. В качестве примера, который доступен пониманию всех, так как каждый учился в школе, мы можем привести психологический анализ педагогической деятельности, выполненный нами в целях построения профессионального стандарта педагогической деятельности20. Хорошим примером такого анализа является работа Б.М.Теплова «Ум полководца».21

Психограммы отдельных действий сводятся в психограмму деятельности, дополняются показателями мотивации деятельности и получают психограмму деятельности. Далее возможны различные методы статистической обработки количественных измерений, сделанных на основе психограммы деятельности.

Подобного рода шаги мы должны сделать и для составления психограммы человека. Здесь в качестве практического основания должно выступать поведение личности. И здесь встаёт задача психологического анализа поведения.

Поведение имеет ту же структуру, что и деятельность, но здесь главную роль начинают играть социальные моменты. «Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, писал С.Л.Рубинштейн,- оно включает систему более или менее сознательных действий и поступков… Действие- это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание. Действие, далее, становится поступком по мере того, как и отношение действия к действующему субъекту, к самому себе и к другим людям как субъектам, поднявшись в план сознания, т.е. превратившись в сознательное отношение, начинает регулировать действие. Поступок отличается от действия иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание. Генезис поступка и самосознания – это сложный, обычно внутреннее противоречивый, но единый процесс, также единым процессом является генезис действия как сознательной операции и генезис самого предметного сознания. Различные уровни и типы сознания означают вместе с тем и различные уровни или типы поведения (реакция, сознательное действие, поступок). Ступени в развитии сознания означают изменения внутренней природы действия или актов поведения, а изменение внутренней природы есть вместе с тем и изменение психологических закономерностей их внешнего объективного протекания. Поэтому структура сознания принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия. 22

следующая страница >>